Гришина любовь

Николай Гринев
Иногда люди необыкновенно счастливы в своей глупости. И таких людей вокруг множество, а мы их, живущих в своих мирах, просто не замечаем…

 ***

Гриша Х-ич приехал в Дзержинск из Белоруссии, чтобы работать шахтёром, вместо службы в армии. После войны для подъёма страны требовалось много рабочих сильных рук, поэтому практиковалось подобное замещение.

На Донбасс привозят сельских молодых ребят, голых, босых, голодных. Будущих строителей нового социального строя оформляют в училище, одевают в форму, выдают ремесленную «шинельку», крепкие ботинки, чтобы хватило до первых самостоятельно заработанных денег. Ещё они узнали, что такое регулярное трёхразовое питание. Почти от пуза! В кои веки такого не было! А в общежитии даже бельё меняют. Все условия для нормальной жизни – только учись.

Многие хлопцы, из этой категории приезжих, получили путёвку в жизнь на шахтах нашего города. И даже больше: обросли семьями, построили дома, дождались внуков.

Григорий решил освоить профессию забойщика, зная, что тогда ни от кого не будет зависеть, да и быстрее встанет на ноги. Вроде бы и неплохо получалось. Но шахтёр в первом поколении, и выходит, оказался… слабоват, то ли духом, то ли телом, то ли резко старт взял на отбойном молотке, и, спустя несколько лет, у него парами пальцы на правой руке поочерёдно не сгибались. А может быть, парень просто сумел заработать вибрацию. Иногда и такое случается.

Из рассказов отца автор узнал, что в начале 30-хх пр. ст. один шахтёр, поступивший вместе с ним на «Северную», через полгода умудрился заработать чахотку. Так раньше называли туберкулёз лёгких, или попросту – запыление. А оформлялись они в один день и на один участок.

В то время, когда Х-ич превратился из крестьянского паренька в забойщика, в шахте работало много женщин, в том числе и на основных профессиях. Некоторые из них вполне могли, не только составить конкуренцию мужчинам, но и вполне были способны им нос утереть, хотя бы в том же забое. Каторжный труд во имя будущего страны всех подравнял.

Женщина в шахте – это, конечно, не женщина на корабле, и никому несчастья не принесла. По крайней мере, по этому поводу история хранит молчание. Или если бы были издевательства или насилия над ними, тогда людская молва обязательно донесла до нас чудовищные факты. Но их нет. Выходит, отношение к женщинам у шахтёров совершенно иное, чем у представителей остальных профессий. А без их работы в шахте и государство так быстро не восстановило бы народное хозяйство.

Под землёй никто никого не стеснялся, не чурался. Однако сказать, что жили одной большой семьёй – язык не поворачивается, потому, как уж слишком пошло прозвучит в современном восприятии. Не без того, конечно, что всяко бывало…

Кстати, пока женщины работали в шахте, до тех пор и порядок был на подземных горизонтах. На штреке глаз не споткнётся, ни о кусок породы, ни о неприбранную кучу угля, а в канавке никогда вода (главный враг шахтёра) не застоится. Когда женщин вывели с тяжёлых подземных работ – не сразу, спору нет, но загадилось подземелье до такой степени, что в режиме аврала приходилось проводить субботники по чистке иной выработки.

И вот однажды Гриша вылез из лавы, смотрит – в метре перед ним стоит классная задница, а её обладательница, нагнувшись, не спеша обтрушивает ноги от угольной пыли.

У него сразу голова закружилась (со слов Г. Х. – авт.). Сильнейшее возбуждение охватило… хоть опять к молотку возвращайся. Свет погасил и без лишних слов мгновенно сзади к ней прижался.

Реакция с её стороны не заставила долго ждать: она тихо застонала, и, протяжно вздохнув, тоже выключила светильник…

Какая же она оказалась хорошая!

Клеточка к клеточке подошла, жилка к жилке, словно их создали друг для друга. Тихо на штреке, только в унисон дыхание двоих звучит.

Григорий даже её лица не видел. Сделав дело, застеснялся и побежал на ствол, но почувствовал, что душа прикипела к незнакомке.

Это была та женщина, с которой он смог бы всю жизнь пройти рука об руку.

Начал Гриша искать свою пару. День-два самостоятельно пытался узнать, расспрашивая шахтёров, кто же в тот день работал на штреке. С ног сбился…

Ночи проходили в мучительных раздумьях и переживаниях, настолько он сильно влюбился, что, отыскав её, единственную и желанную, в первый же день встречи готов был предложить руку и сердце прекрасному цветку донбасского городка.

Наконец-то, судьба ему улыбнулась. Вернулся десятник в смену, и на наряде Гриша напрямую поставил волнующий вопрос.

Ответ шокировал Х-ича, выбив почву из-под ног:

- Опоздал ты, Гришенька! Считай, что ты, только познакомившись, на прощание ей сделал подарок. У неё трое детей, а это была её последняя упряжка. Она на пенсию вышла по стажу.

Хоть и необычный конец у этой истории, но всё равно жалко, что у Григория не получилось… быстрой свадьбы.


P. S. Главная изюминка истории о Григории состоит не в том, что он в потёмках влюбился, а в том, как, однажды полюбив, свою любовь пронёс сквозь всю жизнь. Пережив жену и чувствуя приближение смерти, поведал соседу, что он, будучи не обиженным женским вниманием, не встречал женщины, лучше той незнакомой старушки из подземелья, своей первой любви…

Фото: Утро на "Бису", 14.07.2011.

2017 г.