Смерть. Промысл правосудия и любви

Валентина Ульянова
                Бог смерти не сотворил (Прем.1, 13)

                Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27)

                Таинство смерти есть дверь, через которую душа, расставшись со своим телом, вступает в вечность
                (Загробная жизнь. Труд монаха Митрофана).

                Оглавление:
1. Бог смерти не сотворил
2. Смерть – благодеяние Божие падшему человеку
3. Господь посылает человеку смерть в самый благоприятный для него момент

                1. Бог смерти не сотворил

Священное Писание свидетельствует, что «Бог смерти не сотворил» (Прем.1, 13), а смерть вошла в мир через грех: «Бог созда человека в неистление и во образ подобия Своего сотвори его; завистию же диаволею смерть вниде в мир» (Прем.2, 23-24; ср.: 2Кор.5, 5), «одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть» (Рим.5, 12; 1Кор.15, 21,56).

Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих святым, бесстрастным, безгрешным, бессмертным, устремлённым к Богу. Такую оценку человека дал Сам Бог, когда о всем, что Он сотворил, включая и человека, сказал, что все «добро зело есть» (Быт. 1, 31; ср.: Еккл.7, 29).

Сотворенные Богом для бессмертия и богоподобного совершенствования, люди, по словам св. Афанасия Великого, уклонились от замысла Божия, от Богообщения, выбрали зло и сами обрекли себя смерти:

«...человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен, но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: «хранение же законов утверждение нерастления» (Прем. 6, 19). Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог, о чем дает разуметь и божественное Писание, говоря в одном месте: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» (Пс. 81:6–7).

Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу. Но люди, уклонившись от вечного, и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления в смерти, потому что, как сказано выше, по природе они были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати, как причастники Слова, если бы пребыли добрыми; по причине соприсущего им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тление...» (Слово о воплощении Бога Слова, 4–5).

Господь, давая нашим прародителям заповедь, нужную для их совершенствования, предупредил: «от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него; в онь же аще день снесте от него, смертию умрете» (Быт.2, 16-17; ср.: Рим.5, 12; 6, 23).

Так и произошло. Грехопадением люди расстроили свое естество. Сначала их постигла смерть души, отлучившейся от единственного источника жизни – от Бога, затем естественно последовала за нею и смерть тела.

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет:

«Слово и понятие смерть поразили в первый раз слух и мысль человека при вступлении его в рай. Между древами рая были особенно замечательны древо жизни и древо познания добра и зла. Господь, введя человека в рай, заповедал ему: от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2:16, 17). Несмотря на страшную угрозу смертию, человек преступил заповедь и, по преступлении, немедленно умер; смерть мгновенно явилась во всех движениях души и в ощущениях тела. Святой Дух, обитавший в человеке, сообщавший бессмертие душе и телу, бывший их жизнию, отступил от них как от нарушивших общение с Богом произвольным отвержением заповеди Божией и столько же произвольным вступлением в единомыслие и союз с сатаною.

«В действительности, - рассуждает св. Григорий Нисский, - душа наших прародителей умерла прежде тела, ибо непослушание - это грех не тела, но воли, а воля свойственна душе, от которой и началось все опустошение нашего естества. Грех - это не что иное как удаление от Бога, Который истинен и Который только и является Жизнью. Первый человек жил много лет после своего непослушания, греха, что не означает, что Бог солгал, когда сказал: «В оньже аще день снесте от него, смертию умрете». Ибо самым удалением человека от истинной жизни смертный приговор против него был подтвержден в тот же день».

Преп. Иустин (Попович):

«Своевольным и самолюбивым падением в грех человек лишил себя того непосредственного благодатного общения с Богом, которое укрепляло его душу на пути богоподобного совершенствования. Этим человек сам осудил себя на двоякую смерть - на телесную и духовную: телесную, наступающую, когда тело лишается оживляющей его души, и духовную, наступающую, когда душа лишается благодати Божией, оживляющей ее высшей духовной жизнью.

 …У наших прародителей духовная смерть наступила сразу же по грехопадении, а телесная – впоследствии».

Преп. Симеон Новый Богослов:

"Надобно знать, что как человек имеет тело и душу, то смертей у его две: одна — смерть души, другая — смерть тела... Душой Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя 930 лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отдаление от нее Святаго Духа".

Преп. Иустин Попович пишет:

«Непослушанием Богу, которое проявилось как творение воли дьявола, первые люди добровольно отпали от Бога и прилепились к дьяволу, ввели себя в грех и грех в себя (ср. Рим.5, 19)». 

Так с падением Адама явилась на земле смерть всего живого, «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5, 12) свидетельствует апостол Павел.

Преп. Макарий Великий в Духовных беседах говорит, что из-за грехопадения Адама смерть стала властвовать над всяким живым существом:

"Представь себе царя, у которого есть достояние и подвластные ему служители, готовые к услугам; и случилось, что взяли и отвели его в плен враги. Коль скоро он взят и уведен - необходимо служителям и приспешникам его следовать за ним. Так и Адам чистым создан от Бога на служение Ему, и в услугу Адаму даны твари сии; потому что поставлен он господином и царем всех тварей. Но скоро нашло к нему доступ и побеседовало с ним лукавое слово - Адам сначала принял его внешним слухом, потом проникло оно в сердце его и объяло все его существо. А по его пленении пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь, потому что через него воцарилась смерть над всякою душою и вследствие его преслушания так изгладила весь Адамов образ, что люди изменились и дошли до поклонения демонам".

Иными словами – причиной смерти, вошедшей в мир, стало прерванное общение души человека с Богом. Причиной этого мирового бедствия были сами люди, так как непослушанием отпали от Бога Живого и Животворящего и предались греху, источающему яд смерти и заражающему смертью все, к чему он прикоснется.

Св. Иоанн Златоуст говорит, что грехопадение Адама «ввело смерть в мир»:

«Адам, совершив один грех, навлек на себя смерть... он, совершив один грех, навлек на себя столько зла и ввел смерть в мир...»

Преп. Иустин (Попович) учит, что всё земное творение подчинилось смерти после грехопадения людей:

"Своим грехопадением человечество увлекло всю тварь в смерть и тление, но, рождаясь плотию, Господь обновляет тварь, истлевшую в злых преступлениях, — в этом причина того, что рождению Спасителя радуются и горы, и холмы, и долины. Творец, Превечный Царь, рождается в Вифлееме: и Едем отверзается, и пламенное оружие убирается, и ограда разрушается, и Небесные Силы соединяются с земными творениями, Ангелы с людьми составляют могучее славословие".


               2. Смерть – благодеяние Божие падшему человеку

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о сущности смерти:

«Смерть - великое таинство. Она - рождение человека из земной временной жизни в вечность. …Смерть - разлучение души с телом, соединенных волею Божиею и волею Божиею паки разделяемых. Смерть - разлучение души с телом вследствие нашего падения…
Смертию болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его».

Для нас, созданных для блаженной вечности, смерть противоестественна и ужасна. Она ощущается нами как бедствие и кара. И тем не менее, как учат святые отцы, даже самою смертью Бог оказал человеку великое благодеяние. Божией милостью даже самая смерть стала для нас надеждой на спасение.

Св. Феофил Антиохийский объясняет:

«Человек подвергся смерти, но и в этом случае Бог оказал ему великое благодеяние, именно тем, что не оставил его вечно пребывать во грехе. Бог изгнал человека из рая, как бы в ссылку, чтобы человек в течение известного времени очистил свой грех и, вразумленный наказанием, снова возвращен был в рай. Если в сосуде, только что сделанном, обнаружится недостаток, его переливают или переделывают, чтобы он стал новым и целым; то же бывает и с человеком в смерти. Для того он и сокрушается ее силой, чтобы во время воскресения явиться здоровым, то есть чистым, праведным и бессмертным».

Святитель Кирилл Александрийский утверждает:

«Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой - избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание».

Преподобный Ефрем Сирин пишет:

«Ты сократил длительность жизни нашей; самый большой срок ее - семьдесят лет. Но мы грешим пред Тобою в семьдесят раз седмерицею. По милосердию Ты сократил дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших».

Таким образом, и смерть Промыслом Божиим претворяется во благо – для христиан – и в умаление воздаяния за грехи – для тех, кто не примет Христа в свою душу и жизнь.

                3. Господь посылает человеку смерть в самый благоприятный для него момент

По Своему Промыслу благой Господь посылает человеку смерть в самый благоприятный для него момент:

или когда его душа полностью созреет для Царствия Небесного,

или когда тот, кто раньше творил добро, сходит с доброго пути и может потерять благие плоды своих прежних трудов,

или когда мера его грехов перекрывает ему путь к покаянию, он теряет возможность исправления и дальнейшие его согрешения лишь усугубят его вечную участь. Смерть грешника прерывает цепь его грехов, удерживает его от худших грехопадений, за которые ему также пришлось бы нести кару за гробом.

Преп. Амвросий Оптинский объясняет, когда Господь посылает смерть:

"...Господь долготерпит. Он только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление".

Преп. Антоний Оптинский учит, что Господь благодетельствует и продлевая жизнь, и пресекая её:

«Мы не можем постигнуть, почему молодой преждевременно умирает, а старичок иной скучает уже самой жизнью и от бессилия то и дело охает, но не умирает. Господь же Бог всепремудро, человеколюбно и недоведомо нам всем и каждому полезное устрояет и дарует. Например, если чьи дни сохраняет до самой глубокой старости — благодетельствует; если чью жизнь пресекает в юности или в младенчестве, то опять благодетельствует. В истине сих слов удостоверяет нас Святая Церковь в заупокойном тропаре, говоря ко Господу: «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю»... По сему доводу мы и должны оставить или, по крайней мере, умерить печаль нашу, дабы не было вменено нам в жалобу на Бога, что Он якобы с нами не человеколюбно поступает».

«Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т. е. если чью жизнь продолжает, благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Так Господь Бог истинно человеколюбно все строит и полезное всем подает. А наш долг — и в том и в другом случае с детскою покорностью ко Отцу Небесному должны говорить: Отче наш, да будет воля Твоя!»

Преп. Макарий Великий пишет о том, когда Бог пресекает жизнь грешника:

«Так и ныне милостивый и благой к каждому из нас Бог являет Свое долготерпение, хотя многократные видит от каждого оскорбления, но безмолвствует, ожидая, не отрезвится ли человек со временем, и не переменится ли, чтобы больше уже не оскорблять Его, и с великой любовью и радостью приемлет обращающегося от греха. Ибо так говорит: радость бывает о едином грешнице кающемся (Лк. 15, 10), и еще: несть воля пред Отцем Моим, да погибнет един от малых сих (Мф. 18, 14), наименьших. Но если кто при великом к нему милосердии и долготерпении Божьем, когда Бог не подвергает его наказаниям за каждое греховное преткновение, тайное или явное, но видя оное безмолвствует, как бы ожидая покаяния, сам дошедши до великого небрежения, начинает прилагать грехи ко грехам, присовокупляя беспечность к беспечности, на одном прегрешении созидать другое и пополнит меру грехов, то впадает уже наконец в такой грех, из которого не может изникнуть, но сокрушается и, предавшись лукавому, погибает вконец».

Свмч. Григорий (Лебедев) пишет, толкуя слова Св. Писания «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4, 29):

""Серп" посылается немедленно по созревании плода. Значит, покуда идет рост, идет и человеческая жизнь. Отсюда выводы (и запомни их).

Первый, что твое возделывание души должно идти всю жизнь. Потому не уставай, трудись, совершенствуй душу, без устали беги к Зовущему. Если живешь, значит мера твоего духовного возраста еще не исполнилась.

Второй: если Господь берет к Себе добрую христианскую душу, то, значит, эта душа пришла в ту меру совершенства, каковую она способна вместить. Исполнение этой меры может быть и в старом возрасте, и в зрелом, и в молодом.

А что способна вместить душа, ведомо только Господу. И вот почему Его суд о конце жизни человека только праведен.

В третий вывод: если Господь пресекает дурную жизнь, то это значит, что прошли года Божьего ожидания плода от души, что безнадежно бесплодна смоковница и секира опускается на корень ее. "Вот, я третий год прихожу искать плода... и не нахожу. Сруби ее (смоковницу)... Господин! оставь ее и на этот год... не принесет ли плода... Если же нет, то в следующий год срубишь ее" (Лк. 13, 7-9).

И в другом месте: "Уже и секира (топор) при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мф. 3, 10).

Как в жизни отдельного человека серп посылается, когда кончается его духовный рост и исполняется мера его духовного роста, так и в жизни вселенной жатва наступит, когда человечество исчерпает свои духовные силы ("Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?" - Лк. 18, 8) и избранные определятся для наполнения Царства Славы. "Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле?.." - спрашивают святые Господа. "И сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока... братья их, которые (еще на земле)... дополнят число" (Откр. 6, 10-11)".

Н.Е. Пестов пишет:

"Когда наступает первый переход - от жизни души в теле к жизни вне тела?

Это тайна, которую лишь отчасти приоткрывает нам Священное Писание. Для христианина это нормально должно происходить тогда, когда в душе его воцарится Царствие Божие. Господь говорит: "Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю... Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва" (Мк. 4, 26-29).

…серп посылается обычно не ранее, как созреет плод, т.е. душа христианина будет приготовлена для перехода в другой мир.

При этом Господь заботится о том, чтобы все были подготовлены к жатве - к переходу в тот мир, - все имели "духовные плоды", потребные для вечной жизни. В тех же случаях, когда Бог не усматривает таких плодов, то до смерти человек будет испытывать "посещение Божие", которое так описывается в Евангелии: "Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел.

И сказал виноградарю: вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу, - сруби ее, на что она и землю занимает.

Но он сказал ему в ответ: господин, оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее".

Что это за "окапывание"? Это - посещение Господне, которое чаще всего бывает в виде тех или иных вразумлений - скорбей, болезней, напастей и т.д.

Господь этим напоминает о том, что жизнь земная не вечна. Он пробует скорбями размягчить очерствевшую в грехе душу, прежде чем перевести ее в мир, где не будет уже соответствующих условий для "плодоношения", т.е. подвигов, ради спасения и безропотного терпения скорбей.

Но из общего правила имеются и исключения: на жатву, еще до ее полной готовности, могут напасть вредители - саранча, тля, плесень и т.д. Последние для жатвы то же, что для души грех, страсти и пристрастия.

В этих случаях серп посылается в тот момент, когда порча и зараза еще не успели погубить всего урожая, хотя он еще не совсем поспел.

Иначе говоря, серп смерти посылается душе в наиболее благоприятный момент ее жизни по ее готовности к Царству Небесному. С этого момента, в дальнейшей жизни, душа через грех более теряла бы духовного богатства, чем вновь приобретала бы его.

Этим объясняются смерти, которые могут казаться преждевременными, хотя, конечно, у Бога ничего не может случиться прежде назначенного Им, и потому наилучшего, срока.

"Всеведущий и милосердный Господь всегда пресекает земную жизнь человека в момент, наилучший для его спасения", - пишет протоиерей В. Свенцицкий.

Последним объясняется и продление жизни в случае духовного возрождения души человеческой при молитве и покаянии. Как пишет премудрый Соломон: "Страх Господень прибавляет дней; лета же нечестивых сократятся" (Пр. 10, 27).
 
…Итак, путем молитвы, покаяния и исправления жизни своей - вступления на путь правды, милосердия, смирения и послушания заповедям Господним, у всякого человека есть возможность получить от Бога продление жизни своей и принесения больших "талантов" (или "мин") на те, что были получены им от Господа (Мф. 25, 15; Лк. 19, 13)".

Монах Митрофан в своём пространном труде «Загробная жизнь» объясняет:

«Смерть приходит к человеку тогда, когда он достиг предела жизни, какой предопределен ему праведным судом Божьим для совершения дела, ему предназначенного...

Пока человек на земле, смущения и искушения не оставляют его до самой смерти. Одна только смерть освобождает человека от искушений.

Следовательно, смерть полагает для истинных христиан конец скорбям, а потому встречать ее надо с радостью и смирением, как уже попранную крестными муками нашего Избавителя и Ходатая, Господа Иисуса Христа, который сделал смерть для христиан успением, временным покойным сном. Смерть изменилась в преставление, т.е. в перемещение с одного места на другое, из мира видимого в состояние мира невидимого, загробного, духовного, и для христиан несравненно и невыразимо лучшего. А потому Златоустый в восторге и восклицал, видя в смерти начало блаженства: «Где твое смерти жало?»

Смерть всех и каждого из верующих заключается в смерти Господа Иисуса, даровавшего нам Своим воскресением жизнь блаженную, вечную. «Я есть воскрешение и жизнь», — учит Богочеловек, — и мы веруем, что в Нем умершие — живы, если только были не сорной травой, а членами Церкви Христовой.

Смерть, рассматриваемая сама в себе, представляет действие Божественного гнева, растворенного правосудием и любовью. А потому смерть рассматриваемая в отношении праведников, представляется знамением Божественной любви, по которой души их отходят от земной, печальной жизни, полной зла, в царство любви, жизни, света и блаженства, куда так часто возносился их дух.

Смерть для них, по слову Божьему, «красна», как достижение желаемого отрешения от земного, временного, суетного, как возможность быть вечно с Христом. «Имею желание разрешиться и быть с Христом» (1 Флп. 1, 23), а именно — быть там, где определено Творцом по самому назначению человека.

Рассматриваемая же в отношении грешников смерть «люта», как действие Божественного гнева, растворенного правосудием. Это вечный разрыв с тем, что было так дорого на земле и чего уже за гробом нет».

В наше время, как, впрочем, и во все времена, возникает немало споров о том, как совместить слова Св. Писания о гневе Божием с тем, что Бог есть любовь. Скажу несколько слов и об этом. Бог также и праведен, справедлив, и это его свойство также непреложно и неизменно. Он не может изменить Самому Себе и судить человека не по правде. Оттого и суд Его изображается Св. Писанием в подобии человеческого гнева, что для грешных людей он будет неумолим в своей правде и необратим по свойству вечности.

Св. Феофан Затворник, объясняет, как надо понимать грозные предостережения Св. Писания и святых отцов о гневе Божием, толкуя слова «Открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде»:

«Истину его всякий сознает по свидетельству совести. Согрешил ли, жди должного воздаяния. Почему и говорит: «открывается…» — положено неизменно быть суду и воздаянию, и вот-вот разверзутся небеса и явится Судия всех. Гнев Божий означает суд, осуждение и наказание. Гневом назвал это Апостол человекообразно. К человеку гневному не подходи и не говори ему: слушать не станет. Так и суд Божий неумолим и неизменен: как решено на нем, так и пребудет вовеки. Положена грешнику вечная мука, не избежать ему ее, если не удовлетворит правде Божией. Потому или спеши снискать примирение с Богом, или не ожидай ничего другого, кроме вечных мучений. И грозность суда Божия также выражается сим. Грозным изобразил его и Сам Господь Спаситель, умерший для того, чтоб всех избавить от суда сего. Да он и потому уже грозен, что есть суд. Какой преступник не трепещет пред судом? …Как не быть страху и грозности на суде том, который решает вечную участь?»

Человек, который не постарался последовать Божией воле, увидит себя за гробом в непоправимой беде перед ликом Божьей любви, которую он презрел при жизни, и перед непреложным судом Божией правды. Он также увидит, что только его вина в том, что он отвергнут Богом, как чуждый Царствия Божия. «Горе душе без Христа! – восклицает святитель Тихон Задонский. -  Она подобна дому без хозяина; подобна городу, разоренному и опустошенному врагами… подобна больному, оставленному врачом и людьми. Но вина самой души, что не имеет Христа, в ней живущего». Каждый человек за порогом смерти убедится в том, что Господь в Своём человеколюбии сделал для его спасения все, что было необходимо, и увидит, как он раз за разом отвергал призывы Его любви. Так что, родившись, по выражению св. Игнатия (Брянчанинова), «из земной временной жизни в вечность", где уже нет покаянного изменения душе, грешник увидит себя неспособным обратиться к Богу за милостью.

«Вы забываете, что там будет вечность, а не время; стало быть, и всё там будет вечно, а не временно. Вы считаете мучения сотнями, тысячами и миллионами лет, а там ведь начнется первая минута, да и конца ей не будет, ибо будет вечная минута. Счет-то дальше и не пойдет, а станет на первой минуте, да и будет стоять так», - объясняет св. Феофан Затворник.

Любовь Божия вечна и неизменна, но возможность соединиться с ней для человека заканчивается при переходе в вечность. Поэтому, как говорит св. Иоанн Златоуст, Господь, желающий, чтобы все спаслись, и вразумляет людей во время земной жизни всеми возможными способами, чтобы мы не предстали перед Его судом во грехах:

«Страшно, весьма страшно и ужасно это судилище, хотя Бог и благ, хотя Он и милостив. Он называется Богом щедрот и Богом утешения (2 Кор.1:3); Он благ так, как никто другой, снисходителен, щедр и многомилостив; Он не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жил (Иез.33:11). Почему же, почему этот день будет исполнен такого ужаса? …Как же, скажешь, Бог человеколюбив, как милостив, как благ? Так, при всем этом Он человеколюбив, и здесь-то особенно открывается величие его человеколюбия. Для того ведь Он и внушает нам такой страх, чтобы, хотя таким образом мы пробудились и стали стремиться к царствию небесному».