Танах и Библия

Евгений Френкель
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ДРЕВНОСТЬ И СОХРАННОСТЬ
Танах - Тора, Невиим и Кетувим  – древнееврейское Священное Писание, входящее в состав христианской Библии в виде 39 книг канонической части её Ветхого Завета, представляющее собой древние, тщательно, добросовестно, в страхе Божием сохраненные на языке оригинала специально для этого обученными профессиональными переписчиками соферами, книжниками, масоретами сакральные тексты. Древнейшие манускрипты Танаха датируются Х веком н.э.. Ватиканский кодекс с Сентуагинтой – переводом книг Ветхого Завета Библии на древнегреческий язык – относится к началу IV века н.э., и древнейшие греческие рукописи, содержащие полный текст христианской Библии, также относятся к началу IV века н.э..  Анализ текстов Танаха и Библии подтверждает, что они так же древни, как сами говорят о себе.

Сегодня критики Танаха и Библии, желающие подорвать доверие к их книгам, будучи не в состоянии утверждать, что оригинального текста Танаха не существовало, заявляют, что текст безнадёжно утрачен в результате его искажений при переписываниях и переводах. Однако обилие сохранившихся списков, переводов и цитирований из оригинала древними авторами, напротив, подтверждают существование первоначального текста, а встречающиеся в них непреднамеренные и преднамеренные искажения парадоксальным образом помогают представить истинный его вид.

ПРОРОЧЕСТВА
Танах и Библия исполнены пророчеств. Только пророчеств о Мессии около пятидесяти. Иисус, Апостолы, евангелисты несли людям благую весть не только в силе Святого Духа при подкреплении слова знамениями и чудесами, но всегда подтверждали слово местами из Писания, убеждая слушателей в том, что всё происшедшее произошло во исполнение древних пророчеств, и первые христиане, гонимые еврейскими ортодоксами и языческим Римом, посылаемые в темницы, на костры и в клетки со львами, были не слепыми фанатиками, а твёрдо убеждёнными сторонниками истины.

Из множества пророчеств, насающихся событий древней, средневековой, новой и новейшей истории мы избрали некоторые, разделив их на пророчества, в которые не верим потому, что это было очень давно, в которые не верим потому, что, наверное, они были даны, когда исторические события уже произошли, и пророчества, в которые мы не верим потому, что этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. 

ПРОРОЧЕСТВА, В КОТОРЫЕ МЫ НЕ ВЕРИМ ПОТОМУ,ЧТО ЭТО БЫЛО ОЧЕНЬ ДАВНО
Против иудейского царя Иоакима, правившего с 608 по 598 гг. до н.э.., выступил вавилонский царь Навуходоносор, и сирияне, и моавитяне, и аммонитяне (4Цар.24;1,2). Это произошло по слову Господа, данному через пророка Исаию около 706 г. до н.э. (4Цар.20;16-18) и через других пророков (4Цар.24;2. Дан.2;38 / 7;4).

В октябре 539 г. до н.э., Вавилон был сокрушён царями Персии и Мидии. Это произошло во исполнение пророчества, данного в Дан.5;28 / 7;5 / 8;3,4,20.
К седьмому месяцу 538 гг. до н.э. по повелению персидского царя Кира II все иудеи, желающие восстановить храм в Иерусалиме, пришли в Иудею и уже жили в своих городах (Езд.3;70). Это совершилось во исполнение слова Господня из уст Иеремии (Иер.25;12 / 29;10).

ПРОРОЧЕСТВА, В КОТОРЫЕ МЫ НЕ ВЕРИМ ПОТОМУ,
ЧТО, НАВЕРНОЕ, ОНИ БЫЛИ ДАНЫ,
КОГДА ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ УЖЕ ПРОИЗОШЛИ
В 330 г. до н.э. Мидо-Персия была сокрушена Александром Македонским, который умер в 323 г. В результате войн, которые развязали между собой его военачальники, диадохи, к 301 году: 1) Селевку достались территории на Востоке, часть Сирии и половина Фригии; 2) Птолемею – Египет, Палестина, Южная Сирия; 3) Лисимаху – большая часть Малой Азии, Южного Причерноморья, Фракия, Вифиния, Фригия и Пафлагония и 4) Кассандру – Греция, Македония, Фессалия и Эпир. Это было исполнением пророчеств, данных в Дан.2;37-39 / 7;6 / 8;5-8,21,22 / 11;2-4.

Селевкид Антиох II в 258-253 гг. возобновил войну с Египтом, завершившуюся миром, скреплённым династическим браком между Антиохом II и дочерью Птолемея II Береникой. История отношений Селевкидов и Птолемеев от этого события до завоеваний Антиоха III Великого пророчески описана в Дан.11;5-13.
 
Проводимая Селевкидами эллинизация была поддержана частью населения и в том числе некоторыми священниками в Иерусалиме и в других городах Иудеи. Когда Антиох III в 198 г.до н.э. завоевал Иерусалим, иерусалимская знать и священники получили щедрые дары, права и привелегии. Часть населения приняла греческие обычаи. В 168 г.до н.э. Антиох IV Эпифан, опираясь на прогречески настроенное жречество, во исполнение пророчества Дан.8;22,23 / 11;14 стал проводить насильственную эллинизацию иудеев: религиозные преследования, пытки и казни.
 
Гонения привели в 166 году к Маккавейскому восстанию и к победе Маккавеев в 165 году в соответствии с пророчеством Дан.8;23 / 11;14.
 
ПРОРОЧЕСТВА, В КОТОРЫЕ МЫ НЕ ВЕРИМ ПОТОМУ,
ЧТО ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ПОТОМУ
ЧТО ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИКОГДА
В результате Третьей Митридатовой войны (74-63 гг. до н.э.), благодаря победам Гнея Помпея Великого почти вся Малая Азия оказалась под властью Рима. В 66 г. Понтийское царство, в 65 г. на Кавказе Иверия и Алвания стали вассалами Рима. На месте государства Селевкидов была создана римская провинция Сирия. В 63 г. Помпей пришёл в Иудею, захватил Иерусалим и храм. Иудея стала протекторатом Рима. Это произошло во исполнение пророчества Дан.8;23,24 / 11;15,16.
 
Юлий Цезарь, вознамерившись войти со всеми своими силами в союз с Помпеем, совершил это и отдал Помпею в жёны свою дочь, Юлию, которая умерла в августе 54 года при родах. Дан.11;17. После этого Помпей провёл военные действия в Средиземном море, а Цезарь в Сирии и Малой Азии. Дан.11;18. Затем Помпей и Цезарь участвовали в гражданской войне 49-45 гг. уже как противники. Помпей был убит после битвы при Фарсале в сентябре 48 г. до н.э. Цезарь убит 15 марта 44 г. до н.э. Дан.11;19. После Юлия Цезаря правили Октавиан Август и Тиберий. Дан.11;20-22.

После того, как Рим В 63 г. до н.э. заключил союз с Иудеей, он действовал обманом малыми силами, вероломно. Дан.11;23,24.  В 31 г. до н.э. произошла битва при мысе Акций, пророчески описанная в Дан.11;25-28. Через 483 года после того, как в 457 г. до н.э. персидским царём Артаксерксем I (463-423) было дано повеление о восстановлении Иерусалима, в пятнадцатый год правления императора Тиберия (13+14) в  27 г. н.э., когда народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне Крестителе, не Мессия ли он, в пятницу, 10 октября 27 г. н.э. явился и был крещён Иисус Христос (Лк.3;1,2,15,21,22). Затем, спустя  три с половиною года Иисус Христос был распят в пятницу же, на иудейскую пасху, 23 марта 31 г. н.э. Жертва и приношение в храме прекратились. (Эздр.7;7,8,11,13,18. Дан.9;25-27 / 11;31).

Со времени пророка Даниила в истории было четыре империи: Ново-Вавилонское царство, Мидо-Персия, Греция и Рим (Дан.2;37-40 / 7;3-7 / 8;3-11). После того, как Иегова, Бог, явившийся во плоти, оправдал Себя в Духе (1Тим.2;16), умер за наши грехи, воскрес для нашего оправдания (Рим.4;25), вознёсся во славе (1Тим.2;16), умолил Отца, дабы дал нам Духа Своего Святого (Ин.14;16,17), и произошло излитие Святого Духа в день Пятидесятницы 20 мая 31 н.э. (Деян.2;1. Иоил.2;28-32), возникло первохристианство и последующее охлаждение духовной жизни Церкви к концу I века нашей эры (Отк.2;1-7). С 303 по 313 гг. происходили наиболее сильные гонения  на Церковь при императоре Диоклетиане (Отк.2;8-11).
Затем произошли искушение Церкви богатством, властью и языческим идолопоклонством, начиная с правления с 313 г. в Риме императора Константина Великого (Отк.2;12-17); победа, принявшего христианство, короля франков Хлодвига I, над, исповедующим «арианскую ересь» племенем вестготов в (1844-1335-1=508) 508 году, показавшая, что Римская католическая церковь обрела армию для осуществления своих светских притязаний (Дан.12;11,12); победа над тремя оплотами арианства - племенами вандалов, западных аланов и остготов в (1798-1260=538) 538 году, существенно укрепившая позиции Римской церкви и знаменовавшая наступление средневекового папства (Дан.7;24,25); глубокое обольщение Церкви богатством, властью и языческим идолопоклонством в период папского Средневековья (Отк.2;18-29 / 13;1,5 / 17;15); конец средневекового папства 15 февраля 1798 года и начало исцеления раны, нанесённой зверю в 1799 г. (Отк.13;3); выход в конце срока в 1260 лет на арену мировой истории буржуазной демократии, взявшей в свои руки демократическую и религиозную власти; признание Великобританией Соединенных Штатов Америки  в 1793 году (Отк.13;11,12.); Французская революция и три с половиной года якобинской диктатуры с мая 1792 года по сентябрь 1795 года. (Отк.11;7-10). После этого произошло омертвение жизни церкви под влиянием атеистических и националистических идей Просвещения (Отк.3;1-6). Однако конец Османской империи в 1840 году (Отк.9;1-21) и исполнение пророчества об очищении святилища в 1844 г. (Дан.8;13,14), о совершении великой Божией тайны, о которой Бог благовествовал Своим рабам, пророкам (Отк.10;7), – последнее событие, о котором пророчески указан срок исполнения (6), вызвали духовный подъём Церкви во второой половине ХIХ века и в первой половине ХХ (Отк.3;7-13). В 1929 году глава итальянских фашистов дуче Бенито Муссолини заключил с папой Латеранские соглашения, по которым Ватикану были возвращены его земли, церкви – её имущество. Папа был возведён в сан монарха. Рана пророческого зверя была исцелена.
 
Разделённое царство не исчезло. Современная, построенная на наживе и частных интересах, система не соединяет, а разобщает народы. (Дан.11;37). Капитализм оставил веру в Бога, как веру в сверхъестественное. Семейные ценности, закреплённые в народных обычаях, размываются и попираются. Разрушается институт брака, чистота семейных отношений (Дан.11;37). Боги капитализма – экономическая и военная мощь. Оставив веру, капитализм опередил своих предшественников в погоне за богатством и властью (38). Разделённое царство мировой империалистической системы, управляемое транснациональными корпорациями, определяет мировую политику. Правительства, не вписывающиеся в систему, подвергаются блокаде, диверсиям и прямому насилию. Те, кто сотрудничает с системой, участвуют в разделе «общего пирога» (39). В полном соответствии с пророчеством, равнодушная и боязливая, тёплая, не подвергающаяся гонениям, пользующаяся финансовыми средствами, удобными зданиями и оборудованием, Церковь находится в глубоком обольщении и не знает, что она несчастна, жалка, нища, слепа и нага (Отк.3;15-22). Сегодня во исполнение пророчества Дан.11;40-45 / 12;1 полыхает Восток.

Страны арабского мира, оказывающие сопротивление системе, подвергаются нападениям. Дан.11;40-45 / 12;1: «Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный (сегодня это страны НАТО и те, кто осуществляет с ними военное сотрудничество) устремится как буря на него... и нападёт на области, наводнит их, и пройдёт через них. И войдёт он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают, и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых. И прострёт руку свою на разные страны; не спасётся и земля Египетская. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта. Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним. Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придёт к своему концу, и никто не поможет ему... И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди». Эта система (Отк.13;16-18) «сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Дан.12;1,2: «Но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».

ДОСТОВЕРНОСТЬ
Неизменное исполнение точных в отношении событий, места, деталей, последовательности и, часто, сроков исполнения, уникальных, простирающихся на тысячелетия, охватывающих территорию всей Земли, Божиих пророчеств указывет на необъяснимое предзнание Божие, доказывает реальность Бога и истину Его слова, и это доказательство, согласно Карлу Попперу, научно, потому что фальсифицируемо. Теория научна, если она в принципе опровергаема жизнью, опытом, экспериментом.

Живой, сущий, истинный Бог есть и слово Его – истина, о чём пишет пророк Исаия (Ис.42;9 / 41;20-24): «Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам... чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие... Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги... но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас». Исаия пишет, что неизменное исполнение Божиих пророчеств доказывает существование Бога и истину Его слов и что отсутствие подобных пророчеств в языческих религиях и философиях – это доказательство их неистинности и ничтожности.

Мы видим, что Танах и Библия преставляют собой сохранённые на языке оригинала  древние, достоверные тексты. Нам нет нужды доказывать бытие Бога и истину Его слова: Бог доказал и доказывает это Сам. Всё Писание вдохновлено Богом и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2Тим.3;16). «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11;6).


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ЧТО МЫ УЗНАЛИ?
Мы узнали, что Танах - Тора, Невиим и Кетувим  – древнееврейское Священное Писание, входящее в состав христианской Библии в виде канонической части её Ветхого Завета, представляет собой древние, тщательно, добросовестно, в страхе Божием сохраненные на языке оригинала специально для этого обученными профессиональными переписчиками соферами, книжниками, масоретами сакральные тексты. Анализ текстов Танаха и Библии подтверждает, что они так же древни, как сами говорят о себе. Дело в том, палеографы различают сохранившиеся древние памятники письменности, разделяя их на эпиграфические, выполненные на твёрдых материалах: камне, керамике, меди, дереве, и иные, выполненные на мягких материалах: пергаменте, папирусе. Особенность эпиграфических памятников письменности в том, что они написаны как правило на языке, имеющего хождение во время написания эпиграфического памятника письменности, в то время как иные сохранились как правило в переписанном виде. Сравнивая язык списков Танаха с языком эпиграфических памятников письменности на языке Танаха, палеографы отнесли написание оригинала ко времени не позднее Х века до н.э. Обилие сохранившихся списков, переводов и цитирований Танаха и Библии древними авторами, подтверждают существование оригинального текста, а встречающиеся в них непреднамеренные и преднамеренные искажения парадоксальным образом помогают представить истинный вид оригинала.

Танах и Библия исполнены сбывшихся с поразительной точностью пророчеств. Рассмотрев ряд из них, мы увидели, что неизменное исполнение точных в отношении событий, места, деталей, последовательности и, часто, сроков исполнения, уникальных, простирающихся на тысячелетия, охватывающих территорию всей Земли, Божиих пророчеств указывет на необъяснимое предзнание Божие, доказывает реальность Бога и истину Его слова. Бог есть и слово Его – истина, о чём пишет пророк Исаия (Ис.42;9 / 41;20-24): «Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам... чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие... Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги... но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас». Исаия пишет, что неизменное исполнение Божиих пророчеств доказывает существование Бога и истину Его слов и что отсутствие подобных пророчеств в языческих религиях и философиях – это доказательство их неистинности и ничтожности.

ЧЕЛОВЕК
Читая Библию, мы натыкаемся на имеющие в ней место внешние противоречия, подобные различиям полюсов магнита или положительного и отрицательного электричества, и представляющие собой явление внутреннего единства. Библия глубоко непротиворечивая книга. Она органична: вырастает, как организм из одной клетки и как растение из одного семени. Быт.2;7,16,17: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою... И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Мы знаем печальную историю грехопадения первых людей. Но сегодня обратим внимание на следующее: в начале человек был мёртвым, потом живым, потом человек умер. В начале человек был мёртвым, и Бог не имел возможности что-либо говорить, что-либо заповедать человеку, но когда человек стал живым, Бог получил такую возможность, потому что живой человек – это человек, слышащий голос Бога, слушащийся Его и таким образом водимый Богом. Живой человек – это человек, водимый Богом. В этом сущность, природа, определение живого человека. Становится ясно, что речь идёт о духовной жизни. Человек же вообще есть живое существо, способное водиться Богом, и в этом сущность, природа, определение человека. Такая природа человека обусловлена тем, что он создан быть водимым тем или иным духом, и другой природы у человека нет. Человек не может жить, не будучи водимым тем или иным духом. Человек жив, если водится Богом, и мёртв, если водится сатаной.

НЕВИННОСТЬ
Бог создал человека живым, водимым Богом. Первочеловеки имели семь степеней защиты от того, чтобы согрешить: 1) они не могли существовать иначе, как будучи водимыми Богом; 2) не знавшие зла, они не могли чувствовать, мыслить и поступать дурно; 3) они были предупреждены о смертельном последствии непослушания; 4) Бог дал им умилённые, благодарные сердца, побуждающие их благодарить, хвалить, славить Бога, искать Его, призывать Его имя; 5) дал им страх Господень – желание из умилённого, благодарного сердца делать угодное Богу; 6) в трудных обстоятельствах Адам мог искать помощи и защиты у Бога, а его жена – у Адама; 7) они не имели плотской, греховной природы. Имея такие степени защиты, первочеловеки были в рабстве своей природы живого человека. Но желание Бога, чтобы люди водились Им не слепо следуя природе живого человека, не из страха смерти, а свободно из умилённых, благодарных сердец. То, что делало людей свободными, были дерево познания добра и зла и едемский змей – не одно дерево познания добра и зла, но и змей.

ГРЕХОПАДЕНИЕ
Не лучшим образом воспользовавшись своей свободой, первочеловеки, обольщённые змеем, не возблагодарили Бога, не прославили Его, осуетились в своих (сатанинских) умствованиях, согрешили, оказались во власти сатаны, стали водиться им, а не Богом, приобрели плотскую природу – проданность греху, стали рабами греха к смерти, духовно умерли, и вместе с ними мы, ибо в них и мы согрешили, были изгнаны из рая, и вместе с ними мы, ибо в раю никогда не было и не будет ничего нечистого. Мы грешны и мертвы от Едема по рождению. Имея плотскую греховную природу, мы построили  греховный мир по нашему образу и подобию, и оскверняемся от него: нас воспитывают греховная семья, греховная школа, греховная улица, греховные книги, концерты, спектакли, кинофильмы, телевидение, интернет. Мы грешны и мертвы от нашей греховности по месту нашего обитания. Пришёл закон заповедей и определил грех. Мы стали грешными и мёртвыми по своим собственным грехам и преступлениям (Еф.2;1). Мы грешны и мертвы от Едема по рождению, от нашей греховности по месту нашего обитания, от закона заповедей по нашим грехам и преступлениям.

ЗАКОН
В центре религии древних евреев – Танах, в сердцевине Танаха Тора, в сердцевине Торы Десять заповедей, шесть из которых наставляли народ любить ближнего, как самого себя (Лев.19;18) и четыре – любить Бога всем своим сердцем, всею душою и всем своим существом (Вт.6;5). Бог заповедал людям любить (Вт.6;5) и соответственно, искать Его всем сердцем и душой (Вт.4;29). Поскольку вне любви к Богу, вне искания Его, вне соединённости с Ним исполнить Его заповеди невозможно, заповеди любви к Богу почитаются большими заповедей любви к ближнему и стоят во главе закона, потому что сердцевина десяти заповедей, да и всего Священного Писания древних евреев – человеческая природа духовно живого человека.

Закон определил грех, но не избавил нас ни от греховности, ни от греха. Мы много согрешаем. Среди людей нет праведного ни одного. Пс.13;2: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Давид в духе возвышает свой голос к Богу (Пс.142;1,2): «Господи!... не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих». 3Цар.8;46: «Нет человека, который не грешил бы». Следствие греха смерть. Закон предусмотрел принесение жертвы за грех. Так, (Лев.4;32-35): «Если из стада овец захочет он принести жертву за грех, пусть принесет женского пола, без порока, и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколет ее в жертву за грех на том месте, где заколают жертву всесожжения; и возьмет священник перстом своим крови от сей жертвы за грех и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь ее выльет к подножию жертвенника; и весь тук ее отделит, как отделяется тук овцы из жертвы мирной, и сожжет сие священник на жертвеннике в жертву Господу; и так очистит его священник от греха, которым он согрешил, и прощено будет ему». Такие жертвы в состоянии были очистить только тела согрешивших, оставляя осквернёнными их души и дух. Нравственный предел Танаха – это водимый Богом, грешный неискупленный человек. Закон не мог сделать людей совершенными.

Поэтому Пророки говорили о новом завете. Иер.31;30-34: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более».

Вина дома Израилева будет прощена и  грехи их забыты с приходом Мессии, на Которого Бог возложит грехи всех нас. Ис.53;1-12: «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

Пророк Даниил сообщает о времени прихода Мессии (Дан.9;23-27): «Вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя"». Персидский царь Артаксеркс I правил с 463 по 423 год. В седьмой год его правления (457 г.) им дано было повеление о восстановлении Иерусалима. Содержание письма, которое царь передал священнику и книжнику Ездре (Ездр.7;7,8), приведено в Ездр.7;11,13,18. Письмо было вручено 1 нисана 3303 г. по еврейскому календарю (4 марта 457 г. до н.э.). через 483 года после выхода повеления о восстановлении Иерусалима, в пятнадцатый год правления римского императора Тиберия, когда народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне Крестителе, не Мессия ли он, в пятницу, 10 октября 27 г. н.э. явился и был крещён Иисус Христос (Лк.3;1,2,15,21,22). Рим.6:3,4: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». Вот что значит «погибнет правитель». Затем, спустя  три с половиною года Иисус Христос был распят в пятницу же, на иудейскую пасху, 23 марта 31 г. н.э. Жертва и приношение в храме прекратились. Пророчество Даниила исполнилось.

Из Танаха следует, что Мессия придёт дважды. В Танахе 48 пророчеств, касающихся первого пришествия Мессии. Пророчества сообщают Его родословную, время прихода, место и обстоятельства рождения, жизнь и служение, смерть и воскресение. Все пророчества даны за от 1500 до 400 лет до рождения Иисуса Христа. Вероятность их исполнения в жизни одного человека 1/10 x 157. 10 x 157 – число, сравнимое с количеством электронов во вселенной. Невероятная вероятность. Те же пророки, которые сказали правду о мировой истории, сказали и о том, что Иисус есть Христос, обещанный народу Мессия. Истинен не только Танах, входящий в христианскую Библию в виде 39 книг, составляющей ; объёма Библии, канонической части её Старого завета, но и её Новый завет: четыре Евангелия, Книга деяний Апостолов, Послания Апостолов и Откровение св. Иоанна Богослова.

МЫ ГРЕШНИКИ
Закон наставляет нас любить (Вт.6;5) и искать Бога всем своим сердцем и душой, и всем своим существом (Вт.4;29); не поклоняться идолам, не творить себе кумиров, не делать себе изображений, не поклоняться и не служить им; не произносить попусту имени Бога; помнить и святить субботний день (Исх.20;2-11); чтить своих отца и мать; не убивать; не прелюбодействовать; не красть; не лжесвидетельствовать; не завидовать (Исх.20;12-17).
 
Иисус Христос, углубляясь в сущность закона, наставляет нас не гневаться друг на друга напрасно; не называть другого пустым человеком или безумцем; мириться друг с другом; мужчинам не смотреть на женщин с вожделением; не разводиться с жёнами, если только в случае измены; не клясться, не противиться злому; любить друг друга, врагов, благословлять проклинаюших, благотворить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих; не лицемерить; не беспокоиться боязливо для своей жизни, что есть и что пить, и для тела, во что одеться; не беспокоиться боязливо о завтрашнем дне; заботиться о чистоте своего взгляда; не создавать себе кумиров, не служить благополучию, богатству, связям, карьере; не судить никого; не полагаться на разум свой, но надеяться на Бога; во всём, как хотим, чтобы с нами поступали люди, поступать с ними, ибо в этом закон и пророки.

Мы заменили истину Божию ложью, поклонялись, и служили твари вместо Творца, наши женщины заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах. Мы исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы (Рим.1;26-31).

Нам надлежит быть внимательными друг ко другу, поощряя друг друга к любви и к добрым делам (Евр.10;24); отвергнувши ложь, говорить истину каждый ближнему своему; гневаясь, не согрешать; солнце да не зайдёт во гневе нашем; не давать места диаволу; работать, делая полезное, для того, чтоб было из чего уделять нуждающимся. Никакое гнилое слово не должно исходить из наших уст, а только доброе для назидания в вере, доставляющее благодать слушающему. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со злобою должны быть удалены от нас. Мы должны быть друг ко другу добры, сострадательны, прощать друг друга; жить в любви, а блуд всякая нечистота, жажда наживы (корыстолюбие) не должны даже именоваться у нас; сквернословие, пустословие и смехотворство не приличны нам, а напротив  благодарение. Нам надлежит всегда и за всё благодарить Бога и Отца, во имя Господа Иисуса Христа; повиноваться друг другу в страхе Божием. Жёны должны повиноваться своим мужьям, как Господу; мужья любить своих жён, как Христос – Церковь. Родители не должны раздражать своих детей. Работники должны повиноваться своим начальникам. Начальники умерять свою строгость к работникам (Еф.4;25-29,31,32 / 5;2-4,20-22,25 / 6;4,5,9).
 
Мы видим, что «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра», а мы плотские, проданные греху, ибо не живёт в нас, то есть в плоти нашей доброе: доброго, которого хотим, не делаем, а злое, которого не хотим, делаем. Бедные мы люди! Кто избавит нас от этого тела смерти? (Рим.7;12,14,18,19,24).

Сатана более всего противится нашему соединению с Богом. Поэтому люди постоянно соскальзывают на безуспешный путь исполнения закона своими силами, тем самым ставя свою праведность выше праведности Божией. В этом состояла решающая ошибка ортодоксального иудаизма.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ВЕСТЬ ОПРАВДАНИЯ
Поскольку среди людей нет ни одного праведного, ибо один Бог свят, Бог Эль послал Своего Елинственного Сына, Бога Иегову в подобии плоти греховной искупить грех мира. Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам. Иисус, будучи искушённым во всём, в чём искушаемся мы, ни разу не согрешил (Евр.4;15), потому может и искушаемым помочь (Евр.2;18) и Его, не знавшего греха, Бог «сделал за нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» (2Кор.5;21). Бог на Него, Святого, Праведного (Ис.53;11), возложил грех мира. Бог допустил отдать на смерть Своего Единственного Сына, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3;16), и теперь тем, которые приняли Сына Божия, верующим во имя Его (Ин.1;12), прощаются грехи ради имени Его (1Ин.2;12) не по делам, которые они якобы совершили, а исключительно по Божией милости и благодати (Еф.2;8,9). Иисус Христос умер за грехи наши, и нам, принявшим Иисуса Христа, прощаются наши грехи ради Его имени.

ВЕСТЬ СПАСЕНИЯ
Желание Бога Духом Святым войти в нас, жить в наших сердцах и оттуда осуществлять Своё водительство нами. Поэтому Иисус Христос по Своём воскресении явился многим (1Кор.15;5,6), вознёсся во славе (1Тим.3;16), воссел одесную Бога на небесах (Мрк.16;19), умолил Отца, дабы дал нам Своего Святого Духа, чтобы познать нас, достигнуть нас, чтобы Отец и Сын пребывали в нас Святым Духом, чтобы мы водились, ходили духом, поступали, жили по духу, а не по плоти, во Христе Иисусе делали «добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2;10), служили Богу духом (Флп.3;3), потому что «нет осуждения... тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, а по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил... (нас) ...от закона греха и смерти», потому что, если будем жить по плоти, то умрём, а если духом станем умерщвлять плотские дела, будем живы (Рим.8;1,2,13). Мы, оправдавшиеся смертью Иисуса Христа, спасаемся жизнью Иисуса Христа в нас, живущих не по плоти, но по духу.

ЗДРАСТВУЙТЕ, ВЫ ЕВРЕИ
У Адама родился сын, Сиф (Быт.5;3), вместо Авеля, которого убил Каин (Быт.4;25). В 3919 г. до н.э. у Сифа родился сын, Енос (Быт.5;6). Тогда было начато наречение именем Бога (Брш.4;26). В пятом поколении потомков Сифа, в 3532 г. до н.э. родился Енох (Быт.5;18), который ходил пред Богом (24). В 3099 г. до н.э. у Ламеха родился сын, Ной, о котором Ламех сказал: «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог»(28,29).

Таковыми были, нарекавшиеся именем Бога, Божии. Мы видим как от Сифа через Еноса, Еноха, Ламеха, Ноя происходило становление еврейского народа. Всемирный потоп завершился в 2498 г. (Брш.8;13). Сын Ноя, Сим, родился в 2596 г. Ему было сто лет, когда у него в 2496 г. родился сын Афраксад через два года после потопа (Быт.11;10). Сим - отец всех сынов Еверовых (Быт.10;21). Внук Афраксада, Евер, родился в 2431 г. Имя Евер означает «та сторона». Сим – один из сыновей Ноя, вместе с отцом перешедших через воды всемирного потопа. Впервые в Танахе евреем назван Аврам (Быт.14;13). Слово «евреи» - на иврите «иври» - прилагательное, происшедшее от существительного «евер» и означает «потусторонний, заречный, пришедший с той стороны реки». Выйдя из Харрана в 2131 году (Быт.12;4), через 18 лет после смерти Ноя (Быт.9;29), Аврам перешёл через реку Евфрат, чтобы идти в Ханаан (Быт.12;5). Выходя из Египта, народ Израилев перешёл через море Суф (Шмот.13;18) – «Тростниковое море». Кроме, исключая детей, шестисот тысяч пеших мужчин - сынов Израиля - из Египта вышла многочисленная толпа иноплеменников (Исх.12;37,38). Относительно любых пришельцев - иноплеменников Бог постановил (48,49): «Если поселится с тобой пришелец, то... пусть пройдёт обрезание всякий мужчина у него...  Один закон да будет для жителя и для пришельца». Таким образом еврейство определяется не по племенному признаку, не по крови, а по союзу с Богом (Быт.17;11). Евреи – народ союза с Богом. 10 октября 27 г. н.э., согласно слову Господа, данному через пророка Даниила явился Иисус Христос (Дан.9;25-27 / 11;31), явился Мессия, с Которым, согласно пророчествам, должен быть связан Новый Завет. 10 октября 27 г. н.э. Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю «креститься от него». Иоанн Креститель «удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мтф.3;13-17). Иисус говорит о необходимости для каждого из нас покаяния и крещения. Подобно тому, как во дни Ноя восемь душ спаслись от вод всемирного потопа, наше крещение -  это акт Нового Завета с Богом - «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1Пет.3;20,21).

С постановкой Нового Завета прежний отменяется. Для вхождения в Новый Завет крещение необходимо, и это не человеческое, но Божие установление (Деян.2;38). Евреи - народ завета. Если вы не в завете, если вы после того, как Бог установил Новый Завет, остаётесь а отменённом, вы не евреи, но примкнули к тем (Отк.2;9), «которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское». Бог обещает (Отк.3;9): «Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут,- вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле».

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Для того, чтобы получить Святого Духа нам надлежит покаяться и креститься. Покаяние и крещение должны быть 1) истинными: происходящими из, дающегося нам по благодати, сокрушённого, благодарного, умилённого сердца; 2)  искренними: происходящими из сознания и переживания нами наших грехов; 3) глубокими: происходящими из сознания и переживания нами нашей греховности и совершенной неспособности самим изменить и спасти себя, из нашего совершенного упования на Бога; 4) полными: состоящими не только в отвращении от греха, но и в обращении к Богу с обещанием Богу доброй совести, обещанием отвратиться от себя, взять свой крест, последовать за Иисусом Христом. Только если наши покаяние и крещение таковы (Деян.8;14-17), Иисус Христос вселяется в наши сердца Духом Святым (Деян.2;38), познаёт нас (1Кор.13;12), достигает нас (Флп.3;12).  Тогда покаяние и крещение становятся 5) законченными – завершающимися глубоким, внутренним, сердечным свидетельством  того, что мы праведны, при покаянии и свидететельством Святого Духа по крещении. Божия любовь изливается в наши сердца Духом Святым, данным нам (Рим.5;5). Сей Дух свидетельствует нашему духу, что мы Божии дети (Рим.8;16). Покаяние и крещение должны быть истинными, искренними, глубокими, полными и законченными.

По нашем покаянии и крещении Иисус Христос вселяется в наши сердца Духом Святым, данным нам, то есть познаёт, достигает нас.

Нам надлежит познавать Иисуса Христа, подобно как мы познаны: достигнуть Его так, как достиг нас Иисус Христос; исполняться Им и пребывать в Нём.

Для чего надлежит постоянно пребывать в страхе Божием, в учении, в общении святых, в хлебопреломлении и в молитвах, в поклонении и преклонении, в славословиях, в духовных песнопениях, в благодарении, в хвале, благотворении и общительности.

Прийти к Богу; взыскать Его; призвать Его имя; возжелать причаститься к Его естеству, к Его народу и к Его творению; поклониться Богу и преклониться пред Ним; восславить, восхвалить, возблагодарить Его; взыскать Его Царства – Его любви в Его Святом Духе; исполняться Им; искать Его мира, Его слова, водительства Его Сына, Спасителя и Господа нашего, Иисуса Христа; искать Его праведности; преклониться пред Его Царством, силой и славой, уповать на Его Царство, силу и славу, принять Его Царство, силу и славу.    


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Краткий курс Танаха и Библии»

I. О ТАНАХЕ И БИБЛИИ

1. Танах и Библия
Танах - Тора, Невиим и Кетувим. Танах и Библия.

2. Древность
Палеографическое доказательство древности Танаха. Манускрипт. Древнейшие манускрипты Танаха и Библии.

3. Сохранность
Способ сохранения оригинального текста. Обилие списков, переводов и цитирований. Непреднамеренные и преднамеренные искажения текста помогают представить истинный вид оригинала.

4. Пророчества
Пророчества, касающиеся событий древнейшей, древней, средневековой, новой и новейшей мировой истории.

5. Достоверность
Неизменное исполнение точных в отношении событий, места, деталей, последовательности и, часто, сроков исполнения, уникальных, простирающихся на тысячелетия, охватывающих территорию всей Земли, Божиих пророчеств указывет на необъяснимое предзнание Божие, доказывает реальность Бога и истину Его слова. Научность этого доказательства на основании принципа фальсифицируемости (критерия Карла Поппера). Пророк Исаия о существовании Бога и об истине Его слова. Ис.42;9 / 41;20-24. Исаия пишет, что неизменное исполнение Божиих пророчеств доказывает существование Бога и истину Его слова и что отсутствие подобных пророчеств в языческих религиях и философиях – это доказательство их неистинности и ничтожности.

6. Истина
Убеждение и вера. Бог каждому уделил меру веры (Рим.12;3). Бог есть и слово Его – истина. Всё Писание вдохновлено Богом и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2Тим.3;16). «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11;6).


II. ТАНАХ И БИБЛИЯ

1. Бог есть
Жизнь, опыт, практика доказали и доказывают существование Бога.

2. Слово Его – истина
Всё, сказанное в Торе, Танахе, Библии – правда.

3. Вера
Вера даётся не доказательствами, а благодатным Божиим действием.

4. Человек
Бог создал нас для того, чтобы мы слышали Его, слушались Его, водились Им. Живой человек – это человек, водимый Богом. Человек вообще есть живое существо, способное водиться Богом. Человек не может сушествовать иначе, как будучи водимым тем или иным духом.

5. Степени защиты и степени свободы первых людей
Бог дал первым людям семь степеней защиты для того, чтобы они не грешили и две степени свободы для того, чтобы они не грешили не в силу своей природы, не из страха смерти, а свободно из благодарности умилённого сердца. Первые люди были живыми, были светом мира, были в Боге богаты всяким богатством.

6. Грехопадение
В силу грехопадения первые люди приобрели греховную плотскую природу, оказались во власти сатаны, стали рабами греха к смерти, духовно умерли, и вместе с ними мы, ибо в них и мы согрешили, были изгнаны из рая, и вместе с ними мы, ибо вместе с ними и мы стали духовной тьмой, духовно обнищали.

7. Мы грешники
Десятословие. Нагорная проповедь. Рим.1;26-31. Евр.10;24. Еф.4;25-29,31,32 / 5;2-4,20-22,25 / 6;4,5,9. «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра», а мы плотские, проданные греху, ибо не живёт в нас, то есть в плоти нашей доброе: доброго, которого хотим, не делаем, а злое, которого не хотим, делаем. Бедные люди! Кто избавит нас от этого тела смерти? (Рим.7;12,14,18,19,24). Сатана более всего противится нашему соединению с Богом. Поэтому люди постоянно соскальзывают на безуспешный путь исполнения закона своими силами, тем самым ставя свою праведность выше праведности Божией. В этом решающая ошибка ортодоксального иудаизма.

8. Закон
Закон определил грех, но не избавил нас от него. Среди людей праведных нет. Закон предусмотрел принесение жертвы за грех. Но жертвы, приносимые по закону, могли освятить только наши тела, оставляя неосвящёнными наши сердца и души. Нравственный предел закона Моисеева – водимый Богом, грешный неискупленный человек. Закон не мог сделать людей совершенными.

9. Тяжкий путь познания
Мы грешны и мертвы от Едема по рождению, от своей греховности по месту нашего обитания и от заповеди закона по своим собственным грехам и преступлениям.

10. Необходимость Нового завета
Поэтому Моисей и пророки говорили об отмене Старого завета и о поставлении Нового.

11. Весть оправдания
Иисус Христос умер за наши грехи, и нам, принявшим Его, прощаются грехи ради Его имени.

12. Весть спасения
Мы, оправдавшиеся смертью Иисуса Христа, спасаемся жизнью Иисуса Христа в нас, живущих не по плоти, но по духу.

13. Воля Божия
Бог не хочет смерти грешника, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. По молитвам святых Он посылает к нам проповедующих, даёт им слово благовествования, нам желание слушать слово, даёт нам слышание от слова и веру от слышания.

14. Умиление
Бог даёт нам благодатный дар умилённого сердца, исполненного 1) глубокого, сердечного сознания нами наших согрешений; 2) сознания греховности; 3) ужаса, страха, трепета, сокрушённости пред грозным, праведным судиёй, Богом; 4) изумления пред любящим Богом, отдавшим Своего Единственного Сына, дабы всякий, верующий в Него не погиб но имел жизнь вечную; исполненного 5) смирения – доверия к Богу; 6) благодарности Богу; 7) кротости – послушания Богу,

15. Страх Господень
Бог даёт нам страх Господень - из благодарности умилённого сердца желание делать угодное Богу.

16. Повеление Божие
Бог повелевает нам всем и повсюду покаяться и креститься во имя Иисуса Христа. Покаяние и крещение должны быть истинными, искренними, глубокими, полными и законченными.

17. Христос познаёт нас
По наших покаянии и крещении Иисус Христос вселяется в наши сердца Духом Святым, данным нам, познаёт, достигает нас.

18. Мы познаём Христа
Нам надлежит познавать Иисуса Христа, подобно как мы познаны: достигнуть Его так, как достиг нас Иисус Христос; исполняться Им и пребывать в Нём.

19. Как?
Для того, чтобы познавать Иисуса Христа, нам надлежит постоянно пребывать в страхе Божием, в учении, в общении святых, в хлебопреломлении и в молитвах, в поклонении и преклонении, в славословиях, в духовных песнопениях, в благодарении, в хвале, благотворении и общительности; надлежит отвергнуться себя, взять свой крест, последовать за Иисусом Христом. Чтобы быть живыми, нам надлежит пойти крестным путём освящения – духом умерщвлять плотские дела, распинать свою плоть с её страстями и похотями.

20. Отче наш
Прийти к Богу; взыскать Его; призвать Его имя; возжелать причаститься к Его естеству, к Его народу и к Его творению; поклониться Богу и преклониться пред Ним; восславить, восхвалить, возблагодарить Его; взыскать Его Царства – Его любви в Его Святом Духе; исполняться Им; искать Его мира, Его слова, водительства Его Сына, Спасителя и Господа нашего, Иисуса Христа; искать Его праведности; преклониться пред Его Царством, силой и славой, уповать на Его Царство, силу и славу, принять Его Царство, силу и славу.


ПРАВИЛА ЖИЗНИ
1. Истина - истина во Христе.
2. Домоводство – искусство строить дом.
3. Этика – мораль и нравственность.
4. Эстетика – красота.
5. Труд. «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся».