Газетная проза. Один из тысячи Иванов

Борис Ильич Комиссаров
ОДИН ИЗ ТЫСЯЧИ ИВАНОВ

ПИСЕМ было два. Вот они.
«Родился Иван в селе Каширском Леворостошанского района Владимирской области. Было это в 1924 году, а в 1936 мы переехали в Читинскую область и стали жить в поселке Матакан Сретенского района. Перед войной Иван работал матросом в воднотехническом участке Амурского речного пароходства. Муж мой Яков Егорович ушел на фронт в сентябре сорок первого, пропал без вести… Сын Иван начал драться с фашистами в 1942, погиб в конце 43-го, а где он похоронен, я не знала…
В.М.Заварыкина».

«Дорогие товарищи! Мы разыскиваем родных Ивана Яковлевича Заварыкина. Он погиб, освобождая наше село от немецких захватчиков. Если семья Заварыкиных действительно проживает в Матакане, просим передать им наше письмо.
Пионеры 8-летней школы № 3
с. Вязовок Городищенского района,
Черкасской области».

В МАТАКАНЕ Заварыкины не проживали уже много лет…

Вначале появилось второе письмо. Интервал между ним и первым был около месяца. За это время старожилы Матакана разузнали точный адрес Заварыкиных.
Что же писали украинские пионеры матери погибшего воина?

«Здравствуйте, дорогая Вера Мартыновна! Пишут вам пионеры отряда имени Вали Котика из села Вязовок. Наша дружина включилась во Всесоюзный поход боевой славы. Наш девиз: «Нет неизвестных солдат!». В центре нашего села находится братская могила, где похоронены останки 72-х погибших воинов. Кто они, как их имена? Начались поиски. Мы пошли от одной избы к другой. Появились в нашем журнале первые записи. Вот только фамилий люди не помнили. Остались в их сердцах лишь воспоминания о героических подвигах бойцов… Тогда мы написали в Москву, в архив Министерства обороны. Оттуда нам прислали фамилии и адреса родственников погибших.
Дорогая Вера Мартыновна! Мы знаем, что тревожим вашу незажившую рану… Но вы должны знать: ваш сын погиб, освобождая от фашистов наше село, и похоронен в братской могиле.
Напишите нам о своем сыне и вышлите его фотографию В школе фото вашего сына мы поместим в «куточке» боевой славы».

Это письмо не нукждается в комментариях. С такой большой теплотой, искренностью, таким благоговением перед павшими написано оно!

…Тропинка к братской могиле никогда не зарастет. Пионеры приносят сюда букеты цветов, венки. Память о воинах навсегда сохранится в людских сердцах.

Если кто смотрел кинофильм «Я родом из детства», в его памяти обязательно всплывут эти строчки:

У братских могил нет заплаканных вдов –
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..

Сколько их, братских могил, осталось на полях отгремевшей более двадцати лет назад войны? Кровь и пепел погибших еще стучат в сердца людей, слезы вдов и матерей не источились, они лишь запрятаны в самые дальние тайники души человеческой.

Семья Заварыкиных была большой и многодетной. И все же несмотря на то, что встречались в жизни всякого рода материальные затруднения, сейчас Вера Мартыновна вспоминает довоенное время со счастливыми слезами на глазах. Тогда были живы муж Яков Егорович и сын Иван.

В январе сорок четвертого пришло извещение: «Яков Егорович Заварыкин пропал без вести.. Сын Иван не узнал об этом. В 1942 году, вслед за отцом, восемнадцатилетним парнем ушел он на фронт и погиб в конце сорок третьего под Черкассами.

Горе черным крылом коснулось матери. С годами боль утратила свою первоначальную остроту. Но одно постоянно и неумолимо мучило Веру Мартыновну: не могла побывать она на могиле сына, не знала, где он похоронен.

Двадцать пять зим прошло с тех пор. Через четверть века новое поколение в красных галстуках, знающее о войне из рассказов отцов и дедов, пишет матери воина эти слова:

«Вечно мы будем помнить о тебе, славный сын земли русской, один из тысячи тысяч Иванов, кто готов был пожертвовать жизнью ради светлого будущего».

…Пройдет немного времени, и Вера Мартыновна побывает на могиле сына, возложит венок из пылающего багула, который любил приносить домой по весне ее Иван.

Б.КОМИССАРОВ.

г. Сретенск.

(Газ. «Комсомолец Забайкалья»
за 22 марта 1967 года).