Было дело

Евгений Куманяев
Отработав на участке шесть лет, получил предложение перейти в отдел Дознания нашего, городского Управления внутренних дел. Всё произошло неожиданно, и удивительно просто. Сдавая очередной материал проверки, старшему дознавателю Сергею Мещанову, сначала получил благодарность за проделанную работу, а потом и предложение о переводе:

- А переводись-ка к нам в отдел. Ты так свидетелей опрашиваешь и улики собираешь, что хоть завтра дело в суд отправляй. А у нас как раз место есть, вон за тем столом.

- Что-то сомневаюсь я. Привык уже на участке, всех знаю, меня все знают. А тут всё сначала.

- Брось сомнения! Ты тут нужен! Жди теперь предложение с самого верха.
Не буду утомлять читателя решением кадровых вопросов, и вот я дознаватель.
Первое уголовное дело не заставило себя ждать: Потерпевший пожилой мужчина, сторож местной больницы, был избит прямо на рабочем месте. Кем? Не знает. Взяли деньги, часы, портсигар.

Место происшествия, его рабочее место, это небольшая комната возле ворот. А где ещё сторожу находится? В комнате полный разгром – перевёрнутая сломанная мебель, книги, тетради, журналы, одежда, всё на полу. По стенке стекает подлива на размазанную по плинтусу картошку. Ничего себе «замес»!

Всей оперативной группой «разгребаем» это безобразие в поисках следов преступников, чтоб установить их личность, доказательства вины или не виновности людей. И вот среди всего этого разгрома находим шапку, шарф и куртку, не принадлежащие нашему потерпевшему. Преступники оставили? Не мудрено! Сторож отчаянно сопротивлялся. Дядя крепкий, и следы борьбы на лицо.
В кармане куртки паспорт! Неужели так просто? Вот и первое лицо установили. Но, подождите! Бумажник. Деньги. Зачем тогда сторожа ограбили?

Может, и не было ограбления? Ну, ссора. Ну, драка. С кем не бывает? Надо дальше искать. Пустая бутылка. Отпечатки обуви трёх мужчин. Ага, был и третий. Очень хорошо. Начнём опрашивать.

На избитого сторожа было страшно смотреть. Опухшее лицо, заплывший глаз, разбитые губы, бинт по всей голове. За что же его так?

- Ты как отец?

- Хреново. Рёбра сломаны, дышать больно.

- Что случилось?

- Ночью, за полночь, прыгнули через ворота двое, пьяные оба, один врача спросил, Андрея Васильевича, второй молчал. Я им говорю – Ночь! Доктор дома! Они драться. Я в сторожку, там телефон, а они следом. Потом плохо помню. Почему то на улице меня нашли, за забором. Как туда попал? Не помню.

- Ты их знаешь?

- Нет.

- Может раньше видел, вот и к доктору один из них ходил.

- Откуда? Моё дело ворота открывать, не знаю их.

- Часы, деньги у вас отобрали?

- Да. Деньги из кармана вынули ещё в сторожке, это помню. Всю зарплату! Сопротивлялся. Рукой карман держал, вот мне рёбра то и сломали.

- А часы.

- А часы не помню. Но нет часов. «Командирские». В военторге купил, хорошие часы.

- Портсигар?

- Да! Отца моего портсигар, с фронта привез. С гравировкой: «Советскому войну». Ценности никакой. Он мне – память!

- Мы найдём отец. Найдём.

- Спасибо.

- Потом поблагодаришь.

Прокатившись по адресу, указанном в паспорте, установили: Что владелец паспорта работает сталеваром на одном из предприятий нашего города. К тридцати годам зарекомендовал себя как отличный рабочий, знающего своё дело и умеющий его выполнять. С семьёй тоже порядок. Женат, дети растут. И как его паспорт вместе с курткой к сторожу избитому попали? Сталевар мучился больной головой:

- Я это… Вчера, на работу в ночь вышел. А сделали всё досрочно. Мастер и отпустил. Поехал домой. В трамвае встретил Павла, в школе вместе учились. У Паши бутылка была. Вышли на остановке, выпили. Молодость вспомнили. Но бутылка кончилась. Ночь, всё закрыто. У меня деньги есть, а купить негде. Пашка говорит:

- Вот больница! Там «лепила» знакомый мамке спину чинил. За починку, мамка ему коньяку накатила, возьмём у него выпить сегодня. Завтра отдадим.
Ну, пошли. Больница закрыта. Полезли через ворота. А там сторож:

- Идите, говорит, отсюда! Нет доктора.

Пашка сразу:

- Как так нет? Это больница или что?

И хлоп, сторожу в пятак! Сторож к себе в комнату побежал, Пашка следом. Дед крепкий оказался,руку мне закрутил на болевой приём так, что я из куртки выскочил. Стулом в нас кинул. Но Пашка его с ноги вырубил. И мы через ворота на улицу выскочили. Я без куртки, шапки, шарфа. Только встали. Открываются ворота, и сторож этот полоумный бежит к нам. Подбежал и кричит:

- Помогите, помогите, ограбили.

Ну, мы его ещё раз по пинали. И бегом в разные стороны, так как на крик его люди бежали. Всё.

- А вещи, взятые у пострадавшего где?

- Какие вещи? Не брал ничего. Дрался? Да. Пашу защищал. Бил сторожа, не скрою. А вещи не брал.

- Где твой Паша то живет?

- В частном секторе, у железной дороги.

Паша! Который, к своим тридцати годам успел много дел наделать, в колониях разных «погостить», у железной дороги не жил. Кочевал по всему району, то там засветился, то тут его увидали. Не работал никогда. Семьи не имел. Маму свою навещал очень редко, в больницу к ней не ходил, о враче и коньяке знал со слов матери. Всё.

И если сталевар являлся по всем повесткам, проходил все экспертизы и опознания. Пытался сгладить свою вину, выпрашивая у сторожа прощения. Нанял адвоката. Паша, как в воду канул. Я только вшивал в дело рапорта сотрудников о его отсутствии по всем адресам. Скрылся. А сроки подпирали.

Перечитав очередной раз рапорт участкового, ознакомившись со всеми уголовными делами Павла, прикинув, где живут его друзья и подельники, и нашёл - таки один адресочек в частном секторе, не очень далеко от его мамы. Жила там женщина одинокая, постарше Павла, детей нет, муж севера осваивает. Скучно ей. Павла видели там частенько.

От управления, до адреса этой женщины, пятнадцать минут пешком. Что время тратить на переписку, участковых туда посылать? Вдруг опять мимо? Встал, и предупредив руководство пошёл на адрес где эта женщина жила. Не встречу там Павла – значит, нет. А увижу – поговорим. Не такое уж и тяжкое преступление он совершил, похищенное вернуть можно.

Вот и нужный адрес. Дом рубленый, ворота высокие, наличники резные. Кнопка звонка на столбе ворот.

Ворота открыл Павел, широко, уверено, с размахом. С любопытством взглянул мне в глаза. Дерзко бросил:

- Чего надо?

- Поговорить!

- Не о чем мне с тобой начальник говорить! Иди, пока цел!

- Что ж ты дерзкий такой? А поговорить придется!

- Я собаку спущу! Рекс! Взять его!

Но собака даже ухом не повела. Сидела у будки, свесив голову на бок, безучастно глядя на людей.

- Не хозяин ты здесь Паша! Не хозяин!

- Что надо? Говори.

- Портсигар, часы и деньги, что у сторожа взял, верни. А за побои отвечать придётся.

- Часы и портсигар верну. С деньгами сложнее, потратил. А за побои, пусть этот придурок отвечает! Кулаки, как кувалды - рабочий класс! Это он сторожа «отметелил». А когда вещи у мужика выпали, я их с земли подобрал. Верну!

Как старые друзья, мы с Павлом шли по улицам города к нам в отдел. Паша трещал обо всём, завершая свои рассуждения фразами: Век воли не видать! Зуб даю, начальник!

Изъятые у него при понятых портсигар и часы, дополнили коллекцию вещественных доказательств совместно с курткой, шарфом и шапкой сталевара. Вроде всё сложилось. Есть объект преступления, есть люди его совершившие. На лицо побои и потерянное здоровье, открытое хищение денег и вещей.

И тут эксперт приносит заключение, что в бутылке со спиртным, из той что пил сталевар кроме всего прочего находилось ещё одно синтетическое вещество! А это уже совсем другой поворот. Кровь на анализ. Паша чистый. Сторож тоже. А в крови сталевара присутствует! Вот те раз!

Вот те два. Ознакомившись с результатами экспертизы, Павел улыбнулся.

- Не думал что докопаетесь! Ну, что ж! Оформляй явку с повинной! Грешен, я! Встретив этого работягу, глянув на рожу сытую, одежду клёвую, деньги в кармане, после первых сто грамм решил денежки у сталевара забрать. Кинул в бутыль таблеточку, что в кармане была, думал, заснёт, да не рассчитал. Не брала таблеточка этого верзилу, у него здоровье  как у слона! Стал я время тянуть, может подействует. Хотел ещё добавить, и в больницу его потащил, что если и сломается он совсем, врачи помереть не дадут. Не успел. Сторож этот нарисовался, не сотрёшь! А одноклассник с дуру, давай ему по башке стучать! Крик на всю больничку. Ну, собрал я по карманам вещи сторожа, денежки, портсигар. Думал серебро. Ошибся. Часы с руки снял. Да они не нужны не кому. Командирские! В любом киоске. Ты  это начальник, оформляй меня в зону. Рабочие как узнают что к чему, свернут мне глаза на затылок. Ну их, рисковать. Оформляй. Я виновен!

- Что рабочие узнают?

- А то и узнают. Работал я у них в цеху. Приглядел кабель на сдачу. Нормально. А как его из земли вынуть? Вопрос. Ну, в обеденный перерыв залез на кран, что над станками катался, подогнал его к месту, накинул кабель на крюк и вверх до отказа. Потухло всё. И кран в том числе. Я ноги в руки, и ходу из цеха. Трудовая книжка моя там осталась. Полмесяца цех стоял, работяги «бамбук  курили». Денег нет. Злые они на меня. А тут ещё этот сталевар. Не, я лучше на зону. Оформляй начальник.
- Я оформил.

на фото тот самый стол.