Иду, иду … пешком, на работу. Вокруг привычная тьма объектов: дорога, деревья, пешеходы, дома, звуки, собственные мысли. Например, о прохожих: молодые - резвы и стандартны в одежде. Обязательно голые лодыжки, головы скрыты серыми капюшонами, из-под которых вырываются клубы белесого дымка: нынче модно курить переносные кальяны. Пожилые - бедно одеты, немного согнуты в пояснице, походка - покачивающаяся, неуверенная и медленная, лица - потухшие. Невидимые и жестокие специалисты в своих адских лабораториях не спеша и успешно трудятся над бесчеловечным превращением молодых в старых. Одного из таких "творцов", работающих надо мной, я знаю – это я сам.
Впрочем, что это за мысли? В голове случайные и обрывистые понятия: я похож на движущийся колокол: язык невольно бьёт по устью, и возникают звуки, не связанные ни мелодией, ни осмысленностью. Вот, например, подумалось: пространство вокруг, как у меня дома, заполнено тьмой предметов. Есть ли где-нибудь долгожданная пустота - посмотреть бы. Интересно: на том свете, в посмертии, тоже всё будет заполнено многочисленными деталями, или, наоборот, я буду, как ящерица в пустыне - наслаждаться пустотой?
Наконец, я вновь вижу Неву. Как много пространства, содержащего красоту: неподвижное небо и река, шевелящая волнами и пугающая силой, известной всем, кто входил в её воды. Иду и любуюсь, любуюсь. Великая стихия: грандиозная и мощная, вечная и загадочная. А мы, люди, бредущие по не своим делам …? Есть ли глубина и бесконечность в нас? Наверняка мне встречались люди, таящие в себе страсть: мщения, обиды, любви, вероятнее всего. Но никто из прохожих не приковывает к себе моего взгляда.
Водное тело Нева так значительно, что, кажется, что это не мёртвая текучее вещество, а живая первоматерия, готовая родить удивительные создания. Это может быть то, что древние греки называли идеями, или другое - похожее на возбуждаемое музыкой: эмоции, предчувствия, комбинации абстрактных понятий. Если на минуту разрешить себе детские фантазии, то легко представляется, например, как из воды вздымается великан, ростом до облаков и спрашивает тебя за грехи твои или делает последнее предупреждение о чём-то. Вернув волей реальность, невольно с сожалением замечаешь, что в небе не хватает ласточек и стрижей, а в воде похожих на эти юрких и быстрых птиц – уклеек. Вообще не видно никаких рыбёшек. А ведь какие-то пятьдесят лет тому назад солнечные лучи, просвечивающие невские волны дарили нас балетом стройных уклеек, танцующих возле поверхности воды свои охотничьи танцы. А в небе было так много стремительных стрижей и ласточек, что удивительно, как они не сталкивались друг с другом.
Впереди нависли над водой гигантские стальные фермы Большеохтинского моста, и я с удовольствием всматриваюсь в них. Мне припоминается сон, напугавший меня пару лет назад. В нём я также шёл вдоль Невы и глядел на этот же мост. Вдруг я заметил, как от дуги фермы отделилось сизое облачко и движется в мою сторону. Далее уже со стороны я наблюдал, как облако подлетело к одинокому пешеходу, которым и был я, поглотило его, и вновь поднялось на исходную позицию на верху моста. Только меня уже не было. Я – исчез. Другой значительный и пугающий сон случился, когда я годами ходил на работу вдоль Лебяжьей канавки. Мне приснилось, что я несу, прижимая к груди, новорожденного, завёрнутого в белоснежное одеяльце. Удивившись, я всмотрелся в него. И оказалось, что в моих руках – страшный и пророческий символ постоянных мучений в моей прошлой и предстоящей жизни. Я вдруг понял, что сон похож на сюжет из Соляриса.
Время движет предо мною бесконечную ленту действительности. Интересно: состоит ли фильм, который мне показывают, из кадров, или видимое перетекает из одного в другое, не теряя своей непрерывности? Я предполагаю, что движение физических тел – непрерывно, а движение мыслей, чувств – дискретно, то есть внутренние движения нашей души рождаются вдруг, а не складываются из полуфабрикатов и деталей и не проистекают из предшествующих. Таким образом, окружающий нас мир похож на старенькую аналоговую вычислительную машину, а наш внутренний мир – это более современная цифровая техника. Неясным остаётся вопрос о создателе алгоритма и способе его коррекции во времени.
Очевидно, что в этом фильме, где я – персонаж, не знающий сценария, есть здравый смысл. Дома стоят так, что образованы улицы, по которым можно двигаться быстрым машинам. Есть светофоры, есть освещение, есть магазины и т.д. Кто это всё организовал? Неужели - это мы, маленькие и обиженные друг на друга люди, не умеющие разумно устроить свою личную жизнь, смогли так рационально распорядиться с общественным строительством и управлением?
Откуда возникают мои глупые вопросы? Наверное, школой и жизнью люди учатся спрашивать у себя только то, на что уже сформулированы приемлемые ответы. У меня же, видимо, сбой в алгоритме: появляются вопросы не из этого общего списка, но так даже веселее идти на работу. И увлекательно спрашивать себя: как, кто, зачем приводит в движение людей, и всё, вокруг нас. Как осуществляется управление: сразу всеми или индивидуально для каждого. Есть ли некий план? Есть ли сила, наблюдающая и корректирующая? Вот я, для своего имущества - есть такая сила. А для меня, что такая сила? Государство? Это сборище жуликоватых посредственностей?
Над личностью всегда довлела сила клана, племени, государства, … которая воспринимается нами как грубая, негибкая, часто преступная. Почти все склоняются от этого давления, и, привыкнув к подчинению, отдают ему свою любовь, иначе же нужно бороться с этой внешней силой. Так возникают неверующие христиане, неверующие иудеи и верующие атеисты. Впрочем, и многие верующие не пришли к вере и не полюбили её из-за могучего общественного принуждения, а восприняли образ жизни своих воцерковлённых дедов и отцов как свой.
Читал в интернете, что в запретной зоне вокруг Чернобыля, множится и развивается животный мир. Волки, кабаны, медведи, зубры, лошади Пржевальского, орлы, аисты, журавли, много краснокнижных животных; в реках и озёрах - обилие рыб. Словом, человеческое общество, жестоко притесняет и не даёт жить рядом с собой млекопитающим, рыбам и птицам. Придётся это признать, раз на безлюдье природа быстро расцветает. Нет у людей возможности управлять по-доброму даже животными. Злая сила, рождаемая обществом, и нами чувствуется и осознаётся, и мы сами давно бы разбежались, если бы смогли жить вне людского стада. Поэтому почти все хотят на дачу, на природу, в туристическое путешествие – прочь из города. Только семьи - молекулы общества, любовью к своим атомам, членам семьи, а также несемейные, но влюблённые друг в друга, доказывают возможность жить вместе
До работы уже совсем близко. Я представляю себе, как вечером поплетусь в обратный путь, но у меня уже не будет сил любопытствовать и думать о жизни. Зато передо мной распахнут двери такси-фантазии. Я буду идти и представлять себе, что я – Брюс Ли, и меня призвали на срочную, где я победил всех дедушек, издевавшихся над молодыми. Или я понял устройство материи и взял все американские авианосцы, вытряхнул из них людей, и сварил их носами, а кормами воткнул в землю вокруг Белого Дома, как памятник индейскому вигваму. Или …. У меня есть целая колода глупеньких фантазий, которые, развлекая, с комфортом, как такси, облегчают мой путь домой.
Вдруг подумалось: почему все мои впечатления так обрывочны? Почему они – как вырванные листы из разных книг? Наверное, я ещё не проснулся: я же - из сов. Меня пока ещё не связало общим контекстом нечто, называемое настроением, состоянием. Я знаю людей, которые как объёмный роман, или продолжительная симфония всегда полны определённой настроенностью. К сожалению, большинство – устроены по-другому : похожи на короткие клипы. Удивительно, как уживаются в нас несовместимые содержания этих клипов.
Но вот и библиотека. Пора всем моим детским чувствам попрятаться в своих норках и освободить место привычному рабочему самоощущению.