Муза Фредерика Лейтона. Дороти Дин

Алина Алексеева-Маркезин
     Имя Дороти Дин, английской театральной актрисы конца XIX века, известно сегодня во многом благодаря Фредерику Лейтону – английскому живописцу и скульптору, одному из самых известных представителей академической живописи Викторианской эпохи.

    Дороти Дин(настоящее имя Ада Алиса Пуллен), родилась в Лондоне в 1859 году.
В возрасте 22 лет Дороти осталась сиротой с тремя младшими сестрами на руках и без средств к существованию. Работа на фабрике не давала достаточно денег для того, чтобы спасти от голодной смерти семью, и, казалось, что выход один – идти заниматься проституцией, как это делали многие девушки в ее положении.

     Но Дороти повезло – встреча с Фредериком Лейтоном, известным и популярным художником, спасла ее от этой участи и полностью изменила ее жизнь. Лейтон был намного старше ее, разница в возрасте составляла почти 30 лет, но восхищенный безупречной красотой девушки, он стал для нее самым главным человеком.

     Лейтон занялся её образованием.Это было просто необходимо для Дороти, чья речь изобиловала уличными выражениями, а манеры были просто ужасающими. Когда, какое-то время спустя, Дороти была представлена светскому обществу, никто даже не заподозрил в молодой девушке бывшую жительницу лондонских окраин.

     Именно эта история, вероятней всего, легла в основу произведения Бернарда Шоу, узнавшего об отношениях Лейтона и Дин. Элиза Дулитл в «Пигмалионе» или «В моей прекрасной леди»

      Лейтон продолжал помогать Дороти во всем. Когда он узнал о желании девушки играть на сцене, он сделал все для того, чтобы она попала в театр. Дин появлялась на лондонской сцене в течение десяти лет, играя во втором составе второстепенные роли в произведениях Шекспира, Ричарда Бринсли Шеридана и Оскара Уайльда, но слава ускользала от нее и она ушла со сцены в 1894 году.

Лейтон постоянно рисовал ее, пытаясь запечатлеть этот прекрасный образ на всех картинах, которые выходили из-под его кисти.Именно на основе идеализированных картин Лейтона, она остается одной из самых узнаваемых фигур в викторианском искусстве.

Она стала для него не просто любимой женщиной, она стала его музой, тем лучиком света, который появился в последние годы его жизни и сделал эти годы такими счастливыми.

Неизвестно, связывали ли художника и его последнюю музу романтические отношения,но Лейтон использовал каждую свободную минуту, чтобы навестить молодых, красивых и жизнерадостных сестер в их маленьком доме, и эти визиты, видимо, приносили ему долгожданный отдых от весьма нудных церемониальных и административных обязанностей президента , и докучливой необходимости поддерживать высокий уровень общественной жизни.

Ее сестры Эдит Эллен, Генриетта Сара (Хетти), и Изабель Елена (Лена), также позировали ему. Джордж Бернард Шоу хорошо знавший художника и его любимую модель был уверен, что она, вместе со своими замечательными сестрами, является вдохновением для Фредерика Лейтона.

Когда Лейтон умер в 1896 году, он оставил Дин значительную сумму денег, которою она не успела воспользоваться, т.к. она умерла на 40-м году, после продолжительной болезни три года спустя. Она не выходила замуж.

Так как Лейтон жил и работал в лихорадочном темпе в течение многих лет, много путешествовал, и не особо следил за своим здоровьем, теперь приходилось расплачиваться за это. В начале 1895 года, состояние его здоровья сильно ухудшилось и ему был поставлен диагноз стенокардии сердца. В качестве лечения врачи рекомендовали спокойный отдых в теплом климате.

А в 1896 году, перед самой смертью, Лейтон первым из британских художников удостоился титула барона. 25 января 1896-го года Лейтон скончался. Гроб с телом мастера выставили в Королевской Академии, а 3 февраля Лейтона со всеми почестями похоронили в лондонском соборе Св. Павла.