The Professor and the Madman. Киноотзыв

Генрих Фауст
     Я не киноман. Не потому, что не люблю, а потому, что видеоряды оседают в памяти, и если вы не работаете в кино как профессионал - они там и остаются, как склад чужих жизней и событий, которые я знаю, но которые были не со мной, однако, которые я  переживал, и часто - ярко, ибо кино взывает к чувствам. Можно смотреть видеоряды как обобщающие послания, для этого требуется большая сила Духа - в этот момент я перестаю быть потребителем кинопродукции, а читаю фильм, как текст, от кадра к кадру прочитываю скрытое послание авторов - ибо создание каждого фильма, особенно - хорошего фильма - это Духовное событие - чаще всего мы имеем дело со свёрнутым временем, а когда время ощущается быстрее, чем если бы оно реально протекало - как в театре - то мы имеем возможность ощутить Духовное существо тех событий, которые показывает фильм. Почему я не люблю долгие сериалы - сериал это приближение времени к реальному, человек просто живёт с фильмом и на фоне фильма, столкновения с Духовным не поисходит.

Итак "Профессор и Безумец", архетип сразу назван - Король и Шут, в прокате бездарно поименовали фильм в "Игры разумов" , что сделало работу практически незаметной. Пока не появляется Шут - Король не видит себя со стороны, он пребывает в самодовольстве - по закону этой архетипической пары. Король - великий полиглот - самоучка, призванный создавать Оксфордский словарь Английского языка. Шут - сумасшедший врач, бывший на войне, и от содеянного там - потерявший рассудок, от мук совести. И вот эти двое начинают делать одно дело - составлять этот самый словарь, первый в мире словарь великого английского языка.

И оттого, что архетипическая пара заработала - то и заработала Мистерия жизни, то есть Дух пришёл и стал ВСЁ менять, Профессор стал вылезать из своего самодовольства Гения, а Сумасшедший стал ощущать, что в мире существует Прощение и Искупление. Карма перестала наслаиваться день за днём, она стала преображаться - безумный человек стал сотрудником национального проекта, преступник стал понимать, что можно исправить в содеянном, где можно выйти из состояния вечной вины.

В историю оказались вовлечены естественным образом и женщины и дети и правительства. Чванливая Оксфордская элита тоже весело показана.-))) Но также показано - как в людях действует Христос - потому что нет искупления без Его участия - без Него Мистерия превращается в ФАРС, в балаганную пьеску. Другие Духовные Существа не могут преобразить падшего человека - в ЧЕЛОВЕКА, не могут придать смысл всему, что с Человеком происходит. Они всегда вносят оттенки, дают проявиться страстям и добродетелям, но никогда не собирают картину жизни полностью.

Фильм основан на романе Саймона Винчестера.«The Surgeon of Crowthorne», вышел только что, назван в прокате крайне неудачно, ещё раз подчеркну, посмотреть очень советую. Игру актеров оценивать не буду, но Сумасшедший удался вполне.
Особенно хороша Оксфордская профессура и методы лечения психов в 19 веке. Величие Духа главных героев , конечно, заметнее на этом прекрасном фоне. Все Маски сыграли свои роли.

Хороший Король никогда не отрекается от своего Дурака,  история завершилась красиво.