Черный ход

Светлана Новомлинская
— Почему люди так мало любят друг друга?

— Потому что они любят свои страхи.

— Страхи?

— Да, это так. Большие и маленькие… и совсем ничтожные… Люди привыкли жить со страхами. С ними им проще и понятней, чем друг с другом.

Путников было двое. Они шли по узкой тропинке между лесным массивом и самой крайней улицей одного из спальных районов мегаполиса.

Я сидела рядом с тропкой на поваленном грозой дереве, и прислушивалась к их разговору. Он меня заинтересовал.

— Знаешь, в общении со страхами люди видят даже определенные преимущества.

— Какие же?

Шаги приближались. Под ногами тихо шелестел гравий. Лица путников были не видны в густых сумерках. Я различала только их силуэты и голоса.

Один — низкий, спокойный, с грустинкой, принадлежал, несомненно, взрослому человеку. Другой — очень высокий, звонкий, порывистый — мальчику подростку.

— Видишь ли… — продолжал тот, кто обладал низким голосом. Ведь любовь к человеку — это всегда движение вперед. Она требует действия и отдачи, преодоления многого и во внешнем пространстве, и внутри себя. Это работа!

— Справедливо! — откликнулся звонкий голосок.

— Но тот, кто выбирает страх, может оставаться пассивным. Ведь страх не накладывает никаких обязательств, почти ничего не требует. Почти!

— Пассивность — преимущество? — горячится дискант.

— Для многих. — грустно отвечает баритон. — Ты еще в этом убедишься.

— Но ведь страхи не бескорыстны!

— Верно! Они питаются энергией сердца, и вырастают до немыслимых размеров. А любовь умирает от голода.

Темные силуэты останавливаются напротив меня. Повисает пауза.

Обладатель сказочного баритона едва слышно вздыхает. Его долгий вздох отдается эхом в глубинах моей души.

— А чего больше всего боятся люди? — юный голос возобновляет диалог.

— Обычно они боятся пустяка! — отвечает взрослый. — Больше всего они боятся показаться смешными… странными…

Снова шелестит гравий. Шаги и голоса отдаляются в сторону города.

Поднимаюсь с места. Мне тоже надо в город, и хочется дослушать разговор до конца. Но голоса уже едва различимы. Путники уходят все дальше и дальше. Почти бегу за ними вослед, напрягая внимание и слух… ловлю обрывки фраз, боясь пропустить нечто важное, чего пропускать нельзя! Как сказал этот человек? Любовь голодает? В наше сверхкомфортное время? Голодает, потому что люди расходуют себя на страхи?

Задыхаясь, выбегаю на дорогу. Никого! Лишь редкие автомобили равнодушно скользят по мне неоновыми глазами. Где же ОНИ? Неужели свернули с тропы? Ушли в глубину? Оглядываюсь на темный лес и  беспомощно поднимаю лицо к небу. Сквозь смог робко пробивается лучами в наш мир маленькая звездочка. Чего я жду? На что надеюсь? Что еще хочу услышать? А вдруг?! Вдруг ОНИ еще где-то рядом?! Ведь в жизни всегда остается место для «вдруг»!

— … страхи способны парализовать не только действия, но и волю, мысли и чувства… Можешь представить себе человека без желаний? Без движений сердца?..

На несколько мгновений — из какой реальности? — ветер доносит знакомые голоса.

— Самое печальное, что страх — это всего лишь иллюзия! Все равно, что черный ход… Некий мистический тоннель, уводящий в инфернальные сферы…

— Понимаю… И поэтому мне очень жаль этот мир! — чуть слышно прошептал юный путник.

— Жаль его и мне… — вздохнул тот, кто был старше.

— Он обречен… — в чистом, порывистом голосе звучали страдание и надежда. – Обречен?!

Ответа не последовало. Баритон промолчал… или мне не было дано его расслышать…


© Copyright: Светлана Новомлинская