Родственники

Виктор Бутко
РОДСТВЕННИКИ
 
Раиса, моя двоюродная сестра, привыкла к тому, что отец редко заскакивал на квартиру, и поэтому почти никогда его не ожидала. Василий Иванович, её отец, суровый, жёсткий, среднего роста, почитай, чуть ли не с юности крутил баранки грузовых автомобилей. До войны – ЗИС-5, полуторок ГАЗ АА (во время блокады Ленинграда эвакуировали ими население города по льду Ладожского озера, «дороге жизни»; обратно доставляли из местечка Кабона продукты: муку, сахар, консервы), а во время войны – трофейного Мерседеса.
 
Недавно женился вновь (первая жена умерла) и теперь чаще пребывал у неё, Марии, в Копылове. Кроме Раисы, в квартире старинного дома в стиле барокко по улице Пугачёва, прописаны её братья Дмитрий, Николай, сестра Аня. Но постепенно они, словно подросшие птенцы, вылетали из родного пристанища в поисках своих гнёзд.

Так, Митя женился здесь же, в Киеве; Коля (талантливый музыкант-баянист, профессионал, служил в армии в Калининграде. Толя, после окончания музучилища уехал в Смоленск, преподавателем баяна в музыкальной школе. Аня, самая младшая, вышла замуж в Белую Церковь. Помню, мне тогда было семь лет, виртуозную игру Николая, он тогда уже исполнял сложные технические вещи: «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Чардаш» Монти, «Танец с саблями» и др. На баяне он играл с детства. Бывало только проснётся, и сразу за баян. Анатолий не мог похвастаться техникой, в его репертуаре – больше эстрадных, танцевальных мелодий, таких как, например, фокстрот «Роза мунде». Вообще вся семья Бутко отличалась музыкальностью. Рая тёмнорусая, невысокая, блестяще исполняла на каком-то симейном празднике песню Ю. Мелютина «Чайка»,(«Чайка смело пролетела над седой волной, окунулась и вернулась, въётся надо мной…»). Раиса, самая красивая в семье, после школы нигде не училась. В большой их квартире являлась своим братьям и сестре матерью-хозяйкой. Время шло и пора подумать о будущем.
 
Не прельщала вовсе Раису перспектива остаться в старых девах. Где-то в парке познакомилась с музыкантом-духовиком Александром, крупным, склонным к полноте, светловолосым парнем, воспитанником детского дома. И теперь он торил дорогу к дому на Пугачёвской. В оркестре играл на самой большой трубе – тубе, к Раисе приходил частенько, хотя он ей не очень нравился. Однако завидная настойчивость, смелость, даже наглость приобретённая в детдоме, выбили у неё согласие на брак.
 Родила девочку Ирину. Александр проникся озабоченностью: ведь надо кормить семью. Вначале он устроился рабочим на мясокомбинат в Дарнице. Работа для мужчин, скажем, привычная. Ловко орудуя топором и ножом, споро разделывал свиные туши, других животных. Каждый раз возвращаясь с работы, приносил нарезанное пластами сало. Свободно пронести ворованное через проходную невозможно. Александр нашёл другой путь, облегчённый и надёжный: перелезал через бетонную ограду с тыльной стороны. Однажды ему не повезло: преодолевая ограду прыгнул, растеряв всё сало, коим обматывал себе живот и грудь. Таким образом прибавив к своим восьмидесяти килограммам, ещё с десяток живого веса. Кто-то заметив случившееся, донёс руководству. Александра оштрафовали. А вскоре он и сам уволился. Искал новое место работы. Не раздумывая, пошёл носильщиком на вокзал. А музыка, как и типичные жаргонные словечки музыкантов: «лобать», «башли», «чувак», «чувиха», «лабух» канули в прошлое.
 
Избалованный Киев, в прочем, как и другие большие города, любил деньги и Сашка не щадя себя, наполнял с верхом тележку чемоданами; отвозил груз к стоянке такси, а обратно вёз к поездам. Хотелось побольше заработать – вот и трудился в поте лица.

Собственно, Александр Трофимов стал для остальных трудяг из бригады опасным конкурентом, перехватывая каждый раз у них добычу. Так продолжалось несколько лет, пока ещё пребывал в силе. Но всему приходит конец. Однажды, возвращаясь со смены, замертво свалился на асфальт: остановилось сердце. Так незаметно ушёл из жизни, постоянно мечтавший о достатке, мало кому известный, трудолюбивый Александр Трофимов.