Почти учебник по фотографии. Аппаратура

Ольга Широпаева
О Диме Рубенштейне.
Об аппаратуре и любви к ней.

Итак:
В 1727 г. немецкий физик Иоганн Шульце обнаружил, что некоторые соли серебра темнеют под действием солнечного света. Томас Уэджвуд, сын английского гончара Д. Уэджвуда, использовал нитраты серебра для получения копий рисунков на стекле после экспонирования солнечным светом.


Ньепс для получения фотоизображения также проводил опыты с солями серебра.
К 1837 г., после смерти Ньепса, Дагер настолько усовершенствовал методику Ньепса, что мог получать изображения значительно большей яркости.

Поскольку новый метод существенно отличался от гелиографии, он назвал его дагерротипией.


Пластинку экспонировали на свету. Левая половина пластинки подверглась действию света, в то время как правая половина была закрыта светонепроницаемым экраном.
 

Далее пластинку проявляют в парах ртути. Частицы серебра взаимодействуют с ртутью с образованием амальгамы серебра, что можно наблюдать визуально.
Амальгама серебра создает участки с матовой поверхностью,
оптические свойства которой отличаются от зеркальной
поверхности серебра.

Почему я так подробно об этом пишу. Обратите внимание на вредность процесса. Бедный Димка!
Помню, когда Дима приехал к нам в Чехию, я увидела гору этих разбитых пластинок - результат перелета.

Мир был ему тесен. Сначала он купил маленький домик в глубине Финляндии. Там не было света. Зато был лес и река. Он мне рассказывал как он ложился на дно лодки и плыл по течению. Ветки проплывали над ним вместе с облаками. Он был романтик.

Приехав в Чехию, он пошёл в иммиграционную службу и сказал: « я - гений» и ему поверили. Дали денежный грант на сумму 50 тысяч евро и подвал в центре Праги под галерею. Мы пришли с ним в этот подвал. Это был глубокий подвал старинного дома. Сводчатые стены, отсутствие ремонта. Дима назвал свою галерею « Заградник», что в переводе с чешского означает « Садовод».

Последний раз я его видела в мае 2018г. Мы были на открытие выставки Гарика Аванесяна - фотографа из Праги. Дима звал нас к себе на выставку, которая должна была открыться на следующий день, но мы не стали дожидаться и уехали к себе- в Карловы Вары. Умер он 27 июня 2018 года. Знать бы...

Стеклянные негативы. Те самые, что были  у Димки. Всю свою химию он возил в багажнике машины. Там и проявлял, видимо, боялся за детей. После него остались двое мальчишек.
Мама его - Инна - которую мы хорошо знали, гордилась им. Верила в его исключительность. Поддерживала все его начинания.
Трудно представить её горе...

Дима снимал на большие деревянные камеры. Я мечтала о такой. Понимала все неудобства, с которыми я, вероятно, столкнусь. Но мечта грела невероятно.

Часто ездила на Кутузовский в комиссионный фотомагазин к Саше. Работал там такой увлечённый человек. Он меня соблазнял всякими редкими фотоаппаратами. У него я купила первую свою Leica MP.  С неё началась моя любовь к Лейкам. У меня были все Лейки цифровые , какие выпускались. Они и Хассельблады стали моими любимыми фотоаппаратами.



Краткая история изобретения привычного нам фотоаппарата:

В 1889 году Джорждем Истменом изобретена и запатентована первая в истории рулонная фотоплёнка, а также фотоаппарат «Кодак», способный делать быстрые снимки. Знаковым этапом развития фотографии стало массовое производство фотоаппаратов компанией Leica в 1925 году, в связи с появлением 35-мм фотопленки.

Искусство фотографии отныне стало доступным практически для любого интересующегося человека. В 1963 году компания «Полароид» представила одноименный фотоаппарат с мгновенной печатью сделанных только что изображений. Совершенствование фотоаппаратов привело к тому, что в 1988-м году человечество увидело первую цифровую фотокамеру от компании Fujifilm.

Её я купила в аэропорту в Duty Free. Помню, как завидовал мне Володя, бывший в те времена моим другом и партнёром по бизнесу.
Изображение было крошечным, при малейшем увеличении распадалось на пиксели, но это было - чудо!
Всё таки это был ещё не совсем красивое цифровое фото.

А первое цифровое изображение, которое меня поразило было то, которое я увидела на выставке. Это был фотоаппарат Canon 5D. К тому времени у меня был фотоаппарат Canon 20D и я к нему безуспешно привыкала. Но изображение было вялое, неинтересное.

На выставке Фотофорум 2006 года в Москве был представлен этот Canon 5D. Был он привязан верёвочкой. Я вставила свою карту памяти и сделала несколько кадров. Дома я посмотрела кадры и расстроилась до слёз. Я увидела невероятное изображение. И тогда я поняла, что я вижу и могу сравнивать. Я страдала несколько дней и всё-таки купила его и была верна ему много лет.

Но это не говорит о том, что у меня не было увлечений на стороне. Я « заболела» техникой. У нас появился знакомый- Андрей. Человек увлечённый аппаратурой. Он покупал её в Германии  и продавал в Москве.

Я «разжилась» у него двумя новыми « коробочными» Яшикоматами ( Yashica Mat 124G), Олимпусом 4Ti, Contax ST, Hasselblad XPan. Коробочными назывались те, которые лежали у немцев в коробке и имели абсолютно новый вид. Андрей мне радостно сообщал: « муха не сидела». Голова моя шла кругом.


Трудно перечислить всё, что я у него купила, это и Rolleiflex 2,8 и много других невероятных фотоаппаратов.
Я изучила все системы и на все снимала, замирая от счастья.
Многие из них я продала, но оставила несколько: Hasselblad Xpan, Yashica Mat 124G ( 1 шт.!), Rolleiflex. С ними я расстаться не смогла.


Был у меня и большой Hasselblad 503 и Mamiya 645 Pro.
Один из моих друзей- Серёжа- уговорил меня купить у него Юбилейный Hasselblad. Ему нужны были деньги, но таких денег, чтобы купить всё, что у него было ( целая сумка с объективами, блендами, фильтрами, шахтами и прочими аксессуарами), таких денег не было у меня.

Фотоаппарат был выпущен к 100-летию Виктора Хассельблада всего 500 экземпляров. На нём красовалась медная табличка. К нему прилагалась книжка и часы.
Серёжка хотел, чтобы он попал в «хорошие руки». А именно - в мои.
Я страдала, потому что мне его хотелось, Серёжа страдал от расставания с ним.  Мы оба страдали. Наконец- то мы нашли компромисс: я отдаю ему Hasselblad 503 и половину денег.
Я снимаю на него по сей день. Да! Забыла сказать, что он цифровой, с задником. Пикселей там мало всего 16, но они большие « лошади» изображение « живое- преживое»
Он не автофокусный. Поэтому сначала я делаю замеры экспонометром, затем выставляю выдержку и диафрагму. Оооочень неторопливая работа. Потом громкий хлопок зеркала и... «вуаля!»
Серёжка при встрече ревниво спрашивает: « Как там мой?»


Об аппаратуре я могу говорить бесконечно. Я люблю её. Не пластмассовую и из сплава - новую, а старую - из кожи и хрома.
Но есть у меня и одна тайна. Большой формат меня будоражил и не давал мне спокойно спать.
И сбылась моя мечта: я купила себе большой формат Wista 45DX Ebony . Ооооо! Это - наикрасивейшая вещь! Из дерева вишни, присланная мне из крошечного немецкого городка. Она ждёт меня. Когда у меня появится время и силы. К ней у меня есть красная накидка красоты неимоверной. Помните, как фотограф накрывал себя, прежде, чем снять крышку с объектива? Вот-вот! Правда, объективов пока к ней нет. Ну, ничего. Что-нибудь продам из аппаратуры и куплю. Круговорот аппаратуры в моей жизни продолжается!


Сейчас, когда, казалось бы зеркалки уступили своё место беззеркальным фотоаппаратам, а смартфоны снимают всё лучше и лучше, смерть больших зеркальных аппаратов предрешена, но не торопитесь!


Вот, что говорит руководитель
корпорации Ricoh г-ном Хироки Сугахара (Mr. Hiroki Sugahara), о будущем зеркальных фотокамер:
Хироки Сугахара:
«В настоящее время «беззеркалки» является новшеством, поэтому, конечно, многие пользователи очень заинтересованы в новых системах, они хотят использовать [их]. Но через один или два года некоторые пользователи, которые изменили свою систему с DSLR на беззеркальную, снова вернуться к DSLR».
Король умер - да здравствует король! Всё ещё только начинается, господа!