Бакинский поэт и скульптор Николай Маркаров

Гоар Рштуни
Познакомимся  с  замечательным  армянином  из  Баку,  скульптором,  художником, 
(художник  трехмерного  пространства,  поэтом  и  миниатюристом,  членом  Союза 
художников  СССР  Николаем Маркаровым.  Недавно  друзья  и  близкие, армянская  общественность Москвы  почтили  память  безвременно  ушедшего  художника ,  отметив  его  80-летие. День  его  рождения  каждый  год  отмечают  в  Библиотеке  искусств.
Жизнь  в  Москве  многослойна,  и  слои  пересекаются  редко.  Элита,  высшие  круги 
живут  своей  жизнью,  низший  персонал  и  неисчислимые  гастарбайтеры  своей…  Где-то  в  параллельных  мирах  уютно  обосновалось  искусство.  Несмотря  на  выкрики  о 
том,  что  нету  зрителя  прежнего,  народ  валит  валом  и  на  мюзиклы,  и  на  авторские  концерты,  и  на  выставки,  и  в  книжных  магазинах  постоянная  толчея…
И,  конечно,  своей  жизнью  живут  диаспоры.  Вдруг  мелькнёт  объявление:  «Требуется дирижёр  для  корейского  хора,  обращаться…»,  или:  «Греческая  община  объявляет  набор  в  танцевальный  кружок…».

Армянская  диаспора  в  этом  отношении,  наверное,  одна  из  самых  активных  и  самая  многослойная.  Говорят  и  пишут,  что  армян  в  Москве  чуть  ли  не  полмиллиона.  Где  они  прячутся,  мне  всегда  было  интересно  узнать.  На  мероприятия,  (речь  не  о 
грандиозных  залах  отечественных  залётных  соловьёв),  которые  должны  собрать 
тоскующую  диаспору,  приходит  от  силы  человек  сто.  100-120.  И  при  этом  –  одни  и  те  же  люди.  Молодёжь  тусуется  отдельно,  на  культурные  мероприятия, 
посвященные  великим  армянским  именам,  никаким  калачом  их  не  заманишь.  Так  и  созреют,  не  зная  тех,  которыми  гордимся.  Кем  будут  гордиться  они  –  непонятно…  Интеграция,  неужели  в  первом  же  поколении?
Разные  мероприятия  общины  призваны  спаять,  сохранить,  не  растерять…  но  она, 
диаспора,  живёт  своей  жизнью,  и  развивается  по законам,  от  неё  не  зависящим…
Неутомимая  Нина  Габриэлян,  поэт,  переводчик,  художник  и  просто  красивая 
женщина  соберёт  тех  же,  чтобы  познакомить  или  вспомнить  армян,  которые 
выросли  не  в  Армении. 

Прошлый  раз  это  был  известный  художник  Борис  Отаров,  чьей  ученицей  себя  считает  Нина.  Отаров  очень  известный  художник,  но  армяне  Москвы  знают  его  лишь 
благодаря  Нине.
В  этот  раз  с  её  же  помощью  знакомство  состоялось  с  замечательным  армянином  из Баку,  скульптором,  художником,  (художник  трехмерного  пространства)  поэтом  и 
миниатюристом  членом  Союза  художников  СССР  Николаем  Маркаровым.
Строго  говоря,  знакомство  состоялось  с  его  вдовой  Норой,  которая  издала  его 
книги,  6  томов,  их  Николай  Маркаров  не  успел  увидеть,  с  его  учениками,  с 
друзьями  дома  Маркаровых…
Это  было  знакомство  с  поэтом  и  Музой,  с  художником  и  Злом,  с  прекрасным 
чувством  памяти  и  благодарности…  Три  часа  незабываемой  встречи  пролетели  как 
три  минуты.

Николай  Николаевич  Маркаров  принадлежал  к  тем  немногим,  про  кого  могли  бы 
сказать:  он  был  счастливый  человек.  Путёвку  в  мир  прекрасного  ему  дал  сам 
Мартирос  Сарьян,  посмотрев  его  вещи,  он  сказал  матери:  «Пусть  он  поступает  в 
Художественный  вуз,  у  него  все  данные».
Казалось  бы,  внешние  обстоятельства  его  жизни,  не  позволяют  дать  такой  оценки, 
он  не  продал,  пожалуй,  ни  одной  своей  работы;  при  жизни  у  него  не  состоялось  ниодной  персональной  выставки,  не  говоря  уже  о  каталогах  и  зарубежных  поездках.  Аистория  противостояния  с  полуфашистской  организацией  (баркашовцы)  вообще 
леденит  душу  любому  культурному  человеку.  Его  мастерская  подверглась  так 
называемому  "рейдерскому  захвату",  и  все  её  содержимое  –  созданные  за  30  лет  скульптуры,  рисунки,  стихотворения,  а  также  с  любовью  собранные  книги  и  различные  предметы  –всё,  что  было  в  мастерской,  помещение  которое  так  приглянулось  подонкам, видимо, для  своих  партийных  или  коммерческих,  нужд,  были  попросту  снесены  на  помойку  и  уничтожены.

Для  простого  смертного  этих  обстоятельств  хватило  бы  для  того,  чтобы  определить  жизнь  как  трагичную  и  неудавшуюся.
Нора,  муза  Маркарова,  жена  и  друг,  с  которой  художник  прожил  в  счастливой 
любви  35  лет,  упавшим  голосом  показывает  фотографии  прекрасных  скульптур  в 
фотографиях  и  рассказывает,  что  «баркашовцы»  разломали  молотками  и  топорами 
всё,  что  находилось  в  мастерской.
Но  Ник  Ник,  как  его  называли  друзья,  остался  до  конца  невозмутимым  философом  и  жизнелюбом.
Он  стал  писать  стихи  и  графику  на  листах  А4.  Если  Бог  одарил  человека  талантом,он  выпирает  в  любом  качестве.
 
Набросок. Сидящая женщина
Его  вселенная  была  проста  и  понятна.  Он  часто  повторял,  что  на  свете  есть  Трое  –  это  мужчина,  женщина  и  Бог.  Он  же  объяснял  именно  такую  последовательность:  "...Почему  Бог  в  треугольнике  последний?  Потому  что  взгляд  снизу:  мужчина  прежде  увидит  женщину.  И  если  единое  теперь  человеческое  существо  сподобится  в  жизни  родиться  во  второй  раз  –  человеком,  он  узрит  Бога…"
Также  в  его  вселенной  были  Книги,  Прекрасные  Предметы,  Хлеб  и  Вино  ("для  тех, кто  понимает"),  "Подвал"  мастерская,  впоследствии  погибшая,  где  он  лепил,  рисовал,  думал,  курил  свой  "Пегас",  и  куда  приходили  его  друзья  и  ученики,  "Чердак"  –  двухкомнатная  квартира  на  последнем  этаже  панельного  дома  на  улице  Хачатуряна,  с  видом  на  бесконечную  стену  такого  же  дома  напротив  и,  конечно,  Нора  та 
женщина,  вместе  с  которой  он  составлял  человеческое  существо,  способное  видеть  Бога.
И  жизнь  его  была  –  искусство  и  поэзия,  или  наоборот,  –он  их  не  разделял.  Всё,  что  не  определялось  понятиями  искусства  и  поэзии,  просто не  входило  в  круг  его  внимания.

Николай  Маркаров  некоторое  время  участвовал  у  Вучетича  в  создании  Волгоградского  мемориала, он вырос  в  Баку  по  соседству  с  народным  художником  СССР.
 
Ранимая  душа  поэта  не  могла  вынести  строительство  мемориала  на  солдатских  костях,  он  уехал  оттуда  в  Москву.  Так  он  оказался  в  Москве.  В  семидесятые  Николай  Николаевич  работал  преподавателем  кафедры  скульптуры  МАРХИ,  и,  по  роду 
деятельности,  общался  со  своими  студентами,  как  в  классе,  так  и  в  своём  Подвале  тот,  кто  хотел,  мог  всегда  туда  прийти.  Студентов  Ник  Ник  часто  называл 
"насекомыми",  но  никогда  не  общался  с  ними  свысока.  Наоборот,  он  говорил  с 
ними,  как  с  равными,  и  очень  не  любил,  когда  его  называли  учителем.  Хотя  он 
был  учителем  от  Бога,  Учителем  с  большой  буквы;  таких  мало,  и  очень  повезло 
тем,  кто  узнал  в  нём  своего  Учителя.
Сразу  после  того,  как  Николая  Николаевича  не  стало,  неутомимая  Нора  взялась  за 
его  архив.   того,  что  сохранилось  на  "Чердаке".  А  сохранилось  немало,  кроме, 
конечно,  скульптур.  Это  сотни  рисунков  и  тысячи  стихотворений,  которые  составили  6  уже  вышедших  (и  1  готовящийся  к  печати)  тома  "Николай  Маркаров. 
Избранное".  Ряд  графических  работ  вошли  в 
коллекции  Ярославского  художественного  музея  и  Вологодской  областной  картинной  галереи.  Летом  2009  года  с  большим  успехом  прошла  его  первая  персональная  выставка  в  центре  Д.С.Лихачева.  Галерея  ВХУТЕМАС  недавно  провела  новую  выставку графики  и  скульптуры  Николая  Маркарова,  Художника  и  Поэта.

Николай  Маркаров  написал  около  20  книг,  из  которых,  ни  одна  к  сожалению,  не 
была  издана  при  его  жизни.
Нора  смогла  выпустить  пока  всего  6  томов  интереснейших  произведений  Маркарова,использовав  материалы  (фотографии,  этюды,  рисунки,  эскизы  и  наброски)  из  архива  Маркарова:  поэзия.  (стихи,  баллады,  рубайи,  а  также  трехстишия  «Смальта»,  которые  были  его  последним  земным  творческим  вздохом),  проза  (пьесы,  рассказы  и  неоконченные  повести,  эссе). 
В  третьем  томе  собраны  произведения  Н.  Маркарова,  где  он  с  любовью  и  горечью  отразил  20  век,  в  котором  пережил  варварский  разгром  своей  скульптурной  мастерской.
Все  написанное  Н.  Маркаровым  пронизано  мудростью  и  любовью  к  человечеству. 
Будь  то  авторская  –  Книга  Норы  – которая  открывает  мир  взаимоотношений  Николая  и  Норы  и  написана  в  нежно-юмористической  необычной  литературной  форме,  с  рисунками-шаржами  или  книга,  где  помещены  его  четверостишия.
А  шестая  книга  написана  Норой.  это  книга,  написанная  о  жизни  и  взаимоотношении  двух  близких  по  духу  и  разных  по  профессии  людей,  проживших  вместе  35  с 
половиной  лет.  «Сестра  души  моей»  –  называл  он  свою  Музу.

В  особенности  же  растрогали  внимание  и  память  близких  друзей  и  учеников 
Николая  Маркарова,  раз  в  год  в  Библиотеке  искусств  отмечающих  день  его  памяти,  их  выступления,  проникнутые  не  только  любовью,  но  и  пониманием  мудрой  и 
философской  поэзии  счастливого  человека,  любящего  и  любимого,  может,  и  потому  тоже  притягивающего  столь  разных  по  происхождению  людей.
До  сих  пор  в  их  дом  ходят  в  гости  ученики  и  друзья  Маркарова,  в  дом,  который  согревает  своим  жизнелюбием,  приветливым  гостеприимством  и  тёплым  светом  муза  Николая,  некогда  златокудрая  Нора.  Она  считает,  что  Ник  просто  «улетел»  в  другойМир,  оставив  своё  творческое  наследие.  Вот  что  пишет  художник  о  своём  доме:

Мой  кубик  комнаты,  моя  нора,  мой  храм,
Ничто  не  хлам,  и  книги - люди  здесь  и  там,
И  дверь  моя  всегда  готова  отвориться,
И  с  солнышком  и  хлебом  Нора  выйдет  к  вам.
 
Я  хочу  привести  несколько  четверостиший  с  их  непременным  восточным  колоритом,строгие,  умные,  ироничные,  страстные…  как  он  сам.  Надеюсь,  что  они  понравятся  и  тебе,  читатель.

О  Норе
С  утра  топочат  пятки  по  квартире.
Их  две,  а  топоту  на  все  четыре:
По  полу,  по  стене?  Теперь  по  потолку!
…Пока  топочут,  всё  прекрасно  в  мире.
***
Скупаете,  новорылы.  Навалом!
Так,  шакалами  вам  и  войти  в  анналы.
Не  могу,  чтоб  мой  город  не  погублённый
Царство  сытых  свиней  доканало  бы.
***
К  Мамеду  О.
Бумага,  чёрное  перо,  табачный  дым.
Я  не  умею  жить  один  и  со  своим.
Мой  крест,  твой  полумесяц  –  нам  святые  знаки.
И  жизнь  одна.  Где  кофе  твой?  Поговорим.
***
Жизнь,  как  её  ни задумывай,  сделает  ход  конём
По  чёрно-белой  доске  –  и  ты  на  квадрате  ином.
***
Бывало,  в  театр  скинемся  по  рублику,
Теперь  театр  вся  моя  республика,
Шуты,  актёры  выпихнуты  в  зал,
На  сцену  влезла,  изумляет  публика.
***
Как  ты  душа,  не  хороша,
От  духа  отстаёшь,  душа.
Не  радость  жить  ли  её  держит,
Чудесная,  и  не  спеша.
***
Таинственное  слово  «Ты  во  мне»
Таинственное  чувство:  я  в  тебе.
И  –  ничего  кругом,  два  голых  тела.
И  что  ли  нужно  этой  голытьбе?
***
Не  камень  я,  скатившийся  с  горы
Судьба  не  поскупилась  на  дары.
Вспоил  меня  Восток,  раскрыв  ладони,
И  уронил  в  Россию  до  поры.
***
Под  золотом  и  серебром
Молюсь  по  бумаге  пером. 
Но  неупиваема  чаша
В  ладонях  меж  Злом  и  добром.
***
Кто  сказал,  что  жизнь  проходит  мимо?
Что  упустишь,  то  пропустишь  мимо.
Всласть  минуту  эту  проживи.  –
Веха  малая  неповторима.
***
Эх,  Россия,  далека  ты,  не  близка.
Моя  родина  –  по  родине  тоска.
Моя  родина  уже  не  храм,  не  дом,  –
Домовиной  и  повапленна  доска.
***
Музы  21  века
Женщины  от-кутюр,  долговязые,  косолапые,
Тощие  и  угрюмые,  обласканые  тряпками,
По  подиуму  мира  шагают  как  война  –
Ни  Евами,  ни  бабами,  ни  сладкими.
***
О,  человек!  Не  надо  задаваться,
Ты  ли  царишь?  Не  стоит  и  стараться.
Ведь  так  негармоничен  твой  твой  процент,
Воды  –  на  80,  а  мозгов  на  20.
***
Наивно  входим  в  жизнь,  а  жизнь  –  базарный  ряд.
Нам  весело!  –  медяшки  золотом  горят,
Бутылочный  сверкает  бой  как  изумруды…
Обманутый  стократ,  обманываться  рад.
***
Молчание  –  золото?  Вы  это  зря
Молчание  золото  у  золотаря.