О рисунке-роботе Божьей Матери для иконописи

Николай Павлович Кормаков
Описание это может быть полезно иконописцам или художникам, пишущим образ Божьей Матери. Составлен рисунок по видению, описанному в рассказе: "Матерь Милосердия" http://www.proza.ru/2009/11/17/1282 

Этот рисунок-робот составлялся из рисованных элементов, но методом подбора. Т.е., например, если нарисовать подбородок более узким, то не будет это ближе к оригиналу; или если нарисовать нос  короче, то также - не будет; или если нарисовать другие ноздри, то также - нет; или если нарисовать другой разрез глаз, то также - нет; и т.д. Иными словами, рисунок этот отражает особенности лица Божьей Матери, но в целом  слабо представляет Ее истинный облик. Она очень красивая. Я бы сказал, - совершенная. В Ее облике с исключительной гармонией соединились черты и южные и северные. Так, если бы Ее пришлось увидеть среди европейских девушек, то любой эксперт бы заявил, что это европейская красавица. И в то же время, если бы это было бы в Палестине, то никакой бы эксперт не сказал, что эта красавица приехала из Европы.
Мне в видении представлялось, что я нахожусь на станции метро "Василеостровская" в Санкт-Петербурге, захожу снаружи в фойе. Поэтому и воспринимал я по-европейски. При взгляде мельком, лик Божьей Матери выглядит как у европейской красавицы. Правильный овал лица. Не короткий, прямой европейский нос: не тонкий и без горбинки. Четко очерченные, красивые и пропорциональные ноздри (не как у арабов, индусов или у других южных народов), скорее похожий на славянский, даже русский (какие мы привыкли видеть у женщин в России), но нисколько не курносый и даже без какого бы то ни было  подобия на это (т.е. кончик носа не задирается кверху, как, например, у польской актрисы Беаты Тышкевич и не опускается чуточку к низу, как у  Индиры Ганди). Цвет лица - как у яркой блондинки или  у рыженькой девочки: белый с позолотой с слегка румяными щеками. Губы также красивые, не тонкие, правильные и очень выразительные. Но глаза!  Это что-то необыкновенное. Можно бы было описывать их часами, и все равно не хватило бы в языке достаточно красок.  Большие, красивой правильной маслиничной формы  (формы крупной маслины), широко поставленные. Не раскосые ни в ту, ни в другую сторону: очень гармоничны всей форме лица. Цвет глаз ясный с оттенком золотисто- голубого цвета. Трудно этот оттенок описать, т.к. ясные глаза по сути цвета не имеют, - лишь ощущение бесконечной глубины: как будто после весеннего дождя смотришь в ясное бездонное солнечное небо. Брови также необыкновенные. Тонкие, черные, красивые, наклоненные, но почти прямые (т.е. не дугообразные), чуточку может изогнутые в самом низу, как бы подчеркивая необыкновенную красоту формы глаз. Как будто приклеенные, как мне показалось это из-за того, что сразу мне бросилась в глаза Ее необыкновенно бело-золотистая кожа лица и европейский тип яркой блондинки. Я ведь, судя по Ее одежде, подумал, что это цыганка. Однако, увидев белое лицо и нос европейской блондинки, решил, что эта девушка намеренно так переоделась под цыганку. И только разглядывая Ее черные, тонкие, небольшие и наклоненные брови, понял, что таких бровей у европейки быть не может.

В отличие же от художников, я не пытался написать образ, но пытался изобразить каждый элемент лица Божьей Матери, как особенный, такой, каким я увидел его на живом лице Прекраснейшей из жен. Причем, я пытался показать его отличие от привычного стандарта. Поэтому, например, брови получились немного короче и более наклоненные. И так с каждым из элементов лица. Однако в целом образ получился более подобным до оригинала, нежели все виданные мною Ее иконы, кроме единственной, которую я поместил по  просьбе читателя иллюстрацией того рассказа, - жаль вот только, глаза на иконе закрыты.
Что касается образов Божьей Матери, то так же, как и образы Господа Иисуса Христа, они разные. Часто они имеют сходство с типажом той народности, где они находятся. Особенно это видно по иконам Владимирской, Смоленской, Феодоровской, Гваделупской, Японской, Африканской и др. образов Пресвятой Богородицы, где даже цвет лица может быть и желтый и черный.
Образ это окно, канал связи человека с тем лицом, на образ которого он взирает. А потому он и служит в качестве связующего звена с изображаемым лицом.
 Для Господа и Его Матери важно нас одарить любовью и благодатью, поэтому для Них точность подобия изображения к оригиналу особенной важности не имеет. Согласно Преданию, когда Божья Матерь увидела иконы Ее, написанные евангелистом Лукой, Она благословила их и сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут».

Слава Спасителю и Искупителю, Господу и Богу нашему, Иисусу Христу, и Пречистой Матери Его, Марии, Богородице, всегда и во веки! Аминь.