Партия 2017 г. Открытие феодализма

Александр Корень
Партия 2017 г. Открытие феодализма.

На глаза попала интересная статья о феодализме - "Понятие «феодализм» в современной исследовательской интерпретации", С.П. Маркова, УДК 94(4)«04/14» ББК 63.3(4)4 М 26


Аннотация. Статья посвящена анализу современного представления о понятии «феодализм», которое идентифицируется с другим понятием «Средние века». Термин «феодализм», возникнув в конце XVIII в., перенес большое число толкований в мировой историографии, но это был путь познания сути эпохи Средневековья.

Читалка озвучила текст, появилась заинтересованность к более внимательной работе, понял, что один вечер придётся посвятить данной статье. Между возникновением марксизма как общественно-политического учения  и данной статьёй порядка ста пятидесяти лет. Конечно, представления  данного автора могут нести значимые отличия в части представления и феодализма, и марксизма. Поработаю  со статьёй в режиме конспектирования и проектного позиционирования. Работа будет состоять из выборок из текста и объяснений проектного позиционирования -  будет помечаться как позиция проекта и помещаться в скобки).
- - - - -
(Позиция проекта:
Сразу  возражения - они к содержанию аннотации. Похоже, что автор отождествляет исторический период времени и формацию Феодализма. Но первое - это лишь конкретность  времени , тогда как сам феодализм это система властно-государственного правления на территории страны. )
 
   
 Этимологически термин "феодализм" был образован от средневекового юридического понятия «феод» (feodum), которым в документах Средневековья в Западной Европе обозначали наследственное земельное условное держание, получаемое вассалом от сеньора за выполнение определенной службы, преимущественно военной.

На рубеже XX-XXI столетий часть историков-медиевистов стала вообще настаивать на отмене термина как не отражающего, по их мнению, сущности эпохи Средних веков

(Позиция проекта: принципиальная ошибка современников)

  Такими признаками ( феодализма)  назывались
характеристики политической системы феодализма,
юридические его свойства,
особенности личностных связей,
социально-экономические качества.

(Позиция проекта:  Потерялось представление власти в качестве государства на территории, а также его внутренне-колониальный характер. )

 ( Толкование автором марксизма пришлось пропустить)

 
Экономическая сторона феодальной системы.
Основным средством производства, а значит основным видом богатства во всех доиндустриальных обществах, была земля. При феодализме земля в виде крупной собственности находилась в монопольном распоряжении феодалов. И это была первая особенность феодализма и феодальной собственности. Поскольку феодал не был работником на земле - в силу общественного разделения труда.(1)

(Проект:
Позиция проекта по вопросу земельной собственности феодалов.  Полагаю, что  феодализм, как властно-государственная система, в первую очередь представляла общую систему пользования землёй как главным производственно-технологическим ресурсом экономики.  Вместе  с  ней действие   феодальное устройство  было направлено на обеспечение должного уровня военно-мобилизационной готовности к ведению боевых действий, оно использовалось и в  целях духовного управления людьми  посредством религии. Если обратимся к современному  состоянию религии на Западе, то увидим  быстрое угасание значения данного вопроса именно для управления духовным состоянием больших масс населения в целях формирования покорности, подчинения власти.)

Феодалы   передавали землю непосредственному производителю - крестьянину - в держание, в пользование, в обработку. Крестьянин -мелкий производитель - не был собственником полученного им от феодала земельного участка, а лишь его держателем на самых разных условиях. Максимальным вариантом здесь было наследственное держание с правом свободного распоряжения. Экономическая зависимость крестьянина от феодала проявлялась в виде работы на феодала, натуральных и денежных платежей в его пользу, что получило название феодальной ренты (отработочной, продуктовой, денежной). На своем надельном земельном участке крестьянин вел самостоятельное хозяйство, имея в собственности дом, скот, орудия труда, с помощью которых он обрабатывал свой надел и господскую пахотную землю.  ...Экономически, таким образом, крестьянин обладал большой долей автономности и самостоятельности. Феодал должен был мириться с таким положением, поскольку сама по себе земля, собственником которой он являлся, доходов дать не могла, без крестьянских рук она была мертвым капиталом.

( Проект:
Подобная деятельность феодалов была запрограммированной часть общей системы правления, управления населением и ресурсами. Только некоторая интерпретации  была продуктом личного влияния феодала на процесс. Вся земля была централизованным ресурсом и в качестве полноценно собственности он ещё не выступала. Земля выделялась по условия участия в организации  налоговых платежей, в том числе им крестьян, которые получали землю и закреплялись на ней.

Определенная экономическая самостоятельность крестьянина требовала введения внеэкономического принуждения, то есть использования средств политико-правового характера по отношению к крестьянам для того, чтобы заставить их выполнять повинности в пользу феодалов. Степень внеэкономического принуждения была очень разной в разные периоды феодализма и в разных регионах Европы. Это и личная (сервильная) зависимость в разных своих проявлениях, судебная зависимость, ограничение в политических правах, сословная неравноправность и т.п. Внеэкономическое принуждение способствовало реализации феодальной собственности на землю в виде ренты. Оно определяло вторую особенность феодализма и феодальной собственности - соединение земельной собственности с политической властью, поскольку только обладание политической властью - судебной, административной, военной, финансовой - обеспечивало феодалам возможность осуществлять внеэкономическое принуждение. (2)

(Проект:
Указанные признаки прямо указывают на организацию государства как органа внутреннего колониального правления)

 
Третьей особенностью феодальной земельной собственности был ее условный характер и иерархическая структура феодального класса.
Становление и развитие феодальной собственности в Западной Европе прошло три этапа: аллод - безусловная, наследственная собственность; бенефиций - условная, пожизненная собственность за военную службу, просуществовавший хронологически недолго; феод - наследственная, условная земельная собственность, связанная с несением феодалом-вассалом военной службы и других обязательств в пользу феодала-сеньора. Этот тип собственности существовал, подвергая со временем определенным метаморфозам, до конца эпохи. На его основании сложилась особая иерархическая структура в среде феодалов, связанных вассально-сеньориальными отношениями. Собственность феодалов на землю, таким образом, с точки зрения юридической не была полной, абсолютной, безусловной. С другой стороны, условный характер феодальной собственности консолидировал класс феодалов, помогая всем им вместе осуществлять монополию на землю.

( Проект:
Понятно, что феодальная система организации власти в стране  имела административный характер. За скобками статьи остается вопрос о первичном  выборе кандидатов на роль сеньоров и вассалов. )

  В восточном варианте феодализма верховным собственником земли (преимущественно) было государство (в лице халифа, султана и т.п.), тогда как на западе монарх обладал лишь номинальным правом сюзеренитета и верховной собственности. Вместе с тем, и на Востоке имелись частные владения, но их позиции были слабыми: земельная собственность частных владельцев была в основном подконтрольна государству; сами они ограничены в политических правах; иерархия и система вассальных связей не развиты. Интересной особенностью восточного варианта феодализма являлось то, что государственные крестьяне, то есть крестьяне, сидящие на земле, принадлежащей государю, сохраняли личную свободу, оказываясь зависимыми только по земле, их община существовала автономно, хотя и под контролем государства. Рента, уплачиваемая крестьянами за владение землей, совпадала с государственным налогом. Такой тип ренты принято называть «централизованной рентой». Исторически это четвертый вариант ренты после отработочной, продуктовой и денежной. В виде исключения централизованная рента имела место и в Западной Европе в эпоху раздробленности.

(Проект:
Представление феодализма нравится, оно имеет содержательный характер, его представление не вызывает принципиальных возражений. Большую часть стать оставляю внутри материала. Статья не даёт своего вида на формационное представление или определение феодализма, но достаточно полно характеризует сами отношения. такое представление и оставляю на хранения. Данная работа - первичная обработка существующих исследований феодализма. Проекту нужно выделение и характеристика развития властного уложения  в период существования феодальной формы государства. Данная статья является одним из вариантов представления феодализма. Многие вопросы не представлены, а те, что есть в тексте,  имеют хорошее объяснений. После завершения  работы над всеми материалами по теме феодализма придется делать проектные выводы, тогда вновь данный материал и будет рассмотрен. Если уберу авторские изложения из данного материалы, то  потеряется качество представления. Вот его и сбережём, не взыщите. )
 
 И крестьянское хозяйство, и поместье феодала, и городское хозяйство ремесленника были мелким производством. Отсюда еще одной особенностью феодализма является мелкое производство, которое было господствующей формой и основным структурообразующим элементом экономики.

(Проект:
 Скорее всего, размер крестьянских хозяйств определялся их способностью обрабатывать земли, а также распределением хозяйств по территории, другими словами - производительных сил. города же формировались как центры  более глубокой переработки сельскохозяйственной продукции  и сосредоточения специализированных производств, удовлетворяющих  и сельскую потребность  в средствах производства и предметах потребления, а также и потребность собственного развития)

Пятой особенностью феодализма и его собственности является корпоративный характер. Эта особенность определялась незащищенностью человеческой личности перед лицом природы, перед социальными трудностями: слабость личности компенсировала сила коллектива. С другой стороны, коллектив накладывал ограничения на личность. Индивид, личность могли осуществлять свои права на собственность через принадлежность к корпорации, к коллективу: крестьянин был членом сельской общины; феодал в силу условности земельной собственности входил в вассально-сеньориальную иерархию своего класса; ремесленник и купец были членами цеха, гильдии, уставу которых подчинялись.

( Проект:
Из данного представления видим феодальную систему  как организацию власти на территории, а феодалов - сеньоров и вассалов-  как глав администраций в ей иерархическом устройстве. Другое дело крестьянские общины и гильдии, но и они  были продуктом и результатом властного определения внутреннего устройства и представляли достаточно удобный вариант социально-производственного устройства, которое хорошо вписывалось в ту же систему властного устройства. Образование общин и гильдий, определённо, результат властных действий. Фактически  эти образования формируют цеховую структуру феодального государства, призванную служить его целям. )

Социальная структура феодальной системы. Корпоративный характер собственности в эпоху феодализма проявлял себя в социальной структуре, которая отличалась сложным переплетением классового и сословного деления. Понятие «класс» определяет, как известно, место определенной общности людей в производстве и отношение этой общности к собственности на средства производства и орудия труда. Такому понятию в феодальном обществе соответствовали два противостоящих, но связанных друг с другом класса: феодалы, собственники земли, которые на самой земле не работали, у них были иные занятия в социуме; зависимые от них крестьяне, единственные работники на земле, не являющиеся ее собственниками, а лишь держателями.

(Проект:
 Автор данной статьи, получается за один из классов  принимает власть, но она- принадлежность к этому классу формируется на основе решений организационных органов системы. Могут принять и утвердить, а могут и снять с должности.)

Понятие «сословие» определяет юридический статус общности людей, хотя правовой статус связан с отношением к собственности и с общественной функцией социальной группы, а значит в той или иной степени с классовым делением. Сословия при феодализме оформляли и закрепляли свои права и привилегии в письменных грамотах. В феодальную эпоху общество делилось на несколько сословий: феодалов, которые в свою очередь были представлены духовенством и светским дворянством, аристократическими группировками, прелатами, рыцарством; городское сословие, дробившееся на несколько социальных групп; крестьянство, которое тоже было неоднородным. Сословное деление в эпоху феодализма было более мобильной и активной системой, нежели классовое. Средневековый человек реализовывал свои юридические и политические права через сословную принадлежность. Корпоративизм собственности и правовая сословность являлись особенностями не только феодального, но и всех доиндустриальных обществ.

(Проект:
(Сословие формировалось на основе определённой принадлежности человека, преимущественно, работника к определённой отрасли деятельности составу её работников в конкретной местности. Возможно, они были организующими, распределительными и плановыми органами, что позволяло формировать заказы производстве и занимать людей конкретной профессиональной работой. А вот то, что часть феодалов были представлены духовенством, с одной стороны, указывает на сильное влияние религиозно-духовных процессов  на организацию власти в центре и на местах. Похоже, что включением с духовенства в состав феодалов, было платой за поддержку всей феодальной системы, а также политической власти и её институтов. Церковь, однозначно,  превращалась в это время в институт власти и государства.)

Социальные институты феодальной системы.

Оформление феодальной собственности привело к возникновению главного института в феодальной системе - феода, вотчины, которая называлась в разных странах по-разному (сеньория, фьеф во Франции, манор в Англии, лен в Германии). Вотчина была хозяйственной единицей общества, социальной, политической организацией.

Она представляла комплекс крупной земельной собственности, делилась на три части:
1) господскую, домен, который включал усадьбу феодала, сеньориальную запашку, размер которой зависел от формы ренты и хозяйственной активности феодала; сеньориальные пахотные земли лежали чересполосно с крестьянскими наделами;
2) крестьянские наделы (мансы во Франции, гуфы в Германии), включающие усадьбу крестьянина с надворными постройками, пахотные наделы;
3) общинные угодья (альменду): леса, луга, пастбища, болота, реки, пруды.

(Проект:
 Интересное дело, по существу вотчина стала представлять собой государственное предприятие, одна сторона которого представляла распределение земель, а другая-то была связана с обработкой земли и хозяйствованием на ней. Снова, эта системность формировалась в целом для страны, всех её подвластных субъектов. Получается, существовала и соответствующая обязательность для участия людей.)

Хозяйственная роль вотчинника менялась по мере развития феодализма и эволюции форм ренты. С переходом от отработочной ренты к продуктовой и денежной феодалы стали часто отказываться от собственной запашки (домена), которая передавалась в держание крестьянам на феодальном праве. В этих условиях возрастала экономическая значимость крестьянского хозяйства, поскольку только в крестьянских хозяйствах производился весь валовый продукт общества, как необходимый, так и прибавочный. Усиление экономической роли крестьянства сопровождалось освобождением крестьян от самых тяжелых форм зависимости - личной зависимости, серважа. Оставалась судебная форма зависимости (хотя она постепенно ослабевала) и политико-правовая сословная несвобода и приниженность крестьян.

(Проект:
Вотченник - это уже  назначенный руководитель специализированного хозяйства в феодальной системе)

В системе феодализма господствовал баланс взаимоотношений феодалов и крестьян, потому что только он был способен обеспечить жизнеспособность феодального общества. Увеличение размеров рент сверх подъемных для крестьянского хозяйства, насилие со стороны феодалов, то есть нарушение баланса, могло вызвать разрушение крестьянского хозяйства - единственного источника существования феодалов, протест крестьян в любой форме вплоть до восстаний. Феодальная вотчина с ее достаточно жесткой хозяйственной структурой выполняла, таким образом, функцию регулятора баланса в отношениях между работниками на земле и теми, кто на земле не работал, являясь ее собственниками, но жили за счет труда этих работников.

Вотчина выполняла кроме хозяйственной, социальную и административно-правовую функции.

(Проект:
Что лишь требовалось подтвердить. Итак, вотчина - это конкретная единица социально-профессионального хозяйствования в феодальной системе государства. Она и оказалась основной единицей хозяйствования, а не крестьянин с личным хозяйством. Есть основание предполагать, что общее управление этими вотчинами осуществлялось из аппарата феодала. Да уж, интересная организация. Соответственно, должны были существовать и органы планирования, как на феодальном так и на государственном уровне. Только в таком ракурсе система могла иметь относительную устойчивость, о чём и говорим факт её существования многих столетий. те восстания, которые имели место быть, для таких длительных периодов были относительной редкостью.  Есть чему удивляться. Неужели они и стали прототипом  будущей коллективизации в сельском и промышленном хозяйстве при социализме, в котором феодалов заменили на глав территориальных органов и партийных секретарей.)

Существенным свойством феодализма было то обстоятельство, что с утверждением вотчины как хозяйственного и социального организма феодального общества крестьянская община, существовавшая в варварском мире, не была уничтожена. Ее хозяйственно-организационная атрибутика осталась, войдя в вотчину. Но теперь вотчина надстроилась над общиной, создав свой административно-судебный аппарат, выполняя политико-юридические функции по отношению к крестьянам - членам общины. Община регулировала хозяйственную жизнь феодала-вотчинника, но потеряла свои социальные и политико-юридические функции. Со временем в ряде стран Европы (особенно в Италии, Испании) община сумела частично возродить свои социальные функции и получить статус коллективного юридического лица, образовав сельскую коммуну с правом выборного управления. Она осуществляла контроль за пользованием общинными угодьями, сбором ренты, судебной деятельностью вотчинника. Эти права сельской общины (коммуны) регулировали письменные хартии.

( Проект:
Ввод в во властно-экономическое устройство института вотчины  стал новым шагом в развитии феодальной системы хозяйствования: к властно-политической части присоединилась организационно-экономическая часть. Феодальная система получила определённую целостность. Утрата общиной политико-юридических функций вывело ей их состава непосредственных участников организации экономической деятельности и подчинило новому распорядителю деятельность - вотчиннику. Вероятно, что  побуждением к становлению такой формы могли стать формирование постоянных разногласий между общинами и феодалами, которые были переведены на уровень  - община - вотчина. )

Третьим компонентом в системе социальных институтов феодального общества, кроме вотчины и общины, был средневековый город. Возникший и оформившийся как центр профессионального ремесла и торговли на продвинутом этапе развития феодализма, когда происходит выделение ремесла из системы сельскохозяйственного производства в самостоятельное, отдельное от деревенского производство, город был частью феодальной системы. Он стал локомотивом ее эволюции. Город обладал всей феодальной атрибутикой: в нем господствовало мелкое производство и в ремесле, и в торговле, сословно-корпоративная собственность (ремесленные цехи и купеческие гильдии). Вместе с тем, именно в городском ремесле происходили решающие изменения в технике производства; горожане, получившие статус особого сословия, приняли участие в органах новой системы власти - органах сословного представительства; в городе создавались условия для выработки новой системы ценностей, противоположной феодальной, корпоративной; в городе возникли иные формы культуры и духовной жизни, которые способствовали секуляризации сознания, развитию опытного и рационального знания. Возникшие в городе университеты стали центрами высшего образования и свободомыслия. Идеология гуманизма и культура Ренессанса возникли на базе городской жизни и городской культуры.


(Проект:
Получается, феодализм представлял глобальную систему устройства жизни с подчинением её единому государственному центру власти.  Город же  стал элементом общей системы хозяйствования, в котором на месте общин и вотчин были сформированы  профессиональные цеха и гильдии.  Они же  стали совсем не автономными, а властно созданными организациями для осуществления конкретных видов деятельности.  Понятно, возникновение университетов стало закономерным продолжением процесса подготовки кадров для  общин и вотчин, внесли свою лепту в становление сословий. )


Политическая организация феодального общества прошла в своем развитии несколько этапов.
На первом, дофеодальном этапе Раннего Средневековья существовали политические образования в виде недолговечных «варварских королевств» и раннефеодальных государств. В них были сильны пережитки «первобытной демократии», королевская власть обладала ограниченными властными полномочиями. С формированием феодальной системы и феодальной собственности на этапе Раннего Средневековья и начала Высокого утверждается феодальная раздробленность, политическая власть сосредотачивается в руках крупных земельных собственников (князей, герцогов, графов) с номинальной властью монарха. На этом этапе оформляется важная особенность политической системы феодализма: разделение политической власти на власть в центре и на местах - в лице земельного собственника, вотчинника, феодала.
 В эпоху Высокого Средневековья королевская власть ведет борьбу с феодальной раздробленностью, побеждая на значительной территории Европы. В этом случае возникают централизованные государства, и зарождается новая форма феодальной монархии с органами сословного представительства. Центральная власть, претендующая на полноту верховной власти, но не обладавшая пока всеми необходимыми средствами для реализации этого, шла на диалог с общественными силами, который проявлялся в создании органов сословного представительства (английский парламент, французские Генеральные Штаты, испанские кортесы, чешский сейм и т.д.).
Да, внутренняя колониальность получила свою упорядоченность, но никто не отменял внешнее соревнование - соперничество за право превалировать в международном сотрудничестве, за право быть метрополией и подчинять себе периферию, извлекая из ней доходность для своего развития.)

 Если центральная власть оказывалась сильнее и опережала процесс консолидации сословий, она ограничивала их активность и даже подавляла, что произошло в Византии. В условиях сильной власти монарха Византия не знала сословного представительства. Отсутствие королевской власти в Италии создало в ней систему полицентризма, исключив возможность консолидации сословий на общегосударственном уровне, на территории всего Апеннинского полуострова. Особые условия Италии, способствовавшие активному развитию городской жизни, привели к созданию не типичных для Средневековья республиканских форм политического устройства (городов-республик). В Германии из-за слабости королевской власти, хотя и был создан орган общественного представительства - рейхстаг, но реальными властными функциями он не обладал. Подлинная централизация в Германии сложилась лишь на локальном, а не на общенациональном уровне, что обеспечило силу провинциальных органов сословного представительства - ландтагов.

(феодализация, как видим, имела свои закономерности развития,, а предельная централизация  управления и усиление процесса налогового обложения с широким проведением военных операций в итоге  могли значительно усилить экономическую  нагрузку на общины и вотчины в сельской местности , на цеха и гильдии  в городах. Видимо процесс формирования сословий  вышел из  их системной деятельности. Как бы не развивалась централизация власти, но существование  феодальной структуры феодального государства предопределялось центральной властью в стране. При всей её слабости часть этих функций ложилась на сеньоров и феодалов, при этом вся организация жизни и работы хозяйствующих субъектов осуществлялась уже на их основе.

В эпоху Позднего Средневековья  складывается еще одна  форма политической власти эпохи феодализма - абсолютная монархия. Она проявляет себя в высоком уровне централизации, сосредоточении всей полноты власти в руках монарха. Разложение феодальных отношений на этом этапе и возникновение новых, капиталистических отношений, иная расстановка социальных сил, борьба между ними, позволили монарху играть роль арбитра и осуществлять «абсолютную» власть. Победа авторитарного режима сопровождалась ликвидаций органов сословного представительства на общегосударственном, а иногда и местном уровне; созданием огромного бюрократического аппарата управления; заменой рыцарской, вассальной, военной службы наемной армией; постепенной ликвидацией вассально-сеньориальной иерархии отношений в обществе и утверждением системы подданства государю и государству.

(Позиция проекта:
Здесь хорошо показано формирование и деятельность государства как колониальной администрации. Факт.)

Духовная жизнь феодального общества. Средние века были временем господства мировых религий.  ...До XII в. церковь была главной хранительницей античного культурного наследия, приспосабливая его к своим потребностям. Христианство способствовало созданию цивилизационного единства Европы, церковь на протяжении всего средневековья была международным арбитром в решении различных конфликтных ситуаций на континенте. .... С другой стороны, христианская церковь, являясь крупнейшим земельным собственником в феодальном мире (в ее руках находилась треть земельного фонда в западноевропейских странах), санкционировала феодальные порядки, убеждала всех верующих в том, что эти порядки даны Богом, они вечны и неизменны.

(Последнее или данные утверждения церкви - наглядный пример управления сознанием людей и признания ими правомерности присвоения церковью земельного фонда)
- - -
Подводя итог вечерней работы над статьёй, скажу работа была интересной,  хоть поиск признаков общественного устройства внутри феодализма не дал положительных результатов, но данное  осмысление феодализма позволило увидеть феодализм в новом свете.)