РИМ. Третий день 3. 1

Григорий Аванесов
На фото: фасад Basilica di San Paolo fuori le Mura, мозаики фасада Basilica di San Paolo fuori le Mura, верхняя часть фасада Базилики украшена позолоченной мозаикой.

                Третий день

Карта OSTIENSE  (Basilica Papale San Paolo fuori le Mura) http://proza.ru/2020/01/17/528

Basilica di San Paolo fuori le Mura

Светило слабое солнце. Лучи солнца едва пробивались сквозь облака.
               
                Basilica di San Paolo fuori le Mura

Мы с утра отправились в Базилику Сан Паоло Фуори ле Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura), которая стоит в Риме семнадцать веков. Рядом станция метро «Basilica di San Paolo».

Базилика расположена недалеко от левого берега Тибра. На территории, где сегодня расположен один из главных храмов Рима, в древние времена находилось городское кладбище. На этом месте (древнего кладбища) благочестивой матроной Люциной был захоронен великомученик Павел.

Церковь является одной из 4-х, великих папских базилик. Собор Святого Павла поражает своим величием и торжественным внешним видом. Храм был построен над могилой святого Павла в Риме, которого казнили в самом начале нашей эры. Апостол Павел http://www.proza.ru/2019/05/31/1060 .

На могилу изначально приходило много верующих, поэтому она была украшена мемориальной плитой. Чтобы почтить память усекновенного апостола при императоре Константине I в 4 веке н.э. была построена церковь.

В 846 году базилика была разграблена и частично разрушена сарацинскими пиратами, что побудило папу Иоанна VIII укрепить религиозный комплекс, который был выделен в отдельный город под названием Джованниполи.

Двор украшен 150 колоннами. В центре дворика установлен памятник Сан Паоло (работы Пьетро Каноника), держащему в руках большую книгу и меч. Памятник выполнен достаточно реалистично.

Очень интересные витражи, выполненные из тончайших срезов мрамора. большой канделябр  из мрамора для пасхальной свечи выполненные Никола Данжело и Пьетро Вассаллетто в 1170 году.

Первое повреждение церковь в IX веке получила от сарацин, а в 1823 году случился большой пожар. Спустя 31 год ее отстроил заново, и освятил Пий IX, а помогал ему в этом весь христианский мир, в том числе и Россия.

Два боковых алтаря, изготовленные из из лазурита и малахита в неоклассическом стиле, были подарены храму русским царем Николаем I.

Правый алтарь изображает коронацию Богородицы. Левый алтарь изображает обращение святого Павла. Здесь, же, под стеклом, хранится цепь, которой был скован Павел перед своей мученической кончиной.

Верхняя часть фасада базилики декорирована мозаикой, выполненной по рисункам Филиппо Агрикола и Никола Консони по мотивам мозаики X века, украшавшей сооружение до пожара.

Базилика имеет классический фасад (Мозаика разделена на три полосы): самый верх мозаика (на золотом фоне) – в центре фигура Христа рядом с ним святые Павел и Петр.

На полосе ниже (пасторальная картина) изображён Святой Агнец на райской горе из которой вытекают четыре реки, символизирующие четырех евангелистов; внизу горы расположены 12 ягнят, которые символизируют 12 Апостолов.

Еще ниже (на золотом фоне) в оконных пролетах (чередующиеся с окнами) изображены четыре пророка Ветхого Завета: Исаия, Даниил, Иеремия, Иезеклииль.

Еще раз об обширной мозаике. Перед карнизом, есть группа с Агнус-дей [1] на райской горе, из которой текут четыре реки, символизирующие Евангелия от четырех пророков, в которых двенадцать ягнят утоляют жажду, символизируя апостолов.

В треугольном тимпане [2] изображено благословение Христа, помещенное посреди апостолов Павла и Петра и центральной полосы.

Центральные врата были возведены в 1931 году Антонио Мараини. Изображения, украсившие бронзовое дверное полотно, представляют эпизоды из жизни апостолов Петра и Павла.

Собор был отделан новым фасадом, фресками и мозаикой с изображениями святого Павла, Иисуса, четырех пророков.

Интерьер Собора — это богатое убранство в стиле классицизм и неоклассицизм. В базилику ведут три двери, каждая из которых декорирована отдельно. В правую дверь вставлены пластины из древней двери, которая стояла до XIX века. Недалеко от них расположено изображение воскрешения Христа.

В 1600 году был построен главный алтарь над ним балдахин XIII века, который держат  порфировые колонны. В центре церкви саркофаг с мощами святого Павла — это главная достопримечательность церкви. Святыня Храма - Цепи Святого Павла. Там есть надпись: «PAULO APOSTOLO MART» («Павел Апостол Мученик»). Хотя в число официальных апостолов он не входил!

Над ним возвышается творение 1285 года — табернакль [3], украшенный умело скомбинированными языческими и христианскими мотивами. Между могилой апостола и папским алтарем в бронзовой капсуле с позолотой хранятся 9 сегментов цепи, которой, как преступник, был закован Павел.

Главный алтарь Basilica di San Paolo fuori le Mura http://www.proza.ru/2019/05/31/1182 .

В VIII веке забота о храме была доверена монахам бенедиктинцам [4].

В галерее Сан Паоло Фуори ле Мура находятся мозаичные портреты 236 понтификов. Мозаичные портреты понтификов — является наиболее интересным декоративным элементом базилики. Они изображают всех понтификов, начиная от Святого Петра.

Медальоны с портретами понтификов http://www.proza.ru/2019/05/31/1228 .

Медальоны, украшающие входную группу квадропортика [5], изображают двенадцать апостолов. В центральной части двора установлена мраморная скульптура (выполненная из каррарского мрамора) Святого Павла, изготовленная Джузеппе Обичи.

Рядом алтарем стоит пасхальный подсвечник XIII века, высотой 5,5 м. Право служить мессу над мощами имеет только Папа Римский.

Базилика длиной 131 метр, шириной 65, высотой 29,70 является внушительной и представляет собой вторую по величине из четырех патриархальных базилик Рима. Восемьдесят гранитных колонн делят внутреннее пространство на пять нефов.

Советую почитать книгу "От Иерусалима до Рима: По следам святого Павла" автор Генри В.Мортон. О жизни и деяниях Павла известно очень мало.

Базилика находится по адресу – Piazzale San Paolo, 1. Рядом расположены корпуса больницы «Bambino Gesu».

Как добраться к Базилике Святого Павла за городскими стенами (на её посещение требуется не менее часа):

• метро – линия «B», станция «Marconi» или «Garbatella» (от станций метро примерно 800 метров);
• автобус – №23 (от Ватикана) или №769 (от пл. Венеции), остановка Via Ostiense – San Paolo;
• из Трастевере автобус – №792 до «V-le San Paolo» и немного пройти пешком.

Ближайшая станция метро - это, конечно, "Basilica di San Paolo". От вокзала Termini нужно ехать по синей линии в направлении станции метро "Laurentina", где есть Церковь Святого Павла, которая называется "Chiesa di San Paolo alle Tre Fontane" или "Церковь Святого Павла на Трёх Фонтанах" (именно в этом месте казнили Святого Апостола Павла).

Рядом нходится район Гарбателла. http://proza.ru/2020/12/06/1251

СНОСКИ

[1] Agnus Dei (лат. Агнец Божий).  именование Спасителя в Священном Писании.

[2] Тимпан, в архитектуре — внутреннее поле фронтона — углублённая плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом.

[3] Табернакль (от лат. tabernaculum — шатёр) — в католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения.

[4] Бенедиктинцы, Орден св. Бенедикта, — старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. Термин «бенедиктинцы» иногда употребляют по отношению к другим монашеским орденам, использующим «Устав святого Бенедикта», например, к цистерцианцам, что не вполне корректно. Первоначально цистерцианский монастырь основан в Ла-Траппe во Франции (откуда и название), как реформистское движение, в ответ на послабление правил и высокий уровень коррупции в других цистерцианских монастырях. Главный упор в деятельности бенедиктинцев делается на молитвы, интеллектуальные занятия, религиозное искусство, миссионерскую работу.

[5] Квадропортик — двор, окружённый по периметру крытой галереей.

Рецензия на «РИМ. Третий день 3. 1» Ольга Леднёва от 29.05.2019 

Так много в нескольких предложениях... Здравствуйте! Очень импонирует выбор фрагментов истории и уточнений... Художественная сторона в сочетании с точными историческими справками легко берёт внимание и запоминается... ИНТЕРЕСНО!

Спасибо, Григорий!
 
С неизменным интересом,

Рецензия на «РИМ. Третий день 3. 1» Николай Таратухин от 29.05.2019

Григорий, благодаря твоим рассказам, изучаю историю. Спасибо, дорогой.

Рецензия на «РИМ. Третий день 3. 1» Артемидия от 04.06.2019

Благодаря Вашим рассказам узнаю много интересного о мире, спасибо!

Рецензия на «РИМ. Третий день 3. 1» Виталий Хватов от 02.09.2019

Хотелось бы увидеть всех 236 понтификов... Как они трансформировались за 2000 лет. Спасибо за ценную информацию, Григорий.