Двери Гиберти. Porta del Paradiso

Алина Алексеева-Маркезин
  Уникальный шедевр.PORTA DEL PARADISO.ВРАТА РАЯ
Лоренцо Либерти в баптистерии  Флоренции (1425—1452).Название Porta del Paradiso было дано Микеланджело. Мастер сделал этот шедевр за 27 лет.

     Лоренцо Гиберти ( Lorenzo Ghiberti 1378-1455) — итальянский скульптор, ювелир, историк искусства. Представитель Раннего Возрождения. Один из величайших мастеров рельефа. Жил во Флоренции. Ученик своего отчима — золотых дел мастера. Посвятил себя скульптуре после 1401 г., когда вышел победителем в конкурсе на лучший рельеф для новых бронзовых дверей баптистерия во Флоренции.

   Конкурс проводился на основе бронзовых рельефов, изображающих жертвоприношение Исаака, которые участники должны были предварительно предоставить для оценки. Финалистами конкурса стали Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески.

 После долгих обсуждений новый более экономичный в использовании бронзы метод и более лиричный стиль приносят Лоренцо победу и он начинает трудится над второй парой бронзовых дверей (первой в его карьере, но до этого в Баптистерии уже стояли двери, исполненные Андреа Пизано).Работа заняла у автора 27 лет.

    Гиберти занимал ведущее место в художественной жизни Флоренции первой половины XV в. В его мастерской обучались и работали многие художники того времени (скульпторы Донателло и Микелоццо, живописец Паоло Уччелло и др.

    После 1430 г. у Гиберти возрос интерес к античному искусству, он изучал памятники античности, коллекционировал их. Сблизился с гуманистами, его увлекли теоретические проблемы искусства. В 1445 г. Гиберти — один из самых образованных людей своего времени — приступил к работе над «Комментариями». Всего их три, и ни одно сочинение не окончено.
 
 БРОНЗОВЫЕ ДВЕРИ БАПТИСТЕРИЯ. ВРАТА РАЯ.
   
    Делом всей жизни и главным произведением Гиберти стали бронзовые двери — северные (1403—1424) и восточные (1425—1452) — для этого баптистерия. Увидев восточные двери, Микеланджело заметил: «Они так прекрасны, что годились бы для дверей рая». Вероятно, поэтому они прозваны «Райскими».

    В 1425 году Арте ди Калимала поручил художнику при содействии коллаборационистов сделать восточную  дверь Баптистерия, ту, что перед собором, со сценами из Ветхого Завета . Лоренцо Гиберти разделил дверь на десять панелей
           Обрамление панелей состоит из статуй пророков (по образцу древних), с вкраплениями маленьких головок (включая автопортрет художника) среди растительных покрытий.

    Техника, используемая для реализации плиток, - это stiacciato , техника, представленная Донателло , которая позволяла реализовывать сцену в плоскостях различной глубины, используемая на заднем плане для представления самых отдаленных вещей. Все было позолочено ртутной амальгамой.

    
    В каждом из рельефов Гиберти изображает несколько сцен.
Реалистичность изображения в рельефах Восточных врат была достигнута художником благодаря не только пластически убедительной трактовке фигур основных персонажей, но и необычной для скульптуры подробной характеристике места действия в различных сценах, что, в частности, потребовало от мастера безошибочного владения перспективой.

 1  СОТВОРЕНИЕ АДАМА И ЕВЫ. ГРЕХОПАДЕНИЕ. ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ. 1425 – 1452
Позолоченная бронза.Баптистерий Сан-Джованни. Флоренция, Италия

     На этом рельефе изображено сотворение Адама и его жены Евы, выполненных с величайшим совершенством. Видно, что Лоренцо постарался сделать тела их настолько прекрасными, насколько только мог, желая показать, что подобно тому, как человеческие тела, выйдя из рук Господа, были самыми прекрасными фигурами, когда либо им созданными, так и эти фигуры, вышедшие из рук художника, должны были превзойти все остальные, созданные им в других его работах

2.     ТРУД ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ КАИНА И АВЕЛЯ. КАИН УБИВАЕТ АВЕЛЯ. БОГ ПРОКЛИНАЕТ КАИНА.
      На этом рельефе прекрасно изображено, как Каин пашет землю на паре волов, которые тащат в ярме плуг и усилия которых кажутся настоящими и естественными; таков же и Авель, пасущий стадо. Когда Каин его убивает, мы видим, как безжалостно и жестоко он дубиной поражает брата и как сама бронза являет изнеможение мертвых членов в прекраснейшей фигуре Авеля; а вдали, в плоском рельефе, изображен Бог, спрашивающий Каина, что он сделал с Авелем


 3.  НОЙ СО СВОЕЙ СЕМЬЕЙ, ПОКИНУВ КОВЧЕГ, УСТРАИВАЕТ ЖЕРТВЕННИК. ОПЬЯНЕНИЕ НОЯ. 1425 – 1452

       Лоренцо показал Ноя в момент, когда тот выходит из ковчега. С ним его жена с сыновьями, дочерьми и невестками, а также все животные, как пернатые, так и четвероногие. Ковчег открыт, а в перспективе очень низким рельефом – тела утонувших. Фигуры Ноя и членов его семьи необыкновенно живы и полны движения. В сцене жертвоприношения видна радуга, знак мира между Богом и Ноем.

 Превосходнее всего та сцена, где он сажает виноград и, опьяненный вином, кажет срам свой, а Хам, его сын, над ним издевается. И поистине лучше изобразить спящего невозможно, и мы видим изнеможение опьяненного тела и уважение и любовь в других двух его сыновьях, которые с прекрасными движениями его прикрывают. Помимо этого, там изображены бочка, виноградные ветви и прочие принадлежности для сбора винограда, выполненные с большой наблюдательностью и расположенные в соответственных местах так, что не загораживают историю, но очень ее украшают

4.   АНГЕЛЫ ЯВЛЯЮТСЯ АВРААМУ. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА. 

       В четвертом рельефе Лоренцо решил изобразить появление трех ангелов в Мамврийской долине. Они очень похожи друг на друга, и святой старец поклоняется им движениями рук и головы, очень убедительными и живыми. Прекрасно сделаны слуги, которые вместе с осликом ждут у подножия горы, куда Авраам отправился, чтобы принести в жертву сына своего Исаака. Мальчик уже находится на алтаре, Авраам занес нож, чтобы исполнить повеление свыше, но он остановлен ангелом, который одной рукою удерживает его, а другой показывает, где находится жертвенный овен. Таким образом ангел спасает от смерти Исаака.

5.РОЖДЕНИЕ ИСАВА И ИАКОВА. ИСАВ УСТУПАЕТ ИАКОВУ СВОЕ ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА. ИСААК ПОСЫЛАЕТ ИСАВА НА ОХОТУ. РЕВЕККА ДАЕТ СОВЕТ ИАКОВУ. ИСААК ОБМАНУТ.

     Лоренцо превзошел сам себя, когда в этом рельефе ему пришлось преодолевать трудности в изображении зданий. Здесь он представил, как у Исаака родились Иаков и Исав, как Исав отправляется на охоту, подчиняясь воле отца, как Иаков, наученный Ревеккою, подает жареного козленка, окутавшись его шкурою, а Исаак, пославший за ним, дает ему свое благословение. В этом рельефе очень хороши и естественны собаки, а фигуры Иакова, Исаака и Ревекки производят такое же впечатление, какое они производили сами, когда были живы.

 6. ИОСИФ ПРОДАН КУПЦАМ. ОБНАРУЖЕНИЕ ЗОЛОТОЙ ЧАШИ В МЕШКЕ ВЕНИАМИНА. ИОСИФ ОТКРЫВАЕТСЯ СВОИМ БРАТЬЯМ. 

     На шестом рельефе он изобразил, как братья сажают Иосифа в водоем, как продают его торговцам, как последние дарят его фараону, которому он истолковывает сон о голоде и советует сделать запасы для борьбы с ним, и как за это он осыпан почестями со стороны фараона. Там же представлено, как Иаков посылает сыновей за хлебом в Египет, как Иосиф узнает их и отправляет к отцу.

 7.   МОИСЕЙ ПОЛУЧАЕТ НА ГОРЕ СИНАЙ СВОД ЗАКОНОВ.

 На этом рельефе изображена   гора Синай, а на вершине ее – Моисей, который принимает от Бога скрижали. На середине горы ждет его Иисус Навин, а у подножия – весь народ, напуганный громом, молнией и землетрясением, в разнообразных положениях.


8.НАРОД ИЗРАИЛЯ В ВОДАХ ИОРДАНА. ПАДЕНИЕ ИЕРИХОНА.

    В восьмом рельефе Лоренцо обнаружил огромную старательность и любовь, представив, как Иисус Навин пошел на Иерихон, повернул Иордан, воздвиг двенадцать шатров, в которых поместились двенадцать колен израилевых. Все это очень хорошо сделанные фигуры, но еще лучше барельефный задний план, где евреи двигаются вокруг Иерихона с трубными звуками, и от этих звуков рушатся стены иерихонские и город достается им

9.ЛОРЕНЦО ГИБЕРТИ.СРАЖЕНИЕ ПРОТИВ ФИЛИСТИМЛЯН. ДАВИД УБИВАЕТ ГОЛИАФА.

   На рельефе  изображено убийство Голиафа, которому Давид рубит голову в позе ребяческой и в то же время воинственной, а полчища филистимлян обращаются в бегство перед воинством Божим. Здесь – люди, лошади, колесницы и другие орудия войны. Здесь же представлено, как возвращается Давид с головою Голиафа в руках и как народ встречает его с музыкой и песнями. Все передано очень живо и изящно.    

10.СОЛОМОН ПРИНИМАЕТ ЦАРИЦУ САВСКУЮ. 1425 – 1452

   Лоренцо осталось сделать все, на что он был способен, в десятом и последнем рельефе, где царица Савская с огромной свитой приезжает к царю Соломону. Здесь он изобразил здание в перспективе, а все фигуры так же хороши, как и в предыдущих рельефах.

     Дверные косяки скульптор украшает гирляндой из листьев и гроздьев винограда. Каждую створку врат Гиберти обрамляет орнаментальным прямоугольником с нишами, в нишах — изображения пророков, между ними — медальоны «Врата рая» потребовали у скульптора 27 лет жизни 27 лет постоянных поисков, проб, ошибок и блистательных находок. Поэтому Лоренцо позволяет себе сделать в двух медальонах портреты — сына и себя самого. Пусть видят потомки знаменитого создателя «Врат рая».
     Лоренцо Гиберти на вертикальном фризе между головами пророков оставил свой портрет и подпись на латыни
«Восторгайся с каким искусством сделано!»

Только в 1452 году Гиберти, которому было уже семьдесят четыре года , установил последние бронзовые панели.
За эти годы множество помощников и учеников помогли Гиберти, в том числе некоторые уже очень известные мастера , такие как Лука делла Роббиа, Донателло, Микелоццо, Беноззо Гоццоли, Бернардо Ченнини и сыновья Гиберти, Витторе и Томмазо.

Дверь оставалась на месте на протяжении веков, хорошо сохранилась благодаря высокому качеству работы Гиберти.
   
  Бронзовая копия этих ворот, выполненная литейщиком В. П. Екимовым, установлена с северной стороны Казанского собора в Санкт-Петербурге.   

   В 1947 году началась первая фаза реставрации монументальной двери, каждая половина 5 м. в высоту 1,5 м. в ширину и весом в 400 кг.

Дверь была демонтирована в 1943 году из-за взрывов Второй мировой войны, спрятана в галерее и возвращена в Баптистерий в 1948 году.

    После наводнения 1966 года некоторые панели были доставлены в Opificio delle Pietre Dure для ремонта.
В 1990 году вся дверь была демонтирована для полного восстановления и заменена на копию,выполненную флорентийской мастерской Энрико Маринелли.

     Реставрация длилась до сегодняшних дней и участвовало 50 специалистов — архитекторы, физики, инженеры, реставраторы, использованы современные методы очищения золота лазерным лучом и результат впечатляет!

      При жизни Лоренцо Гиберти познал признание современников и славу. Он по праву считается одним из гениальных мастеров Возрождения. Он скончался всего через 3 года после завершения работы над «Вратами рая». Похоронен Лоренцо Гиберти в полу базилики Санта Кроче (то есть, Святого Креста), в той церкви, где хранится множество произведений искусства и где нашли свое упокоение самые знаменитые жители Флоренции.