Три планеты моего детства. - Мой Сахалин

Алла Никонова-Закарян
Мой Сахалин
Глава 4.

Шёл 1950 год. Пришло время третьей планеты. Это тоже был не мой выбор, и несмотря на несчастье, затронувшее нас, мы об этой планете не жалеем. Но буду последовательна.
  Мама получила вызов на работу в Южно- Сахалинск. 
Там вот уже 2-3года начальником МТС работала Станкевич  Франциска Францевна. Они вместе трудились в 1943 году на восстановлении Сталинградской МТС. где Франциска Фр была главным инженером. Кроме вызова мама получила бронь для билета и подъёмные  деньги. Дорога предстояла   дальняя, только от Москвы до Владивостока 13 дней пути. Нам очень повезло с билетом. В составе поезда были только новые купейные вагоны. Обслуживание хорошее, каждый день приносили суп, а второе надо было заказывать. Наши  спутницы - две симпатичные женщины. Одна ехала из Киева на Дальний восток к сыну. Другая, врач из Ленинграда, на лечение какой-то болезни. В вагоне ехало много моряков и военных. Двери почти всех купе были открыты и все знали, где всегда играют в карты, где пьют.

  Встретили  в вагоне женщину с девочкой моего возраста. Они тоже ехали на Сахалин, решили во Владивостоке держаться вместе. А пока перед нами лежали бескрайние заснеженные сибирские просторы.  Мама вспоминала своё  детство. В их алтайском селе жили русские и украинцы (фамилия семьи Устименко). Помню как я ей задала  вопрос: дрались ли они между собой? Она на меня удивлённо посмотрела и сказала: «Я никогда об этом не слышала. Мы жили в одном конце села, а они в другом». Но ходили в одну школу. В то время невозможно было предсказать безрассудный разрыв между братскими народами в наше время.
 А тогда шла Гражданская война, разделившая людей на красных и белых, но были ещё и белочехи. Несколько случаев из жизни в то время. В селе ждали красных, один дедушка, наш родственник вышел их встречать. Вот и отряд
 «А мы вас ждём»-говорит он. «Я тоже Красный»
 «Ну, веди нас »- он  их повёл. Это были белые. Несколько человек были убиты в тот день. Мама мне об этом рассказывала и как писала в своих воспоминаниях внучка этого человека «над селом стоял стон»   (село Гилёвка)
Приход  красных партизан мама помнит по другому эпизоду.
 C ними был мой дядя. Дом наполнился бойцами, они сидели тесно на полу, а моя бабушка и тётя пекли блины и им бросали.
 Но больше всего в это время боялись чехов,                населению сказали, что их будут расстреливать из дальнобойных орудий. Мама помнила, как они, особенно дети, сидели в подвале, но не могла вспомнить, чтоб их бомбили. Хронологически не знаю, где это поместить, но у них работали два чеха. Один, которого называли Иван Иванович, давал полезные советы по хозяйству. Я впервые слышала рассказы о войне в Сибири и мятеже чешского корпуса.
Когда всё успокоилось, в селе начали организовывать Коммуну. Новые веяния пришли в село, из пятерых  детей трое уехали учится. Мама поехала в Новосибирск и как я писала выше, закончила электротехнический техникум связи, а мамина сестра механический. Всю войну тетя Маруся проработала механиком в МТС и была лучшим механизатором, а к сорока годам, два года училась на агронома по виноградарству. При этом у неё было трое детей. Все её дети и внуки получили высшее образование. Жаль, что её муж вернулся с войны инвалидом, но и он всегда работал. Моей маме тоже пришлось пройти год учёбы, чтоб работать начальником районного узла связи. На фото курсантов 17 мужчин и одна женщина-моя мама. Почему я об этом пишу? Они были обычными Советскими женщинами, и я выросла среди них. Помню в Сталинград приезжали группы женщин- строителей из разных городов, и бригады назывались по имени их городов. А сколько женщин, оставшись вдовами, работали, воспитывали детей и восстанавливали страну.
Не знаю ни одного памятника, представляющего собирательный образ женщины-труженницы этого поколения. Хотя восторгаюсь выразительностью и динамизмом прекрасного памятника Матери Родины.

Вот мы и на Дальнем Востоке. Вечером приезжаем во Владивосток,  переезжаем на морской вокзал. Мы вместе с мамой и девочкой с которыми познакомились в поезде. Зал ожидания вокзала переполнен, негде сесть. Нам надо купить билеты в один из портов: Корсаков, Холмск или Невельск. Первое судно идёт в Корсаков через пять дней.
 Сейчас  появилась шальная мысль: вот туда бы направить съёмочную группу фильма «Офицерские жёны». Недавно пробовала посмотреть этот фильм, но после просмотра первых серий - оставила. Настоящая жизнь, при  всех наших бедах была более светлая, чем хотели показать создатели фильма.  Зачем это нытьё?
А с нами, детьми, были две женщины уже не жёны офицеров а их вдовы. Они не потеряли бодрости духа и этим нас успокаивали. Среди обслуживающего персона нашли женщину, которая нам cдала свободную комнату в своей квартире. Время прошло быстро и все были довольны.
В один из вечеров мы приехали в порт, погрузили вещи на борт парохода «Крильон» названный по имени южного мыса острова и отчалили. У нас была каюта на четверых.
Только сейчас не помню мы остались в море одну или две ночи.
До обеда приехали в Корсаков.  Нас встретили Франциска Францевна с мужем.  Он работал главным  инженером обл. Управления связи. (фам. Иванов)
 По дороге нам показали Южно-Сахалинск.  Этот город отличался от городов на материке архитектурой, планированием, растительностью. Дома имели один или два этажа да к тому же почти все были старые. 
Наши друзья занимали две небольшие комнаты. Там нет общих квартир, но есть коридор, обычно без окна, где можно приготовить обед.
Мебели. кроме этажерки, стола и стульев  никакой не было.
Только через 2-3 месяца я поняла, что самым ценным из того что у них было это кровать с никелированными шарами. Производство кроватей на Ю-Сахалине не было налажено, а японцы спали в нишах.
Мне кажется, что ниши-одно из лучших изобретений Востока. У Ивановых мы с мамой там спали внизу, а наверху  спал их сын, а ещё  нишу можно использовать как шкаф для одежды, посуды и т. д. Хорошее изобретение, но не от хорошей жизни. Думаю, что японцы жили не просторнее нас. Вечерами мы ложились рано и слушали по радио «Падение Порт-Артура». Наши друзья приехали сюда после окончания военных действий. Они оба до войны окончили Академию связи, Франциска была, как и моя мама среди первых строителей Сталинграда. Муж её в это время воевал. Какое это было поколение!
А теперь когда я слышу о мерзавце хорошавине, я это ощущаю как плевок в сторону всех Сахалинцев. А где все были ? Ведь у него была выборная должность. Мало дали!

 Маме предложили работу в Невельске в должности  зам.
Начальника районного узла связи. Должность была мужская в её ведении была вся техника и линии.
Был заключён договор на 3 года. Я не помню размер зарплаты, но северные надбавки увеличивали зарплату на 10% каждые 6 месяцев .
Таким образом через 5 лет получали двойную зарплату.
 Отпуск брали один раз в 3 года на 6мес.,дорогу оплачивали
 Не удивительно, что живущие на Севере знали хорошо курортные места. Настоящим северянам денег в отпуске не хватало. Но все верили что стоит только дать телеграмму друзьям или начальнику -деньги сразу пришлют. У сахалинцев очень развита взаимовыручка.

Плохие воспоминания у них остались после посещения острова  Хрущёвым.  Теперь надбавки составляли 10% в год, т. е. двойную зарплату можно было получить прожив на Севере 10лет.

 Мы остались в Ю-Сахалинске дней десять, оформили все  документы и нас проводили в  Невельск. В то вре мя наш путь длился 7 часов.  Поезд был старый, дорога узкоколейная. В городе Холмске остановка-40 минут, заправляли паровоз водой. Мы видели прекрасные пейзажи, проезжая по Сахалину, Был мост, который называют  «чёртов». Он как будто смеялся над нами появляясь то сверху, то снизу. А кругом были великолепные сопки, покрытые лесом.

К вечеру приехали в Невельск. Нас встречали Начальник Узла связи Филимонов  Иван Максимович и радиотехник, фамилию которого я забыла.
При узле была сделана пристройка на три квартиры. Они предназначались для начальника, заместителя и помощника. Наша квартира состояла из 2-х больших комнат и коридора, но в тот момент она ремонтировалась и мы все пришли к Филимоновым.
Хозяйка дома Мария накрыла стол, после нашего ужина компания увеличилась. Радиотехник принёс гитару начал петь романсы Вертинского, Лещенко и любимый моим папой «Чубчик» и конечно закончили  военными песнями. Живя в Невельске, мы 2-3 раза в год ездили в Ю-Сахалинск на концерты или театральные спектакли.

Утром пошли  знакомится с городом. Надо сказать, что этот портовый город находится на широте Сочи. Но море здесь суровое и холодное, не могу вспомнить,чтобы я там купалась. За то не было сибирских морозов. Город небольшой,  сопки  подходят близко к морю и мешают ему расширится, но по берегу он тянется на несколько километров.
 В одном месте есть распадок, там минеральные источники выходят на поверхность земли, Городские постройки расположены более скученно, по сравнению с нашими городами. Но узел связи имел большой двор и большие производственные площади.
Основное помещение было связано с квартирами коридором метров 30, с одной  стороны  была стена, а  с другой сплошные окна.
 Канализации  в нашем представлении в Невельске не было.
Но был туалет в каком-то коридоре и для этого не надо было выходить на улицу. Удивительно, что это было одно из самых чистых мест в доме. Как это достигается? В то время  я не заинтересовалась.
Во время войны мы часто слышали слово «перебой»  он был с хлебом, с маслом и т. д. К счастью на Сахалине, когда мы там жили о перебоях не слышали.

 Первое, что покупают, это 3-х литровую банку сгущённого молока, в меньших объёмах не завозят. Вторая особенность:
вы не найдёте в магазинах водку или вино, но в каждом можете купить спирт и Советское шампанское. А кто-то решил. что развести  водой спирт можно везде.  Через  1-2 года в продаже появилась  водка. Были продукты в виде порошка: молоко, яички, томат; а также сухие и сезонные (недостаточно) овощи и масса различных консервов.  Среди сезонных овощей была черемша, что-то среднее между луком и чесноком. Иногда проезжал по улице города грузовик, извещая колокольчиком о продаже крабов. Они были огромные и уже сваренные. А во время отлива моря можно было видеть на берегу корейцев, они собирали ракушки и ели их сырыми. Эту картину я видела во Франции, но ракушки не ела. Настоящим праздником для невельчан был выпуск лимонада и торта, который продавали на вес.  Большинство  учеников отмечали свой День рождения дома, приглашая  учителей, но вскоре из-за самодельных коктелей, крюшёнов и тд  директор школы запретила устраивать праздники.
 А кино было наше  ВСЁ.
 Когда я говорю  кому-то, что я жила на Сахалине, люди  на меня смотрят с  состраданием 
 Но лучше меня сказал о Севере Н.В. Лебедев, сын командира 54 танковой бригады, в рядах которой сражался и погиб мой отец:  «...именно там я провёл свои лучшие годы Именно там я имел счастье иметь в друзьях самых лучших людей на свете»  (геолог об Арктике)  Ведь нас на Сахалине тоже окружали самые лучшие люди на свете, доброту и сердечность которых я познала в трудную для меня минуту.(об этом напишу ниже)
 Ведь правда, что люди были особенные. Они не боялись трудностей и верили государству. Трус, нытик, псих а так же больной и старый туда не поедет. Ехали выжившие и победившие, никто не вёз мебель или деньги на квартиру.
Особую обстановку создавало распределение квартир и северные надбавки, а родственников заменяли соседи  или сотрудники. Среди приехавших были сибиряки, москвичи, ленинградцы и даже одесситы, были мужчины, которые остались на острове, отслужив здесь в армии.

Однажды повредился кабель, который нас связывал с Ю-Сахалинском он проходил через небольшую реку. Для устранения повреждения нужно кому-то лезть в ледяную воду, вызвали добровольцев и ребята все оказались ими.

Потом моя мама гордилась что никто из них не заболел. Не знаю это благодаря двум литрам спирта, который они взяли с собой «для обтирания» или мамин хронометр.

За всё время пребывания (с 1950г.) на Сахалине я не видела ни одного японца, но иногда можно было встретить корейцев. Тем, кто не хотел уезжать с японцами, могли жить в Невельске. Никаких японских  вещей у населения не осталось.
Жилой фонд сохранился, но перед нашим приездом сгорела школа и кинотеатр. Для  школы нашли подходящее здание, а кинотеатр построили из дерева большой и неотапливаемый назвали «Южный». Кроме того в городе было два клуба, мореходная школа ,и два техникума.

Хотя я не жила больше в маленьком городе, считаю, что райцентр самое комфортабельное место  для проживания.               
Немного о «братьях наших меньших». После отъезда Филимоновых их кошка и собака остались у нас. Кошка казалась самой обыкновенной, но вместо хвоста у неё был белый пон-пон. Это меня заставило обратить внимание на хвосты кошек. Они все были разной длины Я так и  не узнала, кто им режет хвосты. Только недавно  увидела по ТВ  что эта порода называется Курильской и рождается с хвостами разной длины или совсем без него.
Собачку  звали Мурзик. У него была мордочка лисы, длинная белая шерсть и короткие лапки. Жалко, что собачка исчезла через 2-3 дня.  Нам посоветовали её не искать, т.к. были любители такого мяса Вокруг нас все знали о пропаже Мурзика. Поэтому нач. почты пограничного пос. Крильон предложил нам обученную собаку и вот утром приезжает машина с двумя военными и собакой овчаркой по имени Люкс. Познакомились. Он два дня лежал ничего не ел, а на третий он выбил маленькое окно, прибежал и сидел перед дверью маминого кабинета. Окно застеклили. Люкс проделал то же самое и продолжал ходить на работу, а мы для него сделали задвижку. Но на этом наши беспокойства не кончились. Он начал воровать мясо в расположенной рядом диетстоловой и приносить добычу маме. Мы    вынуждены были со слезами вернуть его первому хозяину.

Маме предложили должность начальника, но при условии, что Устименко Прасковья Сергеевна окончит годичные курсы Начальников районных узлов связи в Новосибирске. Сохранилось фото на нём преподаватели, курсанты-мужчины и одна моя мама. Неудобство было в том что начало моего учебного года и её не совпадали.  Решили что я останусь в Невельске 1-2 месяца до окончания полугодия, а жить буду в нашей квартире с близким нам человеком Раей Клёвиной, которая работала в узле связи экономистом. Потом самолётом полечу в Новосибирск.
Но случилось несчастье. Я вышла ненадолго к подруге Алле Логиновой. Сидим и тут прибегают девочки с криком «Почта горит»
Когда мы прибежали, здание было объято пламенем, а телефонистки
 прыгали со второго этажа, вокруг меня было много народа.
Люди думали, что они остались без средств связи, а я о том,что я одену завтра в школу, ведь на мне был домашний халат. Мы  вернулись к Алле, её мама Антонина Петровна Давыдова нам преподавала литературу и была завучем школы. Я думала,что останусь у них, хотя они мне ещё не предложили.
Но вдруг входит папа другой моей подруги Ларисы Эстэркиной,  оказывается все его ждали. Он мне говорит: «Деточка, пойдём тётя  Тоня  и дети тебя ждут.» Он взял меня на руки и понёс.
У Эстэркиных было трое детей. Лариса-самая старшая. Потом Нина и Витя. Борис Иосифович был военным моряком в чине
подполковника. Это был самый приветливый и весёлый человек.
Новый год я встречала в их семье, на утро под ёлкой дети искали свои подарки. Дядя Боря  меня спрашивает : «Почему ты не ищешь?»
Для меня под ёлкой оказалось красивое платье. До моего отъезда в Новосибирск я осталась у них. Вскоре Эстэркины переехали в Ленинград.
Когда я училась в Москве и у меня была  практика в их городе, мы несколько раз встречались(56-57 годы)В Невельске помню, как мы учили Витюшку ходить. Может поэтому я купила ему конь-качалку, а он уже пошёл в школу. Не рассчитала. Последний раз виделись на вокзале, когда Лариса с большой компанией пришли меня провожать. Эту замечательную семью я всегда буду помнить.
 Сейчас к концу жизни у меня оказалось множество долгов.
Помню, как в  один из этих грустных дней приходит  Лёля Луценко
и от имени Комсомольской организации  даёт мне 1700 рублей ровно  столько сколько нужно на билет Ю-Сахалинск-Новосибирск.
Одна из моих подруг Алла Логинова отдала мне свой кожаный портфель и все учебники

Немного о пожаре. Когда мы приехали в Невельск говорили, что школу и кинотеатр подожгли. Но наш пожар был по людской небрежности. У соседей дети были одни дома и играли с огнём. Страховки в то время ни у кого не было. Может быть и хорошо, что моя мама была в Новосибирске, её не судили. Начальнику и помощнику присудили большие суммы выплат. (по 90 тысяч каждому)
Особых ценностей у нас не было, но у меня были  любимые вещи.   Среди них мой новый дамский велосипед, я ещё на него не садилась, жалко приёмник. А самое главное, я думала что сгорел папин орден и все фотокарточки. Но оказалось мама  взяла с собой наш семейный альбом., это было самое ценное из всех наших вещей. А вот Орден  Отечественной войны, который нам передали в Сталинграде, пропал. Некоторые документы пришлось восстанавливать. Сохранились снимки  зданий Узлов связи в Невельске и в Ю-Сахалинске  до пожара.
Сейчас, глядя на эти снимки можно найти что-то «типовое» в них, но  на фото в Невельске видна только часть здания. Для фотографа главным были почтальоны  Эти  снимки я нашла в мамином  архиве.
Пожар  нашего дома произошёл в декабре 1952 года.

  Устименко П.С. проработала на Севере 15 лет ,работала начальником  Союзпечати в Южно-Сахалинске, а также начальником районного узла связи в Сахалинской и Магаданской (Ола, 3 года) областях.
Да, работа была не женская, приходилось ездить на всех видах транспорта, а в очень плохую погоду организовать почту «на сброс».
Но мама любила свою работу и всегда  была окружена людьми.
А о себе скажу, что «если б снова жизнь заставить по пройденным путям кружить, я в сердце ощущаю радость., верней-не радость,-счастье жить».

                КОНЕЦ