Пять тезисов о праксеологии

Виктор Лёвин 3
1. Праксеология представляет собой особый раздел общей теории деятельности и включает в свой состав онтологические, эпистемологические, методологические и аксиологические проблемы, возникающие в области решения масштабных практических задач. Она начала формироваться с 60-х годов XX столетия и непрерывно расширяет свою предметную и теоретическую базу. Однако процесс осмысления феномена праксеологии далеко не завершен. Сегодня требуются дополнительные усилия по разработке теоретического и методологического фундамента праксеологии.
2. Интерес к праксеологии возникает на фоне усложнения современной практической деятельности, которая приобретает черты системизированного процесса, требующего оптимизации практических решений. Сегодня одним из главных условий, детерминирующих организацию практической деятельности, является поиск альтернатив решения практических задач. При этом имеются в виду такие альтернативы, которые экономят затраты и обеспечивают достаточно высокий уровень получаемых результатов. Методы оптимизации основаны на учете полного набора возможных альтернатив,  ведущих к достижению практически значимого результата. Каждая альтернатива оценивается по определенным показателям, среди которых чаще всего рассматриваются эффективность и затраты. Один из них принимается за лидирующий, и тогда определяются условия, при которых он достигает экстремального значения. К сожалению нередко приходится руководствоваться не принципом оптимизации, а принципом удовлетворения, т. е. поиском альтернативы, соответствующей ограничениям на различные показатели качества. Иначе говоря, в определенных ситуациях не удается с помощью методов оптимизации отыскать лучший путь реализации практической системы действий. Выбор решения связывается тогда с отбрасыванием бесперспективных и малоэффективных альтернатив.
3. Поиск оптимальных решений в области практических проблем связан с новыми требованиями к субъекту практической деятельности. Одно из таких требований заключается в использовании проблемного стиля мышления. Для практического субъекта сегодня важно уметь преодолевать соблазны использования шаблонных и готовых решений. Поскольку в практике всегда существуют неповторимые обстоятельства, могут неожиданно меняться внутренние и внешние условия деятельности системно организованного практического субъекта. В силу этого субъект вынужден разрабатывать вариативные способы действия. Проблема решается в условиях вероятностного мира.
4. Готовность решать сложные практические проблемы находится, конечно, в прямой зависимости от уровня профессиональной подготовки субъектов деятельности. Только теперь профессионализм связан с компетентностью не в частностях проблемы, а с пониманием всех существенных ее характеристик. Ключ к такому пониманию дает овладение методами системного анализа практических ситуаций. Готовность к использованию таких методов предполагает выход за рамки узко специализированной деятельности. Соответственно, специализированный субъект приобретает качества генералиста, способного мыслить и действовать в рамках системной парадигмы.
5. Формирование специалистов-системологов потребует переориентации учебных планов и учебных программ, в которые необходимо вводить изучение принципов общей теории систем и общей теории организации. В то же время остро стоит вопрос  дополнении учебных программ для традиционных специальностей такими разделами, которые предусматривают усиление информационной связи между различными дисциплинами, в том числе – между техническими и социально-гуманитарными дисциплинами. Один из путей решения данной задачи связан с переносом акцентов обучения в область методологической подготовки кадров. Такую подготовку необходимо углублять как на общефилософском уровне, так и в области междисциплинарных исследований. Важную роль в этом деле призвана также сыграть универсализация математической подготовки специалистов.
 
     Эти тезисы имеют соавтора. С ним можно познакомиться через электронную почту автора данной страницы в Проза.ру