Три ошибки Сталина

Александр Щербаков 5
Недавно мне на глаза попалась заметка.  Она была опубликована на сайте «Обстановка в мире» под авторством Елены, и в ней говорится о трех самых главных ошибках Сталина. Далее я цитирую этот материал без купюр.

Ошибки Сталина, приведшие к распаду соцлагеря и СССР

Ошибка Сталина №1. Федеративное государство

Как писал в своей книге «Иной Сталин» историк Юрий Жуков, у Советской России была возможность еще при Ленине включить в свой состав другие республики и остаться унитарным государством. Как Российская Империя.
Но Ленин пошел по другому пути. Он создал федеративное государство, выделив отдельные территории в союзные республики. Уже тогда Сталин был против этого, но Ленин его не послушал.

Так вот, Сталин после 1924 года или после 1945 года вместо украинизации Украины мог провести реформу СССР. И создать унитарную страну РССР (аналог РСФСР, только без слова «федеративная). Куда включил бы все республики Советского Союза.
В этом случае в 1989-1991 году были бы все основания отказать в выходе из состава РССР республикам Прибалтики, Закавказья, Средней Азии и Украине с Белоруссией. Потому что это были губернии, области или края, но не республики.

Но Сталин не сделал этого. Что удивительно, поскольку как победитель в ВОВ он мог себе позволить себе совершить такой акт, невзирая на мнение Запада.

Объясняется все просто. Сталин не хотел это делать из-за того, что СССР нужны были голоса в ООН. А УССР и БССР как со-основатели ООН имели в ней отдельные голоса, равно как и весь СССР. То есть, по сути, СССР имел 3 голоса в этой организации вместо одного, как у других стран (хотя претендовал на все 15 голосов).

Более того, чтобы получить больше голосов в ООН, Сталин наоборот, попытался дать республикам СССР еще больше прав:

28 января 1944 года состоялся Пленум ЦК ВКП(б), на котором было принято решение по расширению прав союзных республик в сфере обороны и внешней политики.
Таким образом, Сталин укрепил федерализацию едва ли не до уровня конфедерации и тем заложил основы для вероятного распада СССР в будущем.

Ошибка Сталина №2. Отказ в приеме новых членов в СССР привел к распаду соцлагеря
По той же причине, что и федерализация России, Сталин не стал принимать в состав СССР государства Восточной Европы, которые освободила Советская армия от Вермахта. То есть, он хотел, чтобы эти страны оставались в составе соцлагеря, но при этом имели отдельные голоса в ООН.

А ведь если бы после 1945 года Сталин провел реформу СССР, создал унитарную РССР, и принял в нее социалистические восточноевропейские государства, то соцлагерь мог сохраниться в период 1989-1991 года. Поскольку выйти из унитарной РССР было бы проблематично.

То есть, соцлагерь мог сохраниться, если бы в состав РССР вошли Болгария (которая сама подавала заявку на вступление в СССР), Румыния, Польша, Чехословакия, Венгрия.

Ошибка Сталина №3. Изменение курса СССР после 1953 года
Впрочем, две предыдущие ошибки можно было бы нивелировать. Если бы Сталин, выбрал, подготовил и официально сообщил о своем преемнике на посту Главы СССР. Да взять хотя бы того же Берию – возможно, из него получился бы хороший руководитель.

И курс Сталина продолжился бы после 1953 года. И не было бы упадка 1990-х годов и современных олигархов в России.

Но Сталин из-за своей природной недоверчивости, видимо, опасаясь, что преемник начнет создавать интриги, не сделал этого. Он сделал страну, но никому ее не оставил в 1953 году.

Вернее, оставил членам Политбюро. Которые вместо продолжения дела Сталина начали делить кресла. Что привело к власти Хрущева, который вообще осудил деятельность Сталина.

О том, для чего Хрущев это сделал, и почему не должен был делать этого ни в коем случае, можно говорить долго. Это – тема для отдельного разговора.

Но то, что дело Сталина было перечеркнуто и СССР начал путь к своему распаду – для меня почти факт. И создал для этого предпосылки именно Иосиф Виссарионович. Хотя, естественно, сам не желал этого.

А вы как думаете, если бы Сталин создал РССР и принял туда страны Восточной Европы, распалась бы эта страна?

А теперь я хочу порассуждать.  Первое. Имел ли возможность Сталин изменить  в 1924 или после Второй мировой войны  в 1945 году структуру СССР, включив в СССР союзные республики на правах краев и областей? По моему мнению, в 1924 году об этом даже помышлять было невозможно. Сталин тогда играл роль технического секретаря, хотя и назывался генеральным, но в Политбюро верховодили другие, которые по-прежнему мечтали о мировой революции, и тогда другие страны входили бы в состав федеративной России, имея намного больше прав, чем края и области.

Вряд ли такое было возможно и в 1945 году. Годом ранее Сталин сделал очередную попытку отстранить партию от реальной власти, но у него это не получилось. В 1944 году стало ясно, что Германия проиграла войну, и бояться за свою жизни партийной верхушке союзных республик нечего,  но и идти под крыло Москвы им было не с руки, они уже поняли прелесть власти в своих республиках, где в условиях многолетней  клановости  устройства имели много преимуществ, чем партийная верхушка регионов РСФСР.  И вряд ли решение Сталина нашло бы в этих республиках, народ которых в рот заглядывал своим местным руководителям, поддержку.  Сталин, при всех его регалиях и возможностях, не был Богом, к тому же страшно устал за годы войны, и начинать новую войну в своей стране, не мог. Именно тогда у него произошли несколько инсультов, если верить  историкам.

По второй мнимой ошибке Сталина могу написать, что  Сталин хотел, чтобы освобожденные страны восточной Европы были лишь лояльны к СССР, и устраивали свою жизнь, как хотят. Но речь Черчилля в Фултоне показала, что ведущие капиталистические страны объявили «крестовый» поход против нашей страны, и пришлось проводить мероприятия, чтобы страны восточной Европы стали дружескими, а не просто лояльными. Но это произошло уже после 1946 года.  И до 1949 года, пока в этих странах народной демократии к власти не пришли прокоммунистические партии, говорить о входе в состав СССР было преждевременно. А какие болгары для нас друзья и союзники, показали две войны, Первая и Вторая, где Болгария выступала заодно против нашей страны с Германией и её союзниками.

Теперь на счет того, что Сталин не оставил себе приемника.  Как известно, никто из его ближайших соратников на эту роль не тянул, они были в свое время хорошими исполнителями воли Сталина, и не были самостоятельными фигурами. Даже Лаврентий Берия. Он был великолепным кризис-менеджером, как его  назвали бы в настоящее время. Но некоторые его личные качества не позволяли Сталину видеть в нем своего приемника.  К тому два грузина подряд во главе многонационального государства – перебор. Поэтому и была заведено «Мегрельское дело», чтобы немного опустить Берию.

Но приемник у Сталина нашелся в Белоруссии.  Пономаренко Пантелеймон Кондратьевич, В 1938—1947 годах — Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии. Вот что о нем написано в Википедии.

С 30 мая 1942 года по март 1943 года — начальник Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования. В марте — апреле 1943 года — член Военного Совета Центрального фронта. С мая 1943 года по 13 января 1944 года — начальник Центрального Штаба партизанского движения.
С 1944 года — Председатель Совета Народных Комиссаров (с 1946 года Совет Министров) Белорусской ССР.

С 1 июля 1948 года — секретарь ЦК ВКП(б). Одновременно с октября 1950 года по декабрь 1952 года — Министр заготовок СССР. С 16 октября 1952 года до 5 марта 1953 года — член Президиума ЦК КПСС.

Сталин, в частности, ориентировался [как на своего преемника] на П. К. Пономаренко… Это был особый человек: он пришёл на партработу с преподавательской. Блестяще освоил дело, отличался изумительной честностью и ответственностью, глубокий аналитик. Это написал генерал-лейтенант И. П. Потапов

С 12 декабря 1952 года по 15 марта 1953 года заместитель Председателя Совета Министров СССР. Существует неподтверждённая документально версия о том, что Сталин перед своей смертью проводил назначение Пономаренко на должность Председателя Совета Министров СССР.

В 1953—1954 годах — министр культуры СССР. В 1954—1955 годах — первый секретарь ЦК КП Казахстана. В 1954 после освобождения историка Е. Бекмаханова выступил с резким осуждением его ареста.

8 мая 1955 года — 3 октября 1957 года — Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Польской Народной Республике. 26 октября 1957 года — 22 апреля 1959 года — Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Индии. 26 октября 1957 года — 27 июня 1959 года — Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Королевстве Непал — по совместительству.

Одна из версий о "преемнике Сталина" связана с П.К. Пономаренко, ярким представителем этого поколения. Впервые я познакомился с этой любопытной гипотезой, прочитав интервью И.А. Бенедиктова.

"Сталин вскоре достойного, с его точки зрения, преемника, по крайней мере, на один из высших постов, подобрал. Я имею в виду Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко, бывшего первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии, который во время войны возглавлял штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования. Обладая твердым и самостоятельным характером, Пантелеймон Кондратьевич одновременно был коллективистом и демократом до мозга костей, умел располагать к себе, организовывать дружную работу широкого круга людей. Сталин, видимо, учитывал и то, что Пономаренко не входил в его ближайшее окружение, имел собственную позицию и никогда не старался переложить ответственность на чужие плечи.

Документ о назначении П.К. Пономаренко Председателем Совета Министров СССР был завизирован уже несколькими членами Политбюро, и только смерть Сталина помешала выполнению его воли. Став Первым секретарем ЦК, Хрущев, который, естественно, был в курсе всего, предпринял необходимые шаги с тем, чтобы отодвинуть Пономаренко подальше - сначала в Казахстан, затем, в 1955 г., на дипломатическую работу, послом в Польшу, а потом в Нидерланды. Впрочем, и здесь он работал недолго - опасного "конкурента" быстренько препроводили на пенсию, весьма скромную и без причитавшихся ему льгот за государственную службу. Человек простой, скромный и непритязательный в личной жизни, обремененный заботами о родных и близких, он в буквальном смысле влачил полунищенское существование, когда,  наконец , после отставки Хрущева друзья, обратившись в ЦК, добились достойного обеспечения его старости".

О существовании такой бумаги, кроме Бенедиктова, упоминает А.И. Лукьянов в своей статье "Возвращение Сталина".

Как известно, Сталин в конце жизни собирался отодвинуть партию от реального управления народным хозяйством, оставив за ней пропаганду и подбор кадров. А руководить должны были Совет Министров СССР, советы министров союзных республик и исполнительные комитеты краевых и областных Советов депутатов.  Поэтому на XIX съезде партии он взял самоотвод, и лишь под давлением делегатов съезда согласился стать одним из 10 секретарей ЦК КПСС, без четкого круга обязанностей, а должность Генерального секретаря была упразднена. Поэтому в 1953 году, перед своей смертью, он оставался Председателем Совета Министров, и на это пост собирался поставить Пономаренко. И это назначение должно было состояться уже  на мартовском заседании правительства, даже без двух подписей на листе согласования – Маленкова и Берии. И это, по мнению ряда историков, ускорило смерть Сталина.  И еще когда он не умер, прошло заседание Президиума ЦК и Совета Министров СССР в узком составе, где и были поделены портфели между старыми соратниками Сталина, а Пономаренко отставили в сторону. Председателем правительства стал Маленков, и именно эту должность и должен был занять Пономаренко. Именно его фотографияю я разместил на заставке к моему материалу.

Так что автор статьи о трех ошибках Сталина, по моему мнению, не владеет ситуацией, и выдал желаемое за действительное.