Рубить и пилить! Или по ком звонит колокол. 2019

Марианна Ольшевская
 Я, как и многие, читала произведение американcкого пиcателя Эрнеcта Хэмингуэя  "По ком звонит колокол". Но особый cмыcл его заключен в эпиграфе, который взят из труда английcкого поэта Джона Донна.
Вот как он звучит:
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе».
 
  Девять из десяти человек на планете дышат воздухом, уровень загрязнения которого превышает допустимые нормы, а это  ведет к серьезному ухудшению здоровья населения и гибели семи миллионов человек в год.  Об этом сообщают из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

 В 2018 году под эгидой ВОЗ было опубликовано новое исследование о загрязнении воздуха в помещениях и в атмосфере и связанной с этим смертностью.
«Загрязнение воздуха угрожает всем нам, но в наибольшей степени страдают самые бедные и маргинализированные слои населения», - заявил Генеральный директор ВОЗ Тедрос  Гебреисус.
Вдумайтесь: ежегодно умирают семь миллионов человек.  Ухудшение качества воздуха, в основном, связано с транспортом, промышленными предприятиями и выработкой энергии.

 Единственные наши защитники с загрязненным воздухом крупных городов — это зеленые насаждения. Поэтому я хочу рассказать об опасности жить только сегодняшним днем, а "после  нас - хоть потоп", как сказала когда-то маркиза Помпадур, утешая Людовика 15- го... Хочу рассказать, как днем и ночью рубят деревья в городах одной страны. Я даже не хочу писать — какой.
«Не спрашивай, по ком звонит колокол..."

Дело происходит в стране, которую называют чарующей, синеокой, самой спокойной и счастливой, где хорошие дороги, где очень чисто. А люди — достаточно счастливы. А если они и жалуются — видимо в силу своего странного характера, склонного к жалобам ( так думают люди из другой страны, где не так чисто, и где дороги хуже).
К тому же изрядная часть счастливых жителей вообще сбежала...от "хорошей жизни", надо понимать.
Но сейчас я не буду писать про самые разные проблемы этой дивной страны, про которую ходят красивые рассказы, очерки журналистов и даже, без преувеличения, легенды и сказки.
Я сейчас хочу коротко рассказать, что происходит с ее столицей.
Большой красивый город, когда-то по праву считавшийся очень зеленым и приятным для жизни.
На генплане - водно-зеленый диаметр, реки и водохранилища, зеленые клинья от центра города до широкий лесопаркового пояса вокруг, много красивых скверов, бульваров, парков, хорошее озеленение дворов.

Все это было. Пять лет я жила в этом чудесном городе в 70 годах.

А сейчас?

А сейчас интенсивно уничтожаются  зеленые насаждения.
Началось это еще в далекие 90-ые. Но тогда все же не было таких масштабных вырубок. Там-сям появлялись красивые кирпичные дома, как бы и в центре, но все же в самых выгодных местах, не на шумной магистрали, с зеленым двором, площадками и прочим благоустройством.
Но время идет. И уплотнение продолжается. Приток людей из малых городов и сел, а также пенсионеров из другой страны течет как поток в столицу. Стройки кипят. Бьют ключом. А деревья - рубят и пилят. "А что там с ними церемониться? Знай наших!"

Вот лишь некоторые из «горячих точек», где зеленые зоны уничтожили:  вырубили уникальную рощу из редких видов деревьев, заложенную 40 лет назад Академией наук; в парке 50-летия Октября вырубают деревья ради строительства стадиона; на  другой улице в центральном районе возле жилого комплекса  вырубили березовую рощу для строительства паркинга; в другом районе - тоже  вырубили березовую рощу ради строительства паркинга; частично вырубили деревья и кустарники возле БГАТУ  и близлежащих домов для строительства жилого дома; планируется уменьшение площади красивого сквера с редкими породами деревьев ради строительства детского сада и парковки; планируется уплотнение некоторых кварталов с вырубкой зеленых насаждений ради строительства жилого дома, парковок и развлекательного центра…

 Здесь перечислены только те объекты, о которых были публикации в СМИ. Информация о них взволновала жителей славной столицы.
 А сколько еще уплотняется  дворов, где жители молчат, сколько там вырубается деревьев?

 ЗЕЛЕНЫЕ ЗОНЫ застраивают в первую очередь потому, что в центре столицы и даже на окраинах с развитой инфраструктурой свободной земли почти нет. Но если  инвестор готов вкладывать деньги, то можно уплотнить застройку за счет уменьшения процента озеленения. На месте, где раньше были деревья, очень удобно проектировать новые коммуникации.

Вырубают на опережение.
Часто участки для строительства зачищают от растительности задолго до начала стройки и даже до общественного обсуждения проекта или плана ПДП. У подрядчика обязательно должно быть разрешение на вырубку деревьев, но предъявляют его только после очень настойчивых требований граждан. Часто следуют ответы: «Вырубаем по плану. Все согласовано!» Спешат, потому что именно уничтожение деревьев вызывает наибольшее возмущение людей.
 
 Успели вырубить — нет деревьев, нет проблемы, граждане покричат - и разойдутся.
По признанию одного из опытных «рубщиков» зелени в наших дворах, производить работы легче зимой. Тогда деревья лишены пышных крон, тогда меньше защитников природы, способных поднять шум,  легче проделать дело быстро, «без шума и пыли».
В начале марта уничтожили семь огромных деревьев во дворе дома по улице Чернышевского. Их рубили в течение нескольких часов, заказчиком были  ”тепловые сети”. Когда  жительница дома дозвонилась до ответственного чиновника из теплосетей, услышала ответ: «Рубили и будем рубить!».

 Прошло более двух месяцев с момента зачистки зеленой зоны на Чернышевского и выяснилось, что под окнами жилого дома собираются построить досуговый центр непонятного назначения и несколько паркингов, для этого надо вырубить еще 50 деревьев.
 Жители собрали более 1200 подписей против строительства и направили их в администрацию президента. В комиссию по обсуждению проекта включили лишь одного из трех жителей, направленных по инициативе граждан, и двух работников ЖЭСа — якобы те тоже проживают в этом районе. Не разрешили наблюдать за работой комиссии представителям СМИ, журналистов выпроводили с помощью милиции. А бывшая депутат Палаты представителей на вопрос: «Почему я не могу присутствовать при обсуждении?» — получила гениальный по своей простоте ответ от чиновника районной администрации: «Потому!..»
ПОТОМУ!
Достойный ответ! Действительно, гениальный! "А кто вы такие, чтобы НАС спрашивать?!"
 
Негде стало гулять мамам с колясками, малышам и старичкам.
В каждом дворе — автомобили. Парковок не хватает давным-давно. Это все видели, проектировщики не могут решать такие задачи, если для этого нет задания на пректирование (а его не было), вместо многоуровневых стоянок продолжали лепить высотные здания одно на другом, не заботясь о месте для парковки. С нарушением инсоляции. С нарушением всех норм, СНИПа и стандартов. Проектировщиков заставляют писать письмо с объяснением о  нарушении СНИПа — а на него ставят «одобряем» чиновники высокого ранга.

Как защитить деревья от уничтожения и отвоевать место для прогулки?

 Сообщите о вырубке в независимые экологические организации.
Главное — делайте это прямо с места, где вырубают деревья, так как пока на площадке находятся посторонние, а вы — это посторонний, работы будут вынуждены приостановить из-за техники безопасности.
Вначале вам удастся выиграть всего один день.  И  если за этот день вы успеете найти единомышленников,  привлечь общественных активистов, составить обращение  в администрацию, собрать под обращением не подписи, указать в обращении, что просите приостановить работы до его рассмотрения и принятия решения, вам удастся выиграть неделю жизни для деревьев. За эту неделю можно успеть многое: создать инициативную группу, спланировать дальнейшие действия, продолжить сбор подписей, привлечь к проблеме внимание СМИ, экологов, общественных организаций или политических партий.

Отстаивать деревья в своем дворе, парке, сквере возможно только, пока они там есть, если остались лишь одни пеньки — защищать уже нечего.
 
 Основные ошибки, которые мы часто допускаем:
 Не имея времени, желания, сил, пытаемся переложить ответственность на какую-нибудь общественную организацию — мол, я позвонил им, поставил в известность, они пообещали помочь. Дальше мы обычно идем заниматься собственными проблемами, думая, что экологию в вашем дворе будет защищать кто-то другой. Не будет!
Вы дозвонились на телевидение, они даже приехали и сняли сюжет. И, кажется, что теперь все будет хорошо, безобразие, происходящее в вашем дворе, увидит вся страна, и оно само собой прекратится. Не прекратится!
Например, был сюжет о вырубке березовой рощи, который заканчивался словами:
«…Получается, проблема даже не в срубленных деревьях. Просто в трех березах потерялась коммуникация между жителями и городскими властями. Главное — это найти взаимопонимание до того, как вырастут деревья в новом парке».
ТВ приехало, сняло сюжет и получилось, что глупые жители зачем-то хотят сохранить рощу, а надо сохранять — взаимопонимание.
Какие глупые жители!
 
Застройщики засуетились, потому что еще в октябре 2017 года на совещании президент этой страны потребовал прекратить «разбой» с необоснованным уплотнением жилищной застройки и рубкой деревьев в населенных пунктах. Он сказал: «Вы сажали эти деревья, чтобы их пилить? Каждый человек старается выйти, чтобы настроение у него было, на деревья эти посмотреть. Нет, все пилим. Мы, мол, новые посадим где-то. Это вы у себя во дворе спилите вековое дерево и посадите там дерево с кукиш, и какая будет от этого польза… Надо прекратить этот разбой!»

Всего через полтора года Минприроды подготовило проект указа «О порядке удаления деревьев» в рамках поручения президента, его обсуждение проводилось с 23 апреля по 2 мая.
 Одно из основных предложений к данному указу — распространить его действие не только на столицу, но и на другие города страны, потому что проблема уплотнения и уничтожения растительности стоит остро во всех областных городах.

 Когда я приехала в мой  областной город после того, как отсутствовала там больше года, я не поверила своим глазам: большой красивый сквер ( или небольшой парк) на площади был вырублен полностью. Вместо него — огромнейший плацдарм. Там трудящиеся счастливой страны строятся по праздникам. Там — огромные телевизоры и время от времени сооружается эстрада для публичных выступлений.
Везде - милиция. Доблестные милиционеры будут даже заглядывать вам в сумку, если вы хотите придти на очередное празднование. Чего-чего - а праздников в стране  хватает. И парадов. И шикарных фейерверков. Все красиво. Дружными рядами идут счатливые жители страны на праздники ( однако проблемы от этого никуда не исчезли). И на площади - плацдарме тоже регулярно проводяться праздники.
 
 Но жители города до сих пор горюют по парку. Редкие породы деревьев, привезенные в свое время со всего Советского Союза, заботливо подобранные опытными озеленителями и архитекторами вырубили ночью. Люди вышли утром, увидели это, стояли и плакали. На площади всегда было много молодых мамочек с младенцами в колясках, малышей, пожилых людей и тех, кому просто приятно было пройтись по живописным дорожкам среди красивых деревьев, кустарников и цветников, посидеть на скамеечке, подышать свежим воздухом, послушать щебет птиц и журчание струй скромного фонтана.
Вместо этой красоты — плацдарм. Это было лет 7 или 8 назад.
Решение о вырубке деревьев было принято единолично мэром этого города. Вскоре он пошел на повышение в столицу. Все знакомы мне архитекторы возбужденно и горестно рассказывали, что ни один архитектор не привлекался к вопросу изменения облика площади и уничтожению парка.

Но вернемся к столице. К мудрому указу — который как бы  должен прекратить чудовищные вырубки зелени в городах. Указ хорош. Но в марте 2019-го задержали за взятку главного архитектора столицы.
 Эти факты, без сомнения, вызвали беспокойство инвесторов, согласовавших проекты строительства еще с «прошлой властью» города, с ее нацеленностью на количество парковочных мест и наплевательским отношением к экологии. Большинство реализуемых сегодня проектов разработано и согласовано в 2013—2016 годах, многие из них были приняты с существенными нарушениями.

 Новый указ о защите деревьев требует сохранять 50% растительных объектов при строительстве жилых домов и 100% — при строительстве парковок.
Данные требования не распространяются на строительство объектов, проекты которых были разработаны и утверждены до принятия указа. Неясно, что будет с теми проектами, которые далеки от сегодняшних, пусть даже очень гибких нормативов.
Инвесторы, придерживающие свои участки под застройку до поры до времени из-за экономических трудностей резко взялись за их освоение. Неизвестно, хватит ли им средств для того, чтобы довести объекты до конца, но в проектную документацию и ее утверждение уже вложены средства.
 
Что надо делать накануне принятия указа, запрещающего вырубку деревьев?
Конечно, рубить и пилить!
Рубить и пилить! "Пилите, Шура, пилите!..."

Поэтому почти во всех районах этой столицы, во многих дворах и скверах только щепки летят и падают деревья.  С нарушениями или без — главное успеть освоить площадку!
 ”Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе”.
А на днях, в конце мая этого года, по столице синеокой страны пронесся ураганный ветер, срывало крыши частных домов, были порваны троллейбусные линии, и в районе одного завода, как раз там, где так старательно рубили и пилили, пронесся смерч.
Огромный пылевой смерч промчался быстро, повредил машины, повалил деревья, а потом утих. Но то ли еще будет, если так старательно рубить деревья. Штормовой ветер - это явление зависит от многих причин. А вот пылевой смерч... это как раз следствие - если бездумно "рубить и пилить".

 Не исключено, что в процессе рубки деревьев идет и другой «распил», но эта уже другая тема.

 "Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймёте, что деньги нельзя есть" - гласит старая индейская пословица по поводу поведения белых людей, безжалостно уничтожающих природу.