Ошевенский край

Игорь Сибиряк
Рассказ

Моё детство и юность прошли на  восточном склоне Урала, на крайнем юго-востоке Свердловской области, посёлок Заводоуспенское. С далёких времён посёлок расположился  на южном побережье живописного пруда, созданного при слиянии в нижнем течении двух больших рек – Катарла и Айба. С трёх сторон пруд окружён смешанным лесом хвойных, лиственных пород деревьев с преобладанием сосны, берёзы и осины. Леса  чередуются с многочисленными полями, колками, рукотворными просеками, разделяющими их на кордоны и помеченные квадраты. В то время уход за богатством леса, содержанием его в надлежащем порядке вёлся организованно и со знанием лесоводческого дела. Лесничего Смердина Николая Владимировича знала вся округа на многие километры от нашего посёлка, а мы, дети, просто любили его за доброе, приветливое отношение к нам. Наше дружное  детство с ребятишками Октябрьской улицы проходило в лесных дебрях за сбором ягод, грибов,  сосновых шишек, заготовки черёмухи. В летнюю пору, в купальный сезон наши ватаги ребятни пропадали на двух берегах  Заводоуспенского пруда – зоны отдыха Шувалово, расположенного в сосновом бору левобережной стороны водоёма  и, купальном местечке  Бабарынке, пологом песчаном берегу, переходящему в жилую зону посёлка улиц Насонова и Решунова. С середины июня и до Ильина дня, второе августа,  звонкие детские голоса от восторга купания разносились на весь посёлок полного  светового дня. Пруд как улей, гудел  до заката солнца. Вечернее купание воспринималось ещё лучше и приятней, чем дневное  – вода становится прохладней, после  купания хорошо пройтись без спешки к своему дому. Мама угостит вечерним парным молочком, тёплыми пирожками  с картошкой и поджаренным луком или с яичком. Доплетаешься до кроватки, почитаешь немножко интересную книжку, наступает быстрое блаженное засыпание. Утром всё повторяется опять! Благословенно, памятно до мелочей золотое время детства! Лето пролетает как один день. Мы, друзья одной улицы и с соседних улиц Береговой, Новой, Лесной  не заметили,  как выросли,   до «взрослых» подростков. Какое это было бесконечно радостное время!
К тринадцати годам я пристрастился к рыбалке с лодки в рыболовный сезон. Выезд ранним утром в отдалённые известные, любимые  рыбные места пруда превратился для меня в настоящий праздник детства. Фактически круглогодичная рыбалка на пруду сделала его любимым местом препровождения времени для всех возрастов местного и приезжего из дальних мест населения. Пруд красив во все времена года, но особенно осенью, когда берега горят разноцветными красками деревьев, опалённых первыми морозами. Выходишь на бережок возле дома Степана Фролова, сядешь на бревёшко,  смотришь на водное зеркало пруда, обрамлённое красками золотой осени и, невыразимый восторг долго не отпускает уходить домой, к своим сельским повседневным трудам. 
Летом 1965 года старшая сестра с мужем взяли меня в автомобильное путешествие  на юг -  северное побережье Кавказа, от Новороссийска до Сухуми, с отдыхом в Адлере и Сочи. Пунктом отправления  была Белоруссия, город Лунинец, куда мы приехали с младшей сестрой Ларисой. В середине июля, на новеньком москвиче,  мы тронулись  в далёкое, незабываемое путешествие. Для меня, деревенского паренька, оно превратилось в сплошную живую сказку! За две недели отдыха на побережье Северного Кавказа, во мне зародилась любовь к красоте и величию стихии Черного моря. За время пребывания там, я видел море с побережья тихим, относительно спокойным, видел и силу прибоя во время штормовой погоды. Грохот и рёв бегущих волн из морской дали вызывают страх перед силой природы. Картина видимой стихии  захватывает дух у наблюдателя, желание поскорее спрятаться за стенами прибрежных укрытий от неуправляемого натиска штормовой волны. Кто хоть раз видел бушующее море, никогда не забудет его стихию, пусть и увиденную с побережья. 
Ежедневная прогулка на прибрежном экскурсионном катере, красивейшие виды на проходящие мимо нас громады белых морских лайнеров-теплоходов дальнего плавания, вызвали у меня неотвратимое желание стать в будущем моряком гражданского флота. 
После возвращения домой, на Урал, я заболел красотами Чёрного моря. Выходя на берег родного Заводоуспенского пруда, он казался мне маленькой лужицей, после увиденной морской безбрежности и невидимой  морской дали.  К школьной программе по литературе, добавились книги о море и моряках. На протяжении двух лет – седьмой и восьмой классы, я бредил скорым отъездом на Север, в Архангельск, для поступления на учёбу в мореходное училище -  Архангельское мореходное училище имени капитана В. И. Воронина, на факультет судовождения, по специальности штурман дальнего плавания. Зная требования к абитуриентам такого факультета, максимально сосредоточился и окончил с отличием восемь классов нашей Заводоуспенской средней школы.
 В год окончания базовой школы – 1967 год, мой старший брат Сергей приехал в отпуск домой. Его служба проходила вблизи Архангельска,  автомобильный батальон аэродромного обеспечения морской авиации. В то время он занимал должность командира роты, в звании старшего лейтенанта, после военного автомобильного училища в Челябинске прошло два  года. С окончанием отпуска брата, в начале августа месяца мы выехали с ним в Архангельск по маршруту -  Тюмень – Москва - Архангельск. Всю дорогу я не отрывал глаз от видимых картин за окном поезда. Для меня начиналась новая жизнь  далеко от    родного дома.
В Москве нам предстояло ждать четыре часа до отправления поезда на Архангельск. Сдали вещи в камеру хранения и поехали  смотреть Красную Площадь. Сергей здесь бывал и решил показать младшему брату красоты столицы. Неспешная прогулка по главной площади страны восхитила меня своими размерами, старинными зданиями, Мавзолеем Ленина, Александровским садом, мемориальными досками над нишами захоронений праха государственных деятелей СССР. Через много лет, вновь посещая это историческое место, я с большой теплотой и любовью вспоминал ту далёкую поездку с Сергеем. Чувство невосполнимой утраты и сожаления  живёт во мне сегодня, когда его уже нет среди нас, близких родственников и друзей, живущих в разных уголках России и ближнего зарубежья.
На четвёртые сутки пути мы сошли на станции Исакагорка, ближайшей к военному гарнизону Катунино, где служил Сергей.  Городок лётчиков хорошо обустроен, есть большой дом офицеров, фактически концертный зал. Не далеко от гарнизона расположен пруд, с лесными берегами, напоминающими наш, Заводоуспенский пруд. Всё увиденное мной на новом месте произвело  радостное впечатление.
На следующий день после прибытия и расквартирования,  поехал прямым автобусным рейсом Катунино-Архангельск, в училище, узнать расписание приёмных экзаменов. После сдачи документов прошёл  медкомиссию при училище. Затем за  неделю сдал три экзамена по предметам – математика, письменно и устно, диктант, физика устно. Все экзамены сдал с оценкой  отлично.  Осталось ждать вывески о зачислении, до двадцать пятого августа. Никогда не забуду тот день, когда увидел себя в списках зачисленных курсантов.
Подождал, пока соберётся вся наша группа, познакомился со многими ребятами. Коллективно вышли на набережную Северной Двины,  теперь уже в ранге курсантов, спокойно и радостно полюбовались проходящими торговыми судами, издающими призывный гудок, приветствуя друг друга на встречном курсе. Зрелище  вызывало гордость за будущую профессию.
Согласно приказа начальника  училища все первокурсники прибыли на сбор тридцатого августа. На плацу состоялось торжественное построение всего училища. Начальник поздравил новичков с поступлением и  с началом нового учебного года.
Первокурсникам объявили отправку на уборочную страду, сроком два месяца со второго сентября. За два дня нас переодели, подогнали индивидуально каждому обувь - ботинки и сапоги, обмундирование – брюки хлопчатобумажные, суконные, по две пары нательного белья, бушлат, рабочую куртку с капишоном для полевых работ в любую погоду.
Вечерним эшелоном  нас отправили  до железнодорожной станции Няндома.
Станция находится на линии Коноша — Архангельск, в 342 км к югу от Архангельска, в 790 км от Москвы. Сюда мы прибыли глубокой ночью. Далее наш путь продолжался на крытых машинах «Урал» через город Каргополь до совхоза «Ошевенский», расположенный в населённом пункте Ширяиха, куда мы прибыли утром, очень усталые, голодные, выжатые просёлочной  ухабистой дорогой. Нас подвезли к открытым массивным воротам и сохранившимся стенам какого-то древнего, полуразвалившегося православного монастыря. Как потом нас просветили местные жители, это был Успенский Александро-Ошевенский монастырь Плесецкой епархии Русской православной церкви в селе Погост  Каргопольского района Архангельской области.
Местная администрация совхоза «Ошевенский» разместила нас в кельях братского корпуса   Александро - Ошевенского  монастыря, построенного в середине  пятнадцатого  века.  Здесь же и организовали для нас столовую, что было очень удобно. Бригадир совхоза расписал  весь наш личный состав, 98  человек, по рабочим бригадам  – кого, в какую деревню утром повезут работать и, что конкретно будем убирать с полей. Вскоре после расселения нас всех по очереди, бригадами, пригласили на первый, пока что не заработанный обед. Прямо скажу – накормили излишне сытно. Пришлось прогуляться по окрестностям, чтобы растрясти обед и смочь лечь отдохнуть после изнурительной дороги и, долгого распределения на работы. Первый день приезда в незнакомую сторону прошёл   без особых усилий и занятости.
На следующий день подъём в семь часов утра, зарядка, быстрый завтрак, построение и развод на работы. Я попал на уборку картофеля. Нам поставили задачу за неделю убрать большое поле, до наступления первых заморозков на поверхности земли, иначе урожай погибнет, убирать быстро и качественно. Первое время еле успевали идти за картофелекопалкой, пропускали не убранным первый вскопанный ряд. Потом приловчились и дело пошло – быстро наполняли вёдра картошкой и ссыпали в кузов рядом идущего трактора Т-25. Благодаря тому, что трактор ехал по пятам за нами, мы не тратили драгоценные минуты на передвижения по полю для высыпки вёдер с картошкой. Кроме того при такой организации работы мы меньше уставали. Работали часов до шести вечера, пока не уберём последний вскопанный рядок картошки. После ужина доползали до нар и мертвецки засыпали. Воскресенье было единственным выходным днём. Его мы посвящали походам в окрестный лес для сбора грибов и ягод, как добавку к нашему рациону питания. Северная  природа покорила меня  своей красотой. Урал красив, но здесь  я  впервые увидел валуны ледникового периода, поросшие мхом, карликовые деревья среди мха ягеля, обилие грибов  и ягод, их мы  отведали вдоволь.  Из брусники и клюквы нам варили кисель, морс. Грибы шли на суп, жаркое с картошкой и грибами, просто повара жарили их с луком. Грибы значительно приятней на вкус когда остынут после прожарки. Одним словом все старинные рецепты кухни севера России, мы вкусили в полной мере. Запахи нашей столовой до сих пор витают у меня в желании ещё раз пережить то время ранней юности.
К концу сентября воскресные походы в лес за дарами природы отменились – уже нечего было собирать, всё выбрили подчистую мы и местные жители соседних деревень. В это время частенько выбирались в лес просто посидеть у вечернего костра, испечь картофельных печёнок, ближе познакомится друг с другом. Нам предстояло в ближайшее время начать трудный путь учёбы в старинном морском училище.
До середины  октября месяца  наша рота убирала с полей совхоза морковь, свеклу, репу, капусту. Просушивали  оставшееся  зерно на зерновых токах, свозили его на склады. Складывали солому в стога на хлебных полях. Мы превратились в профессиональных сельскохозяйственных работников, всякая работа спорилась в наших руках и исполнялась быстро, со знанием дела. Теперь уже больше  появилось свободного времени, стали посещать  окрестные населённые пункты, знакомиться с седой стариной – Погост и Ширяиха.
Видимым украшением  Погоста являлась хорошо сохранившаяся часть традиционной северной деревянной застройки, особой красотой которой выделялась Церковь Богоявления 1787 года постройки с восьмигранным куполом и отдельно стоящей колокольней. Это одна из самых крупных среди деревянных церквей в окрестностях Каргополя, украшенная расписным деревянным потолком, известным как «небо» или «небеса».
Ширяиха   районный центр Ошевенского края.  В деревне сохранились купеческие дома, построенные еще в XIX веке.  Еще одним памятником архитектуры, связанным с религией является  церковь 1790 года постройки с колокольней. Из достопримечательностей — деревянный двухэтажный дом Ушакова XIX век. В деревне родился Александр Александрович Ушаков  — член Государственной думы Российской империи III созыва от Олонецкой губернии. В центре деревни Ширяиха находится гостевой дом, являющий собой деревенский  музей традиционного российского быта.
Посещение этих мест вызвало у нас чувство уважения к русской старине, мы исходили пешком многие  улочки, любовались архитектурой старинных жилых домов и хозяйственных построек. Там где были открыты ворота у хозяев домов, просили разрешения зайти и осмотреть дворы, их застройку, осматривали рабочий инвентарь. Всё это вызывало у нас не поддельный, а живой интерес к быту северного народа, ведь многие из нас, курсантов, приехали учиться в Архангельск из  городов, почти всего бывшего СССР. 
Нас поразила добротность всех деревянных строений – домов, надворных построек, складов амбарного типа.  Массивные брёвна переплетены плотно в срубы и скреплены дополнительно мощными штифтами, препятствующими изгибу брёвен по длине, когда они начинают сохнуть после намокания от длительных дождей и мокрого снега. В старинной деревянной архитектуре всё продумано до мелочей, поэтому она и дошла до нас через много веков в добротном состоянии. Жаль, что в то время не имел фотоаппарата и не запечатлел всё мной увиденное. Красоты северного края живут со мной вот уже на протяжении полувека.
В конце октября месяца  мы вернулись в Архангельск. Учёба поглотила нас с азартом в познании морского дела, недавняя командировка в исторические места севера вспоминалась нами всё реже и реже. Но вот прошли годы и, всё вернулось на круги своя – лучшие картины увиденного реального мира живут с нами до конца нашей земной жизни.
Часто мысленно возвращаюсь в те благодатные места, просматриваю виды, найденные в социальных сетях, чувство уходящей жизни не покидает меня.

25.05.2019г   Игорь  Назаров /  Игорь Сибиряк /.