04 - Wake Up Dead Man

Станислав Ларионов
иногда в своих песнях группа словно ныряет в совсем уж темноту, но примечательно это не само по себе, а тем, что этот нырок, как билет в один конец - обратно группа не выныривает.

Сколько бы я не читал историй возникновения таких песен складывается ощущение, что все они пишутся по одной схеме: является гитарист группы Эдж и приносит основную мелодию и первое четверостишие, от которых разит беспросветной депрессивностью, предоставляя Боно самостоятельно выбираться из той бездны, в которую Эдж всех погрузил. Обычно Боно это удаётся и появляется ещё одна категория любимых мной песен U2, пусть и довольно мрачных.

"Wake Up Dead Man"

Песню представляет пара - гитара и голос: меланхолично-медитативный гитарный перебор неспешной блюзовой поступью ритмично покачивается в правом канале, а минималистичный искажённый надтреснутый голос на фоне каких-то шумов, обрывков голосов и треска цедит текст:

Jesus, Jesus help me
I'm alone in this world
And a fucked up world it is too
Tell me, Tell me the story
The one about eternity
And the way it's all gonna be
Wake up, Wake up dead man

Иисус, Иисус, помоги мне -
Я одинок в этом мире,
Как и сам этот гребаный мир.
Расскажи, расскажи мне историю,
Ту, что о вечности,
И о том, что нас ожидает.
Проснись, мертвец, проснись...

оглушающий грязный аккорд в левом канале после "Wake up" вызывает у меня сильный эффект, словно мой мир - маленькая жестяная коробочка и её только что сильно встряхнули. Три гитарных ноты после "Wake up dead man" ставят то ли точку, то ли, что вернее, многоточие.

В принципе, песню можно заканчивать, всё что U2 хотели сказать - сказали, но за 5 минут песня доходит лучше, чем за минуту, и она длится.

"Wake Up Dead Man" имеет очень правильные темп и ритм, как раз под размышления. Мне нравится, что песня не превращается в нытьё и прочую жалость к себе; и это не "чернуха", что "мы всё умрём" и всё кончится обязательно плохо; и в ней нет злости, гнева и проклятий. Да, с героем песни очень не всё в порядке, но он не врёт себе, не искажает, не гиперболизирует - он раздумывает. "Wake Up Dead Man" - философская песня и, в то же время, очень религиозная.

Я думаю, что, в общем то, это молитва. Такой прямой разговор с Богом.
Герой песни с Богом говорит, а это значит, что он в Бога верит, - в кого не верят, с тем не говорят, - но сейчас герою песни тяжело. Лирический герой в исполнении Боно от Бога не отрекается; не обвиняет ни себя, ни Бога, ни окружающий мир; он даже не отказывается идти выбранным путём, просто молит дать на это сил. В этот раз персонаж песни U2 никого не спасает, а сам просит спасителя укрепить его на избранном пути.

"Wake Up Dead Man" греет меня в мои тяжёлые минуты. Мне эмоциональна близка реакция героя песни, во времена, когда мне плохо, я устал и у меня сомнения.

P.S.: Эдж: "Я написал ее в один из тех моментов, когда почти перестал верить - именно так я себя чувствовал в то время. Я приехал к своему дому в Дублине на рассвете, как раз собирался зайти внутрь, как мне пришли в голову эти слова: "Иисус, помоги мне, я одинок в этом мире, как и сам этот гребаный мир". Во многом это правда, ты практически всегда одинок, даже когда окружен толпой людей. Я пришел в студию с первым куплетом, Боно написал остальную часть".

Пост с музыкой по ссылке https://vk.cc/9qM6zd