Что бывает, когда?

Лана Милус
Вчера получила вот такую СМС (орфография и пунктуация сохранены):
Добрый день Лана! Прошло два месяца как И. с Вами встречался...никаких шажков к намеченным целям так и не сделал ( хотя периодически напоминала!)...бросил бокс, в новые кружки не записался, читать не желает...про летний лагерь и слышать не хочет...пока на работе висит в телефоне - играет, прихожу домой - убегает в футбол играть! Никакие договоренности абсолютно не соблюдает! Ни за что не отвечает, на все рабочая отмазка- Забыл!
Степень моей раздражённости и агрессии зашкаливает! Теряю над собой контроль! Уже и беседы вести никакие не хочется, потому что все мимо него, никакая информация не задерживается...уже не знаю, что делать!!!
И очень хочу прокомментировать. Чтобы для ВСЕХ и ВСЕМ.
Во-первых, о том, кто это. Пишет мама мальчика, который с детства подвергался наказанию ремнем. На встрече мама рассказывала, что наказание начали применять где-то лет с 5 – 6, потому что по-другому ребенок «не понимал». Наказывали и папа, и мама. И всегда одинаково: ремень висел на гвоздике.
Ко мне обратились, когда ребенку было 14. На встрече со мной подросток плакал-рассказывал, как обидно, как хотелось бы, о чем мечтает. Диагностика мальчика  показала  низкий уровень  IQ, поверхностность в начинаниях, может отработать под задачу и забросить начатое (например, поступить в лицей, подготовившись и сдав все экзамены, но учиться в системе не способен); абсолютное отсутствие навыков в области саморегуляции (умении планировать, оценивать свои поступки и результаты), но при этом ярко выраженную потребность в коммуникациях, артистизм, легкообучаемость, лживость.
И., так назовем ребенка, легко пошел на контакт, так же легко прошли и диагностику, довольно долго разговаривали по результатам психологического исследования.
С мамой тоже побеседовали и даже отработали такой серьезный этап, как встреча втроем: мама, сын и специалист, т.е. я. И даже обговорили систему встреч…
Но на этом мама решила поставить точку (и имела полное право: решение в такой работе о начале и окончании всегда принимает заказчик)… Но, понятное дело, чудес на свете не бывает и вот, в конце концов,  эта СМСка.
Я очень хорошо понимаю маму: она страдает, ей хочется мира, понимания и покоя, но… Слишком много поломано, слишком много разрушено, и в этой ситуации надо понимать, что придется трудиться, налаживая все, что разрушено. Если по клавишам фортепиано долго и бессистемно стучать, да еще чем-нибудь, кроме пальцев, то настройщику (в случае, когда хозяин решит настроить инструмент) придется долго и системно работать, подкручивая, подстукивая, натягивая или, наоборот, ослабляя клавишный механизм. С людьми все гораздо сложнее. Вспоминаю девочку-суицидницу, с которой работали 2,5 года, прежде, чем она сказала: у меня НАЧАЛИ (заметьте: НАЧАЛИ) налаживаться отношения с родителями и, вообще,  жизнь не так уж и плоха. Работали все – мама, папа, я. В семье было перестроено всЁ (ну или, ТОЧНО, многое): отношения, взаимодействия, стиль общения, «разрешительно-запретительная» система.
Пожалуйста, поймите, что невозможно «перенастроить» ребенка, не изменившись самим. Особенно в условиях, когда применялись физические наказания, а, следовательно, у ребенка есть озлобленность, отсутствие доверия, желание избавиться от этой среды, навык манипуляций, лживость. Здесь или объединение родителей ВО ИМЯ (забыв про все свои взрослые обиды), или ПОТЕРЯ ребенка. К сожалению, все вот так жестко.
Поэтому, когда я говорю: ПОЖАЛУЙСТА, 300 раз подумайте, прежде чем ударить ребенка, я знаю, про что говорю. Это вначале может показаться, что все просто: добились подчинения-послушания и успокоились (потому что это проще! Сложнее объяснять, тратить время на совместное времяпрепровождение, замечать искорки интересов ребенка и аккуратно, без фанатизма, превращать их в фейерверк, вместе читать, смотреть фильмы, обсуждать их и т.д., и т.д.), а на самом деле вы начинаете заводить механизм страшнейшего разрушительного устройства, и оно ОДНОЗНАЧНО будет приведено в действие в определенном возрасте вашего ребенка. И вот здесь вам нужно будет гораздо больше терпения, любви, принятия, тепла, чем тогда, когда вы впервые поднимаете на ребенка руку.  Пожалуйста, не бейте своих детей! Переключайте, заинтересовывайте, но не бейте, не оскорбляйте и не унижайте…
PS А что же сейчас делать этой маме, которая, действительно, очень хочет вернуть ребенка, хочет стать МАМОЙ, исправить ошибки???
1. Прекратить наказывать и оскорблять!
2. Набраться терпения и научиться справляться со своими  эмоциями (а это работа со специалистом-психологом).
3. Приготовиться к тяжелой психологической работе над собой.
4. Начать СИСТЕМНО работать со специалистом, это крайне важно!!!
5. Пересмотреть свои установки в отношении мужа и сына (так же, как, впрочем, и папа ДОЛЖЕН это сделать).
6. Выработать определенные правила (в ходе встреч с консультантом) и соблюдать их.
На первом этапе все. А дальше действовать, сверяя каждый свой шаг с прорисованным на встречах сценарием, анализируя каждую возникшую ситуацию. Знакомиться с подобным опытом других людей и что-то брать в свою жизнь, а что-то выметать из неё. Конечно, ступать на эту дорогу исправления ситуации или нет, каждый решает сам, так же, как и принимает решение о наказаниях ребенка, но  нужно  понимать, что мудрее все равно должны быть МЫ – ВЗРОСЛЫЕ,  дети просто не смогут (да и не должны мочь) …