Вольный

Алексей Шутёмов
  - Всё. Можете быть свободны! -

  Арестант замялся.

  - Ваше Благородие... Куда ж мне теперь идти? -

  Офицер замялся.

  - Не знаю. Приказами того не предусмотрено. -

  Солнце жарит беспощадно, сопки, зелёной и жёлтой травой, тонут в клубящемся мареве. Часовые строго оглядывают дорогу.

  - Могли бы вы меня повесить немедленно? -

  - Никак нет! Что вы, душегубом меня сделать хотите? -

  - Тогда оставьте на все двадцать лет. -

  - Не могу, не могу вас дольше задерживать. Сказано же вам - настоящего убийцу нашли, вы оправданы. Вам возвращён орден и дворянское звание, и наследство. Потом, и через двадцать лет пришлось бы отсюда уходить, но простым каторжным, под надзор. -

  - И где же мой орден? И звание? А наследство и без меня поделили давно. -

  - Так вы в суд подайте. Наш исправник поможет. -

  - Так у меня - ни копейки!.. -

  Офицер снова задумался. Потрогал ус, оглядел сопки.

  - Поспрощайте у обываетелей - может, кто подаст. А повезёт - так и до дому хватит. А, стоп! Погодите, арестантскую одежду отдайте. Казённая... -

  - Что ж мне, нагишом идти? -

  - Так вы в ближней избе и спросите. -

  Голый вольный человек побрёл прочь от острога. Он боле не убивец, а дворянин служивый, и с орденом, которого нет.

  - Нет, должно возблагодарить Бога, что надоумил убийцу летом признание сделать. Хоть сейчас - хуже и быть не может, а зимой и того хужее. -