Колыбельная

Виктор Сургаев
               

      Некоторым  людям  свыше  дано  редкое  качество  досконально  помнить  свое  детство  даже  в  мельчайших  подробностях.  И  еще  с  колыбельки.  А  иногда  и  при  нахождении  в  утробе  матери.  Но  таких  людей – поистине  единицы.  К примеру,  вот  что  описывает  подобный  товарищ,  который, кстати,  впоследствии  стал  писателем.  И  об  этой  порядком  избитой  теме  говорилось  в  нашем  обществе  неоднократно.  Спорили  о  ней  и  серьезно,  и  также  нередко  задевали  в  стиле  юмористическом.  И именно  о  ней    поговорить  хочется,  для  удобства  изъясняясь  от  третьего  лица.
        К  великому  сожалению  мы,  родители,  думая  и  заботясь  о  благе  своих  маленьких  чад,  иногда  совершенно  не  ведаем,  что  творим.  И  вот  обыденный пример  из  нашей  жизни.  Любящая  мать  крохи  малыша  сидит  возле  детской  кроватки,  укладывая  сыночка  спать.  Что  в  таких  случаях  делает  любая  мать?  В  принципе,  отец – тоже.  Мамочка  нежным  голосом  поет  ему  всеми  нами  не  единожды  слышанную  «Колыбельную».  И  именно  ее  в  свое  время  для  мамы  также  пела  бабушка  малыша.  И  поет  мамочка  для  родного  сыночка  эту  колыбельную,  скорее  всего,  вообще  не  задумываясь  о  смысле  ею  исполняемого.  Ей  кажется,  это  ни  к  чему. 
        Ибо  ей  те  же  слова  напевала  мама.  Приведу  лишь  только  самые  первые  строчки  песенки.  «Баю,  баюшки,  баЮ,  не  ложись  ты  на  краю,  придет  серенький  волчок  и  ухватит  за  бочок…».  А  теперь  вы,  люди,    вдумайтесь  в  то,  как  искренне  любящая  свое  дитё  мать  столь  бездумно,  совершенно  не  вдаваясь  в  смысл  пропетого  ею,  буквально  «вкУривает»  в  неокрепшую  душу  ребенка  безотчетный  страх.  Нет,  не  то.  А  вселяет  в  нее  настоящий  неподдельный  ужас!  Разумеется,  у  мамы  и  в  мыслях  нет,  чтобы  творить  нечто  подобное!  Ей-то  пели.  Вот  и  она  напевает. 
        Но  ах,  как  хотелось  бы  узнать,  что  же  за  «народный»,  а  по-иному  и  не  выразишься,  «пиит» «сочинитель» додумался  произнести  первым  эти    «полные  любви  и  нежности»  слова  колыбельной  непосредственно  перед  засыпанием  совсем  маленького  еще  человечка?!  Ведь  в  данном  возрасте  мальчик  пока  очень  послушен,  и  он,  словно  губка,  впитывает  абсолютно  все, сказанное и  спетое  любимой  мамочкой.  А  что  именно  советует  она,  собираясь  сразу  же,  как  только  мальчик   прикроет  глаза,  покинуть  его,  оставив  одного?!  К  тому  же,  малыш  пока  не  знает,  кто  он  таков  есть,  этот  помянутый  мамой  загадочный,  но  жестокий  «волчок».
        Однако судя по намечающимся  близким  событиям,  если  ненасытный  зверь  собирается  «ухватить его за  бочок» - значит,  он  очень  нехороший  и  злой.  Но  ладно  еще,  что  мальчик  хотя  бы  хорошо  знаком  с  «краем»  постели,  так  как  сваливаться  с  нее  приходилось,  и  в  падении  тоже  нет  ничего хорошего…Мама же, увлекшаяся важным  делом  убаюкивания  сына,  вряд  ли  замечает  все  мелочи.  Например,  отчего  ее  малыш,  опасливо  поглядывая  в  дальний  темный  угол  комнаты,  на  всякий  случай  спешно  отодвигается подальше от страшного «края» постели, придвигаясь ближе  к  надежной  стеночке?  Мамочка  же  поет,  «не  ложись  ты  на  краю»?
        От  нее  ему,  напуганному  ожиданием  скорого  появления  «волчка»,    дальше  отступать  уже  некуда.  Ведь  именно  со  стороны  «края»,  со  слов  мамы,  злой  монстр.  Поэтому  мальчик  с  печальным  вздохом  обреченно  поворачивается,  подставляя  тот  самый  «бочок».  Да.  А  личиком  своим -   к  спасительной  стеночке. А  так  как маленький  человек  вообще  не  желает  видеть  эту  изголодавшуюся  тварь,  но  все  равно  вынужден  подставить  ей  беззащитный  свой  «бочок».  Ведь  для  него  самое  главное - не  видеть  зверя  воочию!  Но  что  теперь  сделаешь? 
        Матери  видней,  и  ей  лучше  знать,  что  надо  и  не  надо.  А  раз  так,  то  пусть  уж  «волчок»  этот  ненасытный  ест  его  «бочок»,  но  лучше  отвернуться  к  стенке,  чтобы  хотя  бы  не  видеть  злого  убийцу.  Пытаясь  защититься  тем,  что  есть  под  рукой,  трепещущий  малыш  натягивает  на  себя  одеяло.  Да.  Хоть  им  прикрыть  свой  беззащитный  «бочок»  и  спину  от  жаждущего  «ухватить»  зверя.  Мамочка,  заметив  возню  сыночка,  и  думая  о  сквозняках,  помогает  укутаться,  и  подтыкает  под  мальчика  одеяло.  И  малыш  рад.  Мама  тоже  заботится  о  его  безопасности. 
        Только  вот  почему  лишь  этим  не  очень-то  надежным  «одеяльным  способом»?  Может  быть,  она  даже  и  сама  бессильна  перед  ужасным  чудовищем?!  От  безотчетного  страха  малыш  крепко  зажмуривается,  а    мать  радуется.  Ну,  вот,  он  глазоньки  свои  закрыл.  Ах,  какая  она  дока,  снова  сумев  быстро  убаюкать  сына  вспомнившейся  ей  дня  три  назад вот  этой шикарной  колыбельной  песенкой,  которую  напевала  ей  в  детстве  родная  мамочка!  Засыпает,  хорошо  засыпает. Зато  испуганный  страшной  песней  мальчик  прекрасно  знает  о  последующих  неважных  событиях. 
        Для  него,  конечно…Его  мама  сейчас  просто-напросто  уйдет,  как  это  бывает  и  всегда.  И  она  снова  уйдет,  оставив  его  одного  на  произвол  судьбы…И  малыш  обреченно  вздыхает, снова  ожидая  вполне  возможного  появления  неистового  «волчка»,  готового  ухватить  за  «бочок»,  и  сразу же  впиться!  И  никакая  ему  теперь  не  защитница  мамочка!  Покинет  она  его  до  самого  утра,  оставив  наедине  с  неведомым,  и,  чувствуется,  безжалостным зверем «волчком». И  опять,  как  это  было  и  вчера,  и  ранее,  у  малыша  появляется  неприязненное  отношение,  и  ведь  даже  злость  на  оставившую  его  мать.  Зато  непроизвольно  возникает  чувство  ненависти  к  ненасытному,  где-то  рядом  затаившемуся  проклятому  «волчку». 
        И  если  бы  дитя  умело  внятно  говорить!  Тогда  мальчик  обязательно  спросил  бы  свою  мамочку: ну,  за  что  она  его  так-то  пытает,  а?!  В  чем  он  провинился  перед  ней?  Ведь  подоткнутое  ею  одеяло  вряд  ли  спасет  его от ужасной пасти, ибо умеет  накрываться  сам.  И  крепнет  недовольство  мамой,  а  в  детской головенке  постепенно пробуждается, зреет  настоящая  ненависть.  Нет,  пока  не  к  маме,  оставляющей  его  одного,  а  к  пока  еще  незнакомому  врагу  в  лице  «волчка».  Мальчику,  естественно,  страшно,  но  рожденный  для  жизни,  и  хотя  и  достаточно  не  защищенный  родной  мамой,  он,  тем  не  менее,  вот  просто  так,  без  борьбы,  из-за  какой-то,  пускай  и  страшной  твари,  ни  в  коей  мере  уйти  из  подаренной  ему  жизни  отнюдь  не  собирается!
        И  он  намерен  защищаться  сам!  До  слез  жалея  о  неумении  ходить  ножками,  малыш  потихоньку,  чтобы  не  разбудить  мать,  могущую  ему  помешать,  медленно,  но  упорно  ползет  на  кухню.  Ну,  да,  за  оружием!  Поднявшись с помощью стула  на  ножки,  осмелевший  малыш  дотягивается  до  лежащего  на  столе  кухонного  ножа,  и  затем  по-пластунски,  соблюдая  меры  предосторожности,  благополучно  доползает  до  спаленки.  С  трудом  прикрывает  дверь,  на  цыпочках  дотягивается  до  защелки  и  закрывается.  Для  вящей  надежности,  тяжело  пыхтя,  он  приставляет  к  двери  еще  и  тяжеленный  табурет,  и  только  тогда  облегченно  вздохнув,  ложится.
        И  свое  единственное,  но,  по  его  понятиям,  мощное  оружие  для  самозащиты  Кладет  он  под  подушку.  Теперь  держись,  тварь  «волчок»!  А  на  всякий  случай  мальчик  накрывается  еще  и  своей  второй  защитой,  одеялом,  с  головой.  Порядком  устав  от  непривычных  забот,  столь  рано  свалившихся  на  его  неокрепшие  детские  плечи,  засыпает,  бедненький,  чутким  сном  маленького  охотника,  вздрагивая  от  малейшего  шороха.  И  с  великим  нетерпением  ожидая  спасительного  рассвета. 
        И  весьма  сомнительно,  что  утром бурей  ворвавшаяся  мать,  вышибив  защелку,  опрокинув  табурет,  увидев  еще  и  огромный  кухонный  нож,  так  сразу  и  додумается  о  действительных  причинах  совершенного  ее  совсем  еще  маленьким  сыночком… Ибо  без  помощи  детского  психолога вряд  ли  обойтись.  Мальчик-то  практически  не  говорит? Но  умная,  дотошная  мать  постепенно  обязательно  разберется, что к чему.  А  вдруг  не  сможет,  и  что  тогда?  Если  расстроенная  мать  не  поймет,  посчитав  происшедшее  за  некую  шалость,  то  она  может  еще,  вдобавок,  и  наказать  за  это? 
         К  примеру,  если  взбешенной  мамочкой  малыша происшедшее  будет  воспринято  именно  как  хулиганство  с  устройством  «баррикад»,  да  еще  и  с  «ножичком»?  И  строго  накажет  безвинного  дитя?  Но,  в  таком  случае,  пути  дальнейшего  развития  мальчика,  как  личности  нормальной,  будут неисповедимы? Так  ведь?  Между  прочим, небезызвестный  Чикатило  был  ведь  совсем  даже  и  неплохим  педагогом,  и  мужем,  и  даже  отцом  троих,  кажется,  детей.  Поэтому  песенный  репертуар  перед  укладыванием  детей  (любого,  кстати,  возраста!),  подбирать  необходимо  заранее.
        Да-да, господа  россияне! Чтобы ненароком «не  наломать  дров»  в  деле  воспитания  своих  любимых  чад.  Наверное,  не  столь  уж  и  сложно  хотя  бы  мысленно,  перед  тем,  как  «заступить  на  пост  к  кроватке»,  кратко   продумать  смысл и  содержание  планируемого  родителями  «музыкального  произведения». Или же сказки, стихотворения, басни.  Будет  очень  полезно    вникнуть  в  саму  суть  её.  А  правильно  ли  мы  будем  поняты  нашими  маленькими,  но  буквально  всё-всё  впитывающими  в  себя  слушателями?  Тем  более,  что  мы,  родители,  или  дедушки  с  бабушками, отнюдь  не  впервые  ведь  собираемся  спеть  какую-нибудь убаюкивающую песенку.  Или  сказку  рассказать,  беседу  ли  с  наследником  провести.  Правильно?