Скифы - имя собирательное ч. 1

Мы - те, об ком шептали в старину,
С невольной дрожью, эллинские мифы:
Народ, взлюбивший буйство и войну...

Историк Л.Н. Гумилёв писал, что народы, как и люди, рождаются, стареют и умирают. Средняя продолжительность жизни народа - 13-14 веков. Нет больше скифов, лютичей, печенегов... И современные египтяне - это не тот народ, который строил пирамиды. Они изменились после завоевания Египта арабами, но название осталось. А говоря о китайцах, мы подразумеваем 5 или 6 народов, сменявших друг друга на одной земле в течение тысяч лет. Многие народы исчезли с лица земли за время существования человечества. Некоторые были истреблены, это грустно, но в этом нет ничего загадочного.

В отношении народонаселения Европы единого мнения среди учёных нет. Одни считают, что предки арийцев, к которым относятся славяне и европейцы, вышли из Азии и через Малую Азию проникли на Балканы, в Причерноморье и Приднепровские степи и далее на север Европы. Они образовали шесть арийских народностей Европы – греки, латыны, кельты, германцы, литовцы, славяне, а племена, оставшиеся в Азии, образовали индоиранскую народность. Другие учёные полагают, что корни арийских племён следует искать в Европе: одна ветвь арийцев через Кавказ проникла в Азию и образовала индоиранскую народность. Сторонники продвижения арийцев с востока на запад и сторонники движения этих племён с запада на восток не приходят к общему мнению и противоборствуют. Начиная с V тысячелетия до новой эры, на Днепре, в Причерноморье, Приазовье, на Сев. Кавказе и на Дону проживали арийские племена, прародители юго-восточных славян. Внутренняя организация общества у них покоилась на свободе, равенстве, братстве, выборном начале и запрете использования чужого труда. Следует, однако отметить, что Великая равнина не ограничивается Уральскими горами. Они лишь разделяют её на европейскую и азиатскую части. Сама же Великая равнина простирается от Днестра до границ Китая и Тихого океана. С севера она ограничивается негостеприимными, полными опасностями землями, покрытыми гибельными болотами, обширными лесами и дикой тундрой, а на юге – Индийским океаном. Великая равнина образует единое, географически целое природное пастбище, но в Азии в него вторгаются горные цепи Памира, Тянь-Шаня и Алтая. Естественными преградами служат так же Чёрное и Каспийское моря и горы Кавказа. Эта равнина была обитаема с древнейших времён. В то время как в европейской части Великой степи (Дикого поля) прочно обосновались древние русы-арийцы, в её азиатской части жили десятки народов со своими культурами и верованиями.

Здесь проходили торговые пути и, сменяя друг друга, двигались цивилизации. А в более позднее время в этих землях возникла Великая Скифия. И прежде, чем начать о ней повествование, поговорим вкратце о русах. В 1994 г. русский учёный Д.В. Кандыба впервые в мире, как он утверждает, опубликовал особую секретную, тысячи лет передающуюся только по тайной устной Ведической традиции, историю великого русского народа. Исходя из неё племена древних русов пришли из Аравии (верховье р. Тигр) на север Балкан через Малую Азию, расселились по территории Европы, а затем переселились в Азию через Урал и Кавказ. Произошло это около 25 тыс. лет тому назад. Ветвь русов, переселявшаяся в Азию через Урал, утеряна, а племена, перешедшие через Кавказ, осели в Иране и Индии. Девять тыс. лет тому назад в районе Сев. Причерноморья, Приднестровья и Карпат создана русская письменность и написана «Влесова (Велесова) книга» - первая письменная история древних русов. Древние русы-арийцы были воинами высокими, темнокожими и темноглазыми. У них царил культ предков, которым воздвигались огромные жертвенные камни. Храмов не было, их заменяли холмы, на вершинах которых втыкался меч. Ему они молились и поклонялись, а у множества богов искали только поддержки. Перун – бог грома был самым главным и могущественным. Дажбог ведал счастьем и богатством. Сторожич был богом огня и т.д. Древние русы верили, что они не умирают, а уходят в иной мир - рай, где люди живут в цветущих садах, поют песни, веселятся. Тело сжигали на костре, а пепел клали в кувшин, закапывали его и насыпали высокую могилу. На ней устанавливали столб с именем покойного, по которому родственники ежегодно справляли тризну. Вера древних русов была в полной гармонии со средой обитания. Все праздники были привязаны астрологически к временам года, что делало жизнь человека согласованной с небесным влиянием светил.

Отношения с богами были простыми, доброжелательными. Обращаться к ним можно было где угодно и когда угодно. Древние русы (а позднее и славяне) в отношениях с соплеменниками и не только, были справедливыми и гостеприимными. Итак, Скифы. Что это за такой загадочный народ, чья история полностью не раскрылась пока ни одному исследователю? Определимся сначала с самим словом «скифы». Оно греческого происхождения, иными словами это «прозвище» степных кочевых народов. Означало примерно то же, что и «варвар» в римской империи - некультурный, необразованный, тёмный человек. Но стоит отметить, что у греков в варварах ходили очень многие народы. Например, числились подданные огромной Персидской Империи, которых неграмотными и некультурными назвать – язык не повернётся. Основным признаком варварства (особенно для «скифов») греки видели привычку употреблять вино, не разбавляя его водой. Привыкшие к нектару эллины считали некультурным употребление «чистого» напитка. То есть греки подходили к вопросу цивилизованности просто: живёшь как грек - молодец, культурный человек. Говоришь непонятно, одежда другая, обычаи другие – ты дикарь. Таким образом, «скифами» (то есть варварами) греки называли всех, кто жил к востоку и юго-востоку от Эллады (вплоть до Прибайкалья) и о ком греки имели весьма смутное представление. Само собой, что в последствии понимание слова «скифы» было изменено, в том числе и самими скифами, которые делом доказали, что они отнюдь не грязные и неграмотные дикари. Постепенно по мере накопления информации о степных народах у соседей, слово «скиф» потеряло свой первоначальный смысл, но закрепилось как название народа. Такое в истории случалось сплошь и рядом. Римские легионеры, встретив в Европе племена крикливых и заносчивых воинов, одетых в разноцветные одежды (одни полосатые штаны чего стоили), сразу окрестили их «петухами», что на языке Рима звучало как «Галлы».

Сами германские племена промеж себя величали народ, одним из последних высадившийся в Центральной Европе (переправившись через «балтийский океан»), весьма незамысловато: «Ленивцы», или по-ихнему по-германски – «Гепиды».  И так далее... Сами скифы называли себя, естественно, иначе. Что не мешало остальным по старой привычке называть их скифами. Многие учёные в древней Греции считали скифов самым древним народом в мире, и этого никто не оспаривал. Римский историк Трог Помпей в I в. до н.э. в своих записях отмечал, что таковыми их всегда считали все, кроме египтян. Их доводы сводились к тому, что скифы не создали своей государственности раньше них. Может быть у египтян было иное представление о государственности, чем у скифов или они были обижены на них за то, что те оказались сильнее египтян и им пришлось откупаться от скифов. Однако к X в. до н.э. скифские племена контролировали огромную территорию, по площади сравнимую с Великой Монгольской Империей, населённую различными народами и удержать за собой это пространство, не имея государственности, вряд ли было возможно. Скифы не имели своей письменности и не чеканили монеты. Сведения в справочниках о них ограничены немногими строками. Исследователям приходилось черпать информацию из материалов раскопок могил, из немногих случайных упоминаниях в письменных исторических документах их современников: китайцев, ассирийцев, иудеев или греков. К примеру, древнегреческий путешественник и писатель Геродот посвятил скифам 4-й том своей «Великой истории», однако в ней наряду с достоверными данными, столько всяких небылиц о скифах, что это вызывает вполне обоснованное недоверие историков. Исходной точкой для скифов принято считать XVII в. до н. э., когда первые индоевропейские племена достигли р. Енисей, а затем продвинулись к западу от Алтая до Кавказа.

В европейской части равнины скифы появились только в VII в. до н.э. и, считается, что они вытеснили отсюда киммерийцев. Однако подробности этого вытеснения весьма запутаны и противоречивы. Греки, например, киммерийцев считали тоже скифами. Ассирийцы полагали, что и те, и другие один и тот же народ. К такому же мнению, в результате исследования, пришёл и восточный языковед П.К. Услар. Сами скифы считали, что первый человек-скиф – Таргитай, сын Бога Небес Зевса и полуженщины-полузмеи Борисфены - дочери р. Днепр, появился на её берегах в XV в. до н.э. У них родилось трое сыновей: Арпоксай, Липоксай и Колаксай. Старший из них (Липоксай) стал родоначальником скифов-авхатов. Траспии и катиары произошли от Арпоксая. А от Колаксая, младшего сына, - царственные паралаты. Эти племена все вместе называются сколотами, а скифами их стали именовать греки. Всю территорию Скифии Колаксай сначала разделил на три царства, которые достались его сыновьям. Одно из них, то, где хранилось золото, он сделал наибольшим. Область, находящаяся к северу от этих земель, покрыта снегами. Около I тысячелетия до н. э. возникли скифские царства. Это было время Прометея. Геродот рассказал вкратце и вторую легенду о происхождении Скифии. Геракл встретил в Причерноморье (в пещере земли Гилея) необычную женщину. Её нижняя часть была змеиной. Три сына родилось от их супружества – Агафирс, Скиф и Гелон. От одного из них и произошли скифы. Безусловно, нельзя считать историей народов Скифии легенды о родословной царей. Считается, что история этих племен имеет корни в Атлантиде, древней цивилизации. В эту империю входили, кроме острова в Атлантическом океане, где была расположена столица (Платон описал её в диалогах «Критий» и «Тимей»), земли на северо-западе Африки, а также Гренландии, Америки, Скандинавии и северной части России.

К ней же относились и все области, находившиеся вокруг Северного географического полюса. Расположенные здесь островные земли именовались Средиземьем. Их населяли далекие предки азиатских и европейских народов. На карте Г. Меркатора, относящейся к 1565 г., представлены эти острова. Открытым остаётся и вопрос о том, как скифы заселяли Великую евразийскую равнину, с востока на запад или наоборот. Но, так или иначе, уже в XVII-XV вв. до н.э. Великая Степь от Дуная до Охотского моря была густо заселена скифами и родственными им племенами. Продолжая расширять свои пределы, скифы вместе с киммерийцами в VII в. до н.э. преодолели Кавказские горы и вторглись на территорию Передней Азии. Скифы продвинулись в Малую Азию, дошли до двуречья на Аравийском полуострове. Достигли берегов Индийского океана и, наконец, пройдя через Сирию и Иудею, вторглись в Египет (611 г. до н.э.). Царь Псаматек (Псамметих), не желая подвергать страну разорению, решил откупиться. Он встретил скифов с богатыми дарами и мольбами, упросил не идти дальше. Скифы вняли его просьбе и повернули обратно. Господство скифов в этом регионе не было продолжительным. Вначале мидийцы вытеснили киммерийцев через Малую Азию и те, отступая совершенно разрушили Фригию, затем опустошили Лидию (гос-во в центр. части Малой Азии, столицей которого были Сарды. Независимой Лидия существовала, вероятно, с начала VII в. до н.э. Последний царь Крез был низложен персами во главе с Киром Великим в 546 до н.э.), разграбили греческие прибрежные города и растворились среди местных народов. Затем мидийцы вступили в союз с вавилонянами и совместными силами уничтожили некогда могучую империю ассирийцев. Мидийцы быстро взяли власть в свои руки и постепенно, но настойчиво и уверено, оттеснили скифов через всю Азию до того места, откуда те когда-то начали своё вторжение в Персию.

Ценой за милосердие, проявленное мидийцами, было их мудрое требование, чтобы какая-то часть скифов осталась на поселении в местности (провинции) Луристан, с целью организации обучения отрядов конников для своей армии. Часть скифов осела в Закавказье, другие ушли в степи между Каспийским и Аральским морями, а основная масса скифов вернулась в степи Сев. Причерноморья и Приазовья. Таким образом, к VI в. до н.э. скифы были вытеснены из Малой и Передней Азии, но зато прочно укрепились на степном пространстве от Днестра до Китайских рубежей. На Южном Урале появились скифские племена савроматов, а в Средней Азии, в степях, примыкающих к морям (Каспий и Арал, проживали массагеты или Великая сакская (скифская) орда. В районе озера Балхаш и в Семиречье обитали скифские племена саков. Западная Сибирь и Алтай были также густо заселены скифами и родственными им племенами. Часть скифов проникла в Северную Индию, а несколько племён оказались на Тибете, где проживают и до сих пор под названием Тибетские скифы. Скифы были необузданным народом, получавшим удовольствие от войны. Они образовывали хорошо организованные общины, с повышенной дисциплиной, подчинением своим вождям и готовностью выступить в поход в короткий период времени. Скифы одни из первых (если не первые) стали использовать лошадь для верховой езды и в совершенстве владели конём и оружием. Их отвага в бою вызывала озабоченность могущественных царств: Ассирии, Мидии и Парфии (в древности территория, расположенная к юго-востоку от Каспийского моря). С VI в. до н.э., до завоевания её Александром Македонским, Парфия числилась провинцией державы Ахеменидов, затем входила в состав государства Селевкидов. С 250 до н.э. по 227 г. на территории Парфии существовало Парфянское царство. По мере того, как приходило в упадок государство Селевкидов, сама Парфия крепла и расширялась.

В период своего наибольшего расцвета Парфянское царство простиралось от Вавилонии через Иран до долины Инда. Парфянское царство прекратило свое существование около 227 г., когда возникло государство Сасанидов. Воины с лёгкостью совершали набеги в чужие земли, но напасть на скифскую территорию никто не отваживался. И однажды нашёлся полководец Дарий Великий. Происходил из царского рода Ахеменидов и уже при правителе Кире занимал выдающееся положение. Несмотря на свою дальновидность, Дарий – сын Гистаспа, не избежал общего недостатка восточных монархов – стремления к расширению и без того уже обширного и шитого белыми нитками государства. Он вознамерился завоевать и совсем разорить Грецию, но вначале решил отрезать её от жизненно важных ресурсов, то есть перекрыть поставки древесины с Балкан и зерна из Скифии. Один из самых могущественных правителей мировой истории - персидский царь Дарий (549-486 гг. до н.э.), покорил гетов, переправился через Босфорский пролив, прошёл через Фракию (обширная область между Эгейским, Чёрным морями и Дунаем, населённая воинственным племенем), Лемнос, Имброс, затем форсировал р. Истр (Дунай) и вторгся с 800 тыс. армией в 513 г. до н.э. в пределы причерноморской Скифии. Этот поход стал большим промахом царя Дария. Скифы в одиночку противостоять такому большому войску персов в открытом бою не могли, поэтому обратились за помощью к соседям. Однако северяне предпочли не ввязываться в сражение, надеясь, что очередь до них не дойдёт. Оставшись один на один с грозным противником скифы прибегли к тактике выжженной земли. Они не вступали в открытый бой и всё время отходили в глубь страны, разрушая колодцы и не оставляя врагу ни продовольствия, ни фуража. Дарий искал коварных скифов, жаждая сражения, но перед ним простиралась только бескрайняя, неприветливая и безлюдная степь, манящая своей далью. Персы переправились через Дон и двинулись к Волге.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2019/05/30/1203   


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.