Размышления с гариками об антисемиситуации в Укр

Нил Крас
РАЗМЫШЛЕНИЯ С "ГАРИКАМИ" ОБ АНТИСЕМИСИТУАЦИИ В УКРАИНЕ


Враги мои, бедняги, нету дня,
чтоб я вас не задел, мелькая мимо;
не мучайтесь, увидевши меня:
я жив ещё, но это поправимо.

                *

Без жалости я трачу много дней,
распутывая мысленную нить,
я истину ловлю, чтобы над ней
немедленно насмешку учинить.            
               

«Гарики» - оригинальные афористичные и сатирические четверостишия Игоря Губермана, родившегося в 1936-м году в г. Харькове, а ныне живущего в Иерусалиме (https://uk.wikipedia.org/wiki/Губерман_Ігор_Миронович).
Приводимые в тексте - как эпиграфы к отдельным главкам эссе - «гарики», по моему представлению, в той или иной степени концентрированно отражают дух соответствующей части этих моих размышлений о современной Украине. Разумеется, поводы написания использованных мною «для иллюстрации» четверостиший мне не известны; не исключено, что И. Губерман не всегда и сам смог бы их «расшифровать», ибо истоки мыслей любого поэта чаще всего лежат в сфере так называемого «бессознательного». Это — и «неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами», это —  «надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение», пр. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Бессознательное).


КТО ТОМИМ ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЙ,
ТОТ НЕ ЖДИ ЛЮБВИ СОГРАЖДАН

Я еврея в себе убивал,
дух еврейства себе запретил,
а когда сокрушил наповал,
то евреем себя ощутил.
            
Один уважаемый человек на всю вселенную заявил: в Украине нет государственного антисемитизма. Доказательств, по его словам, два. Но зато — каких!
Вот совсем недавно премьером был еврей. Теперь - ума не приложить - президент!
Не поспоришь?

В Советском Союзе — что-то подобное: от первого Предсовнаркома (мама — еврейка) В. И. Ульянова (в 1917-1924 г. г.) до зампреда Предсовмина В. Э. Дымшица -  с 1962 по 1985 годы. Кстати, В. Э. Дымшиц был козырной картой премьера А. Н. Косыгина: при каждом упоминании иностранцами об антисемитской политике КПСС, он тыкал пальцем в сторону своего заместителя. Полюбуйтесь, мол, на 100%-ного еврея! Который, вы не поверите, оставался на своём посту ещё при двух последующих Председателях Совета министров СССР. И лишь при роспуске  кремлёвской геронтократии, в возрасте 75 лет был отправлен на заслуженный отдых.

Что касается Президентов РСФСР (СССР), то и тут счёт открывает сын Моисея и Иты-Леи по фамилии Свердлов. Правда, жизнь его оборвал испанский грипп уже на втором году президентства (с 1917 по 1919 г. г.). Потом последовал очень длительный интервал и только в 1982-м году президентом стал Ю. В. Андропов. Тихо, тихо! Конечно, по всем документам — русский, но помните, какую он перед этим целых пятнадцать лет должность занимал? Вот и не могут до сих пор найти документы, которые бы пролили свет на то, какой он крови. И про его кровных (?) родственников - евреях известно как-то не совсем доподлинно. Да, так вот на этом посту евреев преследовал какой-то рок: и опять же на втором году президентства сын будто бы всего-навсего приёмной дочери богатых финляндских евреев скончался.

Во всяком случае, при таком раскладе говорить о государственном антисемитизме в СССР, ей Б-гу, совесть не позволяет. Ни при зарождении «первого в мире государства рабочих и крестьян», ни после, до 1985-го года. Ну а что касается имевшего места служебного и судебного преследования, ссылок в «отдалённые и не столь отдалённые места Сибири» (термины из российского законодательства времён царизма), убийств деятелей еврейской культуры, запрета на занятия определённых должностей, резкого ограничения поступления в высшие учебные заведения (Украинская ССР была - в этом смысле - ведущей), запрещения иудаизма, еврейских языков — иврита и идиша и ещё многого-многого, то это евреи страшно преувеличивают. Да и случалось такое лишь в период с начала 40-х до середины 80-х прошлого столетия, а не все почти 70 лет коммунистической диктатуры.


                ***


Еврейство — очень странный организм,
питающийся духом ядовитым,
еврею даже антисемитизм,
нужнее, чем еврей — антисемитам.
               
Аллергия - особый вид сверхчувствительности, болезненной реакции организма — термин (понятие, выраженное словом), употребляющийся в основном - но не только - в медицине.
Об аллергии - в переносном смысле - говорят при раздражении, испытываемом по отношению к кому-либо или чему-либо (однако, - не к аллергену!), при нетерпимости (нежелании терпеть кого-то или что-нибудь, мириться с чем-либо, пр.).

Для возникновения аллергии необходима повторная встреча сенсибилизированного (повышенно чувствительного) организма с аллергеном, который ранее вызвал эту сенсибилизацию.
По разным причинам (включая и генетические), вещества, ставшие для кого-то аллергенами, для других — абсолютно индифферентны (безразличны). Эти «другие» особы могут наличие «веществ-аллергенов для прочих» даже не замечать, потому что у них никакой особой реакции организма сии (потенциальные) аллергены не вызывают.

Вот как просто я вам объяснил, почему то, что вас не волнует, наличие чего вы, возможно, даже не заметили, вызывает у меня отвращение, негодование, протест.
Я прошёл путь в несколько десятилетий от ученика младших классов до профессора вуза, пробираясь через вязкую слизь и трясину государственного антисемитизма, господствовавшего все те годы в СССР. О самых «ярких» проявлениях этой так называемой «линии партии» я писал и в «Моей Виннице», и в мемуарах о жизни в Казани.

Тем, кто не хочет понять мой взгляд на состояние этой проблемы в нынешней Украине, далее читать не стоит. Ругать меня можно и не читая, не вникая в мною написанное. Это мы, бывшие советские люди, тоже «проходили»: «Я Солженицина не читал, но он такой-сякой, кузькина его мать!»


                ***


Я бы многое стёр в тех давнишних следах,
только свежее чувство горчит;
мне плевать на того, кто галдит о жидах,
но загадочны те, кто молчит.


Антисемитизм (враждебное отношение к евреям/иудеям), судя по истории человечества в последние 3 000 лет, неискореним. Особенно это чувствуется в Европе, где он, собственно говоря, родился ещё в античную эпоху, где горит-тлеет-горит с того времени до наших дней. По истокам своим, антисемитизм за десятки столетий существования изменялся и в настоящее время имеет смешанный характер — религиозный, расовый и, скажем так, идеолого-политический/сионистский (направленный против государства Израиль: самого его существования и его политики) характер.

По формам проявления, различают  антисемитизм бытовой (бытовое неприятие евреев) и государственный. В последнем случае, это — более или менее выраженная часть государственной политики. Здесь диапазон проявлений антисемитизма весьма велик: от установки на полное изгнание из страны (или даже уничтожение) евреев до простого не-противодействия властей проявлениям (полу)бытового антисемитизма. То есть, государство не наказывает работодателей, отказывающих евреям в трудоустройстве, не закрывает издания и прочие масс-медиа, в сообщениях которых заметна их антисемитская позиция, допускает антисемитские сборища, унижение достоинства еврейского населения и иудаизма в любых его формах, а организаторов этих юдофобских акций не карает.

Отсутствие антисемитских законов, указов, постановлений (открытых или с грифом «секретно») и прочего в том же роде не означает того, что в данной стране государственного антисемитизма нет. Самым ярким примером такового подспудного государственного антисемитизма был СССР в период с 1943-го по 1985-й годы. В этот в основном негласный период государственного антисемитизма дело доходило до тайных убийств видных евреев, надуманных судебных процессов над ними и готовилось (1952-1953) массовое насильственное переселение еврейского населения в восточные регионы страны. То есть, планировалось в тех же масштабах и то же самое, что власти свершили «законно» несколько ранее по отношению к немцам Поволжья (Указ Президиума ВС СССР - август, 1941), татарам Крыма (Постановление Государственного комитета обороны - май, 1944), народам Кавказа (Указ Президиума ВС СССР - октябрь, 1943, постановление Госкомитета обороны - январь, 1944), калмыкам (Указ Президиума ВС СССР - декабрь, 1943) , пр.


                ***


Живучесть антисемитизма объясняют многими причинами, но одна из них — на мой взгляд, психологически очень скрытая, однако имеющая место и весьма немаловажная — упоминается редко. Это «неудобство», некий дискомфорт, которые ощущают представители других национальностей и религий в присутствии рядом с ними евреев (в любой обстановке). Из подсознания всплывает ощущение вины за содеянное евреям в далёкие и более близкие времена.

Феномен - известный, когда люди, знающие наши неприглядные дела, одним своим существованием «мешают» нам. Когда несправедливо нами ущемлённые, обиженные, оклеветанные, пр. остаются - по разным обстоятельствам - в более-менее нашем общем личном или общественном пространстве. И только их увольнение из нашего предприятия, перемещение в далёкое от нас место (от переезда в другой район города до выезда, например, за рубеж), только, наконец, их смерть приносят нам облегчение и относительное спокойствие. Только тогда наша совесть (стыд, направленный внутрь) перестаёт нас терзать.
С этого времени мы уже как будто ничего такого плохого не совершали.
Антисемитизм как следствие угрызений совести — об этом вы ещё, вероятно, не слышали?

Я, конечно, ушёл в сторону. Но как вас убедить в этом истоке антисемитизма?!
Он настолько отличается от общепризнанных представлений, что кажется чем-то совершенно надуманным. И каждый спросит себя: «Почему же я об этом даже не слышал?». Да потому, что это объяснение никак не выгодно антисемитам. Проще ссылаться на казнь Иисуса Христа евреями, на вину самих евреев (там и тут то и другое совершили или, наоборот, не сделали), на столетней давности «Протоколы заседаний Всемирного союза франкмасонов и сионских мудрецов» - фальшивку как бы  документов всемирного еврейского заговора.

Не скажи'те, что антисемитизм — одно, а угрызения совести (за свои или предков поступки в отношении иудеев) — другое. Иоан Павел II — великий человек (папа римский в 1978 - 2005 г. г.)  — впервые решился на многие покаяния за ошибки, среди которых было «презрение, акты враждебности и умолчания» по отношению к евреям, совершённые некоторыми католиками в ходе истории. Но для паствы несколько десятилетий — не срок. Требуются поколения, многократные смены служителей католицизма, чтобы произошёл радикальный сдвиг в мировоззрении верующих. Да и не одни католики были оголтелыми антисемитами. А основоположник германского протестантизма Мартин Лютер? Мог бы посоревноваться с папской Инквизицией…
Продолжать ... или достаточно?


                *


Не в силах никакая конституция
устроить отношенья и дела,
чтоб разума и духа проституция
постыдной и невыгодной была.


В Германии в 2018-м году было совершено 1799 правонарушений, связанных с антисемитизмом. Это — рост на 19,6%, по сравнению с 2017-м годом. Опять же причины ясны: а) сдвиг общего политического направления во многих странах Европы (включая ФРГ) вправо, б) рост популизма, использующего желание масс лёгкого и скорого решения всех проблем для перетягивания выборщиков на свою сторону, на позиции реакции, в) неконтролируемый приток сотен тысяч беженцев, среди которых подавляющее число — мусульмане, воспитанные с детства на свойственном исламу антисемитизме. И так далее.
Но что мне кажется знаковым: 90% правонарушений приходится на представителей праворадикальных объединений и только 10% - на мусульман.

Нападение на евреев, носящих кипу, приобрело масштабы, послужившие основанием «Уполномоченному … по еврейской жизни…» (см. ниже) не рекомендовать религиозным евреям носить кипу в общественных местах. Этот совет, однако, подвергся критике ведущими демократическими партиями страны, включая самую «правую» из них — CSU (Христианско-социальный союз в Баварии - ХСС) , расценивших его как капитуляцию перед воинствующими антисемитами.

Все антисемитские правонарушения зафиксированы, реакция властей на них запротоколирована, каждый факт проанализирован в специальных службах по борьбе с антисемитизмом. И о большинстве случаев было оповещено в средствах массовой информации.

С 1.05.2018 при Министерстве внутренних дел открыто бюро «Beauftragter der Bundesregierung fuer juedisches Leben in Deutschland und den Kampf gegen Antisemitismus» (Уполномоченный Правительства ФРГ по еврейской жизни в Германии и борьбе против антисемитизма) — (С 2014 по 2018 г. г. схожее бюро находилось в составе Министерства иностранных дел ФРГ.)
«Неделю братства» - ежегодное мероприятие по борьбе с антисемитизмом возглавляет Президент ФРГ (https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru/-/2199272 ).

Это я привёл для доказательства того, что немецкое общество не желает мириться с антисемитизмом в стране. И сопротивление антисемитизму организовывается на самом высоком государственном уровне.
Возможно, что подобные общегосударственные «Недели» имеют место и в Украине, а я просто о них не читал и не слышал? Или какой смысл их проводить в стране, где официально антисемитизм не зафиксирован?


                ***      
               

Не в том печаль, что век не вечен,-
об этом лучше помолчим,
а в том, что дух наш изувечен
и что уже неизлечим.

                *

Знак любого личного отличия
нам важней реальных достижений,
мания еврейского величия
выросла на почве унижений.

Ползучий (вялотекущий, с периодическими обострениями), расползающийся и проникающий во все по'ры, укореняющийся при помощи придаточных корней (не отсекаемых  н е м е д л е н н о  властями) антисемитизм приводит, особенно у аллергиков, к необычным осложнениям, к парадоксальным реакциям организма.

Что' именно, погадайте вместе со мной, хотел высказать известный винничанин-еврей вот этим не один раз появлявшимся на его странице в FB «сердечным признанием»: Моя жена украинка — и я этим горжусь!
Что' именно?, - повторно и настойчиво спрашиваю я вас.

Давайте переберём некоторые возможные варианты.
- Украинки намного красивее евреек? Возможно, что это так. Вполне возможно. Но где он раскопал такие научные данные? Без ссылок на проверенные экспертами исследования согласиться с этой гипотезой трудно.
- Он первый в его славном роде позволил себе жениться на не-еврейке? Мол, такой вот он смелый-пресмелый? Уже - «теплее», но опять же: где справка из раввината обо всех его родственниках, с указанием национальностей жён и мужей последних? Нету — тогда не принимается голословное заявление, что он, как кому-то может показаться, — первый.
- Евреи как народ находятся — генетически или по данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) —  ниже на шкале ценностей различных национальностей, чем украинцы? А породниться с человеком более высокой градации не каждому, мол, удаётся. Здесь уже, правда, попахивало бы с его стороны «национализмом наоборот», посему это он иметь в виду не мог. Хотя бы потому, что был близок с одним из Гарантов — и Конституцию Украины, надеемся, читал. Снова — не годится.

Мы можем и далее гадать и искать ответ на поставленный вопрос, почему он, еврей во многих поколениях (тут есть его тщательно выверенные, опубликованные отдельной книгой доказательства), горд тем, что женат на украинке, и придём только к единственному выводу, который так созвучен теме нашей публикации. Это — подсознательное подчинение, смирение со столетиями преследовавшего его предков, унижающему его народ антисемитизмом. Это — косвенное признание второ- (третье-, и ещё, как хотите) сортности еврейского народа, это полное согласие с тезисами украинских националистов, это — стремление казаться «не совсем» одним из набожных евреев, не признающих браков с иноверцами (израильтяне посему с русскими, украинцами, прочими сочетаются браком на Кипре, ещё где-либо, но не в Израиле), это, что называется — поражение по всем статьям.
Стоит ли гордиться этим, а не тем, что жена — молодая, красивая, образованная, специалист высокого класса, спортсменка, мать чудесной совместной дочки, умелая стряпуха… Что ещё?

Вот к чему привёл процветавший в его юности антисемитизм, вот — следствие не угасшего до сих пор, стелющегося по украинской земле антисемитизма, дух которого он, аллергизированный, как и я, постоянно ощущает в пространстве, но находит не всегда там, где этот душок действительно просачивается через неплотно прикрытые властями двери.  Отсюда — атаки в ложном направлении, сбитый прицел его негодования и горделивость по сомнительному поводу. В данном случае лучше бы иметь не абсолютный музыкальный слух, а абсолютный нюх на антисемитизм.

И, что меня особенно поразило — странная (профессиональная, что ли?) забывчивость: нет фотодоказательств — тогда, мол, ещё как сказать.
Как им были подробно описаны страдания и гибель его предков во время «малого Холокоста» периода гражданской войны! Какая большая работа была проделана, чтобы потомки помнили о том страшном времени! И вот…

Ладно, атаман Ляхович - наркоман и изверг - был поляк. Но кем по национальности были другие грабители и убийцы? Откуда они взялись? Из Африки что ли их завезли?!
А ведь так хвалил и, подтверждаю, не зря, Елену Цвелик за  документальную повесть «Рав» (https://kontinentusa.com/rav/ - 15.06.2014) о трагедии евреев местечка, в котором проживали и погибли во время погромов его предки!


                ***   


Везде, где не зная смущения,            
историю шьют и кроят,
евреи — козлы отпущения,
которых к тому же доят.

Знаете ли вы, что в Киеве существует Украино-израильский Институт стратегических исследований имени Голды Меир: директор Института -  художник, доктор психологии Альберт Фельдман (http://goldameir.institute/) ? Слышали, читали ли вы когда-нибудь имя Голда Меир? Знаете ли вы, что Голда Меир (1898-1978) — министр иностранных дел (1956-1966) и пятый по счёту премьер-министр Израиля (1969-1974) — родилась в семье плотника в Киеве, а не в Иерусалиме? Известно ли вам, что в самом центре столицы Украины – на Бессарабской площади, на доме, в котором «видатний державний діяч Ізраїлю» провела первые пять лет жизни – установлена скромная мемориальная доска с барельефом Голды Меир? Знаете ли вы, что статья о Г. Меир в  “ВікіпедіЇ” в три раза меньше, чем статья в «ВикипедиИ»? Повторяю сказанное выше: родом Голда Меир не из Орловщины, не из Рязанщины, не из Псковщины, пр. А - из Киева!

«Нельзя зачеркивать прошлое из-за того, что настоящее на него непохоже», —
одна из крылатых фраз, сказанных Голдой Меир. Вот об этом и поговорим более подробно.

Как вы думаете, українська “ВікіпедіЯ” - частное или государственное издание? Вроде бы, и не то, и не другое. Это — мировое достояние. Что касается украинского издания — одного из самых крупных в мире, то там есть редакция и всё прочее, что наличествует испокон веков в любых энциклопедиях. И, конечно, государственные структуры не остаются в стороне. От Министерства культуры до Службы безопасности Украины. Это — нормально, так как в “ВікіпедіЇ” не должно быть ни изложения человеконенавистнических идеологий, ни государственных тайн, и  так далее, а также там всё должно быть изложено по правде и — в широком смысле этого слова — культурно. Только тогда українська “ВікіпедіЯ” займёт по самым важным параметрам почётное место среди «ВикипедиЙ» на других языках, её будут цитировать, на неё ссылаться, пр. Обо всём этом, кто захочет, можно почитать на титульной странице этого издания.
 
Профессор В. С. Билецкий  -  один из ведущих редакторов української “ВікіпедіЇ” - на указанной титульной её странице обозначает задачи этой сетевой энциклопедии:
“Виходячи з історичних реалій, міста і ролі Руси-України (по М. Грушевському) в історії Європи та світу, сучасного бачення українських пасіонаріїв та лідерів майбутнього країни доцільно спершу послідовно і наполегливо вибудовувати український сектор Вікіпедії за кількісними і якісними показниками на рівні польського та російського секторів (ближча перспектива), водночас орієнтуючись на досягнення рівня німецького та французького секторів (далека перспектива).”  (https://uk.wikipedia.org/wiki/Українська_Вікіпедія ).

Ясно? Можно тут только повторить за бывшим украинским, потом всесоюзным лидером страны, первым увидевшим сверкающие коммунистические дали: «Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!» (заключительные слова на ХХII-м съезде КПСС, 1962).
И что же сделано за годы Независимости? Интересно, как бы оценил достигнутое первый советский социолог-политолог, винничанин по рождению и юности Юрий Левада (я упустил его отчество не по небрежности, а — сейчас поймёте, почему…).

Читаем польскую «ВикипедиЮ» (ориентир для украинской, по В. С. Билецкому):
„Jurij Aleksandrowicz Lewada (ros. Юрий Александрович Левада, wczesniej (ранее — Н. К.) Морейнис …” (https://pl.wikipedia.org/wiki/Jurij_Lewada ).

Читаем второй ориентир (на ближайшую перспективу) — издание «ВикипедиИ» на русском языке:
«Юрий Александрович Левада родился в семье журналистки винницкой областной газеты «Бiльшовицька правда» Натальи Львовны Морейнис и историка-медиевиста Моисея Александровича Когана, впоследствии профессора и декана исторического факультета Ленинградского педагогического института им. Покровского. В середине 1930-х годов Наталья Львовна Морейнис вышла замуж за начинающего писателя Александра Степановича Леваду, который усыновил ребёнка (их брак распался вскоре после рождения младшего брата Евгения,1939—2000, и после войны его отчим жил со своей второй женой Кирой Васильевной, практически не поддерживая отношений с первой семьёй). Его дед, фармацевт и бывший эсер, профессор Лев Константинович Морейнис (?—1937), был одним из основателей Винницкого медицинского института (первоначально фармацевтического), первым заведующим кафедрой фармакологии (1933—1937); брат деда, Яков Константинович Морейнис, был первым заведующим кафедрой биохимии (1933—1936). Детство провёл в доме деда по улице Котовского № 15 в Виннице.» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Левада,_Юрий_Александрович)

Ну а сейчас — самое время ознакомиться с украинским вариантом происхождения Юрия Левады:
«Юрій Левада народився у Вінниці 24 квітня 1930 року (вул. Котовського, 17, кв. 12). Мати — Наталя Львівна, журналіст, працювала в обласній газеті й на радіо. Вітчим — Олександр Степанович Левада, письменник, учасник Великої Вітчизняної війни, мав бойові нагороди. У газеті «Вінницька правда» вийшли перші статті тоді школяра Юрія Левади.» (https://uk.wikipedia.org/wiki/Левада_Юрій_Олександрович )

Наконец, узнаём мы всю правду. Или же правду-matku (matka, по-польски - мать). Оказывается, мать Ю. Левады была «непорочной девой Наталией». Странно только: Юрий Левада - почему-то с отчеством? Возможно, потому, что родила она Юрия от отчима Юрия ещё до знакомства с последним: отца-то у Юрия, по всем статьям (вернее, по украинской статье), не было?

Уже слышу голоса возмущения: "Зато НОМЕР КВАРТИРЫ указали!" Это же так важно!
Иль я встречал такую ювелирную точность почти во всём? Можно, мол, клоунам из редакции украинской ВікіпедіЇ за это простить что угодно. Не так ли? НЕТ!

Вся это белиберда, этот позор — с одной-единственной целью: скрыть еврейское - по матери и по отцу - происхождение Юрия Моисеевича Морейниса! Ну прямо-таки — по рецепту, мягко говоря, не уважаемого, в частности, за его высказывания об Украине  политика из Москвы: «Мать у меня — русская, а отец — адвокат»!

Почему Ю. М. Морейнис превратился в Ю. А. Леваду — объяснять надо? Если надо, то читайте ещё раз о государственном антисемитизме в СССР, при котором путь наверх практически во всех сферах был для евреев затруднён. И, словно опытные альпинисты, они искали обходные пути к вершинам даже в тех случаях, когда предупреждение «разоблачения» (и немедленного падения вниз) не было гарантировано никакой «страховкой».

Называйте подобную фальсификацию  в “ВікіпедіЇ” как вам заблагорассудится (например, сокрытием истины), а я другого слова, кроме как «антисемитизм», не нахожу. И — не бытовой он тут никакой, а — государственный, ибо государство должно следить за тем, чтобы подобные «странности» не «украшали» лицо страны, обращённое в сторону мирового сообщества.


                ***


Другой пример из той же “ВікіпедіЇ”.
Когда-то (2011) я сопоставлял списки знаменитых (известных) винничан по русской и украинской версиям в «ВикипедиИ» и “ВікіпедіЇ”. Посмотрите сами, если пожелаете: http://www.proza.ru/2011/07/07/1576 . Налицо — та же антиеврейская тенденциозность. Я не педалировал этот вопрос, так как отбор лиц (если это не лица со всемирной славой), в конце концов — дело редакции. Но правда об этих лицах должна быть полной, обстоятельной, а не избирательной, однобокой. Скрывать не позволительно ни-че-го! Тем более, если это не предположения, а факты!

Я могу только горько усмехнуться, когда сейчас всех атаманов бандитских формирований периода гражданской войны 1917-1922 г. г. на Украине именуют антибольшевистскими атаманами. Такими же бандитами были и многие из тех, кого в советское время именовали «борцами за дело революции». Но «отбор» в «борцы за дело революции» всё-таки был (с вычёркиванием из рядов, снова включением, и так далее в эти обоймы «р-революционеров» всесоюзного, республиканского или местного значения). Сейчас же: кто выявит в своей местности больше атаманов, которых любым способом можно оформить по графе «антибольшевистские», тот - самый большой патриот. И такими, по нынешней терминологии, руководители ОПГ (организованных преступных группировок) тех лет войдут, как надеются современные изыскатели героев прошлого, навсегда в историю.

Я приводил уже некоторые сведения об атаманском движении (http://www.proza.ru/2018/01/03/1845 ), в подробностях рассказывал об «антибольшевистских» деяниях убийцы и грабителя с большой дороги атамана Шепеля  (http://www.proza.ru/2018/01/08/2503 — эта и последующие две статьи). И вот читаем о нём: “У 1919-1921 роках оперував проти більшевиків на Літинщині, Хмільниччині, Козятинщині, Калинівщині (Вінниччина)” - https://uk.wikipedia.org/wiki/Шепель_Яків_Матвійович . Такой он белый, пушистый… Ну ни слова плохого о нём в украинской ”ВікіпедіЇ” не сыщешь. А ведь это был головорез (в прямом смысле слова), сосредоточие зла. И — не по отношению к большевикам, а, в первую очередь, к евреям, которым (увы, далеко не всем) всё же изредка удавалось от этого изверга откупиться. И большевиками эти набожные евреи были такими же, как их убийца — отличавшимся человеколюбием.

Но ведь свой, земляк, родной — назовём его именем улицу в областном центре. Будет это как бы декоммунизацией в степени би-квадрат! Ведь улица была-то имени В. М. Примакова — командира украинского Червоного казачества, кавалера трёх орденов Красного знамени (https://ru.wikipedia.org/wiki/Примаков,_Виталий_Маркович , https://uk.wikipedia.org/wiki/Примаков_Віталій_Маркович ). Понимаете, какой случай подвернулся: «Червоного», «Красного»? Это ведь высший пилотаж «декоммунизации»! Даже сам руководитель винницкой «декоммунизации» - выпускник Ленинградского высшего военно-политического училища ПВО им. Ю. В. Андропова, бывший политработник Советской Армии - не возражал.

Что-то не так в поговорке «Чёрного кобеля не отмоешь до бела» - ради благого дела и это возможно. Бытовой или государственный? - снова спрашиваю я вас.
Ну а что образцовые польская и российская «ВикипедиИ» не почтили своим вниманием полководца еврейских погромов в его родном Литине и округе, то это, успокаиваю я поклонников подобных атаманов, временное явление, обусловленное нынешними международными трениями. Пройдут годы — и имя головореза украсит, возможно, страницы и других «ВикипедиЙ»: Ирана и прочих «дружественных» по отношению к евреям стран.
Или же в “ВікіпедіЇ” появится статья, отдающая должное всем граням «героя Винничины». Сомневаетесь? Зря: будет и на страницах “ВікіпедіЇ” правда! Уже лет через пять или около того.

                *

Ученье свет, а неучение -   
потёмки, косность и рутина:
из этой мысли исключение -
образование кретина.

В феврале 2018 г. сообщество «Институт стратегических исследований им. Голды Меир» в FB (https://www.facebook.com/pg/IGMUkraine/posts/)  возмутила статья в газете «Чертковский вестник» Марьяны Полянской «Жиды или евреи» (от 02.02.2018). Центральная власть, как обычно, никак не отреагировала на такое громкое проявление антисемитизма. Однако проявил к этому должное отношение местный мэр Владимир Шматько и коллеги-журналисты. Мэр полностью отрешился от бывшей городской газеты, а решением Комитета Независимого медиапрофсоюза (председатель Комитета НМПУ - Игорь Чайка) Полянскую исключили из этой организации.

Я не вхожу в подробности написанного молодой по возрасту и по стажу работы в журналистике (с только что полученным вузовским образованием), но зрелой - по взглядам - неонацисткой: слишком гнусно, мерзопакостно это выглядит. Случись такое в ФРГ — не обошло бы этот скандальный случай ни одно масс-медиа, ибо это грубейшее нарушение написанного в Конституции Украины, в частности, в статье 11 (честно скажу, на мой взгляд, прописанной завуалированно, недостаточно чётко):

Стаття 11. Держава сприяє консолідації та розвиткові української нації, її історичної свідомості, традицій і культури, а також розвиткові етнічної, культурної, мовної та релігійної самобутності всіх корінних народів і
національних меншин України.
[Дополнение к высказанному выше замечанию: знаете ли вы, какие народы в Украине относятся к коренным и кто попал в разряд национальных меньшинств? Как с этой статьёй соотносится принятый недавно  Закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" – без зазоров или всё-таки...]

Ужас всего случившегося в Чорткове в том, что только один-единственный пожилой человек пошёл в редакцию этого коричневого листка и возмутился. С этого, собственно, и начался скандал. Ужас также и в том, что сама главред не понимает (или прикидывается), в чём её вина. А вину евреев Чорткова и всей Украины видит в политике нынешнего Израиля (!).

И хоть тираж этой газетёнки всего 1000 экземпляров — в демократическом государстве такое наказуемо. Чтобы у других не чесалось… (см. также сайт Эдуарда Долинского, возглавляющего Украинский еврейский комитет: https://www.facebook.com/eduard.dolinsky, сообщение в Рамблере: https://news.rambler.ru/ukraine/39765802-pravyy- или просто наберите в поиске «Марьяна Полянская»).

Надо было этой горе-журналистке взглянуть на демографию Чорткова:
«1901 – 4551 mieszkancow, w tym 427 rzymskich katolikow, 889 grekokatolikow, 2209 - izraelitow, 1 ormianin, 2 ewangel.
1931 – 19 000 mieszkancow, w tym 46,4% Polakow, 22,8% Ukraincow, 30% Zydow.
1959 – 60% Ukraincow, 25% Rosjan, 3% Polakow, 2% Zydow.
- 1941, 6 lipca – pogrom Zydow.
- 1941, getto w Czortkowie i 1941-1942 zaglada Zydow (исстребление евреев)» (https://pl.wikipedia.org/wiki/Czortkow).
Может быть, подумав о том, как и при содействии кого произошло исчезновение евреев Чорткова (в начале ХХ-го века в Чорткове было евреев без малого половина населения, в 1930-м году — 30%, а в 1959-м — всего 2%), у неё бы выпало из рук перо, начертавшее в газетке позорные, лживые строки.

А теперь обратимся ко второй «ВикипедиИ», на которую редактор украинского подобного издания рекомендует ориентироваться.
«6 июля 1941 года в ходе немецкого наступления Чортков был оккупирован германскими войсками. После этого местные коллаборационисты при содействии немцев учинили погром и убили 300 евреев. В марте 1942 было создано гетто, куда переселили всех евреев — 6800 человек. С лета 1942 по ноябрь 1943 проходили акции массового уничтожения евреев. Две группы евреев под руководством Реувена Розенберга и Меира Вассермана бежали в лес и погибли в вооруженной борьбе с нацистами. До момента освобождения Красной армией 23 марта 1944 года дожило около 100 евреев Чорткова.» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Чортков)

Ну и, наконец — о том же самом в изложении «ВікіпедіЇ».
«У березні 1942 року у Чорткові створено гетто (див. Чортківське гетто) для 6800 євреїв. До вересня 1943 року більшість з них були або розстріляні поблизу міста у Чорному лісі, або відправлені до винищувального табору в Белжеці».
(https://uk.wikipedia.org/wiki/Чортків)
Этих статей безответственная издательница, уверен, не читала:
https://uk.wikipedia.org/wiki/Чортківське_гетто
https://eleven.co.il/diaspora/communities/14693/ .
И фотографий из собрания Фотоархива ФРГ (Bundesarchiv), представленных в моей публикации (http://www.proza.ru/2017/01/30/842), не видела. Они были сделаны в Зборове той же Тернопольской области и, без сомнения, отражают то же, что творилось летом 1941-го в Чорткове.


                ***


В трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин имеются строки -
«Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.» -,
часто используемые для иносказательного выражения  непрофессионализма, небрежно выполненной работы. Фигляр - от польского figlarz – человек, забавляющий зрителем кривляньями, шут, паяц. Не знаю, почему эти строки пришли мне на ум, когда я был во власти «гариков». Решил Пушкина оставить. На всякий случай. Авось, скоро понадобятся. Как переход к одному из «гариков»: многие уже, вероятно, призабыли эту трагедию. А, возможно, до сих пор ещё и не знают: с нынешними школьными программами в Украине я, увы, не знаком. Преподают ли, вообще, русский язык и литературу? К тому же, А. С. Пушкин где родился и где умер? В Москве и в Санкт-Петербурге — хуже не придумаешь! То-то!

                *

СМЕЯТЬСЯ ПРАВО НЕ ГРЕШНО
НАД ТЕМ, ЧТО ВОВСЕ НЕ СМЕШНО

- это переиначенная И. Губерманом фраза:

СМЕЯТЬСЯ, ПРАВО, НЕ ГРЕШНО
НАД ВСЕМ, ЧТО КАЖЕТСЯ СМЕШНО
   Н.М. Карамзин (1766-1826)

У И. М. Губермана, как мне представляется, речь идёт о горьком, ироническом смехе, а у Н. М. Карамзина очень важно - для познания сути этих двух строк - не забывать о глаголе «кажется» и понять, кому, что и почему смешным «кажется».

Популистски подыгрывать народу вроде бы на шутках об евреях, на «шутках», оказывающихся на самом деле чистой воды антисемитскими выпадами, принято в Украине, увы, по сей день. Народ по-прежнему — по науськиванию «патриотов» — во всех проблемах винит евреев (и не-евреев, которым дают вымышленные еврейские фамилии) — ну как же этим не воспользоваться для повышения «коэффициента остроты» так называемого Студийного искусства?

Смотрим в YouТube двух ведущих затейщиков (шоуменщиков) в сценке «Клиника израильской медицины в Киеве» (2017). «Сара Абрамовна, позовите ко мне 500 евро… ну следующего пациента!», - начинает первый («врач»). И второй («пациент») тут же в унисон продолжает это фиглярство. Народ ошарашен: так смело, так смешно! Камера перескакивает с одного зрителя на другого, третьего… Все — в прострации изумления и восторга. Ну вот-вот обмочатся… «Бо'льшая часть болезней лечится калькулятором», - назидательно, голосом уставшего от нравоучительства мудрого ребе вещает первый («врач»). И до второго («пациента») эта глубокая мысль, в конце концов, «доходит»…

Вы видели когда-нибудь запись выступлений А. И. Райкина? Посмотрите ещё раз. Обратите внимание на поведение зрителей: все хохочут, каждый в своём «стиле», не обращая внимание на соседей. А тут? После каждой пошлости — оценивающий, вопрошающий взгляд на соседа рядом: мол, понял ли тот всю глубину, всю парадоксальность, искромётность, дерзость, прочую «неповторимость и оригинальность» этой вульгарности? Если тот (та) одобрительно кивают, то какое выражение гордости появляется на лице мужа (жены, пр.): того (ту), мол, взял(а) в супруги, пригласил(а) на этот «фейерверк сатирического юмора»!

Есть ли что-то более примитивно-наглое, как избрать целью посмешища одну из лучших медицин мира? К которой обращаются (если же - не к германской или совсем далёкой американской) состоятельные жители Украины, когда припечёт. А зрители, купившие билет на представление за предпоследние деньги, зрители, не в состоянии уплатить за медицинскую помощь не где-то за рубежом, а у себя на родине, вынужденные идти в стационар со всем своим, так как в больницах многого самого обыденного не достаёт, зрители, привыкшие за всё платить по-чёрному медицинским работникам, и так далее — хо-хо-чут, надрывая животики. «Над кем смеётесь?», - повторю я хрестоматийный вопрос.

А юмористы, сотрудничающие со студийцами, переняв опыт последних — судей в «Лиге смеха» — реагируют на подобные пошлости «выпадением» из кресла, задиранием ног выше головы, что как бы свидетельствует о непревзойдённом сатирическом изображении того, что эти «загребалы» из Израиля привезли украинцам.

А в Израиле такого не бывает, взяточников и обдиральщиков строго наказывают, немедленно увольняют. Я расспрашивал по телефону многих бывших соотечественников — и утверждаю это по их впечатлениям об израильской медицине. Что происходит в Киеве, в иностранных платных клиниках — не имею никакого понятия. И меня это не интересует. Но что было бы там делать жителям Украины при наличии современной доступной (страховой) медицинской помощи? В Германии, клянусь моим врачебным дипломом, израильские медики не ищут дополнительного заработка. Как, впрочем, и немецкие врачи — в Израиле.

В 2015 г. я писал о винницкой медицине, судя, правда, по объявлениям типа «Мировая медицина рядом с домом» (фирма Оксфорд Медикал — в самом центре города) или «Пьянство, алкоголизм и желание курить — исчезает за один раз полностью и сразу» - НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТНОЙ БОЛЬНИЦЫ!!!) - http://www.proza.ru/2015/09/16/919 . Так вот, что касается «мировой медицины», то обычные врачебные праксисы в ФРГ обладают большим диапазоном намного более совершенной диагностической аппаратуры, а что касается приютившегося на груди лучшей больницы области «признанного мастера высокого врачебного искусства, нашего земляка» (так он скромно себя представляет), то такое средневековье на базе клинической больницы медицинского университета — уникально! Вот что надо показывать туристам со всего мира! Нигде больше подобного сочетания, думаю, не найти! А исчезновения «за один раз полностью и сразу» - это уж точно: НИГДЕ!

Вот она — современная украинская медицина для народа (за собственные деньги). А что касается «бесплатной медицины» в Украине, то как раз в год появления этого паскудного ролика на YouТube я посетил - для встречи с друзьями - областную больницу другого города. Койки - по две - вплотную одна к другой, словно в отделении новорожденных (всего в палате - до восьми). Конечно, ни туалета, ни душа, пр. - ни в одной палате (максимум 2-3 пациента и санитарный узел с душем - норма в том же Израиле, в ФРГ). Пациенты, получившие направление на госпитализацию, приходят (приезжают из области!) лично в соответствующее отделение больницы, чтобы не только уточнить день приёма, но и получить от врача рецепт на медикаменты, которые он должен купить, чтобы…  принимать их в больнице! Врачи — на четверть ставки, чтобы не столько улучшить этой скудной частицей зарплаты их пенсионное существование, сколько (тут было мне совершенно ясно, когда я увидел, с чем приходят пациенты к врачу за рецептом)… Продолжать?


                ***


Неожиданным открытием убиты,
мы разводим в изумлении руками,
ибо думали, как все антисемиты,
что евреи не бывают дураками.

Нет, чтобы сыграть сценку о «Медицинском приборе: Золотая пирамидка Ю Шинсе: лечение практически всех заболеваний», показать его фантастические лечебные возможности. Почему же — нет?

Это шарлатанство старательно внедрял в Независимой слуга многих господ и тонкий ценитель Студийной похабности, которого - как расплывающегося в улыбке зрителя-эстета - показывают во время демонстрации той или иной пошлости. Этот интервьюер, возложивший на себя роль властителя душ всей страны — бессовестный флюгер. Его нисколько не смущает ни незавидная слава основного героя трагикомедии «Золотой (для него, как он признался, ставшей бриллиантовой) пирамидки», ни постоянные промахи предсказаний (история метаморфоз его предложений и рекомендаций во время кампании по выборам Президента заслуживает психологического анализа и включения в учебные пособия), ни постоянные провалы в дискуссиях с умными людьми. А таких - по отношению к нему - не перечесть. Ну просто смех, как с ним забавлялся - словно кот с придушенной мышкой -  один из так называемых олигархов, у которого он бесполезно пытался что-то разузнать. Улов: мог подсчитать, сколько минеральной воды выпивает олигарх во время интервью (после плотного обеда). И — всё.

Этот маразм с пирамидкой, навязанный многим, столкнувшимся с реалиями украинской медицины, такими вот благожелателями, дошёл до постройки (особо подчёркивалось, что за свои деньги) бывшим главным врачом винницкой психиатрической больницы большой пирамиды, протиснувшись в которую, люди если не выздоравливали, то как минимум сразу же чувствовали себя лучше.
«Стресс может и лечить», - уверял открывший эту реакцию организма Ганс Селье. А представьте себе тот спёртый воздух, ту вонь, которая быстро скопилась в этом Храме исцеления имени главного врача больницы им. Ющенко. Какой век в Виннице? Куда смотрели власти, санитарно-эпидемиологическая станция, сотни врачей, прочитавших в прессе об этом падении медицины до уровня изгнания из организма демонов и прочей нечисти?

Фантастика! Куда Александру Беляеву с его фантастическим романом «Продавец воздуха» (1929)! Там некий Бейли сделал товаром для продажи сгущённый кислород, а бывший главный врач бесплатно позволял вдыхать сгущённую вонь тёмным людям, поверовавшим в пирамидку и прочие хилые построения на песке дипломированного инженера-строителя (я имею в виду не главного врача, а его вдохновителя, кстати, по-братски заботившегося о жизнях кандидатов в президенты, предлагая отменить их обмен любезностями на стадионе: ой вей, готовится террористический акт!). Впрочем, я тут до конца не уверен, что это не было написано сценаристами для демонстрации бесконечной отваги одного из кандидатов. Героям — слава!


КАК ПРОСТО ОТНЯТЬ У НАРОДА СВОБОДУ:
ЕЁ НАДО ПРОСТО ДОВЕРИТЬ НАРОДУ               
               
               
Забавно, как тихо и вкрадчиво
из воздуха, быта, искусства  -
проникла в наш дух азиатчина
тяжёлого стадного чувства.

                *

Сполна сбылось, о чём мечтали
то вслух, то молча много лет;
за исключением детали.
Что чувства счастья снова нет.
 
                *
               
И вышли постепенно, слава Богу,
потратив много нервов и труда,
на ровную и гладкую дорогу,
ведущую к обрыву никуда.


Там же в YouТube увидел той же студии мультик - фильм о высших лицах государства. Мерзко было слышать этот плебейский юмор, но особенно поразил образ премьера, на голову которого напялили кипу и «заставили» - единственного (!) из всех - разговаривать на украинском языке. И кипу он не носит, и владеют все высшие лица страны государственным языком. Но как показать недвусмысленно, что премьер — еврей и «приспособленец»: вдома з жінкою - Оленою Іванівною, мабуть, балакає на івриті?!

А не удавшийся «властелин душ», конечно же, выразился по случаю сего мультика любимым словом своего дружка, которого он теперь - подчёркнуто вежливо - стал называть (даже заочно) по отчеству: ОФИГЕННО!
Всем понятно (или всё же — не всем?), что сие искусство — ниже плинтуса. И подпитывать его может только антисемитизм. Но никто не возмутился…

Мы стали подозрительны, суровы,
изверились в любой на свете вере,
но моцарты по-прежнему готовы
пить всё, что наливают им сальери.

Не так: правильнее, никто не был услышан. Возмущённые были, и не один обозреватель «Радио Свобода» Віталій Портников, который ещё в 2016-м году дал чёткое определение происходящему: «Зеленський — породження сучасного вітчизняного „почуття гумору“, низькопробного, позбавленого смаку, міщанського та обмеженого» («Зеленский — порождение современного отечественного «чувства юмора», низкопробного, лишённого вкуса, мещанского и ограниченного») - https://uk.wikipedia.org/wiki/Студія_Квартал-95 . [Скопировал сегодня — 28.05.19. - Н. К.]
Примеров тому — бессчётное количество: вспомните как дорожный инспектор полиции - в исполнении супер(шоу)мена - показывал, для введения куда он бы с удовольствием использовал свой жезл против народного депутата, который, по молве, является гомосексуалистом. Уверяю вас, в ФРГ подобное было бы последним выступлением этого ансамбля, ставшего профессиональным, а по репертуару и по качеству исполнения так и не преодолевшего барьер, ограждающий худ (шую) самодеятельность от настоящего искусства.

Более того, без судебного разбирательства тут бы не обошлось. Без извинения по решению суда и без солидного штрафа — тоже.
 
Статья 1 Конституции ФРГ гласит:
«Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти.»

И ей - этой всеохватывающей статьёй - решается всё, независимо от сексуальной ориентации гражданина. В ФРГ гомосексуалисты занимают посты министров в общегерманском правительстве, бургомистров крупнейших городов, и так далее. И когда в 2003-м году гамбургский заместитель министр-президента (там — Второй бургомистр) и министр внутренних дел (там министров называют сенаторами) Ronald Schill высказался по поводу гомосексуализма министра-президента этой федеральной земли (в Гамбурге эта должность называется Первый бургомистр), то на следующий же день в здании правительства его след уже простыл. А сам он «слинял» в Бразилию, где на свою мизерную пенсию бывшего судьи (до пенсионного возраста ему не хватало целых 20 лет!) поселился в квартале бедноты — в ФРГ ему больше ничего не светило и не светит.

                *
 
Теперь стало ясно, что та же братия, те же сценаристы этих постыдных сценок и мультиков будут писать сценарии уже не для студийцев, а для всей страны. Грядёт пик популизма в украинской политике! Каким же горьким будет разочарование! И не через пять лет, а уже в этом несчастливом для Украины 2019-м. Довольно быстро в числе 73, 22 цифры до и после запятой поменяются местами.

Допрыгнуть в состоянии  … веселья до лысины своего ближайшего партнёра по псевдоискусству, дабы чмокнуть того в голый череп, не так уже и сложно. Понимание того, что не студийное это дело — править страной, набирая руководителей из фигляров, запрятано значительно выше. Одним прыжком его не достичь:  потребуется, впрочем, не так уж много подпрыгов с падениями, но это займёт время. Первые соскальзывания уже состоялись… И всегда найдутся те, кто как бы услужливо подсадят и те, кто не всегда осторожно опустят (я не виноват, что последние два глагола имеют множественные значения: вы-то — грамотные, разберётесь).
Специалистов такого профиля Рада - минимум в последние три созыва - ковала безостановочно.

Вы ещё помните, кто, когда, кого и при каких обстоятельствах, словно нашкодивших мальчишек, спросил (заглянув в шпаргалку) - строго и с наигранным пафосом : «Вам не соромно, …?» (Вам не стыдно, …?)
Сейчас самое время было бы задать этот же вопрос вопрошавшему…


                ***


В отъезды кинувшись поспешно,
евреи вдруг соображают,
что обрусели так успешно,
что их евреи раздражают.

Уже который раз я заканчиваю свою статью смиренным признанием того, что читатели будут возмущаться её содержанием. И столько же раз такое возмущение ограничивается только злыми репликами и даже угрозами: аргументированных возражений, по всей вероятности, у ругающих мои статьи нет. Или если какие-то всё же завалялись, то против того беспредела, о котором я пишу, они мало чего сто'ят.

Но в этой статье есть одна особенность: что-то уж слишком много среди виновников антисемитизма в Украине самих евреев. Которые и не заметили, как  «прогнулись», как фальшиво подпевают антисемитам, что - у мыслящих не-евреев - уважения к евреям никак не прибавляет. «Приспособленцы, лизоблюды...» и ещё многие нехорошие слова обозначают восприятие таких евреев населением, что, конечно, признания чувства достоинства у евреев в целом никак не добавляет.

И моя критика порядков в нынешней Украине выходит будто бы боком, мол, всё ещё «недовольному» украинскому еврейству в целом. Так что, с какой стороны не возьмись, не приносят пользы мои статьи ни обществу в целом, ни его мизерной еврейской составляющей.
Однако прошу евреев Украины не суетиться боязливо: за меня уже ответил Игорь Губерман:

За много лет познав себя до точки,
сегодня я уверен лишь в одном:
когда я капля дёгтя в некой бочке —
не с мёдом эта бочка, а с гав...ом.

В бочки с иным содержимом я не встреваю свой нос — там и без меня наблюдается очищение и обогащение сбраживаемого до принятых в Европе норм.