Материнское право

Земфира Магеррамли
Материнское право
рассказы


- Нееет! Она не умрет!..
Истошный крик отчаяния Эльчина перешагнул стены реанимации, охватил коридоры больницы. Послед-ние дни он не отходил от Ульвии. Еще теплилась в душе слабая надежда на исцеление жены от тяжелой болезни. Но решение консилиума врачей, вернее, их приговор, сразил его и родных супруги: «Вирус гепатита S полностью разрушил печень».
Он никак не мог успокоиться, не находил себе места. Все буквально кружилось перед глазами. Эльчин посмот- рел на пожелтевшее лицо Ульвии. Состояние больной часто менялось. Губы растрескались от высокой темпера- туры, волосы рассыпались по лицу. Над ее головой блуждал одинокий и черный призрак смерти. У Эльчина кошки скребли на душе. А дома два маленьких сына ждали маму… «Как Аллах позволил случиться такому горю», - но его вопрос остался без ответа.
Еще одно чувство буквально раздирало его – Ульвия ждала малыша. Только Эльчин готовился стать отцом в третий раз, как жена заразилась желтухой. Предваритель- ное обследование показало, что сердцебиение плода едва слышно. Даже если и родится, но будет ли жить - это оставалось под вопросом. Врачи посоветовали спасти ребенка. Но слабое состояние матери делало невозможным их желание.
Ульвия бредила, стонала от резких болей. Не знала, кто к ней приходит, как врачи борются за ее жизнь. Все уже не имело значения. Даже уколы в вену не действовали. Далеко за полночь состояние больной ухудшилось. Мать - Зохра ханум, гладила ей волосы, напевала колыбельную дочке, изнывающей от боли. Материнское сердце под- сказало – это утро для Ульвии не наступит.

* * *

На похороны собралось много народу. Эльчину казалось, что людскому потоку нет конца. Он взялся за гроб, украшенный цветами, и вместе со всеми начал идти в сторону кладбища. Для отца двух сыновей этот путь казался самым тяжелым и печальным за всю его жизнь. Ему подумалось, что дорога от дома до кладбища никогда не закончится. Тяжелой походкой он направлялся туда, где навсегда простится с любимой. А перед глазами появля- лась другая, светлая картина.
… Соседская дочка Ульвия в тот день казалась наряднее и красивее обычного. Белоснежное платье невесты, белые цветы на волосах придавали ей особый шарм и прелесть. До начала свадьбы молодожены в белом лимузине прогулялись по Приморскому бульвару, берегу Каспия. В тот счастливый день их жизни было ветрено. Пенистые волны, как бы играя в догонялки, бились о  берег. Над ними шумной стаей кружились чайки, окуная в воду перья, затем вновь взлетая в небо. Две чайки, крик которых доносился более ясно, отстали от стаи. Молодожены с восхищением смотрели на белых ангелов - как они плывут парой и нашли друг друга. Счастливая чета желала походить на них – быть всегда вместе. Они загадали сокровенное желание – как и эти белые чайки, взмыть в небо, подняться до небес и раствориться в вечности. Но, увы…

* * *

… Пока мулла читал суры из Корана, он вернулся в реальный мир. Его милую, веселую и добрую Ульвию уже похоронили. По воле судьбы, она унесла с собой и не родившегося малыша.
 
Безвременная смерть жены удручила Эльчина. Сми- риться с потерей супруги? Никогда! Он не мог уединиться и дать волю чувствам. Комок подкатывал к горлу, Эльчин изнывал от горя, страдал, внутри все оборвалось и перевернулось. Когда встречал на себе робкие взгляды малышей, терялся, не зная, что сказать. Он считал себя виновным в ее смерти. Что же сказать маленьким Шамилю и Джамилю? Как их успокоить, когда они спрашивали, «а где мама»?

* * *

Во дворе установили палатку, одна партия людей сменяла другую. Родные, друзья, соседи, знакомые выражали соболезнование семье умершей, родителям, супругу. И все просили у Аллаха только терпения. Его утешало, что они поделили с ним горе в трудный час. Духовная поддержка немного притупляла его боль.
Свекр – аксакал Рашид муаллим, буквально поник от неожиданной смерти единственной дочери. Некогда статный и видный мужчина в одночасье превратился в немощного старика. Мать – Зохра ханум, причитала от горя, не могла свыкнуться с мыслью, что дочки больше нет. А стоны Зибы ханум, прижавшей к груди внуков и проливающей слезы по поводу смерти невестки, никого не оставили равнодушным.

* * *

Прошли сороковины, уменьшилось количество посетителей. Но, к сожалению, все только начиналось. Эльчина ждали более суровые дни. Мать долго болела, а в последнее время боли обострились. И в таком состоянии она не могла ухаживать за мальчиками. Эльчин – авиаинженер по специальности, ходил на работу, часто отправлялся в рейсы. Дети оставались под присмотром больной бабушки. А их надо кормить, обстирывать… Для старой женщины это тяжело. Мальчики часто болели, простужались, температурили. Брат Джабир и его жена Эсмира покупали лекарства, а сестра Матанат делала  детям уколы.

* * *

Душа разрывалась, глядя на пожелтевшие, осунувшиеся лица сирот. Одна мысль не оставляла его в покое: «Правильно говорят: ребенок становится  сиротой по матери, а не отцу». Мальчики не могут забыть мать – самое дорогое и близкое им существо. Они скучают по ней… Но что делать, как поставить конец им страданиям. Эльчин долго думал над этим вопросом. А когда дети засыпали, наступали самые тяжелые минуты. Брал снимок жены, подносил к глазам и долго беседовал, делился с ней. А безответных вопросов было не счесть…

* * *

Братья, сестры, близкие, родители Ульвии собрались вместе и пришли к решению: детям будет лучше, если Эльчин женится. Мальчикам нужна мать, чтобы забо-ти- лась и ухаживала за ними. А кто же согласится? Угомонит сирот, обогреет их сердца, приласкает, приголубит и полюбит? На такой шаг способна честная, любимая Аллахом женщина, согласившись на столь ответственное дело.

* * *

Одиночество Эльчина, угрюмый и печальный  вид, уход в себя, отказ от общения с окружающими не могли не заметить коллеги. Хорошо, что его состояние не отразилось на работе, требующей почти ювелирной точности. Это качество он выработал в себе давно, еще в годы учебы в Авиационном училище в Москве. Ведь бортинженер отвечает за техническую исправность и подготовку самолета к полету.
 
… К стюардессе Лейле он относился с уважением. Спокойная, выдержанная, она отличалась от других куль- турой поведения. Хотя и была в возрасте, но не потеряла еще свежести и обаяния. Лейла не могла оставаться безучастной к переживаниям Эльчина. Она могла связать  с ним судьбу, стать матерью его детям. Даже однажды намекнула ему об этом…

А Эльчин затруднялся дать ответ - боялся ошибиться в выборе. Ведь это вопрос жизни! Именно от этого шага зависела дальнейшая судьба детей. Сменный режим работы Лейлы, частое нахождение в полетах заставило Эльчина задуматься. Лейла любила свою работу. Обращаясь к друзьям, как-то сказала в шутку: «Не знаю, как вы, но я рождена для неба. Только смерть может разлучить нас». А новой семье, сиротам нужна была женщина, привязанная к ним душой и сердцем.

* * *

Разговор с Джабиром, навестившим мать и племянников, был коротким:
-В народе говорят: «Чему быть, того не миновать». Время вернуться к реальной жизни. Состояние детей и твоей мамы не внушает ничего хорошего. Давай тебя женим…
Эльчин сурово посмотрел на брата:
-Думаешь, это так легко?
-Знаю, нелегко и тебе будет очень трудно.. Пока они маленькие, ничего еще не понимают, ты должен решиться на это. Сестра говорит, у тети Гамиды есть хорошая дочь. Может, поговорим с ее мамой?
Тетя Зиба тоже подключилась к беседе:
-Все соседи, знакомые хорошо отзываются о ней. Говорят, умная, чистоплотная, хозяйственная девушка. Может, нашему дому такая невестка и нужна…
 
Ему ничего не оставалось, кроме того, как молчать. Вспомнил, как два дня назад свекровь Зохра ханум  сказала: «Смерть забрала у меня дочь, разлучила нас. И в этом нет вины ни твоей, ни детей. Сынок, им нужна мать».

* * *

Однажды ему создали возможность познакомиться с девушкой – из семьи одного из дальних родственников. С той самой, которую посоветовали брат и сестра. Лала была светлой, красивой, скромной и доброй девушкой. Эльчин видел ее еще ребенком. Но его ждало еще одно потря- сение. Может, это провидение или что-то другое? Лала внешне очень напоминала Ульвию. Эльчин не мог не заметить эту поразительную схожесть.
Разговор между ними был немногословным:
-Не так и легко смотреть за двумя сиротами, воспитать, постараться, чтобы они забыли горе. Вы могли бы создать семью с холостым мужчиной. С вашей стороны
-это самоотверженность, - Эльчин говорил медленно и ждал ее ответа.
Лала уставилась в одну точку:
-Думаю, смогу взять на себя этот приятный груз. Да поможет нам Аллах…

* * *

Все обрадовались их союзу. Положено начало новой семье. Лала как бы сроднилась с детьми, ладила с мальчиками, выполняла их просьбы, прощала шалости, заботилась о них не хуже родной матери. Ровно через девять месяцев у них появился еще один сын. Продолжая поэтический ряд имен - Шамиль, Джамиль, малыша назвали Рамиль, как раз в рифму…
Аллах, творящий чудеса, за благие дела подарил Лале сладчайший на свете пай - сына. К заботам молодой матери прибавились и приятные хлопоты по малышу.
 
Когда не успевала, на помощь спешили ее мама  и свекровь. Но больше всех радовалась мать Ульвии – Зохра ханум. Она часто навещала внуков, радовалась, что у них есть мать. Беседовала с духом супруга, не перенесшего смерть дочери, утешала его. Всей душой прикипела к Лале. Да и она уважала ее как мать, прислушивалась к советам, вместе готовили вкусные блюда. Вместе с мамой Лалы - Гамидой ханум, часто посещали разные мероприятия – будь то свадьбы, или вечера памяти усопших.

* * *

До замужества Лала работала воспитателем в детском саду - умела находить общий язык с малышами. Кстати, этот талант пригодился самой, когда стала матерью. Летом семья переезжала на дачу в Нардаране. Когда в городе невозможно дышать от духоты, удалялись в прохладное место, подальше от раскаленного города. Дети счастливо и беззаботно росли под присмотром Лалы. А маленький Рамиль как бы заснул, раскачиваясь на ветке тутового дерева, что прямо перед дачным домом.
-А трехлетний Рамиль никого не слушает и ничего не кушает. А птичка удод подлетела и стукнула клювом об его тарелку….
Едва она это сказала, как недалеко от тутового дерева – там, где только полили грядки, появилась пара удодов. Увидев птиц с разукрашенными, оранжевыми полосками, длинным клювом, Рамиль очень обрадовался. И посыпались вопросы:
-Почему у них на голове рога? Может, это маралы?
А Лала внимательно следила за Шамилем и  Джамилем
-на балконе они играли в шахматы. Мать радовало, что дети отличаются от сверстников смышленостью. Ее охватывали нежные чувства,сердце наполнилось гордостью. Вчера был день рождения Ульвии. Они с Эльчином навестили ее могилу.
И только сейчас Лала шепотом, робко спросила у себя то, о чем задумалась вчера:
-Не знаю, смогла ли я заслужить материнское право?...


Перевод: Панаха Рустамзаде
Иллюстрация: xудожник Aдaлeт Гасан