Угли под пеплом

Лев Ханин
Я смеюсь над временем, которое, не получив от меня много зла, воздаёт мне злом» [Мара бар Серапион].

Я должен, я обязан помнить о Вашем смертном пути - дороге, по которой вас гнали убийцы.
Что мой ужас, по сравнению с тем, что претерпевали Вы – родители моих родителей.
Души ваши живут в моей, и я слышу: «Не забывай. Не прощай»!

1
В том, что «Протоколы сионских мудрецов» были сочинены, чуда нет. В том, что в них верят миллиарды, тоже, нет ничего необычного. И в том, что убили шесть миллионов людей, тоже не Б-г весть что за достижение. Природа для людей чудес не приготовила.
2
Промозглым, гнилым днём 1940 года, в Париже, Анри Бергсон встал в очередь. Давали звезду Давида, которой евреи обязаны были метить себя. Он заболел и умер. Память его, как того требовал устав Французской академии, почтил Поль Валери: «Анри Бергсон – великий философ, великий писатель – был, как ему и подобало, большим другом людей. Его ошибка состояла, может быть в том, что он считал людей достойными этого». В.В. Розанов в 1916 по-иному пояснил успех философских взглядов мыслителя: «Что в Египте был Апис, то в Европе - еврей. См. теперь Бергсона в Париже, на его съезжается весь женский beau monde. Конечно, секрет не в философии, а в сперматозоидах».
3
На времена гаона Саядии (первая половина X века) пришёлся расцвет школы мутазилитов. Учёный этой школы, бичуя пороки своего времени сказал: «Мусульмане, евреи, христиане, маги пребывают в заблуждении. Существуют только двоякого рода люди: одни обладают умом, но не веруют, другие же веруют, но ума у них нет».
4
Заратустра (Ницше) накаляется, выкипает и взрывается от негодования на любовь, сочувствие, жалость. Словно прошедшие тысячелетия демонстрировали переизбыток этих качеств. А самого философа, которого Лев Толстой назвал больным сумасшедшим, покалечили и любовь, и сочувствие, и жалость к нему.
5
Если доверять социологическим исследованиям Ф.М. Достоевского, то в 70-е годы XIX века девичьи предпочтенья распределялись так: «Князья, гусары, секретари посольств, поэты, романисты, социалисты даже». 
6
На могилу Салтыкова-Щедрина должен был возложен «венок из терниев с надписью: «От благодарных евреев», но он был заарестован полицией ещё на квартире покойного».
7
Там на страницах книги сентябрь. Танки рычат, самолёты воют. Эти наступают, те отбиваются.
Паника. Предательство. Страх. Кровь. Смерть.
Где-то там мечутся родители мои.
Политики за головы схватились. Им непонятно, как немцы загнали Европу ещё раз в Мировую войну.
Здесь за окном март. Тишина. Белейший, отражающий солнце, снег.
Капель. 
8
«Во всем лагере (Освенциме) была известны слова одного ковенского мальчика, сказанные им перед тем, как он поднялся на грузовик, который доставлял жертвы в газовые камеры. Он сказал: «Не плачьте, ребята, вы видели, как убивали ваших отцов, матерей и дедов. Теперь очередь за нами, мы там, на небесах, снова увидим их всех». Затем он обратился к эсэсовцам: «У меня только одна радость - вы тоже сдохнете». (Из показаний свидетеля на Нюрнбергском процессе).
9
Полный текст «Стенограмм Нюрнбергского процесса» и «Документов к ним» в Советском Союзе, единственной из стран победительниц, напечатан не был. Возможно, перевод его, недоступный никому, лежит в какой-нибудь специальной московской библиотеке под грифом «Совершенно секретно».
10
Есть, есть, Б-г? Тогда почему должны погибнуть миллионы, пока Десница Его коснется Гитлера, мечущегося по бункеру, подобно отравленной крысе? Сколько людей должны умереть смертью мучительной, пока Пол-Пота не загонят в джунгли? Сколько людей расстреляют, сгноят в тюрьмах и лагерях, пока Сталин не испустит дух в собственной луже? И сказал же ковенский мальчик: «Вы тоже издохнете!» Есть Б-г? Наверное, есть. Зовут его – Время.
11
Каббалисты историю цивилизации делят на три цикла:
         I. Цимцум (Тезис) – охватывает время с XX по    I века до н.э.;
II. Швиратха-келим (Разбивание сосудов) – с I по XX века н.э.;
III. Тиккер («Восстановление») – с XXI по XL века.
Итак, первые две эпохи человек пережил. Живём в начале третьей. А где узнать, что предполагается после?
12
Кончина Александра Великого избавила его от великого срама. Аристотель, по задумке богоравного, должен был возглавить трибунал и осудить своего племянника, предположительно имеющего намерение покуситься на его божественную жизнь. Следующей жертвой ревтрибунала намечался его председатель - Аристотель.
13
Походя, между прочим, говоря о совсем других вещах, пишет о Вивальди Гольдони: «Этот аббат, превосходный скрипач и довольно посредственный композитор». Может быть, что вот это сознание собственной «посредственности» помогало ему творить легко и свободно. Быть гением, одним словом.
14
И Ф.М. Достоевский был не чужд стихосложению в некрасовском стиле (из «Преступления и наказания»):
«Чудён человек, - проговорил работник. –
Чудён нынче стал народ, - сказала баба».
- А всё бы свести в контору, прибавил мещанин».
15
Победоносцев, в письме Александру III, описывая фурор вокруг картины Репина: «Иван Грозный и сын его Иван», –- доносил, что она, - оскорбляет правительственные чувства», попутно, открыв неведомое ранее чувство – «правительственное».
16
О законах истории? Их прячут и стерегут как карту «Острова сокровищ», на котором, как известно, никаких сокровищ для человечества не уготовано.
17
Революция — это насильственное установление справедливости и разрыв прогнивших социальных связей. Но новая справедливость продуцирует иные несправедливости и другую паутину социальных связей. И уже дело потомков её уничтожить.
18
Кто бы удивился, узнав, что монголы свой университет и аэропорт назвали именем великого мыслителя и замечательного инженера – Чингисхана.
19
Свой авторитет отечество поддерживает здоровенным кулаком. Лишь носителям государственной мудрости и власти дозволено быть безнаказанными: болтунами, неучами, болванами и часто - преступниками. Обывателю предлагается быть счастливым и незаметным.
20
Гашек вернулся в Чехию «делать революцию», но выяснилось, что с чехами возможно учинить лишь контрреволюцию, и то – «бархатную».
21
Что-то происходит с языком, точнее со смыслами, вкладываемыми в слова, как бы означающее нечто иное. Например, флаг государства нынче именуют по-молдавански «триколором». Тренер, он не тренер теперь, а «специалист». Свой промысел проститутки называют «работой», и никак не иначе. Прекрасное по звучанию и смыслу слово – доброволец, превратилось в какого-то «волонтёра». Чемпионат мира по футболу стал «мундиалем» и это, несмотря на звуковое сходство с малоприличным названием одного объекта. Что-то в это есть. Но что? Не понимаю.
22
В.В. Розанов Салтыкова-Щедрина не читал, что ему не мешало иметь о нём собственное мнение. Картинки из российской жизни были таковы, что там не было ни единой точки, где мог бы получить отраду взор нутряного патриота.
23
Йоханнес Рогалла фон Биберштайн объяснил, кто, как, каким образом, создавал квазитеории, о том, что «философы, масоны, евреи, либералы, социалисты» не просто заговорщики, а заговорщики удачливые. Доказательства? В Мире всегда что-то происходит не в силу мифических козней людей, объединённых в вышеназванные группы. А потому что в мире всегда происходит нечто, что невозможно предвидеть. Объяснил это всё чудным образом персонаж пьесы Брехта «Разговоры беженцев». Вот о чём толковали между собой персонажи-беженцы (рабочий-металлист и физик) в Хельсинки в 1940 году: «В центрах цивилизации жизнь до такой степени запуталась, что даже самый светлый ум уже не в состоянии схватить ее полностью, а, следовательно, делать какие-либо прогнозы, наше бытие, самое наше существование, всецело зависит от экономики, а это такая хитрая штука, что разобраться в ней мог бы только ум необыкновенный, какого в природе-то не существует! В связи с этим нельзя не вспомнить принцип неопределенности Гейзенберга».
24
Вера в Господа Б-га не означает любви к людям. Карсавин умер лагере, а «лагерь, - сказал он, - выявляет сквернейшие качества человека, превращая его в животное», тем подтвердив наблюдение абсолютно арелигиозного В.Т. Шаламова, что лагерный опыт - самое отрицательное, что может быть в жизни человека. В общем, как любое проживание, насильственно удерживаемых вместе массы людей (тюрьма, коммуналка, казарма, лагерь).
25
Если верить каникулярным программам ТВ, то время существования Советского Союза — время расцвета культуры. Но это неправда. Высокая культура (классика) не замечалась теми, кому она навязывалась. Там была своя: от тюремных баллад до сочинений талантливых композиторов, снисходивших до уровня «маленького человека». «Маленького», разумеется, с точки зрения высокого начальства. Творцы не глумились над их радостями и сочувствовали, впрочем, не слишком, их бедам. 
26
«Жестокость, зверость русской революции, кроме осатанелости народа (Народ, - говорил Казанова, - сборище палачей), определили обстоятельства гибели Парижской Коммуны. Основными её ошибками считалась мягкость по отношению к врагам, что стало причиной гибели Коммуны и расправы с её участниками. Версальцы (тоже народ), враги коммунаров, гуманизмом, жалостью обременены не были.
27
«У Александра III были вкусы и замашки настоящей деревенщины» (Ламздорф, из "Дневника").
28
Вселенная – вместилище громадных каменюг, пространство сил их создающих и сталкивающих. Для жизни это тяжкое, на гране гибели, но, единственное возможное, место бытия. Другой Вселенной для нас нет.
29
Единство человеческого рода в единстве мифов: «О происхождение неба, воды, людей, богов, животных». Они отличаются друг от друга не более, чем альпийский луг на гималайских горах от альпийского луга, где-нибудь в Андах или Алтае.
30
Кроме потребностей покойника в необходимых предметах для достойного бытия в потустороннем мире, возможно, важно было понимание того, что вещь не может пережить человека. Не должна существовать без него.
31
Те, кто оценивают доводы за и против, «начинают думать, … что нет ничего здравого и надёжного ни среди вещей, ни среди суждений, но что всё решительно испытывает приливы и отливы, точно воды Еврипа» (Платон. Из Федона). О капризном течении вод Еврипа я узнал из дивного стиха, прочитанного в давней юности: «О, откройте мне дверь, я стучусь в неё плача, словно волны Еврипа, изменчива жизнь» (Аполлинер).
32
Начинающим литератором, В. Я. Брюсов нашёл некоторые свои мысли, совпадающие с рассуждениями Л.Н. Толстого. Брюсов потребовал от Л. Н., извинений и прочей сатисфакции. Л.Н. промолчал.
33
Когда власти выясняют как к ней относятся люди, то собирают сведения: в Советском Союзе – анекдоты, в Германии – слухи, но в Японии, ещё с самых незапамятных времён, стихи (танки) и песни, ставшие частью древнейшей антологии лучших образцов поэзии. Интересная страна – эта Япония.
34
Я не могу поменять прошлое.  Не получиться изменить настоящее. Я способен изменить будущее. Знать бы какое именно?
35
Антисфен, осаживая особ, гордившимися чистотой крови, заметил, «вы не родовитей улиток или кузнечиков». А родись он позднее, вполне бы мог стать добычей испанских инквизиторов. Они-то полагали, что родовитая особа «не происходит ни от евреев, ни от мавров, ни от еретиков, ни от предков осужденных инквизицией».
36
Национализм есть одна из форм Mania grandiose, а это, как известно, болезнь – болезнь неизлечимая и часто смертельно опасная для окружающих.
37
Причины грандиозных побед знаменитых победителей не столько в гении полководцев или в особой зверости и жадности их бойцов, а в том, что люди устали от своих деспотов и ожидают от новых нескольких послаблений.
38
Истина, конечно, существует. На бархате ночного неба сверкает, светится, мерцает она одной единственной звездой. Мнений о ней и способов к ней подкрасться может быть сколько угодно. но меньше, чем людей на планете.
39
Человек в разные времена проходит испытания на человечность: вчера: может ли он потрапезовать насельником соседней пещеры, сегодня –побрезговать им.
40
Общепринятая пошлость: «Не бывают плохих народов, а бывают плохие люди», но если подумать, то «плохими» бывают именно народы, а «хорошими» бывают изредка, и с большим для себя риском, люди. Те самые праведники, которых искал и не нашёл в Содоме праотец Авраам.
41
Расцвет искусства, и это не один Маркс замечал, не совпадает с расцветом общества. У искусства своя логика, своя эволюция и, кроме того, возможность оставлять плоды своего бытия не только в истории. А общество? То, что оно когда-то «цвело», выясняется через столетия после его исчезновения. И сколько бы оно не цвело, я не представляю себе Афины VI столетия до р.х. в XXI столетие после того самого р.х.
43
Фронтовые сводки, писанные слогом эпических поэм: Первый Микенский фронт, Четвёртый Пергамский, Р/Д из окружённой Трои.
44
«Нелепо употреблять счётную машину там, где достаточна таблица умножения», это сказал тот же Эйнштейн, которому принадлежит мысль о ненужной щедрости Природы, наградившей человека двумя видами мозга, тогда как большинство, по его наблюдениям, обходится – спинным.
45
Между вечностью и человеком стоят его тело и сознание. Природа утилизирует тело как тару, невозможную к повторному использованию. А сознание? Увы. Исчезает, улетучивается бесследно.
46
Через десятилетия после смерти О.М., сочиняя мемуары, вдова его не вспомнила, что умнела вместе со временем. А он осталося там … В тех годах, с теми людьми с их сомнениями, с их наивностью, с их проницательностью, с их гением и талантом. Всем того, чего у неё не было. Впрочем, В.Б. Шкловский, о явлениях подобного рода, говорил так: «Вдовы полагают, что талант передаётся путём трения».
***
Ненависть выжигает всё. Вот что пишет в своём последнем в жизни письме, попу из Сан-Франциско вдова Осипа Мандельштама, Надежда: «Я смертельно устала от этой жизни, но верую в будущую. Там я надеюсь выцарапать глаза О.М. за то, чему он меня обрёк».
47
Человеческие взаимоотношения напоминают Солнечную систему. «Я» - центр притяжения, вокруг вращаются на разных орбитах близкие и дальние люди. Видимые и невидимые звёздочки на небосклоне – все остальные. Какие-то гаснут, какие-то вспыхивают. И «Я» кружусь вокруг кого-то. А мы крутимся вокруг центра, невидимого, имени не имеющего.
48
У стукачей своя иерархия. Хозяин даёт задание резиденту, затем идут агенты, а уж в самом-то низу, собственно, стукачи, сексоты (секретные сотрудники). Если кто соблаговолит заглянуть в том «Большевистское руководство. Переписка. 1912 – 1927». М., Росспэн. 1996, на стр. 18 и далее, классический отчёт агента резиденту - письмо И.В. Сталина – Р.В. Малиновскому (наблюдение Юрия Давыдова).
49
В утопийских царствах-государствах «за намерение» так же строго и непредвзято судили, и казнили как государствах-царствах, выстроенных по указаниям утопистов гуманистов.
50
В затасканных произведениях самого пошлого ума, собранных Флобером в «Лексикон прописных истин», встречается такое: «Печатание. – Чудесное изобретение. Причинило больше зла, чем блага». Можно пожать плечами, мало ли глупостей изрекают головы, понятно, чем набитые, но, когда читаешь: «Книгопечатание не только не спасает от варварства, но, наоборот, открывает ему дорогу. Оно сделало доступным некоторые духовные радости, но оно же породило тысячи заблуждений и безумств» (Шарль Нодье).  Задумаешься о судьбе изобретений человека, его неисчезающей способности использовать блага для убийства себе подобных.               
51
 Поэт, изобретая новые слова и новые формы, меняет русло поэтической реки. Поэтов при всём, что разъединяет, их объединяет новизна, подчас, резко выраженная. Отсюда «непонятость и одиночество».
52
«Только перенесение страдания без всяких утешений, без надежд на иную жизнь он (Ницше) считал героическим». Н.А. Бердяев. «Истинные мученики остаются неузнанными». Ежи Лец.
53
 Люди, знакомые с этим существом видели лишь редкостное сочетание, «бездарности с неумеренным честолюбием <…> озлобленный и завистливый, он надеялся с помощью магического искусства достичь власти, славы и богатства». Таких в дюжине двенадцать с половиной. Но он прославился: мерзавец, сдавший инквизиции Джордано Бруно. Через сотни лет тишайший А.Ф. Лосев, сочувственно отнёсся к палачам Дж. Бруно. Человеку, сказавшему своим убийцам: «Вы, может быть, с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю».
54
Если бы не Колумб открыл Америку, а ацтеки, доплыв на плотах до Испании, захватили окоченевшую от удивления Европу… Картина: «Инки в Париже». Каждое утро по пять парижан волокут на алтарь, где гуманно и искусно, в целях обеспечения ежедневного восхода солнца, им вырывают сердца. В Афинах устроена общеамериканская кумирня и т.д. Колёса запрещены, скороходы так и снуют по узеньким мощённых трактам, пахать нельзя - непринято. Сеют маис. Аристократки украшают себя перьями райских птиц. В общем, жисть продолжается!
55
«Друг народа» - алкал славы. И на всех поприщах, где он её домогался, она, по причине отсутствия способностей, ему не давалась. Парень он был упорный: литературные упражнения, занятия естественными науками: физика, физиология, вдобавок, философия и везде вместо триумфа фиаско. Тем более обидное, что-человек-то он был умный: понимал смысл новейших открытий, наслаждался творениями лучших писателей, но вот лишь пустячка, таланта, необходимого, чтобы войти в круг избранных у него не было. А вот это он уже не понимал и, как водится, искал врагов, препятствующих ему на законных основаниях вкусить от пирога славы.
56
Галилей не говорил: «А всё-таки она вертится!». Людовик XIV не одарял человечество фразой: «Государство – это я!». Историки ищут и не могут найти парня, приписавшего сию глупость королю Франции. А Джордано Бруно, действительно сказал, своим палачам: «Вы, быть может, с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю».
57
 «Друг народа», дорвавшись до власти абсолютной, казнил и миловал: «Барер, ничтожный человек, лишённый добродетели и характера. Дюран де Майан, патриот, лишённый дальновидности и энергии. Бурдон, ничем не известен.
Шамфор, секретарь изменника Конде.
Пуллено, недальновидный патриот». По этим наводкам могли лишить и лишали жизни.
58
Смысла в революциях не больше, чем во взрыве магмы и последующем извержении вулкана. Представьте: вам не нравится старое ветхое, неудобное строение. Одновременно многим квартирантам приходит в голову мысль: «Доколе?». Дом разваливают, фундамент выворачивают. Ненависти больше, но жизнь продолжается. Из обломков и, ещё откуда придётся, натащат и строят, казалось бы, лучшее строение. Но здание такое же некультяпистое, как раз для убогого существования. Там и прозябают. До следующего взрыва.
59
Молодость кончается, сходит на нет вместе со снисходительным взглядом на потёртых, потасканных циников. Начинаешь понимать, что они знают о жизни то же самое, что знаешь ты.
60
Странствовали в Европе: акробаты, менестрели, ваганты, актёры, рыцари. А по Поднебесной туда-сюда шастали «учёные», по-нашему сказать, «политтехнологи», и вреда от них было несказанно.
61
Ни раса, ни язык не остаются неизменными. Кровь того или иного далёкого предка составляет лишь тысячную долю в крови нынешнего человека, а какие гены из тысяч полученных возобладали - дело случая. Ничем не гарантировано, что это те же, которые совпадут с унаследованием фамилии, статуса, национальности и самосознания» (Клейн).
62
Рембо, занявшись негоциациями в Адене, стремился к тому, что было ему изначально природой отказано, стать обывателем. И умер он лишённый настоящего, не вспоминая прошлое.  Первое сочинение «Венечки» Ерофеева «Записки психопата», схоже с тем, что было для Рембо последним. Мотивы «Озарений» и «Одного лета в аду» явно видны в «Записках психопата». Венедикт мог читать его стихи, но вряд ли он держал в руках «Одно лето в аду». Сегодня «Записки психопата» пребывают в тени поэмы «Москва - Петушки», но сама по себе эта книга, по-видимому, вечная, ведь история о неприлепляемости поэта к социуму тоже вечная. И это чувствуют поэты, и именно, в девятнадцать – двадцать лет, тогда, когда были написаны эти книги.  Копай Рембо, предположим, канавы в Париже, он вполне мог написать и прославиться поэмой «Париж – Шарлевиль».
63
Интерес к биографии человека известного, творческого объясняют интересом к механике самого творчества. Но нередко случается так, что одна и та же идея, мысль, образ приходит людям, разделёнными пространством и временем, и никак друг с другом не связанными, кроме общих рассуждений о единстве рода человеческого и о сходстве в устройстве некоторых голов. Так что биографии (особенно, художественные) всего лишь легальная возможность прильнуть к замочной скважине и увидеть то, что порядочным людям видеть не пристало.
64
Вагнер - философ известен менее, нежели Вагнер -композитор, хотя листаж его трактатов будет поболи того, что оставили потомству Гегель и Шопенгауэр. И на той помойке, где им самое место, их подобрал Шикельгрубер: романтичные, сентиментальные мясники, ставшие Лоэнгринами массового забоя людей.
65
«Ивановых» коробит, когда в их жизнь влезает своим пером, предположим, некий «Рабинович». Сами, зато, не обинуясь, лезут рассусоливать именно о Рабиновичах за все тысячелетия их существования. Есть разные степени человеческой солидарности и понимания: стайный, стадный, родоплеменной, национальный, религиозный, классовый, кастовый, государственный и не знаю ещё какой.  И на каждой из этих ступеней убивают, поедают и, конечно, объективно судят друг о друге.
66
После того, как пролетариат стал участвовать в управлении производством, оно упало, а в ряде отраслей прекратилось вовсе. То же самое мы наблюдаем сегодня с культурой. Её потребители занялись непосредственно её производством, и она исчезает, а кое-где и вовсе пропала.
67
Французы - народ способный. Французские тюрьмы и концлагеря тамошним сидельцам удовольствия не доставляли, жизни не продлевали. Но представить себе на перчатках и абажурах, сработанных из человеческой кожи, бирку с надписью «сделано во Франции», невозможно. Есть смысл в рассуждениях о национальном характере. 
68
Князь Тьмы, посоветовавший персонажу известного романа следовать «старому мудрому правилу - лечить подобное подобным», приходит в мир не для того, чтобы лечить пьяниц. Его дело - консультировать политиков и генералов. Хотя, по делам их, нельзя сказать, что они ждут не дождутся подсказки чёрта, чтобы усилить зло войн и утяжелить террор.
69
Библейские пророки ссылались на Бога, чтобы их слушали. Пророки девятнадцатого столетия опирались на науку, чтобы их слушались. Демагоги, изуверы, палачи двадцатого столетия, ссылаясь и на Б-га, и на науку, истребили десятки миллионов людей, чтобы оставшиеся слышали и слушались только их.
70
Огонь, подсвечивающий ХХI век – ровный, адский огонь, разожжённый в XX: огонь Хиросимы, огонь крематориев, огонь разбомбленных городов, холодный, мёртвеннй огонь человеческой глупости, бездарности и безжалостности.
71
«После разрушения Храма, - говорится в Талмуде, - дар пророчества дан лишь пьянчугам и дуракам». Как не вспомнить Веничку Ерофеева, «мудилу грешного», как говорили о нём.
72
«В эпоху средневековья, считалось, что человек не может выдержать подлинного вида дьявола». (Гуревич). Двадцатое столетие не подтвердило гипотезу предков. Человек – выдюжил. Десятилетиями отбивали поклоны у портретов Сталина, Бокассы, Гитлера, Мао, Кимов и ничего.
73
Всегда актуальный совет, данный тысячи лет назад в «Книге правителя области Шан» чтобы страна была могущественной, необходимо извести недовольных, заткнуть им рты тюрьмами, лагерями, виселицами и рвами.
74
Неожиданному расцвету наук в Шотландии способствовала небольшая плата за обучение в тамошнем университете.
75
В пещере над Мертвым морем нашли медный свиток с вычеканенными указаниями, где и сколько спрятано сокровищ Иерусалимского храма. Искали и ничего не нашли. Знающие за две тысячи лет не выболтали тайну. Историки сошлись на том, что все записано на живом, разговорном арамейском языке. И на том спасибо.
76
Потребности бухгалтерии сделали необходимостью возникновение письменности. И, как всегда, изобретатели не предусмотрели последствий изобретения.
77
Чуковскому разрешили бы издать «Библию для детей», если бы в ней не упоминались евреи.
78
Конфуций отличался большим человеколюбием. Но однажды, усмотрев непорядок в танце, он настоял, «чтобы церемониймейстер был наказан по закону. А танцующим отрубили руки и ноги». В человеколюбии, замечу, практика важнее теории.
Примечание: Конфуций верил, что непорядок в танце влечёт за собой непорядок во Вселенной и последующие катастрофы в Поднебесной. Поэтому суровость его объяснима.
79
«Деспотические замашки тех, кто без конца разглагольствует о свободе» - разглядел Гёте у вожаков, современной ему, французской революции. Но как показал опыт прошлых и настоящих переворотов, это присуще деятелям подобного рода. Начиная разговоры о свободе для всех, взяв власть, они дозволяют её себе.
80
Нидерланды стали могущественнейшей страной Европы, имея следующие богатства: «Море, ветер, торфяные болота и пески». Автор этой сентенции не упомянул главное достояние страны - Нидерланды ХVII века были самой свободной территорией Земли. В этом смысле будущее России обнадеживает. У неё есть все. Все, кроме свободы. «Все» осталось. Подождем, пока народ добьётся свободы.
81
Из всех прожектов мироустройства человечество воплотило, скроенный по национальным лекалам Ад: Колыма в России, фабрики смерти в Германии, народные коммуны в Китае, лагеря «перевоспитания» в Кампучии. Начинается ХХI век, кто знает, где и под каким названием он может появиться еще.
82
Последние картины Ван-Гога напоминают работы жившего в XVII веке Херкюлеса Седерса. Гравюры его за исключением немногих знатоков и ценителей, в числе которых был Рембрандт, не продавались и, «однажды вечером, когда, по обыкновению, художник пьяный шел домой, он упал с лестницы и умер». В картинах гениев есть что-то раздражающие современников. Но лишь до той поры, пока не увидят золотые блики на их знаменитых полотнах.
83
Славе Гомера, кроме его гения, разумеется, сильно способствовали успехи греческого, а затем римского оружия.
84
Великий стилист этот, - В. В. Розанов, - знаток иудаизма! Путает, не различает микву и мицву. Это всё равно, как если бы филолог-русист считал за одно солонку и посолонь.
85
Когда наполеоновские «Сто дней» закончились катастрофой, император предложил Араго отбыть с ним в Южную Америку и там предаться наукам, к которым Наполеон имел природную склонность. Ученый отказался, и император отправился в ссылку. «Тщеславию светских людей, - не без сарказма заметил Ренан, - ничего так не льстит, как воображение, будто они в случае разорения могли бы жить своим талантом».
86
Конец всех революционных кружков, партий и иных конспираций один. Сидят уцелевшие участники удавшихся и неудавшихся переворотов за пивом с водкой и вычисляют: «Кто же стучал?».
87
Амфитеатр, залит солнцем, арена кровью. Актеры - люди, а все какие ни есть, Боги с любопытством следят перипетии пьесы, финал которой и им неведом.
88
Маркс заглянул и в ХХ век, как не хотелось бы думать, что и в ХХI, когда говорил, «глупость и суеверие тоже титаны».
89
Мемуар фельдмаршала Манштейна «Утраченные победы» вышел в России, что символично, в издательстве «Терра-Фантастика».
90
Христос в поэму Блока «Двенадцать» шагнул из напыщенного памфлета Мережковского «Грядущий хам». И кто бы мог предположить, что Христос встанет во главе толпы «не против рабства, мещанства и хамства», как предположил Мережковский, а с толпой хамов и мещан водворял повсеместное рабство.
91
Люди не сразу отучили государство и церковь от скверной привычки убивать. Для этого понадобились человекоубийственные катаклизмы. А кое-где до сих пор не отучили.
92
В Иерусалиме человека, спасшего еврея, называют «Праведником народов мира» и в память его сажают деревце.  Но, если бы за каждого еврея, преданного и убитого, срубали дерево, то от Амазонской сельвы и Сибирской тайги остались бы пни.
93
Сходство между «Историей одного города» и «Островом пингвинов» равно их различию. «Остров» похож на вольтеровского «Кандида», а «История одного города» на «Историю села Горюхина».
94
Что мы, люди обыкновенные? Леонардо! среди прочего, записал, «я буду думать, что учусь жить, а буду учиться умирать». И ещё: «О, мой Леонардо, почему столько страданий?».
95
«Степь отпоёт», утешил умирающего Велемир Хлебников. Но, почувствовав приближение своей кончины, просил: «Спаси «Председателя Земного шара». О чём это? О поэте Хлебникове, о человеке Хлебникове, о человеке вообще? Кто знает?
96
Пророк Магомет и барон Унгерн начинали одинаково. Кончили по-разному. Состав времени стал другим.
97
Революция, как обширный, глубокий и необратимый в своих последствиях, … погром.
98
У гуманизма своя история: в пятнадцатом веке один из герцогов графа Шароле (будущего Карла Смелого) отказался штурмовать Париж, жалея людей, истребляемых ни за что.
99
«Уже стемнело, и я приземлился в Дюссельдорфе…». Через сколько же столетий историки уточнят тип воздушного судна, на котором Гёте путешествовал по Германии 1792 года?
100
Время по-разному подходит к людям. Одни живут в современности, другие застряли во временах до гомеровских. Одни как Эйнштейн, Вавилов, Ци-Байши, Швейцер добавляют человечеству доброты, ума, знаний, красоты, другие проектируют и эксплуатируют газовые камеры. Когда время и человек расходятся далеко, тогда происходит взрыв. Две мировые в прошлом веке и что-то впереди?
101
Как бы впоследствии умные люди ни оправдывались, но во времена дурацкие они выглядят такими же идиотами, как и все остальные. Об этом есть свидетельство Гёте: «Жил я в безумное время// И общей судьбы не избежал:// Стал неразумным и сам, // Как повелело оно».
102
Скачок гуманизма случился, когда фараоны, императоры, цари и прочие «начальники живота человеческого» стали забирать с собой на тот свет не людей, а их подобия. На радость антикварам, не говоря и о радости самих оригиналов.
103
В Первую мировую русская армия особенно успешно воевала с евреями, где уж им было поспеть к войне с немцами.
104
Некоторые уверенны, что они и есть тот самый двигатель, что приводит в действие весь механизм жизни. Приходит время и выясняется, что ты всего лишь то же колёсико, что и все вокруг.
105
В войнах наличествует некоторое количество «подвойн». Воюют не за те цели, что прокламируются, не с теми, на кого их натравливают. Планы не совпадают, но всё это работает на конечный результат – увеличение трупов. С обеих сторон. Тем более, что целей войны нигде, никто, никогда не достигал.
106
Многие из тех, кто «за контрреволюцию» был посажен и расстрелян не за «Россию, которую они потеряли», не это они вспомнили, а себя в незабытой ещё молодости. Так и я, дорог мне не почивший СССР, а время, когда мне было лет двадцать-тридцать.
107
Зрячего человека тащат в бездну «слепые исторические силы» (Ключевский).
108
Мемуары, дневники – зеркала с зыбким, изменяющимся, неверным отражением. В записках придворной дамы, хорошей знакомой Пушкина, Гоголя, Жуковского, Лермонтова, эти люди выглядят плоскими, скучными, пошловатыми, т.е., такими, какими они не были.
109
«Пили на Москве всегда много. В 1433г. Москвичи умудрились пропить великое княжение, а в 1445 – и самого великого князя, попавшего в полон с перепою» (А.А. Зимин «Витязь на распутье»).
110
Прав Эрик Хоффнер, «евреи одиноки в этом мире».  Кто посмел бы, предположим, сказать о Португалии то, что сказал Бертран Рассел об Израиле: «Если Он должен исчезнуть ради благополучия остального мира, я не стану протестовать против уничтожения еврейского государства». Вместе с евреями (иначе, как). И Тойнби – историк (и ещё какой «гуманист»), рассуждал о «самой отвратительной доктрине» - сионизме.
111
Льва Толстого попрекают (вспомним Чехова), «Как Наполеон, сейчас и натяжка, и всякие фокусы, чтобы доказать, что он глупее, чем он был на самом деле … всё, что думает Наполеон, — это не естественно, не умно, надуто и ничтожно по значению». Но Толстой не выдумал такого Наполеона. Наполеон, действительно, не умён, глуп, надут и ничтожен.… Таков он в мемуарах Коленкура, его сподвижника, приближённого и конфидента. Человека, нимало не сомневающегося в гении и величии своего барина.
112
Заложенное в нацистской программе истребление людей, в СССР не было делом доктринальным. Гуталин издох, - репрессии иссякли. Почти. Так они нигде и никогда не прекращаются.
113
Главным делом Велемира Хлебникова была поэзия. Он же обвинял «учёный мир» в пренебрежении к открытых им «законам времени».
114
Каннибализм в разные времена и назывался по-разному. В XX столетии: Гитлеризм, сталинщина, маоизм. Пол-потовщина … В XIX ещё как-то. И всегда и везде всеобщее поедание для решения частных проблем.
115
Средневековье европейское; старые языки и обычаи забыты, новые не созданы. Пишут законы, разговаривают на выдуманной латыни, несуществующем греческом. И ведь устроились! По сию пору, впереди планеты всей!
116
Когда начальство затевает публичный процесс с целью убить человека (может быть в предчувствие «Больших процессов»), в предисловии к «Жизни Жанны Д’Арк» Франса, А.В. Луначарский отметил следующее обстоятельство, «в делах подобного рода «крайняя степень недобросовестности связана с необыкновенной юридической тщательностью». И не случайно в Советском Союзе эта, главная для Франса книга, не вошла в его объёмистое собрание сочинений.
117
Филипп, царь Македонии, покидая соамфорников, прятал единственную на всё царство-государство золотую плошку. Может это объяснит невероятную, даже для грека, жадность и вороватость сыночки его, Александра?
118
Националисты довершали начатое батюшками и царями: те делали жизнь шести миллионов своих подданных невозможной; эти сделали невозможной самую жизнь шести миллионов людей.
119
Паскаль, отличая чудеса ложные от истинных, кипятился: «Сколь ненавистны мне те, кто сомневается в чудесах».
120
Страдающему от предсмертных мук Диогену Антисфен показал кинжал. Киник цинику ответствовал: «От мучений, не от жизни избавь». Мадам Дю-Барри щебетала на эшафоте: «Ещё минуту господин Палач, прошу Вас! … Подождите Сударь! Только одну минуточку!». Когда-нибудь и я скажу: «Ещё одну минуточку, ещё только одну минуточку», но Природа-палач не услышит.   
121
Прочитав рассказ Клива Картмила «Запретная черта», «компетентные американские органы» так вцепились в малоизвестного писателя, что лишь чудо спасло его от тюряги или чего похуже. Судите сами: раскрывается устройство атомной бомбы (изотоп урана 235, критическая масса и пр.). Было это в 1944 году, а он имел проживание на Манхеттен-бич, что впрямую указывало на Манхэттенский проект. И всё-таки, чудеса случаются.
122
Завоевал Александр Македонский Азию. Нахулиганил. Ставши примером для таких же, как он, жадных недоумков: «Как, мне уже 30, а ста городов не сжёг, сколько-то сотен тысяч не поубивал. Нет, не удалась, жизнь. Не удалась!».
123
Прейскурант может много рассказать об обществе, например: в классической Греции ученик Пифагора стоил 10 мин, Аристотеля 16. Но повар (хороший) и шлюхи ценились не в пример выше. Едва ли покупаемый философ утешался напутствием Пифагора: «Прежде всего, - говорил он, - не теряй самоуважения».
124
«Идеалы, - пишет Уайтхед, - лежат за пределами исторических фактов». Из мириад историки выбирают подходящие и подкладываются под свои или, какие приказано, идеалы.
125
Леонид Л., певец «Русского леса», предложивший начать новую эру днём рождения вождя Иосифа С., был удачлив как графоман и талантлив как спекулянт: продавая, скупленный им на корню, мёд бедствующим в эвакуации писателям.
126
Литераторы из Перевёрнутого мира мечтали «журналы захватить, нас прочтут, и мы проснёмся с деньгами в карманах и во славе». Захватили. В ответ перестали читать эти журналы, и слава опять не осветила их гнусные рыла.
127
Известный английский юрист XIX века, сэр Вальтер Скотт, изучавший материалы различных уголовных дел, увидел, что для дворян, аристократов, «рыцарей», одним словом: «кровосмешение, грабёж и насилие было обычным делом» в самые наирыцарские времена.
128
«Он бывал, нежен со своими жертвами, подобно кошке, которая иногда ластится, готовясь нанести опаснейшую рану… никто не мог лучше его приукрашивать грубые и эгоистичные мотивы его деяний… Он держится, только проливая кровь тех, кого боится». Это не о т. С., не о геноссе Г., не синьорах М., и Ф., это о короле Луи XI, жившем за четыре сотни лет до упомянутых товарищей, сеньоров и господ, написал Вальтер Скотт в предисловии к Квентину Дорварду.
129
Л.Н. Толстой спрашивал, кто же был тот человек, тюремщик и организатор казни Декабристов. Ответ пришёл через семьдесят восемь лет: «Комендант Петропавловской крепости: «Генерал-от-инфантерии А.Я. Сукин, каковой «слыл строгим исполнителем своих непривлекательных обязанностей тюремщика. О душевных же его качествах или недостатках ничего не могу сказать».
130
Горек хлеб историка. Чем дальше в прошлое, тем меньше известного. Чем ближе настоящее, тем дальше от истины.
131
Евреев ненавидят и шушера, и господа: от немецкого историка Ранке (его изречение «Евреи наше несчастье», стало эпиграфом “Der Sturmera”), моралиста Карлейля (его мысль, что, он охотней увидел бы еврея на пыточном стуле, чем в кресле директора банка) до писателя Розанова, философа, Флоренского, Лосева, Гумилёва (Л.Н.). Не могли и не могут эти интеллигенты, мыслители, гуманисты евреям извинить то, что своим существованием они упраздняют порождённые ими мифы «крови и почвы», «расы» ... Надо любить страну, в которой родился. Чтобы хорошо и/или гениально писать на языке страны рождения, надо быть талантливым/гениальным человеком и знать язык, на котором пишешь. Всё просто, но от того ещё обидней.
132
После того, как не удалось ни одно из обоюдно подготавливаемых ими покушений, и герцог Ларошфуко, и кардинал де Рец много понаписали друг о друге обидного и справедливого. Но как ладненько глядятся рядом тома воспоминаний о их неудачах в политике и победах над женщинами.
133
Причины Первой мировой? «Смертельный страх перед революцией. Модная гипотеза о «выживании сильнейшего». Дурь в головах коронованного начальства. Жаль, в общем, что не Йозеф Швейк командует политикой.
134
Когда-то семь китайских княжеств бились друг с другом за возможность сожрать остальные. Ценились политтехнологи и полководцы. Например, военачальник Бай Ци, произведённый в цзошучжаном или цзогеном, (имеющий 12-й разряд), напавши на войска княжеств Хань и Вэй, выиграл битву и, по соображениям государственным, оставшихся в живых пленных (их, несчастных, было двести сорок тысяч) обезглавили. После такого подвига его возвели уже в ранг далянцзао (16-й ранг знатности в Ци) – он, выиграв следующую войну, в 273 году обезглавил ещё сто тридцать тысяч человек. После очередной победы загнал в Хуанхэ двадцать тысяч солдатиков и дождался, пока они утонут.  Его произвели ещё в какой-то ранг и через десять лет этот удачливый кровопивец «захватил пять городов и обезглавил пятьдесят тысяч солдат». Его произвели в звание Уань-дзюня, что это такое я не знаю, но после этого Бай Ци, ставший Уань-дзюнем, окончательно разделался с чжаосцами. Ибо: «Чжаоские солдаты очень ненадёжны; если их всех не уничтожить, боюсь, они устроят мятеж». Логично, что их закопали живыми в землю.  Т.е., буквально более четырёхсот тысяч человек живыми закопали в землю. Уань-Дзюнь, следующей степени знатности не получил, разгневал чем-то, похожим на неповиновение своего вана (государя), и тот через своих слуг послал ему меч.  Его последние слова: «После боёв под Чанпином я обманул несколько сотен тысяч сдавшихся нам воинов Чжао и закопал их живьём в землю. Этого достаточно, чтобы заслужить смерть». У зверей не просыпается совесть, нет чувство вины. Они зарываются и это делает их существование несовместимым с жизнью.
135
Поручик исполнял должность императора, по общему мнению, гениально. Ефрейтор – стукач, однако, вождь авторитетной европейской нации. Из семинариста вылупился «Лучший друг и самый большой гений всего». Хронический должник – первый Император Рима. Начальствовать над народом может любой удачливый выродок. Оттого ли, что не имеет иных талантов, кроме, бестрепетности в истреблении людей.
136
А ведь сущность «Русской партии» описаны в «Племяннике Рамо». Бездарная завистливость, имеющая общие законы кублования от времён фараоновых до сегодняшних (начало третьего тыс. до н.э., - начало третьего тыс. после н.э.).
137
И Сократ, не сделавший ни единого шага навстречу обвинителям, и Чернышевский, «не написавший ни одной покаянной строчки, ни одного прошения о помиловании и наотрез отказался подписывать прошения, составленные за него» (К. Икрамов). Воистину, «бывают странные сближения» (Пушкин).
138
Это о безумно талантливых «Чинарях», так скорбно и в похожих стихах написали поэты, друг на друга вовсе не похожие: 
«Каких людей я в мире знал, \ В них столько страсти было, \   Но их с поверхности зеркал\Как будто тряпкой смыло» (Маршак).
«В широких шляпах, длинных пиджаках, \      С тетрадками своих стихотворений\       Давным-давно рассыпались вы в прах, \Как ветки облетевшие сирени» (Заблоцкий).
139
Когда мне было года четыре, я, услышав по радио, что сейчас для вас будет играть камерный оркестр такой-то, рассмеялся. Я представлял себе камеру, а в ней играет оркестр. Откуда я знал, что такое «камера»?
140
Старость не бессилье, не болезни, не скудоумие. Её признаки: настоящее раздражает своим хамством, безвкусием, невежеством, глупостью (оно так и есть). Будущее, выглядит гаже, чем самые мрачные предсказания. Но прошлое … «украшается самыми роскошными цветами пылкого воображения».
141
Начало человеческой истории: победители вели счёт не на головы, а на «головки» побеждённых. Пленных не брали, женщин и детей «обобществляли». Перед главным в триумфе проносили корзины, наполненные, «сами понимаете» чем.
142
Предыдущее не говорит об особой зверости первичных человеческих сообществ. Жестокость меняет свои обличья, всегда оставаясь собой и занимая всегда своё место.
143
Как хорошо о Родине написал Александр Радищев, первый Российский диссидент, патрон всех российских революционеров: «На запад, юг, восток державы//Своей ширить предел; но нет//Тебе предела ниотколе,//В счастливой ты ликуя доле,//Где ты явишься, там твой трон;//Отечество моё драгое».
144
Мурло герра Г., это и есть облик немецкого респектабельного, народного грубого, элитарного, тонкого и ещё какого хошь, национализма.
145
Юдофобия для убийц - дело выгодное. Зная, например, что «кредиторы – евреи юридически беспомощны, многие немцы (в их числе и Лени Рифеншталь) попросту не вернули долги».
146
Сказать, что «сама мысль о сходстве атома с солнечной системой неверна», и «Мир на самом деле устроен, наверное, остроумнее и проще» в самом начале 20-х годов прошлого века мог только сильный и оригинальный мыслитель – Даниил Хармс.
147
Угроза: «Убью, как собаку!» смысла не имеет. «Так» собак не убивают, «Так» убивают людей. Вспомнились ОБЭРИУты («Чинари», так они себя называли).
148
Судьба: человека, где может несёт, где не может, разводит руки и … «знаменитый путешественник, объездивший две или три части света, для того, чтоб в собственном доме, провожая даму, споткнуться и умереть на лестнице».
149
Минье, написавший первую «Историю французской революции», увидел: «Когда перестают верить в идеи, начинают верить в людей».
150
Герр Г… был страшен, жуток, но и смешон одновременно потому как был дурак: «Что же касается швейцарцев, - ковыряясь зубочисткой, молвил он, - то их придётся использовать лишь в качестве трактирщиков».
151
«Современность» – объект ругани преимущественно. Достаточно почитать журналы, мемуары, дневники, письма и убедиться: «моё время» всегда наихудшее из всех бывших. Но ещё И.П. Белкин в «Истории села Горюхина» объяснял механизм этого феномена: «Мысли о золотом веке сродни всем народам и доказывают только, что люди никогда не довольны настоящим и по опыту, имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшие всеми цветами воображения».
152
Сталинщина более укоренена в истории России, нежели в теории и истории социализма. Сталинисты опирались, в основном, на «тёмной старины заветные преданья», нежели на мифы «научного коммунизма».
153
«По-вашему, миллионы мужиков с винтовками в руках – не угроза культуре, нет? Вы думаете, Учредилка бы справилась с их анархизмом?» (В.И. Ленин. Очерк Горького «Владимир Ленин»).
154
 «Распутина не убили. Жаль» (К.А. Сомов. Запись в дневнике от 14. 12. 1916 года).
155
Император «Центрально африканской империи» Бокасса I, Иван Грозный, Калигула, Шикельгрубер, а также т.т. Ким Ир Сен, Сталин, Пол Пот, Мао и прочее сволочьё из начальников живота человеческого, Платона не читывали, иначе понимали б: «Делать всё, что вздумается, вовсе не означает быть всемогущим».
156
«Мастер и Маргарита» - среднего уровня роман, гротеск с оглядкой на Ильфа и Петрова. Помесь Ренана, Штрауса с Ильфом, Петровым» (Шаламов, «из дневника»). И в самом деле, следы дилогии там весьма заметны.
157
В Израиле «сборщики податей, как орудие римского владычества, были самым презираемым сословием». Ставший из Савла Павлом, принявших его, не побрезговавшим им, отблагодарил. Христа возвёл в ранг сына Б-га и подарил ему культ. На зависть Императорам. 
158
«Мастер и Маргарита» созданы искусным драматургом, каждая глава есть законченное действие со своей интригой. Читатель видит этот роман по-разному: для одного, это, собственно, отношения «М и М», для второго — это и ещё похождения Воланда в Москве, чем-то напоминающие главы «Двенадцати стульев». Для других философия такая, какая там есть…
Но что категорически у меня вызывает отторжение, это то, как легко «Иешуа» подчиняется власти и за ради хороших с ней отношений, и походя предаёт, и выдаёт ученика своего, Левия Матвия, на расправу. А его журчащий тенорок штафирки почтительный, подчёркивающий понимание расстояния между ним и генералом, удостоившим его аудиенции. Не исключено, впрочем, что интонацию эту Булгаков заимствовал в той сцене «Идиота», где Мышкин, не лебезя, но почтительно и «просто» разговаривает с генералом Епанчиным. (Роман безукоризнен, хотя, глаз режет «пачка афиш, висящих на стене кабинета» Римского).

159
С Запада в Россию не только демократия идёт. Например, паспорта, как система присмотра за гражданами, были заимствованы из позитивного опыта свободолюбивой Франции.
161
Испанцы в первую половину XIX столетия, своих девиц к пятнадцати годам обучали грамоте, чтобы они раньше времени не писали любовные записки.
162
В 1903 году в Чернобыле был погром, и цадики прокляли город в следующих выражениях: «чтобы пришло время, и ни зверь, ни человек не могли жить на этом месте».