03 - Drowning Man

Станислав Ларионов
Мой знакомый рассказывал, как замерзал в тундре на рыбалке. Сломался снегоход, помощи ждать было неоткуда, погода морозная. Стал замерзать. И вот, когда он уже засыпал и прощался с жизнью, в его сознании возникли постепенно приближаясь волшебные звуки, какие-то небесные перезвоны дивной красоты. Он думал - ангелы, а оказалось саам на оленьей упряжке. Увидел снегоход, остановился, спас. А волшебные звуки были звенящими на оленьей упряжи колокольчиками.

Подобное ощущение возникает у меня от некоторых песен U2. Есть у группы песни спасения - по другому их не назову, - когда песня словно пробивает какую-то окружившую тебя пелену, какую-то глухую пластиковую плёнку и встряхивает, пробуждает, поддерживает, возвращая к жизни, вытаскивая из уже было засосавшей трясины.

"Drowning Man" такая -
она и начинается, как в истории про саама, с постепенно нарастающих каких-то неземных бесплотных звуков, которые уверенно приближаются и, наконец, со вступлением баса наливаются плотью и силой.

"Take my hand" (Возьми мою руку) - говорит Боно первыми же словами: голос серьёзный, даже чуть строгий, мол, "Что ж ты, дружок, опять попал в какую-то жопу?". Сменяющая голос скрипка чуть сглаживает эту строгость, но чуть, и пока гитара добавляет чёткости своими бряцающими отчёркивающими аккордами скрипка пилит-пилит-пилит свою фразу, чтобы всё же смягчиться завершить её нежной нотой.

"Take my hand" - второй раз говорит Боно и говорит уже с чувством в голосе, тянет отдельные слоги, что делает его голос человечным - это уже взывание, обращение к попавшему в беду.

И усиливая это обращение Боно призывает со страстью:
"Hold on, and hold on tightly", - звучит требовательно и, в то же время с переживанием, чуть не с болью бессилия, что ему одному не справиться, не помочь, если ты не дашь свою руку.

Hold on, and hold on tightly
Hold on, and don't let go
Of my love.

Держись, держись крепко,
Держись, и не отпускай
Мою любовь.

Как трогает меня это "don't let go of my love", как оно выделено голосом, ведь только что голос был уверенным, требовательным, сильным, когда призывал "держаться крепче" и вот стал нежным, напевным, живым, трогая за душу, пробуждая её, принося надежду и любовь - словно певец не руку, а душу просит протянуть навстречу.
И скрипка вторит голосу подчёркивая чувственность и трогательность момента, а гитара аккордом словно отчёркивает каждый шаг.

А Боно продолжает призыв и призыв дублируется, его сила множится, уже словно несколько человек обращаются к потерянным душам, и голоса их сливаются в хор и просят душу протянуться навстречу.

The storms will pass (the storm will pass)
It won't be long now (it won't be long now)
His love will last
His love will last... forever.

"Любовь останется...навсегда" - переливается голос Боно, и теперь уже гитара начинает перебор струн, и она обращается к душе.

Третий раз начинает куплет Боно с "Take my hand"; и больше слов стали распеваться, тянуться - словно каждая пропетая нотка вот-вот сейчас дотянется до души другого человека... и тут же
"Hold on, and hold on tightly", повторяется полный страсти призыв, так, чтобы достучаться до пропащего, и барабаны, как гром, подчёркивают и призывают найти силы!

Rise up, rise up
With wings like eagles
You run, you run
You run and not grow weary.

Взлетай ввысь, взлетай ввысь,
С крыльями, как у орлов,
Ты бежишь, ты бежишь,
Ты бежишь и не устаешь.

Борьба за спасение достигает высшего напряжения:

Take my hand - ангельским пением звучат бек-вокалы.

Hold on, and hold on tightly - страстно призывает Боно.

To this love... last forever - нежным эхом с разных сторон звучит призыв держаться "за эту любовь... что останется навсегда".

И когда замолкает голос скрипка даёт рифф, от которого загорается сердце и горят глаза, появляются силы встать в полный рост и держать протянутую руку, и тут же "Take my hand" - звучат ангельские подпевки, напоминая зачем ты поднялся и что за огонь разгорелся в твоём сердце - любовь и сила, сила и любовь рука об руку идут до конца песни.

Больше всего в "Drowning Man" меня поражает сочетание любви и силы. Это не военный или спортивный приказ-окрик "подняться и не сдохнуть!", и не бессильное сочувствие наблюдателя, и не пассивное сожаление "что я мог сделать?" и не самодовольство профессионального душеспасателя.
"Drowning Man" не равнодушна, она обращена именно к тебе. Ей важен ты.

Тема спасения одна из основных в творчестве группы, но как сложно оставаться человечным, не думая о себе, о своей роли в спасении, не скатиться в пафос и морализаторство, как сложно выдержать эту грань.

Пост с музыкой по ссылке https://vk.cc/9qM6JB