Мемуарная трилогия Андрея Белого

Олег Сенатов
Автобиографическая трилогия Андрея Белого  ( Трилогия. Том I: На рубеже веков; Том II: Начало века; Том III: Между двух революций. М., T8RUGRAM; 2018), русского поэта и теоретика искусства, автора поэмы «Петербург» - одной из вершин русской прозы XX века, - это выдающееся литературное произведение, в котором Россия 1880-х – 1912 годов представлена в образе русской интеллигенции.
Андрей Белый рисует яркую картину обильного, кипящего жизненной энергией общественного слоя, состоящего из талантливых, а то и гениальных, великолепно образованных людей, - литераторов, ученых, философов, художников, музыкантов, политиков, театральных деятелей, которые, интенсивно общаясь (все знали друг друга), находились в постоянном духовном поиске путей осуществления будущего - страны, Европы, всего Мира. Поскольку разброс их мнений по любым вопросам был необыкновенно велик, они объединялись в многочисленные группы, находившиеся в жесткой конфронтации друг с другом. Критический уровень в этой среде был очень высок, и неиссякаемый поток творческой продукции: выставок, спектаклей, концертов, публикаций, лекций, выступлений блистал талантом, оригинальностью, высоким профессионализмом, эрудицией и красотой. В этих условиях незрелые мысли, ложные концепции, неработоспособные подходы не имели шансов на выживание; в яростной, эмоциональной, полемике оттачивалось видение будущего, которое надвигалось из-за горизонта переломного момента истории.
Не остается никаких сомнений, что, описывая это красочное кипение культурной жизни, Андрей Белый по ней отчаянно ностальгировал, поскольку в 20-е годы  эту цветущую клумбу пролетариат придавил сапогом, а, в начале 30-х, когда мемуары писались, то, что еще оставалось, он растер каблуком. Результат оказался такой же, как в рассказе Рэя Брэдбери о машине времени и раздавленной бабочке.
Но Андрей Белый не собирался писать «в стол», поэтому тут и там в тексте сделаны вставки, в которых он из всех сил старается подкузьмить существующей власти, упоминая Маркса и даже Ленина, о котором российское общество ничего не знало вплоть до 1917 года. Несмотря на сомнительность уверений автора в его радикальной политической левизне, мемуары в цензурированном виде были изданы небольшим тиражом в начале 1930-х годов (первый их том мне как-то попался в 70-х, и я его прочитал). В советское время мемуары Андрея Белого не переиздавались вплоть до 1990 года, и нигде не упоминались.
Теперь трилогия переиздана, и может быть рекомендована всем, кто очарован Россией Серебряного века.
Есть еще одна причина интереса к этим мемуарам – в них описывается период 1900 – 1914 годов, который историки называют первой эпохой глобализации. Нам, переживающим вторую такую эпоху, небезразлично сравнить их, и вспомнить, чем кончилась первая, чтоб еще раз не напороться на то же самое.
                Май 2019 года