Образование подрастающего поколения

Артём Ор
По большому счёту, в преступлениях и фатальных жизненных ошибках детей-подростков, виновато старшее поколение. Поэтому я вас спрашиваю,- Может ли быть что-нибудь важнее для страны и её народа, чем качественное образование и грамотное воспитание подрастающего поколения?

Прежде всего, это рассуждение на тему, как могло бы быть – если... Поэтому в данной статье я не выгораживаю ни учителей, ни учеников, ни родителей, ни государство. В этой работе у меня нет цели, кого-либо обвинять или же упрекать. Моя задача выявить проблемы в образовательном процессе, понять их истоки и выстроить приблизительный курс на выздоровление социума.  Мне бы хотелось затронуть здесь, наиболее острые аспекты, связанные с образованием, так чтобы в итоге у нас всех сложилась целостная картина того, что мы хотим изменить, а в будущем получить от образовательного процесса. 

Сразу скажу, что проблем в образовательной сфере накопилось действительно много. И они очень серьёзные. Серьёзные настолько, что, по сути, напрямую угрожают дальнейшему прогрессивному развитию нашего государства. Впрочем, думаю, вы и без меня всё это прекрасно видите.

Уровень нынешнего образования, в нашей стране, подходит только для того, чтобы поддерживать её номинальное функционирование. Но как вы понимаете, цели образования и воспитания новых участников общества – должны служить для постоянного прогрессивного развития всех институтов и структур страны.

В этой статье, я подробно останавливаться на этой теме не буду, так как описал её в своей предыдущей работе под названием «Воспитание молодого поколения». А поговорим мы здесь именно о самом образовательном процессе. О процессе преподавания и обучения наших новых поколений.

                ***

Смею предположить, что современная система образования умышленно с каждым годом становится всё хуже, хотя в министерстве образования делают вид, что - лучше. Происходит так, что даже те учителя, которые искренне хотят научить детей тому, что действительно будет полезно для них в жизни, не могут этого сделать. Сами преподаватели поставлены в такие жёсткие рамки программы обучения, что не могут отойти от неё. Хотя во многом она не нравится ни педагогам, ни ученикам. Вот ведь парадокс!

Чтобы исправить данную ситуацию, надо полностью и решительным образом в корне меня прежнюю систему образования, пока это ещё не поздно. Мир за последнее время изменился и изменился весьма заметно. В этой ситуации мы не можем давать детям те знания, которые устаревают уже на стадии выпуска учебных программ в типографии. Ну, это ли не верх глупости? Конечно, есть те фундаментальные учебные дисциплины, которые и за сотни лет не изменились, но сама форма подачи этих знаний весьма устарела.

Мы уже сейчас падаем в пропасть без дна, поскольку сам образ жизни нашего общества, методы воспитания детей их родителями, изменили наш социум настолько, что для того чтобы вернуть его в приемлемое русло, будет необходимо провести колоссальную работу. По сути, это всё равно, что наводить порядок в лесу, где только что прошёл ураган.

Но в чём же причина столь масштабного бедствия? Ответ лежит на поверхности: управлять недалёкими, узко мыслящими людьми, в разы проще, нежели высокообразованным обществом. Если в ущербном обществе, люди не могут влиять на свои права, то в высокообразованной стране, социум может играть весьма весомую роль, в жизнедеятельности своего государства. Вот и думайте – кому выгодно держать народ во тьме невежества и неведения.

Плюс, нарастающее социальное неравенство и конкуренция внутри классов. Когда  человек человеку волк, толпа не восстанет против правительства, а будет устраивать разборки внутри своих социальных групп, за право получить эксклюзивное место у хозяйской кормушки. Здесь нам тоже есть над чем задуматься!

                ***

Далее мы поговорим о главном и важном в образовательном процессе. К сожалению, формат данной статьи не позволит мне подробно остановиться на многих моментах, но даже те тезисные зарисовки, что я приведу ниже, смогут очертить многие грани жизненно необходимых преобразований образовательного процесса. И начнём мы, пожалуй, с самых основ.

Любая излишняя родительская помощь - опека, это «костыли» для ребёнка и негативный вклад в его дальнейшую не способность к самостоятельной жизни. Каждый ребёнок должен с детства учиться принимать решения самостоятельно. Правильные они будут впоследствии или ошибочные по итогу, это менее важно, главное, что ребёнок учится принимать их сам.

Разумная самостоятельность и проявление обдуманной инициативы в процессе взросления ребёнка, это не что иное, как вклад в будущий потенциал его дальнейшего продвижения в жизни.

И родителям и педагогам важно показать, как сделать - поступить наиболее правильным образом, в той или иной ситуации, после чего дать ребёнку свободу самостоятельных действий. Конечно на первых этапах всё же немного придётся отслеживать процесс, но вмешиваться в него следует, лишь в случае крайней необходимости.

При этом мы не говорим о том, чтобы полностью отказаться от контроля. Это понятно. Вовлечение в процесс взросления и становления детской личности со стороны взрослых должен быть, но скажем так в меру. Всегда нужен выверенный баланс. Постепенно мы добьёмся того, что подросток, уже сам научится решать нетривиальные задачи, без всякого содействия взрослых. Однако следует приучить ребёнка к той мысли, что он в любом случае может попросить помощи или же совета у взрослых. 

Наиболее правильный процесс воспитания долог и нуден, но в противном случае, у нас в обществе будут подрастать самые настоящие «тепличные растения». И это в то время когда нам нужны самостоятельно мыслящие личности, способные полноценно участвовать в процессе развития, как гражданского общества, так и государства в целом.

Кстати. Считаю, что родителям не стоит переживать и уж тем более паниковать из-за отрицательных отметок по успеваемости своих детей. У каждого ребёнка должно быть право на ошибку! Они вполне естественно должны присутствовать в жизни любого ребёнка. Ведь именно они, я подчёркиваю: – Именно отрицательный опыт, учит жизни в десятки раз лучше, чем выверенные правильные поступки. Жизнь без сложностей и препятствий, как раз ничему и не учит, создавая лишь иллюзию беззаботного бытия, что в корне не верно. В итоге всё это может привести подростка к жизненным разочарованиям, апатии и асоциальному образу жизни, со всеми вытекающими последствиями.

                ***

Ещё один аспект касается очень важной мысли, заключающейся в том, что ни при каких условиях, в образовательных учреждениях, нельзя очернять нашу общую историческую память. В истории любой, я подчёркиваю - любой, страны были и будут сложные неоднозначные моменты. У любого государства случались свои ошибки и промахи, также как были величайшие достижения и победы. Чего только не происходило за весь неоднозначный и сложный исторический путь пройденный человечеством.

Как относится к этим вехам истории, это дело каждого человека, с точки зрения его взглядов. Но если мы позволим, в любой форме, очернять нашу национальную историческую память, то мы образно говоря, выбиваем опору из-под ног нашей молодёжи. А этого делать категорически нельзя и попросту преступно!

Понятное дело, что ничего из прошедших исторических событий - скрывать от общественности не стоит. Но и ко всей доступной к изучению информации, надо относиться с выверенным пониманием изыскателя и исследователя, а не переходить на эмоциональный истеризм. Да, мы многое можем осудить в нашем прошлом, очень многое. Но тогда и время было абсолютно другое, с иными критериями и ценностями, с иными сложностями, которые, несомненно, влияли на жизненный уклад государства и общества.

Поэтому, что касается подачи учебной информации исторического значения, то её следует преподавать сдержанно и выверено, в связке с иными историческими событиями того же периода, происходящими во всём мире, а не только в отдельно взятой стране.  Только с таким - расширенным взглядом на нашу общую историю, можно понять этимологию многих событий прошлых лет.

                ***

Новых учителей, для новой эпохи, надо обучать и отбирать самым тщательнейшим и грамотным образом.

Настоящий педагог всей своей сутью должен выявлять себя для молодёжи, как учитель, воспитатель, наставник. Никакого панибратства и своячничества между учителем и учеником быть не может!

Профессия учитель должна стать престижной настолько, насколько это вообще возможно сделать. И не из-за больших зарплат, или социальных льгот, которые, несомненно, должны быть. Отношение к педагогическим профессиям, в самом сознании общественных масс, должно иметь непререкаемый, почитаемый и глубокоуважаемый статус.

Педагогические профессии должны приобрести статусность, если хотите - элитарность. Труд учителей должен хорошо оплачиваться. На должности учителей должны отбираться люди, действительно желающие заниматься образованием молодёжи, а не потому, что им больше некуда было идти учиться.

В школах должно быть больше мужчин. Желательно прошедших службу в вооружённых силах. Это необходимо для того, чтобы у мальчиков, да и у девочек тоже, с самого детства перед глазами был пример мужественности, отваги, чести и человеческого достоинства. Отсюда можно сделать вывод о том, какое воспитание должно быть и в современной армии.

Сегодня педагогов жестоко ограничивают в любых их действиях. У них сейчас нет никакого права поставить зарвавшегося ученика на своё место. В итоге весь процесс обучения полностью нивелируется. Считаю, что у учителей должно быть право карать и миловать, но только по справедливости! Если ученик провинился, то он в любом случае должен понести заслуженное наказание. Если исправился, то должен быть помилован и реабилитирован. Следует понимать, что каждый из нас совершает ошибки, но тот человек достоин многого, кто умеет их исправлять!

Закон сейчас на стороне учеников, а наглые избалованные дети, это хорошо чувствуют и используют в своих целях. Так же учителям следует перестать быть предвзятыми к ученикам, но и ученики должны вести себя соответственно - почтительно.

Учащиеся должны получать оценку не только за знание предмета, но и за способность применить полученные знания на практике - в жизни. Конечно, к некоторым дисциплинам это относится в меньшей степени, но такая практика должна быть введена повсеместно, поскольку мы готовим детей не к выпускным гос. экзаменам, а к будущей полноценной жизни в социуме.

Сами знания, как можно в большей степени должны иметь методологический, изыскательный характер обучения. Учитель, как носитель их фундаментальных основ, должен лишь помогать своим ученикам, на их пути в познании мира. Не давать сухую и скучную информацию на готово, а сподвигнуть учеников к её нахождению, через практический опыт.

Учитель не должен быть только ретранслятором учебной информации. Прежде всего, школа должна быть тем местом, где из ребёнка постепенно делают человека. Понятно, что это задача не только школы, но и в первую очередь родителей, а также всего нашего общества. Поэтому нужно грамотно воспитывать детей уже с самых ранних лет. Для этого нам в первую очередь предстоит дополнительно образовывать родителей, поменять их отношение к воспитанию, потому что именно они влияют на восприятие своих детей больше всего!

Каждый учитель, в первую очередь должен стать для ученика наставником. А для этого необходимо обладать непререкаемым авторитетом. Многие учителя – «по зову сердца», к сожалению, не обладают данной характеристикой, поэтому их авторитет в глазах учащихся - минимален. Надо признать, что в этом виновато и само государство, всё строже относящееся к делам воспитательной педагогики, с необоснованными поблажками к самим учащимся.

В современном учебном процессе, по сути, происходит простая прогонка информации, зачастую сухая и нудная. Учителя стали бороться не за знание, не за воспитание, а за оценку своих трудов в коллективе и итоговую оценку учащихся в аттестате. Это в корне не верно!

В каждом учебном процессе должно быть место для общения учеников друг с другом, с классным учителем и профессиональным школьным психологом. Всё это должно происходить на специальных занятиях, входящих в общее время обучения. Иными словами, в образовательном процессе, должно быть выделено время, как для обучения, так и для общения. Это важнейшая вещь, в плане налаживания будущей социализации и коммуникации нашего подрастающего поколения.

Образование - это наука, наука - это технологии, а технологии - это государственное развитие и прогресс. Вот, что такое образование!

Необходимо полностью убрать гласный и негласный рейтинг школ. Образовательные стандарты во всех без исключения школах, должны быть высочайшего уровня.  Это касается, как самого процесса обучения, так и бытовое оснащение школ. В какой бы город в стране вы не приехали, образовательное учреждение в нём, должно соответствовать самым высоким общегосударственным стандартам.

Следует ввести пятидневную учебную неделю, а выходные дни, в обязательном порядке, оставить свободными от занятий. В выходные и праздничные дни, семья должна полноценно отдыхать в полном составе.

Все образовательные процессы, должны проходить в дневное время. Учебный процесс, проходящий в вечерние часы, приводит лишь к перенапряжению мозговой деятельности учеников и как следствие ухудшению процесса образования.

Экспериментально ввести разграничение классов по уровню успеваемости, по уровню усвоения знаний и по уровню заинтересованности в обучении. Те ученики, которые не выявляют особого желания, стремления и способностей к наукам не должны тянуть вниз одарённых и целеустремлённых детей. Эту методику следует ввести повсеместно только в том случае, если она будет иметь перспективный положительный эффект.

Необходимо дать возможность учащимся на самообразование. Школа даёт основной материал, а также сведения о том, где можно получить дополнительную информацию к нему, расширяющую кругозор ученика.
 
Полноценное учебное заведение должно давать подросткам не только общеобразовательные дисциплины, но и научить ребёнка думать, а так же, как принимать сложные жизненные решения самостоятельно. Школа должна дать нашим детям такой необходимый багаж фундаментальных знаний и пониманий, чтобы в итоге воспитать в них настоящих людей и ответственных граждан своей страны.

Крайне необходимо максимально избавить учителей от бумажной волокиты. Отчёты, программы, докладные и т.д. Всем этим должны заниматься абсолютно другие люди! Так же следует минимизировать все отчётности, оставив полноценные классные журналы, с фиксацией там всех отметок по успеваемости. Там же в журнале, должно быть специальное место для пометок, касательно поведения того или иного ученика, проявленной одарённости учащегося к тому или иному предмету, склонностей или отклонений в процессе получения знаний.

Ни при каких обстоятельствах воспитателю не стоит заискивать перед ребёнком или же снижать свой тон общения с учащимися на «детский». Дети это хорошо чувствуют и начинают использовать таких взрослых в своих корыстных целях. Тон учителя всегда должен быть выверено сдержанным и показательно строгим. Но в то же время педагог всегда должен быть открыт для диалога и понимания потребностей ребенка, связанных с воспитательным процессом. Именно сохранение строгого баланса в дистанции между учителем и учеником, создаёт ту необходимую атмосферу, что наиболее благоприятно сказывается на процессе обучения, как для одних так и для других.

Педагог должен всегда взвешивать свои суждения об учениках и их поведении, как профессионал высокого класса.  Всегда ставить  объективную оценку знаниям учащихся.

Оценка знаний, в первую очередь должна вознаграждать трудолюбие учащихся, а не карать их за возможные неправильные шаги. По сути, основой образовательного процесса, должно стать поощрение учащихся их тяги к знаниям, а не наказание за их неправильную интерпретацию.

С самого раннего возраста, дети очень чутко видят проявленную к ним несправедливость. Неоднократно испытавший это чувство ребёнок, становится озлобленным не только на взрослых, совершивших несправедливость, но и на весь остальной мир. Это в свою очередь порождает ожесточённость, асоциальное поведение, неверие в людей и т.д.

У любого педагога всегда должно присутствовать чувство этики. Каждый учитель должен обладать сдержанностью, соблюдать опрятный вид, интеллигентное обращение к своим ученикам, даже если кто-то из них выказывает явное неуважение к нему. У учителя всегда должно быть понимание той первопричины, по которой учащиеся начинают вести себя неудовлетворительно. Каждый педагог должен уметь объяснить своим ученикам истоки их плохого поведения, а также грамотно указать на то обстоятельство, что хорошее поведение и успеваемость в долгосрочной перспективе, даст лучший результат, нежели асоциальное поведение.

Профессиональный  педагог, должен уметь устыдить ребёнка, совершившего нелицеприятный поступок. Именно чувство стыда является тем инструментом, который позволит  пробудить в подростке ответственность за свои действия. Чувство ответственности в свою очередь, позволит  воспитать в молодом человеке многие положительные качества, нивелирующие его прежнее асоциальное поведение.

Необходимо уже на ранних этапах выявлять асоциальное поведение отдельных учеников. Тех, кто сами не хотят учиться и не дают получать знания другим, следует определять в специализированные учреждения с более строгим контролем и возможно более упрощённым процессом обучения. При этом я не имею в виду школу для изгоев. Даже наоборот. Нужно понимать, что некоторым людям можно давать общеобразовательные знания в урезанном виде. Зато выявив их природные задатки и способности, в других областях, давать им знания иного рода - более узкоспециализированные. Здесь я более всего имею в виду специальные армейские или же технические дисциплины, но и не только! Нужно понимать, что для полноценной жизни, не всем людям требуется получать стандартное школьное образование в обязательном порядке.

Во многих случаях, учащиеся плохо выполняют поставленную учебную задачу не потому, что не хотят её делать, а потому, что не имеют представления о том, как правильно подойти к её решению. Учитель должен понимать это и всячески способствовать усвоению знаний учащимися. При этом сами знания не должны быть пустыми, бессмысленными, не имеющими в себе рационального зерна и привязки к действительности.

Уже с самых ранних лет ребёнка, необходимо определять его профессиональные наклонности и таланты. Определять их необходимо по средствам специализированных тестов, под полным контролем профессиональных психологов. 

Школы и все прочие образовательные учреждения страны, должны вмещать в себя столько учащихся, на сколько они рассчитаны и не более того! В противном случае, идёт губительное нарушение образовательного процесса, что приводит к неудовлетворительной успеваемости учащихся и как следствие, из них получаются не полноценные участники общества.

Так же считаю, что не стоит постоянно требовать от учащихся самых высоких оценок, у них должна быть возможность передышки для накопления новых сил. Чрезмерная напряжённая учебная работа ни к чему хорошему кроме переутомляемости ребёнка не приведёт!

При министерстве образования, должен быть сформирован независимый комитет, который будет осуществлять постоянную оценку качества получаемой информации – знаний учащимися, а также их анализа, с точки зрения реального применения в жизнедеятельности социума.

Любой образовательный процесс, должен формировать правильное и целостное мировоззрения ребенка. Это возможно сделать только через  познавательную и творческую деятельность. Через честный результативный труд, изыскательную деятельность, литературу, музыку, живопись, самостоятельное создание новых произведений искусства, да и в целом через познание красоты и гармонии окружающего мира.

Сам процесс обучения, должен представлять собой не просто механическую передачу знаний от учителя к ученику, но и воссоздавать человеческие взаимоотношения между педагогом и учащимся. Даже само отношение учеников к получаемым знаниям, в огромной степени будет зависеть от того, с каким уровнем уважения они относятся к своему учителю.

Каждый человек приходит в мир, дабы постигнуть его и преобразить сообразно полученным в юности знаниям. Поэтому от качества этих знаний и будет напрямую зависеть будущее всего нашего мира.

В целом, образовательный процесс, должен заниматься формирование человека творца, в широком смысле этого слова, а не человека потребителя. Поэтому и само по себе образование, ни каким образом не должно относиться к сфере платных услуг.

Так же процесс образования никогда не может являться избыточным. По сути, современный человек должен учиться и самосовершенствоваться всю свою жизнь. Это самый правильный и верный подход для общества, если оно действительно желает быть прогрессивным.

Каждый педагог должен понимать, что, прежде всего, перед ним живой человек  – ребенок – будущий гражданин страны, а потом уже ученик.

Востребованным специалистом можно стать за несколько лет обучения в ВУЗе, но для того чтобы воспитать ответственного гражданина страны, порой не хватает и всей жизни. 

Следует отходить от бездумного заучивания учебной информации, которое действует самым разрушительным образом на развитие творческого потенциала ребёнка.

Во многом, внесение в жизнь ребёнка таких вещей как культура, эстетическое восприятие мира, любознательность и т.д. зависит от его родителей. Социальный и образовательный уровень родителей, напрямую связан с тем, каким со временем станет их ребёнок. В свою очередь это жёстко связано с уровнем социального благополучия нашего общества, которое крайне важно повышать и поддерживать на хорошем уровне. Вся замкнутость детей, их грубость, отчуждённость, неприятие, напрямую зависят от уже сложившихся в нашем обществе социо-культурных факторов.
 
Чтобы дети не вырастали бессердечными потребителями, созданных кем-то для них благ. Они должны отчётливо понимать то, с каким трудом порой приходится их добывать. Чтобы они сами, на своём опыте могли понять, сколько усилий уходит на создание простейших вещей.

Считаю, что детей необходимо приучать к труду с детства.  Но крайне важно, чтобы труд этот быть посильным, всегда имел смысл и желательно положительный результат в перспективе, так чтобы дети могли не только помогать взрослым, но и видеть явные результаты своего труда. Любое нивелирование физического труда в глазах ребёнка, приведёт к тому, что мы воспитаем поколение людей, всячески избегающих этого - крайне важного процесса человеческой жизнедеятельности. 

У нас сейчас воспитывается поколение детей, которое не то что из-за лени, а больше из-за чувства принижения в глазах сверстников, не хотят заниматься физическим трудом, помогать родителям по хозяйству. Для них это видите ли зазорно, так как более обеспеченные дети этим не занимаются. Ведь они уже обеспечены всеми материальными благами, благодаря своим богатым родителям. От этого, уже на ранних стадиях формирования нового поколения, закладывается фундамент разделения общества на низшие и более привилегированные классы.

                ***

Думаю, что после прочтения этой статьи вы поймёте, что нет ничего важнее, для любой страны мира, как воспитание и образование подрастающего поколения.
А дело тут вот в чём. Если мы не сможем правильно воспитать новые поколения наших детей, то всё остальное более уже не будет иметь никакого значения. Если мы не сможем воспитать в наших детях ответственность, любовь к родине, высоконравственные принципы, здравый взгляд на жизнь, а также интеллектуальный потенциал, то абсолютно все институты государственного хозяйства, просто напросто начнут рассыпаться сами собой. Воистину – «Кадры решают всё». В нашем же случае, решает всё - воспитание и образование новых подрастающих поколений.

А на вопрос, кто более ценен для государства - хорошо воспитанный или высокообразованный молодой человек – гражданин? Я с уверенностью могу ответить, что в каждом человеке должны равноценно сочетаться два этих абсолютно неразделимых качества. Только при этих условиях, мы можем получить в итоге полноценное, здоровое, целеустремлённое и прогрессивное общество, с высокими нравственными, моральными, культурными и духовными ценностями.

В дань памяти и уважения А. С. Макаренко

Автор: О.А.В.
Май 2019 год