Мат и нравственность

Вячеслав Тихомиров
Злободневность темы возможности использования мата в обиходе, в литературе, в кино, в Интернете и так далее будет существовать всегда.
И всегда будут как противники мата, так и люди, которые будут утверждать о необходимости толерантности, допустимости в определенных случаях и в определенных пределах употребления слов и выражений, отнесенных к категории «мат».
Согласно ВИКИПЕДИИ «Русский мат (матерный язык, матерная ругань, матерщи;на, устаревшее лая матерна) — в русском и близких к нему языках — бранные слова и выражения, употребление которых не допускается общественной моралью, предназначенные преимущественно для оскорбления адресата или отрицательных оценок людей и явлений. Матерными считаются высказывания, в состав которых входят слова, образованные от матерных корней.»
Нет смысла исследовать этимологию мата, на эту тему написано много работ, которые утверждают, что мат образовался в процессе эволюции языка, в ряде случаев как производное от общеупотребимых слов и выражений, которым люди стали придавать особый, необычный смысл для выражения своего отношения к определенным частям тела, органам и событиям, действиям, связанным с указанными частями тела, применяя эти слова и выражения для подчеркивания своего особого отношения к людям и ситуациям, публично демонстрируя свою независимость от общих норм и правил поведения.
При этом употребление таких выражений имело и имеет целью подчеркнуть особый смысл отношений к этим органам и действиям, огрубить до примитивного восприятия отношение человека, подчеркнув его смелость и дерзость в высказываниях.
Смысловое использование мата в целях выражения мыслей при  отсутствии аналогов и целесообразность для употребления на сегодняшний день не установлено и не доказано.
Очень важным является понимание цели применения мата во всех вышеуказанных возможных вариантах.
Можно перечислить основные ситуации применения мата:
- умышленное применение с целью показать право на независимое от воли других людей проявление своего отношения к окружающим, дерзость и пренебрежение правилами поведения принятыми в обществе;
- умышленное применение с целью разрушения в межличностных отношениях границ дозволенного для перехода за пределы дозволенного, в том числе в целях оскорбления и унижения другого лица, группы лиц, всего общества;
- неосознанное, импульсивное применение мата в случаях неконтролируемой реакции на обстоятельства (удар, боль, страх и так далее);
- применение мата в литературных произведениях и произведениях искусства как инструмента, по мнению автора, позволяющего подчеркнуть особенность сюжета, ситуации и других частей произведения;
- применение мата в Интернете как элемента самоутверждения лица, имеющего комплексы неполноценности и стремящегося посредством мата показать свою независимость и оригинальность как в суждениях, так и в проявлении психо- волевых качеств (вот я какой, все могу, ничего не боюсь);
- иные случаи применения мата в жизни, которые существуют более редко и не так явно проявляются в жизни как вышеперечисленные:
- употребление мата в сексуальной сфере отношений с целью усилить восприятие от процесса занятия сексом;
-  иные случаи не публичного применения.
Большинство случаев употребления мата не носит явно выраженного и публичного проявления, за исключением сферы искусства и Интернета, однако в последнее время имеют тенденции к расширению публичного употребления мата.
Мат стал молодеть – применение мата в разговорной речи подростков стало нормой, более того эта норма не только в среде подростков одного пола, но и при общении подростков разного пола.
Более того, мат перестал быть частью речи, которую стараются скрыть и применить в обособленной среде – разговор матом между подростками разного пола является обыденным, этот разговор идет на уровне обычного бытового общения, без попыток снизить уровень разговора – подростки общаются громко, употребляя мат, не стесняясь в выражениях и их применении.
В чем проблема современного общества в связи с нарастанием употребления мата в межличностных отношениях.
Мат является одной из лакмусовых бумажек кризиса нравственности, нарастающего в обществе – чем ниже правила нравственности, установленные в обществе, тем больше мата и вседозволенности в поведении людей, снижение порогов нравственности.
Мат является одним из инструментов снижения и разрушения нравственности людей, ускорения нравственной деградации общества.
В современном мире мат мимикрирует, приспосабливается, меняет свои проявления – появилось привычка употреблять слово «блин» заменяя им общеизвестное выражение из словарного запаса (оборота) мата, а так же иные обороты - заменители, нередко вводимые через сферу искусства – «ежкин -ешкин кот» и так далее
При этом применение указанного слова и оборотов речи стало распространенным, в том числе в среде, где ранее мат не допускался (сфера культуры, интеллигенции), а люди себя сдерживали.
И если раньше человек не произносил матерное слово, стесняясь или стыдясь этих выражений, понимая их недопустимость, то в настоящее время слово «блин» употребляется сплошь и рядом с милой улыбкой – а что тут такого, мы все понимаем, о чем это мы.
Самое страшное, что значительная часть общества не понимает происходящей деградацией, в том числе нет, видимо, этого понимания на уровне власти.
Наверное, не ошибусь, сказав, что в судах исчезли (снизились до минимума) лет 20 назад дела о мелком хулиганстве – нецензурная брань в общественном месте (по статистике в Интернете уменьшение привлечений за хулиганство в период с 2008 г. по 2017г. в сотни раз).
Нецензурная брань, мат в общественных местах, со сцены, в литературных произведениях стали привычным явлением.
«Запикивание» в процессе фильма и (или) телепередачи нецензурные слова, произносимые актером, воспринимается с восторгом – вот мы какие – говорим, все знают, что говорим. И будем говорить. А вы знаете, что мы говорим!! И в уме произносите вслед за нами «запиканые» слова. Угадайте их!!
Мало кто задумывается о том, что оставляя мат в нашем лексиконе и не пресекая его употребление мы невольно участвуем в нравственном развращении людей, общества, снижаем уровень нравственности и порождаем тем самым все самые болезненные явления современного мира – в первую очередь преступность.
Мат является одним из инструментов разрушающих духовность и культуру, открывающим дорогу примитивизму, опошляющим все самое святое в жизни человека и в его душе – честь, достоинство, любовь.
Самое страшное, что мат транслируется из семьи – из места, где ребенок с первого мгновения от рождения получает первые уроки нравственного поведения.
Не надо потом удивляться нарастающей в обществе агрессии, коррупции и иным видам преступлений, не надо удивляться проблемам в семьях и межличностных отношениях, увеличивающемуся количеству одиночества и снижению рождаемости – все взаимозависимо.