Гносеус. Глава 12

Александр Крутеев
                И пообещал в восторге бессмертие ей

      До Пасхи оставалось несколько дней. Единственное место, которое  он любил в окрестностях Иерусалима, - деревня Вифания,  расположенная на вершине холма,  на склоне,  идущем к Мертвому морю и Иордану. Здесь  располагались обширные  плантации  маслин,  фиговых  деревьев и олив.  Пересекая иссушенные зноем земли, путники попадают, наконец, в этот оазис, одно зрелище растительности которого приводит душу в восторг и наполняет измученное  тело  живительным ароматом, исходящим и от самой плодородной земли, и от буйной зелени,  кажется,  пропитавшей и сам воздух,  которым не только дышишь, но и пьешь его, как живой сок из только что сорванного спелого плода.
      Деревня радостно встречала братьев.  День клонился к закату, и почти все население собралось на  окраине.  Радостная  ребятня  и взрослые приветствовали  Учителя и его братьев.  Быть может,  это доставляло   ему особенное удовольствие потому,  что рядом был  Иерусалим - город,  который противостоял ему,  был оплотом законников, источником лжи и зла.  В Вифании же все было иначе. Благожелательные, открытые лица людей приглашали его в свои дома, где он получал и кров, и пищу, и благодарность.
      По обыкновению, они останавливались в доме, который давно давал им дружеский приют. И семья эта, сестры Марфа и Мария, а также Лазарь и Симон Прокаженный приносили ему утешение, покой и уют в бесноватом мире.
      Марфа была  женщина  услужливая,  но Мария особенно нравилась ему своей отрешенностью от мирских забот.  Она забывала обо  всем на свете, когда садилась у ног его. Марфа же в это время тихо жаловалась, ибо не могла оставить своих забот.  В ответ Учитель говорил ей,  что она чрезмерно суетится, уделяет слишком много сил и времени тем заботам, которые далеки от потребности души. Она же в ответ ворчала  еще  больше,  что она воспитана добротно вести хозяйство и что хотела бы посмотреть на него, если бы в один из его приходов сюда  этот аккуратный дом превратился бы в скотный двор, где ему предложили бы грязную постель и грубую  нечистую  еду.  Учителю не  нравилось это женское ворчание и он благоразумно прекращал эту перепалку.
      Его приняли  с  большим  почетом.  У Симона Прокаженного была приготовлена трапеза,  к которой явилось много людей,  желавших видеть про-рока.  Дом  был  большой,  и  все разместились в горнице, расположенной над жилым помещением,  за столом,  выглядевшим  поистине празднично.  Марфа усердно прислуживала, стараясь подчеркнуть высокое достоинство гостя, и в ответ читала на его лице благодарность. На этот раз оба были до-вольны друг другом.
      За трапезой шел обычный разговор о предстоящем  празднике, о делах и заботах местных жителей.  И вот среди пира явилась Мария. В руках ее был алавастровый сосуд драгоценного мира. Такие сосуды запечатывались наглухо,  и открыть их можно было лишь отбив узкую горловину, что и сделала Мария,  а затем она  излила  благовонную жидкость на ноги Учителя.  После этого Мария разбила сосуд о пол, как били посуду, употребляемую для пользования высоким чужестранцем.
      Увидевши это,  братья вознегодовали.  "К чему такая  трата!" - воскликнули они.
      - Это истинное мотовство, - сказал Иуда,  в руках которого был денежный ящик  общины,  так как он был ее казначеем. - Да за такой сосуд можно было выручить триста динариев и раздать нищим!
      Многие согласились с ним.
      Тем временем Мария в исступлении  распростерлась  на  полу  и отерла длинными своими волосами ноги Учителя. Горница наполнилась благоуханием, и раздались возгласы одобрения.
      Учитель нахмурился на слова Иуды: некто или нечто было противопоставлено ему,  мало того,  это было поставлено выше его. И он сказал, обращаясь ко всем присутствующим:
      - Бедных вы всегда имеете с собою, а меня не всегда. Лишь эта женщина  истинно  проявляет свою любовь к Сыну Господа,  а вы поносите ее и ведете подсчеты,  как торгаши, продавшие душу свою за призрачные земные богатства,  со временем обращающиеся в прах так же неизбежно,  как и смерть их владельцев.  А этой женщине обещаю бессмертие,  ибо она достигла той святости духа, какая возможна в Царстве Божием.  Горестно слушать мне это от моих братьев, еще не преодолевших в себе ханжество, кое фарисеи возвели в добродетель. За что судите ее? за то,  что она открыла сердце свое и не скрывает своих чувств?
      Обратившись к Марии, Учитель сказал:
      - Встань,  любезная сердцу. Простота и преданность твоя будут вознаграждены. Зло,  причиненное словами,  не коснется тебя. Ступай, милая.
      Едва Мария ушла,  люди очнулись и вспомнили, кто сидит с ними за сто-лом.  Его называли сыном Давида,  будущим царем.  Но Учитель ничего не говорил на это. Вдруг он сказал:
      - Что  есть  царствие  земное? -  оно ничтожно. Это временное пристанище, созданное для людей,  я не стремлюсь стать царем его, ибо царь на земле остается рабом.
      Присутствующие были потрясены его словами.

      Перед тем как наступила ночь, и братья стали  укладываться  на ночлег, Учитель вышел из ворот дома. Он часто, бывая здесь, ходил на Масличную гору,  где меж двух громадных кедров предавался  созерцанию. Но у ворот его ждал Иуда.
      - Почему ты поставил эту женщину выше нас,  твоих учеников  и братьев? - спросил Иуда.
      - Те, кто оказывает мне почести, будут находиться под моим покровительством. Я не могу допустить, что почитающие Сына Его будут унижены за это.
      - Но я вижу в этом обычное сластолюбие, коему подвержены слабые земные люди. Что ты сможешь этому противопоставить?
      - Сластолюбие, как ты верно заметил, - это слабость людская. И этим все сказано.

      Печаль лежала на его облике.  Несмотря на восторженный прием, который ему  оказали в Вифлееме,  хандра владела им,  и сейчас он бежал даже из этой деревни, прочь от людей, туда, где нет ничего, кроме тишины, покоя и удовольствия, где мягкая трава даст ему самое благословенное ложе,  а ше-пот вознесшихся крон не принесет ни слова упрека,  где природа примет его... как она примет его?.. как свою часть?..