Микеланджело. Тондо Таддеи

Алина Алексеева-Маркезин
Микеланджело.Тондо Таддеи. ок. 1504—06( Tondo Taddei)мрамор. Высота 109 см
   Королевская академия художеств, Лондон

   Это тондо - одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений.  Барельеф был создан Микеланджело ок. 1504 ;1506 гг. для Таддео Таддеи.

 В 1821 году его приобрел Джордж Бомон (англ. George Beaumont), а с 1830 года произведение входит в коллекцию Королевской академии художеств.

 Семья Таддеи - древняя патрицианская семья из Флоренции .Они  были торговцами шерстью и банкирами , сторонниками Медичи и деловыми партнерами.

   Таддеи известны прежде всего тем, что принимали Рафаэля во Флоренции в 1505 году .Он подарил этой семье две картины на религиозные сюжеты. Об этом вспоминает Вазари. Это Мадонна дель Прато сегодня в Художественно-историческом музее в Вене и Святое Семейство  , сегодня в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге .

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВАЗАРИ.
      "Тогда же начал он, но не закончил, два мраморных тондо, одно для Таддео Таддеи, то, что и ныне находится в его доме, а другое было начато им для Бартоломео Питти, то, которое фра Миньято Питти из Монте Оливето, человек понимающий и на редкость разбирающийся в космографии и многих других науках и в особенности в живописи, подарил Луиджи Гвиччардини, с которым был в большой дружбе; работы эти были признаны превосходными и дивными."

     Тондо изображает сидящую Деву Марию с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем.
    Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. Иоанн Креститель протягивает щегла Младенцу Иисусу, а тот, в испуге ищет защиты у матери, уворачивается, вытянувшись на коленях Марии по диагонали, через всю плоскость тондо.

     Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо.    Мрамор тондо ещё более грубо обработан, чем у тондо Питти. Фигурка Иисуса наиболее проработана, тогда как фигуры Марии и Иоанна Крестителя едва проступают на фоне.

     Несмотря на то, что Вазари писал о тондо как о произведении начатом, но не законченном, исследователи до сих пор спорят об этом.
Лазарев соглашался с Вазари, однако, он также говорил, что в этой незаконченности «есть свои великие чары.

 Искусствовед Уильям Уоллес считает, что техника «non finito» в этом произведении скульптора выделяет завершенность образов и создает атмосферный фон.

 По Эрику Шильяно, «несовершенство» тондо сомнительно, поскольку Таддео не отказался от заказа, и не настаивал на «полировке» или доработке