Немного мистики и не только

Ирма Волкова
     Часть первая. Которая могла бы послужить предисловием

     Все поклонники творчества Булгакова знают о его необыкновенных встречах с Гоголем, который являлся ему во сне и наяву. Нисколько не удивлена, почему Михаил Афанасьевич заслужил такое внимание со стороны русского классика. Но ума не приложу, за что моя ничтожная персона удостоилась такой чести. Ладно, опишу всё по порядку.

     В юности я увлекалась театром, в частности труппой Марка Захарова, каждый год гастролировавшей в одном из петербургских Домов Культуры, где проходили мои занятия классическим балетом. Иногда мне удавалось спрятаться днём в ложе у сцены и наблюдать репетиции моей любимой «Юноны и Авось», оставаясь никем не замеченной до конца вечернего спектакля. Частенько захватывала с собой еду и перекусывала, как бедняк из галёрки, ожидающий премьеру Верди "Набукко" в эпоху Рисорджименто. Рок-опера Алексея Рыбникова настолько полюбилась мне, что я не расставалась с книжкой Андрея Вознесенского, написавшего поэму о несчастной Кончите, тщетно прождавшей графа Рязанова тридцать пять лет на калифорнийском берегу Тихого океана. В этом сборнике помещалось стихотворение "Похороны Гоголя Николая Васильевича". Прочитав сей опус лёжа в кровати и размышляя о вросшем ногте писателя, я в сопровождении приятельницы отправилась на улицу подышать утренним воздухом. Среди редких прохожих я заметила среднего роста человечка с тёмно-русыми волосами и живыми карими глазами. Он подошёл к нам и назвался Гоголем. Между нами состоялась непродолжительная беседа, я мало что вынесла из неё из-за сильного волнения, кроме подробностей о месте захоронения Николая Васильевича, кое обещала непременно посетить. После этого мой собеседник буквально испарился. На гоголевский могиле  я так и не побывала, но чувство неисполненного долга преследует меня до сих пор. Ещё одна подробность - моя соседка по комнате, присутствующая при разговоре, вообще ничего не запомнила, словно ей стёрли память...


Часть вторая. Кот Бегемот

     У меня была подруга Анька, с которой вместе учились. Однажды мы поехали в Киев - навестить её тётушку. За несколько дней осмотрели все достопримечательности, спускались в лаврские пещеры, любовались цветущими каштанами на бульваре Крещатика, смотрели росписи Васнецова во Владимирском соборе. Когда поднимались по широкой чугунной лестнице Андреевской церкви, я неожиданно почувствовала себя плохо, закружилась голова и на один миг потемнело в глазах, что за мной никогда не наблюдалась при моём довольно крепком здоровье. Следом посетили дом-музей Булгакова. Далее по Андреевскому спуску прогулялись к Подолу, где собрались перекусить в одном из кафе. Заказали традиционные вареники. Попробовав их, мне вновь сделалось худо, я еле успела выскочить из закусочной...
     Вскоре на Украине случилась "Оранжевая революция". В 2008 году Андреевский храм был снят с баланса Национального заповедника «София Киевская» и был передан непризнанной Украинской автокефальной православной церкви, которая стала совершать в нем ежедневные службы и литургии. Затем в 2018 году Андреевскую церковь передали в безвозмездное постоянное пользование Вселенскому патриархату... В настоящее время в украинских городах снесли памятники Екатерине II, полководцу Суворову, Александру Сергеевичу Пушкину, Николаю Островскому, советским солдатам и военачальникам, освободившим страну от фашистов. Да и к Булгакову теперь на Украине неоднозначное отношение. Конечно, я не могла это предвидеть в ту пору, но, может быть, что-то почувствовала. Кто его знает?

     Я грезила высшим образованием, поэтому решила поступать в университет. Сначала пошла на подготовительное отделение физико-математического факультета. Правда, не долго там продержалась. Когда на первом занятии я увидела похожие на иероглифы формулы на доске, которые мои соседи по аудитории, вооружившись калькуляторами, взялись увлечённо решать, поняла, что несколько преувеличила свои возможности. Вместо вычислений, я достала томик романа "Мастер и Маргарита". Да так зачиталась, что покинула зал позже всех и... заблудилась. Уже стемнело, выключили свет, в чёрные окна за мной подглядывала зловещая луна. Вдруг я увидела огромного кота, вылитого булгаковского Бегемота. Котик спрыгнул с подоконника и побежал по длинному коридору. Я - за ним. Через некоторое время, спустившись вниз по лестнице, мы очутились у выхода, после чего благополучно выбрались из здания, проскочив мимо спящего охранника. Мой спутник, махнув пушистым хвостом, свернул в ближайший скверик. Домой я добиралась пешком, благо, ещё не развели мосты. Возможно, ничего странного в этой истории нет. Ну и пусть. На мою экзальтированную натуру она произвела впечатление.


Часть третья. Аки лев рыкающий


     Воцерковилась я перед рождением второй дочери. Крестилась подростком в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга, но в церковь после не заглядывала, повинуясь распространённому мнению о "Боге в душе". Через много лет наступила череда неприятностей. Кто-то посоветовал освятить квартиру.

     Прихожу в храм, расположенный неподалеку от дома. Меня встречает невысокий, щуплый батюшка с добрым взглядом из-под очков. Поздравив меня с именинами (о которых я тогда понятия не имела), отец Николай, как он представился, согласился прийти в назначенный день. Священник явился вовремя, он был одет слишком просто, не по погоде - на дворе стоял сильнейший мороз. Освятив все комнаты (мы в это время стояли всем семейством по стойке смирно, батюшка остался на чай. Угощение у нас было более, чем скромное. Денег с нас он не хотел брать.

     Дочь родилась с пороком сердца. Я каждую неделю причащала её, однажды рассказала о болезни отцу Николаю.

- Приносите её на соборование.
- Да разве можно младенцев? Вроде где-то читала...
- Всё одно - приходите!

     Вот мы на таинстве. Возле нас сидят немощные старушки, болящие старички, есть и женщины с детьми. В обряде участвуют несколько церковнослужителей. Народ негромко переговаривается, бабушки рядом со мной пересказывают друг другу свежие новости. Я начинаю дремать. Меня будит громкий, оглушительный рёв, кажется, что в помещение заскочил настоящий лев. Все присутствующие тревожно переглядываются. Батюшка Николай бежит в алтарь за святой водой. Он окропляет маленького, рыжего мальчика, уста которого изрыгают страшные звуки. Ребёнок приходит в себя, испуганно оглядываясь вокруг. Помазание продолжается. Люди стоят молча, испытывая благоговейный трепет.

     Потом узнала, что священник Николай Николаевич Мочалкин пользовался большой популярностью среди прихожан, говорили, что он обладал даром прозорливости, никому не отказывал в требах, будучи бессребреником. К нему приходили исповедаться со всего города. Его уже нет в живых, но верю, что и на том свете добрый батюшка молится о своих духовных детях. Да и о всех нас...

     Через месяц после соборования мы поехали на очередное обследование в кардиологический центр, где дочери должны были сделать операцию. Врач не мог поверить своим глазам - сердце было абсолютно здоровым. Лечащий доктор твердил:

- Такого не может быть! Это настоящее чудо! За всю мою практику не припомню такого случая!
 

Часть четвёртая. Два батюшки


    Некогда меня навестила давняя подруга Анна, с которой расстались после учёбы. Она вернулась к родителям в Луганскую область. Мать затянула её в секту пятидесятников. Анька и меня туда таскала, когда жила в Питере. Тамошний пастор-американец, пообщавшись со мной, запретил ей приводить меня на собрания (наверное, оттого, что мы с ним много спорили). Я пыталась говорить с Анной о православии. Она ответила:

- Слышала, что есть у вас один священник. Зовут его Василий Ермаков. Если он убедит меня, что ваша вера лучше, тогда и перейду в неё.

Я обрадовалась. Дело в том, что у меня был опыт общения с этим батюшкой.

     В то время появились проблемы в моей семье. Узнав о старце Василии, поехала в храм преподобного Серафима Саровского, где он был настоятелем. Кажется, была общая исповедь. Отец Василий молился вслух. Неожиданно батюшка громко сделал мне замечание и конкретно ответил на мои мысли, как будто прочитал их в моей голове (я в этот момент, склонившись, думала о своём).

   После отпущения грехов, батюшка Василий подозвал меня. Слышала, как рядом зароптали:

- Почему её? Без очереди?

Священник сказал, что остальных примет после службы. Сбиваясь, я пыталась рассказать о наболевшем.

- Выпивает. Ясно. Нужно в Неупиваемую Чашу, что на Цветочной.

Набравшись смелости, попросила благословение на причастие.

- А молитвы все вычитала?
- Да. - отвечаю:
- И постилась три дня, как положено.
- Каноны читала?
- Нет, я и не знала. - я не посмела солгать:
- Только "Последование".

У меня имелся тоненький молитвенник "Для начинающих".

- Купи, матушка, нормальный молитвослов. Иди к Неупиваемой. Там причастишься. И повенчаешься.

В следующую субботу прихожу на Цветочную. Без труда попадаю к батюшке Иоанну Миронову. Заикнулась о венчании. Добрый старец улыбнулся:

- Завтра приходите, обвенчаю вас.

Я в ужасе, у меня и денег нет. В лавке меня успокоили:

- Дайте, сколько есть. Кольца не забудьте.

Колец тоже нет, проели в голодные годы. Сдали в ломбард, да так и не выкупили. Купила самые дешёвые, серебряные. Иконы мне подарили. На следующий день отец Иоанн Миронов нас обвенчал. Давно не была в этом храме. Но с батюшкой увиделась необычным образом. Каждое лето я провожу в деревне в Псковской области. Приехал муж в отпуск. Поехали в город, мне нужно было причаститься. Обычно супруг не заходит в церковь, а тут поддался моим уговорам. Смотрим: в храме столпотворение. Вроде не праздник, а людей много. Говорят:

- Здесь проездом известный старец. Он был в Псково-Печёрском монастыре. Ему захотелось отслужить литургию. А тут по дороге наша церквушка. Вот батюшка и остановился у нас.

Старцем оказался священник Иоанн Миронов. Беру у него благословение:

- Вы нас помните? Мы венчались у Вас.
- Помню, помню, детка! Благословляю!

     Но вернусь к моей подружке. Поехали мы с Анной и крёстной матерью моей дочери на Серафимовское кладбище к отцу Василию Ермакову. Ранняя служба. Сказали, что настоятель будет принимать после литургии. Ждём. Анька сидит на скамеечке у паперти. Я выхожу к ней иногда. В очередной раз спускаюсь по ступеням, ко мне подходит бесноватый и как зашипит:

- Не выйдет у вас ничего. Она наша. Вы её не получите...

У меня аж мурашки по спине поползли. Стоящие рядом бабульки успокоили:

- Не пугайтесь, это наш местный сумасшедший.

Выходят люди:

- Батюшка сегодня никого не примет - его вызвали по какому-то важному делу.

Я услышала за спиной нечеловеческий хохот...

P.S. На следующий день Анька позвонила общей знакомой и похвалилась, что протестантская община выделила ей приличную сумму в качестве материальной помощи. Ещё она сказала, что ей жаль меня. Буквально:

- Наплодила нищету. Лучше уж быть одной, чем как ты.

     Больше я с подругой не виделась. Однажды она мне приснилась сидящей в искорёженном автобусном салоне. На следующий день узнаю в новостях о расстреле автобуса в Домбассе, в Алчевске, где жила Анна.. Надеюсь, она жива.

     А батюшка Иоанн Миронов теперь живёт в монастыре, в нескольких километрах от моего дачного домика...


Часть пятая. Совсем не мистическая, скорее всего, курьёзная


     Дело было на даче. Сидим под открытым небом в тёплой компании. Лето. Полнолуние. Шашлыки. Пьём только сухое красное, испанское, не дорогое, но и не дешёвое. Средняя линейка. Не буду называть марку, потом узнаете почему. Чувствуем, какое-то странное опьянение. Один из нас сразу засыпает, ему повезло. Догадайтесь, кто первый начинает чудить? Конечно же, я. Душно. Хочется на волю. Ухожу незаметно. В сосновом бору светло, как днём, вокруг летают волшебные светлячки, совсем не страшно. Сколько там нахожусь, не помню. Слышу - меня ищут. Возвращаюсь. Они:

- Там же темно, звуки жуткие. Разве ты не слышала? То ли вой, то ли зверь раненый.
- Да нет же! Все лужайки в разноцветных фонариках. И музыка. Минкус, вроде. Тени из "Баядерки", помните?

     Ладно. Приходим домой, ложимся в постель. Ночью спохватываюсь - нет мужа. Наутро приходит. Рассказывает:

- Ни с того, ни с сего потянуло на озеро. Иду, иду, смотрю - впереди табор. Кибитки, лошади, костёр, рядом сидят две цыганки, одна молодая, другая старая, с ними цыган: "Бахталэс! Откуда взялся? Заплутал? Негоже тебе здесь быть. Всяко бывает... Чаворалэ,  проводи гаджо до хаты!" Всё исчезло, даже запах дыма, передо мной висит белый светящийся шар. Я отправился вслед за огоньком, пока не вышел к нашему участку. Двери заперты, переночевал в бане.

     Вот такая история. Наверное тот напиток был изготовлен из необычного сорта винограда, или что-то было подсыпано в бутыли, хорошо, что голова ни у кого не разболелась. С тех пор, как увидим название этого вина, тут же начинаются подшучивания:

- Как насчёт похода в лес?


     Шестая часть. Ключи от счастья

     Этот случай произошёл в раннем детстве. Я вместе с сестрёнкой гуляла в парке. Меня окликнул нищий в рваном балахоне, за спиной у него болтался мешок, в нём что-то звенело.

- Девочка!- обратился ко мне чудак:
- Не желаешь ли ты получить ключи от счастья? У меня их много, бери любой.

Я испугалась и потеряла дар речи. Схватив сестру за руку, побежала вперёд. Когда обернулась через несколько секунд, незнакомца и след простыл.


Седьмая часть. Детская интуиция


     Как-то раз я со своей маленькой дочерью, спящей в колясочке, возвращалась домой с прогулки. Мы шли под окнами длинного здания, прозванного в народе "тысячником". Неожиданно дочка расплакалась. Мне пришлось остановилась, чтобы утешить ребёнка. Только собралась идти дальше, как малышка стала брыкаться и закричала громче прежнего, в этот момент прямо перед нами обрушилась часть балкона с верхнего этажа.
С тех пор никогда не хожу этой дорогой.


Восьмая часть. Сон


     Поделюсь недавним сновидением. Вижу лес, иду по тропинке. Вдали церквушка. Подхожу. Заперто. Продолжаю гулять. Навстречу мне путник. Вглядываюсь и узнаю священника Николая Мочалкина. Как всегда, тихим голосом батюшка мне сообщает:

- Вернись. Там открыто.

Я плетусь обратно. Обнаруживаю, что двери слегка приоткрыты. Через щёлочку виден тусклый свет. Просыпаюсь.

     На следующий день приезжаю в храм Иова Многострадального, расположенный на территории погоста. Калитка заварена. На воротах замок. Стоит охранница. Я ей:

- Пустите. Пожалуйста!
- Не положено. Карантин из-за короновируса. Разве не знаете?
- Я не к могилкам.

Немного помешкав, женщина решилась меня впустить. Вместе со мной проскочили две тётеньки. В церкви никого. Сижу, вспомнинаю, как на Пасху народ отправился на Крёстный ход с хоругвями, иконами, свечами и лампадками. А я с детьми осталась тогда пред разверстыми Царскими Вратами. Было так же тихо и пусто.

- Желаете причаститься? Простите, но службы не будет. Сами видите, что происходит. У меня есть Запасные Дары. Помолимся сперва. - это прибыл батюшка, которого по телефону вызвал сторож.
    
     После исповеди и причастия выхожу на улицу. Весна. На голубом небе яркое солнце. С высоких тополей доносится птичий гам. Медленным шагом иду по дорожке вдоль кладбища. И вдруг вспоминаю, что совсем рядом находится могилка батюшки Николая. 


Часть девятая. Талисман

    
     У нас в магазине, где я работала, жил камчатский краб. Он продавался, но никто его не покупал, крабик стоил недёшево. Сотрудники  дали ему кличку - Васька, но для меня он был Талисманом. Я привязалась к крабу. Два раза в неделю кормила его на потеху публике. Питомец забавно брал  еду прямо из моих рук. Когда приходила после выходных, Талисманчик меня узнавал и оживлялся, взмахивая длинными клешнями. Перед Новым годом мне дали помощника. Через время, смотрю - новенький продавец радуется:

- Я много устриц продал в ресторан. И краба. Завтра его заберут.

Конечно, я расстроилась, даже заплакала. И ночью плохо спала, всё представляла, как моего крабика живым бросят в кипящий котёл, а затем разделают.
На следующий день прихожу на работу, встречаю сменщицу:

- Ты знаешь, твой краб умер.
- Не может быть!

Действительно, Талисман в аквариуме не шевелился. Я потрогала воду, она была тёплой. Оказывается, ночью по какой-то причине сломалось холодильное оборудование и отключилось поступление кислорода. Такое вот странное совпадение.
Может быть, это кого-то удивит, но я испытала настоящее облегчение. Надеюсь,  теперь мой бедный товарищ вернулся на своё любимое морское дно, что в крабьем раю...


История десятая. Александр Невский

     Если в нашей жизни не присутствовала мистика, то не было бы и веры. И наоборот. Некоторые встречи иногда не поддаются никакому объяснению. Вот одна из них:

     В один из осенних дней я стояла у трамвайной остановки, ко мне обратился немолодой мужчина в необычном сермяжном одеянии, похожем на монашеское. Он спросил, где находится Александро-Невская Лавра. Я ему начала объяснять, потом отвернулась посмотреть, какой трамвай идёт, поворачиваюсь - а монаха нет. Я ещё винила себя, что плохо объяснила, где находится храм,  вдруг он не найдёт. Прихожу домой, открываю православный календарь, смотрю - Праздник. День памяти Александра Невского.


Одиннадцатая часть. Опять сон


     Не буду скрывать, как происходят полёты в моих сновидениях - подходишь к окну, отворяешь его и летишь себе, куда душа пожелает. В этот раз я путешествовала ночью. Тьма беспросветная. Впереди огни. Приближаюсь: дорога, по ней бесконечной колонной куда-то идут людские тени со светящимися глазами. После оказываюсь над морем, в свинцовых волнах которого тонет корабль-Титаник. Сначала думала, что этот сон к эпидемии ковида, которая только начинала шествовать по планете. Ан нет.
Накануне специальной военной операции, мне приснился ещё один сон:

На поляне дерутся медведи. Поодаль вижу много-много, то ли спящих, то ли мёртвых мишек. Трудно описать, какое тягостное впечатление произвело на меня увиденное, я ощутила сильнейшее напряжение, разлитое в воздухе. К сожалению, не знаю, чем всё это закончится, пока ничего не снится...