Три планеты моего детства. - Первый день войны и э

Алла Никонова-Закарян
 « Блажен кто посетил сей мир в его минуты роковые»
Пушкин А.С.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Первый день войны и эвакуация

     Детство моё пришлось на суровые годы войны. Я их не выбирала, но во все периоды нашей жизни мы чему-то учимся, испытываем радость и печаль . Антуан Экзепюри писал о странном мальчике, который  жил на астероиде Б-612 и мог перемещаться по другим  планетами,  наблюдать  закат солнца в разное время и встречать разных людей. Автор писал « On est  de son enfance comme en est d un pays » Существует несколько вариантов перевода. Я бы перевела эту фразу  «Мы из страны нашего детства.»
 Родилась в Киеве, перед войной жили в Черновицах, были эвакуированы в Сталинск 41-43гг.за тем Сталинград
43-50, потом Ю.Сахалин 50-54. Это одна страна, но в географическом плане совершенно разные территории, поэтому я посмела их сравнить с планетами, которые посещал герой А. Экзепюри  «Маленький принц».
     В этом году исполнилось 72года  со дня нашей Победы в Великой Отечественной войне. Страшно подумать, но я помню её первый и последний дни. Для меня, ребёнка войны, это самый большой праздник, хотя я помню, как мы с мамой в этот день оплакивали гибель моего папы и радовались за всех родных и близких, которые вернутся домой.


Дети и внуки не забыли погибших Они «прошли с ними» по Красной площади и  в этом году. Мне было очень жаль, что там не было фото моего отца. Плакала весь день, а колонны всё шли и шли. Они были нескончаемы. Помню, как наш знакомый участник Парада 41-го говорил, что с Красной площади они уезжали прямо на фронт и Начальник училища целовал каждого из них. Помню также, как я там проходила в весёлых колоннах столичных студентов.
Сегодня же я не могу быть в колоннах «Бессмертного полка» из-за своих лет, здоровья, да и живу я вот уже более 45 лет во Франции. Прошло много лет, но события того времени и люди, которые меня окружали, навсегда останутся в моей памяти. Я не думаю ни о настоящем и ни о будущем, а о годах прошлых и вызывающих горькие слёзы, об ушедших и, особенно, о погибших.
Время, словно огромная река, смыло старые дома, изменило улицы. Разве мои дети могут представить, каким был Сталинград  или Сахалин, или годы эвакуации в Сибирь ? Это сохранилось только в моих воспоминаниях и кажется какой-то прожектор их высвечивает из моего далёкого прошлого. Хотелось бы рассказать о нём моим внукам и правнукам, несмотря на то, что у меня совершенно нет литературного опыта.



Глава 1. Первый день войны и эвакуация.

Война нас застала в Сев. Буковине г. Черновицы, где папа служил в звании ст. лейтенанта на военном аэродроме, у него была тёмная форма, как у всех лётчиков того времени. Поэтому, когда один мальчишка мне сказал, что его папа делает три «мёртвых петли» я ответила, что мой делает их пять. А однажды узнав, что лётчикам дают шоколад, обиделась на папу из-за того, что он мне его не приносит. Отец мне объяснил, что шоколад выдаётся только лётному составу и они никому не имеют права  его давать, к тому же он не входит в лётный состав. Так я узнала, что мой папа не лётчик,но была слишком мала, чтоб задать ему вопрос о его работе.
Не было прощания с отцом когда он уходил на фронт, но помню обычный день.  Он уходит на работу, слышу его шаги, он спускается  по лестнице. Я с плачем выбегаю на балкон и изо всех сил кричу: «Папочка, ты забыл меня поцеловать» Тот крик и сила, с которой я сжимала металлическую ограду балкона, остались навсегда в моей памяти. В этот день он вернулся, чтоб меня поцеловать. Хочется и сейчас  крикнуть  но…
В то время много говорили о войне в Испании. Мои родители хотели усыновить  испанского   ребёнка. Они писали, но им ответили, что эти ребята   никому на воспитание не будут отданы .Ещё  долго моя мама да и я будем  жалеть, что я  единственный  ребёнок в семье.
Дома я оставалась с хорошей няней, но она пошла учится и к нам пришла другая.  Через  несколько дней  девушка собрала всё, что ей нравилось и исчезла. Надеясь что-либо найти, мы пошли к её родителям.  Это было тёмное полуподвальное жилище, где на на кровати лежал больной и на стене висели в рамках и под стеклом два  больших постэра с портретами Христа и  девы Марии. Трудно их  назвать иконами. Обстановка была удручающей, поиск прекратили и родители решили привезти к нам папину маму.
Его родные жили в городе Сталинск Кемеровской обл. А пока меня  оставляли у соседей. Это была  пожилая пара немцев (евреи) , которы  приехали  в Черновицы  вместе с русскими. Говорили они только по-немецки, на этом же языке общались со мной. Правда, всё общение  состояло в том, что мне каждый раз читали «Три поросёнка» и научили считалкам, которые я помню до сих пор. 
Жили мы в городе и за папой иногда  приезжал или приходил ординарец, которого папа называл Самым быстрым человеком.  За 3-4 дня до начала войны отец выехал за бабушкой,

Я помню этот роковой день накануне войны, наверное потому, что был он слишком беспокойным. Мама в этот день работала в ночную смену и перед дежурством хотела поспать, но не смогла. Пришёл папин товарищ  за ключом от нашего дома. Вечером все шли в ресторан и он почему-то оставался  на ночь у нас. Потом  зашли две мамины приятельницы, они возбуждённо о чём-то говорили , я только слышала, как уходя сказали: «Закажем Чубчик в честь Пети.»
        Через 10 лет я услышала любимую песню моего отца, весёлую и зажигательную, на Сахалине. Слова: «Сибирь ведь тоже русская земля» звучали очень проникновенно. Мама мне тогда сказала, что эта песня запрещена, но 1-2 года назад я её слышала по ТВ в прекрасном исполнении Аллы Баяновой. Она сказала, что эту песню пели во все времена.
А война была рядом. Мама и её сотрудники первыми узнали о начале войны. Она позвонила домой. Я спала у соседей, а папин товарищ, сняв трубку, сказал, что это глупая шутка, ведь он лёг спать в три часа. Но жители города уже слышали взрывы бомб. Это противник уничтожал авиацию и аэродром, где служил мой отец.
Очень сожалею, что у меня не сохранилась статья об этом налёте, написанная очевидцем, лётчиком-испытателем (фамилию не помню) и напечатанная в АИФ в 1991 г называлась «Ведь был такой приказ!» В ней автор пишет об общем предчувствии  воины, о том, что они уже отправили свои семьи дальше от границы (?),  частом нарушении воздушного пространства со стороны соседей. Его командир в этот день был в командировке. Насколько я поняла, прямого приказа не существовало, но говорилось об отражении удара, зарвавшего противника. Автор статьи   один поднялся в воздух. Город не бомбили, но аэродром был разбит в первые часы войны. Прошу простить, мою  нескромность, что я затронула  эту тему , но статья называется: «Ведь был такой приказ!»

Ищу эту статью в Архиве АИФ. (газета  куплена или получена мной по  подписки в   Марселе ) Жалею, что не   написала  автору. Думала, это невозможно, ведь статья подписана лётчиком-испытателем.
        Я благодарна папиному командиру, за то, что он понял наше положение и разрешил поехать за бабушкой, но как командир?...Я так и не знаю, где война застала папу. А как бы хотелось его обо всём расспросить!
      Вскоре началась эвакуация семей военно-служащих. Маме трудно было решить, т.к. мы не знали, где в это время находился отец. Я помню этого военного, который каждый день приходил и требовал, что бы мы собирали вещи. И вот в одно утро во двор въезжает грузовик, в нём уже было несколько семей.   Все держали в руках огромные ветки для маскировки.

Мы поменяли несколько поездов, в одном месте попали под обстрел вражеской авиации. Поезд резко затормозил и остановился в чистом поле. Нам приказали выйти из вагона и расположиться рядом с поездом. Были слышны крики, гул самолётов, кто-то пробегал с носилками. Мама меня накрыла белой простенью и я, сама не знаю как,  уснула. Когда проснулась, увидела, что уже темнеет и я лежу на чемодане около поезда. Все начали подниматься в  до отказа набитый вагон. Вскоре мы продолжили путь.
         Приезжаем в город Куйбышев. Нам повезло, т.к. нас на вокзале ждала мамина подруга и сотрудница тётя Клава Малахова, которая приехала раньше и оставалась в этом городе. До нашего отъезда у нас было время, мы пошли фотографироваться и в сентябре 1941 получили фото от тёти Клавы После войны она жила в Одессе, встречались в 1958 году. У неё был  сын и муж.(фам Батула) работающий, начальником связи китобойной флотилии «Слава». Мама и т. Клава вспоминали всех выживших и погибших. Горько плакали, вспоминая жену одного из командиров. Она была повешена. Мама говорила, что у них было трое детей и была эта самая красивая пара.

      Наш поезд оказался товарным, в нем не было ни скамеек, ни нар. Люди лежали в повалку на полу Это были в основном женщины и дети. Когда я увидела, что нет туалета,  начала хныкать. К моему счастью, тётя Клава перед отправлением где-то нашла горшок, я  успокоилась. На остановках все бежали за кипятком и в туалет, а дети дружно плакали. Но после того как два человека отстали от поезда (они нас догнали на другом), нам разрешили в углу сделать дыру. Мы отдали мою белую простынь для «стены» и кто-то сделал тоже самое для другой стороны. Все облегчённо вздохнули.