По пути на работу

Поляков Лёша
Иду, иду …  пешком, на работу. Вокруг привычная тьма объектов: дорога,  деревья, пешеходы, дома, звуки,  собственные мысли.  Например,  о прохожих:  молодые - резвы и стандартны в одежде. Обязательно голые лодыжки,  головы скрыты серыми капюшонами, из-под которых вырываются клубы белесого дымка:  нынче модно курить переносные кальяны.  Пожилые - бедно одеты,   немного согнуты в пояснице, походка - покачивающаяся, неуверенная и медленная, лица - потухшие.  Невидимые и жестокие специалисты в своих адских лабораториях не спеша и успешно трудятся над бесчеловечным превращением молодых в старых.  Одного из таких "творцов",  работающих надо мной, я знаю – это я сам.

Впрочем, что это за мысли? В голове случайные и обрывистые понятия: я похож на движущийся колокол:  язык невольно бьёт по устью, и возникают звуки, не связанные ни мелодией, ни осмысленностью.  Вот, например,  подумалось: пространство вокруг, как у меня дома, заполнено тьмой предметов.  Есть ли где-нибудь долгожданная пустота - посмотреть бы. Интересно: на том свете, в посмертии, тоже всё будет заполнено многочисленными деталями, или, наоборот,  я буду, как ящерица в пустыне - наслаждаться пустотой?

  Наконец, я вновь вижу  Неву. Как много пространства, содержащего красоту: неподвижное небо и река, шевелящая волнами и пугающая силой, известной всем, кто входил в её  воды. Иду и любуюсь, любуюсь. Великая стихия:  грандиозная и мощная,  вечная и загадочная.  А мы, люди, бредущие по не своим делам …?  Есть ли глубина  и бесконечность в нас?  Наверняка мне встречались люди, таящие в себе страсть:  мщения, обиды, любви, вероятнее всего. Но никто из прохожих не приковывает к себе моего взгляда.

  Водное тело Нева так значительно, что, кажется, что это не мёртвая текучее вещество, а живая первоматерия, готовая родить удивительные создания.  Это может быть то, что древние греки называли идеями, или другое - похожее на возбуждаемое музыкой: эмоции, предчувствия, комбинации абстрактных понятий. Если на минуту разрешить себе детские фантазии, то легко представляется, например, как из воды вздымается великан, ростом до облаков и спрашивает  тебя за грехи твои или делает последнее предупреждение о чём-то.  Вернув волей реальность, невольно с сожалением замечаешь, что в небе не хватает ласточек и стрижей, а в воде похожих на эти юрких и быстрых птиц – уклеек. Вообще не видно никаких рыбёшек. А ведь какие-то пятьдесят лет тому назад солнечные лучи, просвечивающие невские волны дарили нас балетом стройных уклеек, танцующих возле поверхности воды свои охотничьи танцы. А в небе было так много стремительных стрижей и ласточек, что удивительно, как они не сталкивались друг с другом.

 Впереди  нависли над водой гигантские  стальные фермы Большеохтинского  моста, и  я с удовольствием всматриваюсь в них. Мне припоминается сон, напугавший меня пару лет назад.  В нём я также шёл вдоль Невы и глядел на  этот же мост. Вдруг я заметил,  как  от  дуги фермы отделилось сизое облачко и движется в мою сторону. Далее  уже со стороны я наблюдал, как облако подлетело к одинокому пешеходу, которым и был я, поглотило его, и вновь поднялось на исходную позицию на верху моста. Только меня уже не было. Я – исчез.   Другой значительный и пугающий сон случился, когда я годами ходил на работу  вдоль Лебяжьей канавки. Мне приснилось, что я несу, прижимая к груди, новорожденного, завёрнутого в белоснежное одеяльце.  Удивившись, я  всмотрелся в него. И оказалось, что в моих руках – страшный и пророческий символ постоянных мучений в моей прошлой и предстоящей жизни.  Я вдруг понял, что сон похож на сюжет из Соляриса.

  Время движет предо мною бесконечную ленту действительности. Интересно:  состоит ли  фильм, который мне показывают, из кадров, или видимое перетекает из одного в другое, не теряя своей непрерывности?    Я предполагаю, что движение физических тел – непрерывно, а движение мыслей, чувств – дискретно,  то есть внутренние движения нашей души рождаются вдруг, а не складываются из полуфабрикатов и деталей и не проистекают из предшествующих. Таким образом, окружающий нас мир похож на старенькую аналоговую вычислительную машину, а наш внутренний мир – это более современная цифровая техника. Неясным остаётся вопрос о создателе алгоритма и способе его коррекции во времени.

Очевидно, что в этом фильме, где я – персонаж, не знающий сценария, есть здравый смысл.  Дома стоят так, что образованы улицы, по которым можно двигаться быстрым машинам. Есть светофоры, есть освещение, есть магазины и т.д.  Кто это всё организовал? Неужели - это мы, маленькие и обиженные друг на друга люди, не умеющие разумно устроить свою личную жизнь, смогли так рационально распорядиться с общественным строительством и управлением?

Откуда возникают мои глупые вопросы?  Наверное,  школой и жизнью люди учатся спрашивать у себя только то, на что уже сформулированы приемлемые  ответы.    У  меня  же, видимо, сбой  в алгоритме:  появляются вопросы не из этого общего списка,   но так даже веселее идти на работу.  И увлекательно  спрашивать себя: как, кто, зачем приводит в движение людей, и всё, вокруг нас. Как осуществляется управление: сразу всеми или индивидуально для каждого.  Есть ли некий план?  Есть ли сила, наблюдающая и корректирующая?  Вот я, для своего имущества - есть такая сила. А для меня, что такая сила? Государство? Это сборище жуликоватых посредственностей?

Над личностью всегда  довлела сила клана, племени, государства, … которая  воспринимается нами как грубая, негибкая, часто преступная. Почти все склоняются от этого давления, и, привыкнув к подчинению, отдают ему свою любовь, иначе  же нужно  бороться с этой внешней силой. Так возникают неверующие христиане,  неверующие иудеи и верующие атеисты. Впрочем, и многие верующие не пришли к вере и не полюбили её из-за могучего общественного принуждения, а  восприняли образ жизни своих воцерковлённых  дедов и отцов как свой.

Читал в интернете, что в запретной зоне вокруг Чернобыля,  множится и развивается животный мир.  Волки, кабаны, медведи, зубры, лошади Пржевальского, орлы, аисты, журавли, много краснокнижных животных; в реках и озёрах - обилие рыб.  Словом,  человеческое общество, жестоко притесняет и не даёт жить рядом с собой   млекопитающим, рыбам и птицам.  Придётся это признать, раз на безлюдье природа быстро  расцветает. Нет у людей возможности управлять по-доброму даже животными.  Злая сила, рождаемая обществом, и нами чувствуется и осознаётся, и мы сами давно бы разбежались, если  бы смогли  жить вне людского стада.  Поэтому почти все хотят на дачу, на природу, в туристическое путешествие – прочь из города. Только семьи - молекулы общества, любовью к своим атомам, членам семьи, а также несемейные, но влюблённые друг в друга,  доказывают  возможность жить вместе

До работы уже совсем близко. Я представляю себе, как вечером поплетусь в обратный путь, но у меня уже  не будет сил любопытствовать и думать о жизни.  Зато передо мной распахнут двери такси-фантазии.  Я буду идти и представлять себе, что я – Брюс Ли, и меня призвали на срочную, где я  победил всех дедушек, издевавшихся над молодыми.  Или я понял устройство материи и взял все американские авианосцы, вытряхнул из них людей, и сварил их носами, а кормами воткнул в землю вокруг  Белого Дома, как памятник  индейскому  вигваму.  Или …. У меня есть целая колода глупеньких фантазий, которые, развлекая, с комфортом, как такси, облегчают мой путь  домой.

Вдруг подумалось: почему все мои впечатления так обрывочны?  Почему они – как вырванные листы из разных книг?  Наверное, я ещё не проснулся: я же - из сов.  Меня пока ещё не связало  общим контекстом нечто, называемое настроением,   состоянием. Я знаю людей, которые как объёмный роман, или продолжительная   симфония всегда полны определённой настроенностью.  К сожалению, большинство – устроены по-другому : похожи на короткие клипы.  Удивительно, как уживаются в нас несовместимые содержания этих клипов.

Но вот и библиотека. Пора всем моим детским чувствам попрятаться в своих норках и освободить место  привычному рабочему самоощущению.