Без радости - Не Жизнь

Сергей Лановой
- Самые непредсказуемые поступки совершают люди, не входящие в систему, не включённые в конвейер, запускающийся ранним утром и останавливающийся поздней ночью. Это те, с кем я в одном потоке иду на работу, некоторые из них с выпученными глазами расталкивают попутчиков в автобусе или метро, чтоб ненадолго вырваться вперед. А вчера я увидела, как заросший светло-русой бородой бомж, с красным морщинистым лицом и черной шляпе на макушке, собрал денежные бумажки, кучкой лежащие в коробке перед ним, встал и пошёл наперерез спешащему людскому потоку. Словно нырнул и вплавь саженками махнул на  другую сторону. Я тоже прибилась к берегу, чтоб посмотреть, куда это он так отчаянно. А он, представь, подскочил к киоску, торгующему сладостями, и на все деньги попросил шоколадных конфет "Ромашка".
Счастливо улыбаясь, он отошел в сторону с кулечком зелено-золотистых конфет, на ходу разворачивая их и засовывая в рот. Добрая и светлая история, правда? Её можно написать с кучей красивых человеческих деталей, чтобы люди читали и улыбались такой естественной и не имеющей возраста простоте.

- Да, красиво. Про бомжа. Только подаваемая мысль не имеет под собой фундамента. Там нет ничего, кроме бомжа, маленького счастья в виде кулька конфет и дальнейшего существования на паперти. Это история из тех, над которыми можно умильно поулыбаться или поплакать, бросить грош и обойти стороной. Как если бы ты восхищалась радужной плёнке, появившейся на поверхности нечистот. Смотри, в этой плёночке играет луч света! Красиво, правда? Так вот в реальной жизни процент созидательной радости под такими плёнками настолько мал, что нет смысла разбавлять его единичным конфетным случаем, закрашивая действительно убогое существование таких людей, часто становящихся просто телами. Нельзя конфетами, радугами и прочей мишурой романтизировать уродство общества. Его нужно лечить. Но не такими рассказами. Потому что твои слушатели большей частью счастливо вздохнут и даже зааплодируют. И пойдут дальше, зажимая нос при встрече с очередным бездомным. Все останутся при своём.
- Но я его действительно видела! Бомжа. Покупающего конфеты. Думаешь, они себя не балуют? Они тоже люди, тоже хотят праздников!
- Я повторю, Нинуш, такое встречается, конечно, однако это не основание для благочестивых улыбок толпы. Толпа всеядна, безнравственна и аморальна, тем более во времена всеобщих информационных свобод, когда под слоем предлагаемой грязи утонуло золотое классическое. Толпа с удовольствием сожрёт красивую историю об опустившихся людях, ты можешь предложить ей зарисовку о бомже и конфетах, но лучше бы ты написала, как опустившимся снова вылезти из дерьма и начать жить. Понимаешь? Не кошечки, не жопки, не детишки розовые или конфетки сладкие. А путеводная нить для полностью потерявшихся людей. Которые часто в буквальном смысле слова разлагаются. Их нельзя подавать в виде сладенькой миниатюрки. Это безнравственно.
- Когда-то, на день Киева, к нам подсел такой же дедок, в тельняшке и босиком, рассказывал, что пришёл в Киев.. не помню.. откуда-то издалека, пешком.. просто, чтобы посмотреть.. мы его угостили пивом. Послушали его солёные анекдоты.. он был нормальный, веселый.. совсем не замученный и не жалкий..
- Разговор - пойдёт. Солёные анекдоты - пожалуйста. Но не розовые фантики в давно немытых руках. И не улыбка человеколюбия на их фоне. Присмотрись. Здесь есть грань.
- Ну.. может, ты и прав.. я вижу только внешнюю картинку. И пиво тоже в тему. Конечно, жизнь этих людей ужасная. Да, они опускаются.. и пробегающие мимо предпочитают их просто не замечать. Максимум, откупаясь гривной.. А они ведь хотят не только выжить.. но и радость получить, хоть маленькую, в жизни.. я же видела таких часто. Как они сидят со своими собачками и делятся с ними своими плавленными сырками. Хотя могли бы слопать в один рот. Могли бы. Но делятся. Почему?
- Потому что кроме собак с ними рядом никого нет. Ни одного из тех, кто кидал им гроши. Или фотографировал при покупке конфет. Их нет рядом. И не будет. Только собаки. И такие же бомжи. Именно они - их последняя опора и радость.
- Такая разная радость жизни..
- Конечно. Но всё-таки радость. Их собственная. Выстраданная и оставшаяся. Хоть какая-то. Никому, кроме них, не нужная. Куда им без такой бездомной и часто презираемой радости? Без неё - не жизнь.



GC