Ухватиться, подтянуться к решетке, глянуть на волю

Михаил Гонопольский
«Счастливые часов не наблюдают».
Так можно сказать, в общем, обо всех живых существах. Кроме человека. Они вот, остальные существа, за временем не следят, - а человек взял да променял спокойную природную жизнь на часы, минуты, секунды и прочее мельтешение.
Но – обмен сделан.
А выгодный он, или нет, - обмен простой животной жизни на ощущение времени, - это дело мнения.

Некоторые, правда, пытаются устроить себе обратный обмен. Возвращаются к простой жизни.
Сидят где-нибудь на берегу под пальмой, или на горке, медитируют или просто вшей давят. Желаний никаких, кроме интуитивно понятных.
Солнышко поднялось – недалеко большая желтая «М» на крыше.
Пошел, утолил что накопилось, и опять под пальму.
Но мы-то понимаем, что вшей давить не торопясь он может только потому, что миллионы других мечутся, считая часы, минуты и секунды.

А ведь надо.
 Хочется успеть еще на полставки, хочется успеть еще на дележку, успеть еще взять кредит на застройку района, успеть…
То есть? То есть, временем человек называет разрыв между тем, как у него появилась необходимость или желание, до момента, когда они уже реализованы и можно подсчитывать, чего вышло.

А у животных желания постоянны. Потому и не существует для них времени.
 У человека же, как у вида, они не просто разные. Они еще и развиваются и множатся. Год от года все круче.
Когда-то и век от века не очень отличался, - когда желания людей в следующем веке не очень разнились от желаний их прадедов в предыдущем. А теперь…

И все-таки непонятно.
Вот возникло желание подзаработать - у тебя, и желание поесть - у волка. И ты и он пошли за добычей.
Почему ты поглядываешь на часы, а он трусит спокойной рысцой да спокойно принюхивается?
Потому что он один, у него территория охоты, и на ней уйма живности съедобной. А ты же не один.

Ты не один! Вокруг тебя масса таких же как ты!
Не волков, конечно, все приличные люди, - но у каждого из них тоже возникают их желания, и тоже с частотой неимоверной.
И удастся ли тебе в этой чаще чужих желаний достичь добычи для своего, - это большой вопрос.

Вот она, причина горечи жизни нашей.
Вот она, причина существования времени для человека.
Неуверенность.
Желание, возникшее в человеке, не уверено в том, что удастся достичь чего-то.

А почему? А просто потому, что человек хочет для себя.
А вокруг – масса других, каждый из которых хочет тоже для себя. Даже не того же, что ты, но своего.
И тебе надо проскользнуть между ними, успеть учесть их желания, успеть втиснуться в первый вагон, дождаться списка принятых, успеть приветливо улыбнуться кому надо…

Тюрьма, короче. Неволя.
И тусклый свет сквозь железную решеку, в которой наши желания для себя переплетены с желаниями других для себя.

И все же, давайте посмотрим хоть, что там, на воле.
Ухватиться за решетку, подтянуться, глянуть сквозь нее…
Боже, да там же не просто воля! - там совершенно невообразимая перспектива! Перспектива жизни вне времени.
И не животной жизни, не волка двуногого, который, психанув, поменял часы на пистолет. Или сел намертво под пальму.

Нет, оттуда проглядывает перспектива жизни именно человеческой.
Если хотите, - «человека с большой буквы».

Причина времени, - неуверенность в удовлетворении своих потребностей, - возникает потому, что они, твои желания и потребности, дороги только тебе.
А для других они – конкуренты и соперники их желаниям.

То есть?.. То есть, при нормальном раскладе, повторим, - при нормальном! - когда в обществе каждый живет и действует ради других, - тогда мамаша-неуверенность, вместе со своим отродьем, временем, собирают манатки и тихо удаляются со сцены.
Ведь все жизненные потребности человека, природно, удовлетворяются, потому что все о нем заботятся.
И человек меняется, он становится спокойным и уверенным.

Из-за того, что каждый перестал дрожать о себе, у всех появилось, (извините за устаревший термин), "время" думать о других.
И заниматься все "время"… (опять оно, черт, липучая гадость), - потребностями других, общины, общества.
В общем, думается, механизм исчезновения времени из жизни понятен.
Если и не совсем, то это просто потому, что у нас еще нет опыта такой жизни.
Ну, эт дело наживное.

Единственное, что, кажется, может вызвать возражения, - это возможность такого образа жизни вообще. Декларированного нами как «нормальный расклад».

Ну уж в этом сомневаться не приходится.
Мы ведь, человечество, не больше, чем подсистема общей природы. Так вот, с некоторых пор эта возомнившая о себе "подсистема" стала все больше входить в разлад.
И внутренний, и по отношению к самой природе.

Но самое интересное при этом, - причина этого разлада.
Она та же, что и причина нашей неуверенности, и времени, и вообще нашей жизни за решеткой желаний, - все желают, действуют и добиваются каждый для себя.
И чем дальше, тем напористей. Как же тут разладу не быть?

А у природы с такими делами все четко.
Она или заставляет свои подсистемы входить в равновесное, гармоничное состояние, то есть в «нормальный расклад», или…
Но это страшное «или» лучше, конечно, в расчет не брать.

А насчет гармоничности состояния, когда желания совпадают, будучи направлены на общий интерес, вряд ли могут быть сомнения.
Так же, как и насчет того, что природа в состоянии заставить нас прийти к описанному состоянию взаимной жизни. Не мытьем так катаньем.
И тот, кто знает, что такое «кАтанье», понимает, что уж лучше мытьем.