Мы видим не мир, а содержание своего ума

Пётр Шубин
«Мы видим не мир , а содержание своего ума.» Первым сказал Миларепа. Повторил эту мысль Лама Оле Нидал.

Эта мысль не нова, вот как она трактуется в Талмуде: «Мы видим все не таким, каким оно есть – мы видим все таким, какие мы есть.»
В Библии- Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
  Тит.1:15
 
Широко известны слова: «Всё, что вы видите во мне — это не моё, это ваше... Моё — это то, что я вижу в вас.» Эрих Мария Ремарк
 
«Вы смотрите либо глазами страха, либо глазами любви. Страх видит ложь и уродство во
всём, для любви же всё истинно и прекрасно.» 
Аму Мом

Всему ища вину вовне,
Я злился так, что лез из кожи,
А что вина всегда во мне,
Я догадался много позже.
И.Губерман

Суть всех этих мудрых выражений в том, что мир это зеркало, в котором каждый видит себя.
Люди же ведут себя как сумасшедшие, они грубы, не сдержаны и  уверены в  глубине своих познаний.
  Как я пришёл к этому выводу?- очень просто , через общение с человеком страдающим старческой  деменцией, близким мне человеком, матерью моей жены, а по-простому тёщей. Так уж случилось, что на нашу долю выпало познать деменцию, а как с ней жить, мы учимся каждый день, набираемся удивительно полезного опыта.

   Деме;нция (лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков.
   
 На мой взгляд, так мы все в  деменции, в большей или меньшей степени. Пока мы не осознаны- мы не ведаем что творим,  мы безумствуем независимо от возраста. Сводки, о совершённых преступлениях, почти всегда поражают своим безумием и могут сравниться лишь с кошмарным сном. Симптомы деменции ; повышенная раздражительность; разлад в межличностном общении; агрессия;  ненависть к окружающему миру. Мы судим всех, обвиняем в смертных грехах, принимая свою модель поведения за образец нравственной чистоты — разве это не безумие?
А кто сегодня уравновешен, кто  осознан и спокоен, кто пребывает в гармонии с собой и миром? Если уж быть до конца честными перед собой?

Моей тёще 93 года. она была прекрасным человеком, богобоязненным и очень доброжелательным. Она обладала удивительной способностью не надоедать, быть незаметной и в тоже время чуткой и внимательной, щедрой, благоразумной. До  90 лет обожала читать Евангелие, ни минуты не сидела без дел. Любила разгадывать кроссворды...
  Но случился инсульт и на неё стало находить временами, с определённой периодичностью, безумие. В эти моменты она становилась невыносимой из неё извергалось всё, что мы всегда называем человеческими  пороками - грубость, жадность,  эгоизм и панический страх, я бы сказал,  ужас перед своими фантазиями. Все свои пороки она объясняет поступившими ей неведомо от кого командами; сжечь все фото, порвать на клочки платья, выкинуть вещи, продать квартиру — перечень бесконечен и не отличается оригинальностью. Но, особенно часто проблемы связаны с деньгами, грехами, собственностью, вещами.

 Самым удивительным для меня было то, что она, при разговоре с дочерью, общалась ещё  с как бы  присутствующими  здесь же другим лицам, которые практически руководили её действиями. Она старалась выполнять все их требования. 
  Дочь говорит, что здесь только я и никого другого нет, а она ей отвечает на это-"ты не видишь, вон они на потолке сидят". « Ты не знаешь, делай,что  я тебе говорю, ты сумасшедшая.»

  Благодарю Всевышнего, что мы с женой были готовы спокойно принимать эту, очень непростую ситуацию, нам хватило ума, или  скорее любви, осознанности, чтобы воспринимать весь  бред  с пониманием, что пожилая женщина, близкий нам человек, себе  не принадлежит, она живёт в своей, совершенно не понятной нам реальности. Мы смогли увидеть в ней ребёнка,  очень маленького, нуждающегося в нашем внимании и заботе. 

Самое главное, что мы  владеем собой, мы спокойны и уравновешены, хотя многим этот экзамен оказался не по зубам, мы не убили в себе человека.

Мне как -то попала на глаза замечательная мысль от Демокрита: «Глупцы желают жить, боясь смерти, вместо того, чтобы бояться старости.»
  Как по-моему,  пока мы не боимся ни того ни другого, мы осознанны и живём в гармонии с собой и миром.
 Нет ни умных, ни дураков, есть только проявление специфических особенностей каждого индивида, которыми они подчёркивают свою уникальность, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах. Я нашёл подтверждение этому у великого мыслителя Аристотеля, он говорил:"Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия."
 Ну, если примеси безумия у великих, то простым умам на что надеяться? На мой взгляд, всегда, раньше, во времена Будды , Аристотеля и др.  и сегодня, в учениях современных великих Просветлённых, речь шла об осознанности, способности осознавать себя  и свой мир.   
 
 Продолжение здесь http://www.proza.ru/2019/06/06/1047