Попытка искушения. Продолжение следует

Магда Кешишева
   Бывают в жизни моменты, когда противиться искушению просто грешно.
                \Гарри Гаррисон\               
               
   Письмо другу.

   Дорогой мой человек, здравствуй!
   Я исчерпала все доводы, пытаясь убедить тебя приехать в мой розовый город. Знаю я, как нелегко тебя в чём - то убедить. Мне казалось(святая невинность!), что одно то, что здесь живу Я, ты примчишься первым самолётом... Не случилось...
   Попытаюсь ешё раз. Зная твоё отношение ко всему красивому, оригинальному, ни на что не похожему, неординарному, обещаю тебе неповторимые впечатления. Поверь - это станет приятным воспоминанием на долгие годы и, кто знает, возможно, тебе захочется повторения.

   Читаешь, вздыхаешь и думаешь - вступление затянулось. Я прошу прощения и начинаю "искушать". Итак, ты превозмог лень, а, может быть, захотел новизны (заметь, я не сказала "соскучился") и купил билет. Конечно, это бизнес класс! Тебе во всём необходим комфорт и персональное внимание. А вот сейчас ты усмехаешься. Что, хорошо я тебя знаю? Ещё бы ... не забыла ...
   Не буду, не буду, не ёрзай ты так!

   Представь себе дивное ереванское утро: голубое небо, быстрые стрижи чертят что - то в  воздухе, щедрое солнце не жжёт, а нежно ласкает, тополя машут зелёными ветками... Ты проснулся, принял душ, доверил себя мягкому халату и, повинуясь моему - "Прошу к столу!" сел напротив...
  - Подойди к окну, посмотри...
  Ты смотришь на открывающийся из окна вид, и на мгновенье теряешь дар речи.
  - Ну, как, впечатляет?
  Ты смотришь на белую вершину библейского Арарата, качаешь головой и медленно произносишь:
  - Невероятно ... не думал, что это ТАК красиво ...
  - Красиво, и я каждый день любуюсь этой красотой. А, знаешь, Арарат не каждому позволяет собой любоваться.
  - То есть?
  - Николаю I Арарат "не захотел" показать своей красоты, когда царь в 1837 году, приехав в Ереван, в течение трёх дней ждал, когда же это случиться. Государь негодовал: - "Да сними же наконец свою шапку и поклонись своему государю!" Но гора не привыкла кланяться никому. Он написал в дневнике, что  "отдал свой долг визита святой горе, но  она закрылась от меня, и я её не увидел;  не знаю, сможет ли она сама видеть меня в другой раз".
  - Каков! Царь... ничего не скажешь...
  - Но Арарат "дал ему шанс".
  - Как это?
  - Когда государь возвращался в столицу, Арарат открылся, но обиженный Николай  не обернулся. Знаешь, что он сказал?
  - Трудно говорить за царя.
  - Он сказал: -"Если Арарат не обернул лица в Государю Российскому, то и Нам не пристало оборачиаться к нему лицом".
   А Александру Сергеевичу Арарат открылся, приведя Пушкина в восторг. Он восхищённо смотрел и повторял - "Прекрасно ... прекрасно!"

   Как я надеюсь вместе с тобой любоваться Араратом!

   А вечером мы непременно отправимся к подножью горы Арагац, чтобы посмотреть на очередное чудо - четырёхкрылый крест высотой 33 метра, состоящий из разного размера 1712 крестов. О нём я писала(http:///www.proza.ru/2016/09/11/1917), ты прочёл и сказал, что "интересно бы посмотреть". За чем же дело стало?! Я жду.

   Позволь задать тебе вопрос: - Скажи, что общего между словами - Огюст Роден, Франция, Армения, Жюль Лепаж - Бастьен?
   Слышу твой ироничный голос: - Интеллектом давишь?
  - Нет, не давлю, но хочу ... дополнить твой интеллект. У нас, в Ереване, много французского. Не понял? Сейчас поймёшь.
   Великий Роден входил в группу "Арменофилов", которые в своё время осудили действия правительства Османской империи против армян.
   В 2006 году тогдашний президент Франции Жак Ширак посетил Армению с официальныи визитом. В честь этого визита небольшая площадь Еревана, перед Большим Залом Филармонии, была названа "Плошадью Франции". Прошло пять лет. Теперь уже новый президент Франции, Николя Саркози, приехал в Ереван с подарком "от Родена".

   Роден был дружен с художником - натуралистом Бастьеном и создал его скульптуру в бронзе. Небольшая скульптура художника во весь рост - с палитрой и кистью в руках - установлена на пл.Франции. Но, друг мой, к ней нельзя подойти. И знаешь, почему? Стоит она в середине круглой клумбы в центре площади, на кольцевой, по которой с четырёх сторон днём и ночью оживлённое движение городского и частного транспотра. Так что, "видит око", да не дотянуться. Слышу, слышу твой удивлённый вопрос: - "Если скульптура небольшая, зачем не поместили её в Картинную галерею города, а поставили там, где нельзя подойти, рассмотреть вблизи, может быть, сфотографироваться". Ну, во - первых стоит она на пл.Франции, а, во - вторых, решение  "сильных мира сего" не оспаривается.

   Отсюда мы с тобой пойдём на уютную пл. Шарля Азнавура, в кафе "Паризян сурч" ("Парижский кофе"). Я знаю твою любовь к "чёрному, как ночь, и крепкому, как поцелуй" кофе. Думаю, ты доволен. Закрываю глаза и вижу, с каким наслаждением, медленно смакуя, ты закуриваешь, слегка откинувшись на спинку мягкого дивана.

   Ты знаешь отношение армян к книге, к своему алфавиту. Не могу сказать, кому пришла в голову мысль создать в городе некую аллею "Парада армянского алфавита" но это прекрасно! Буквы из нержавеющей стали, с использованием армянских арнаментов, в рамках, стоят рядом с "Матенадараном", музеем - институтом древних рукописей. Особенно красива аллея в вечернее время, когда буквы освещены. Мы с тобой медленно пройдёмся вдоль аллеи прохладным ереванским вечером.

   Ты когда - то был страстным поклонником футбола, не пропускал ни одного матча любимого "Динамо". Поэтому я покажу тебе интересный памятник игрокам знаменитого, обожаемого ереванцами футбольного клуба "Арарат". Вспомни, как ликовала Армения в 1973 году, когда любимая команда стала чемпионом СССР и обладателем Кубка СССР. Сегодня  герои той команды стоят, недалеко от стадиона "Раздан", видевшего триумф команды, положив руки друг другу на плечи. Здесь всегда много людей, особенно отцов с сыновьями.

   Неужели я ещё не "соблазнила" тебя, друг мой?! Напоследок - ещё два места, куда я приведу тебя. Это - мои главные козыри: музей Параджанова и ... Об этом скажу позже.
   Предвижу вопрос: - Удивительно: Сергей Параджанов никогда не жил в Армении, дом, где он работал и принимал многочисленных гостей и друзей, был в Тбилиси, жил он и в Киеве. Почему же музей в Ереване?!
   Отвечаю: во - первых, Параджанов армянин, великий армянин, а не только всемирно известный  кинорежиссёр и разносторонне одарённый художник. Во - вторых, это было его желание. Ещё при жизни многое из Тбилиси было перевезено в Ереван.

   Говорить что - то о музее лишено смысла. Есть вещи, которые надо просто увидеть. Уже само двухэтажное, "тбилисское" здание с резным деревянным балконом, нависшее над ущельем, с абрикосовым деревом в небольшом дворе, производят непередаваемое впечатление. Я не говорю уже о том необычном, что ждёт нас внутри.

   Теперь, дорогой мой человек, то, о чём обещала сказать "позже". Не знаю, есть ли в Израиле памятник жертвам Геноцида 20 века, а в нашей столице  есть памятник жертвам Холокоста(он - на фотографии). Когда - то здесь был мемориальный камень жертвам Холокоста. Сегодня, в центре города, в парке, на низком постаменте, среди зелени, стоят две скромные стеллы с обрубленными верхушками, между которыми "горит" металлический огонь. Срезы стелл, если представить себе, что их наложили одну на другую, дают картину шестиконечной Звезды Давида. На стеллах надписи - на армянском и иврите: 
         Жертвам Холокоста и Геноцида. Жить, не забывая.

   Такой вот памятник - напоминание о сходстве судеб двух народов.
   А были же времена в нашей стране, когда всё, что касается евреев, вызывало негативное отношение. Через несколько лет после окончания ВОВ в стране "процветал" космополитизм, имеющий непрекрытый антисемистский характер. И именно тогда в Москву приехал известный американский чернокожий певец Поль Робсон. Он был влюблён в Россию и выступал за дружбу СССР и Америки. В репертуаре певца, который, кстати, пел на 25 языках, были английские, негритянские и еврейские песни. Соответствующие органы ему сказали, что еврейские песни петь не надо, так как у нас мало евреев. Робсон выслушал и задал вопрос: - "А негров много?" Интересно, какой ему дали ответ?

   Не могу не показать тебе ещё один мемориал, скульптура памяти жертв Геноцида езидов в Ираке,в апреле 2014 года, в результате которого погибли более 5-ти тысяч человек.
   Под сенью скрывающегося за луной солнца, символа езидов, сидит женщина с младенцем на руках. Женщина олицетворяет народ, а младенец - будущее, хранимое заботливыми руками матери. Сбоку, символизируя возвращение езидов на Родину - стая журавлей...

   И под занавес - десерт, главное "блюдо", поездка в Карабах. В этот райский уголок, где всё - яркие ковры трав и полевых цветов, над которыми порхают бабочки и несуетливые пчёлы, говорливые  реки, старинные замки и мосты, красивые, радушные люди, сам воздух - радует глаз и ласкает душу. А ещё ты узнаешь, что такое "женгялов хац", исконно карабахский хлеб, который готовят на твоих глазах. Это - особый хлеб, вернее - тонкая лепёшка с начинкой их разных, до 25-30 видов зелени. Весь процесс ты увидишь: как тонко раскатывается лепёшка, какое количество мелко рубленой зелени умелой рукой равномерно укладывается на лепёшку, как обжаривается она на специальной, расколённой  жаровне - "садж". А аромат так дурманит, что, не дожидаясь, когда лепёшка немного остынет, обжигаясь, спешишь её отведать.

   Ну, как? Можно тебя ждать? Вспомни строки Губермана, с которыми ты согласился, и после которых мы встретились в твоей волшебной стране:
            Звоните поздней ночью мне, друзья,
            Не бойтесь помешать и разбудить,
            Кошмарно близок час, когда нельзя
            И некуда нам будет позвонить.
   Звонок всегда радует, но иногда так хочется живого общения, тепла рук, взгляда - глаза в глаза, вечного - "А помнишь?"

   Знаешь, я умолчала о том главном, что вызывает улыбку каждого, что доставляет несказанное удовольствие и наслаждение. То, к чему никто не остаётся равнодушным и, уезжая, вспоминает и скучает. Это - нечто такое, о чём хочется говорить отдельно. Но - в другой раз.