А было все так... Часть вторая,

Светлана Компаниец
   Почти  три  года    после  демобилизации  Борис прожил в Харькове,  в  рабочем  общежитии, -  комната  в  коммуналке,  где  они  до  войны  жили  с  Розой,  была  занята  другой  семьей.  Он  не  стал  претендовать,  согласился  на  общежитие.  Работал  в  школе,  на  прежнем  месте. И  все  это  время  искал  жену  и  дочь,  писал, - куда  только  можно  было  писать.  И  все  напрасно. Будто  их  и  не  было...  Город,  в  котором  они  были  счастливы  с  Розой  до  войны,  теперь  казался  мрачным,  каким-то  серым,  даже  враждебным.   Город  давил.  И  Борис  охотно  согласился  стать  директором  детского  дома,  перевозимого  из  Сибири,  из  Красноярска,  на  Украину,  в  районный  городок. 
 
   Их  было  шестьдесят  шесть, детей от  семи  до шестнадцати  лет,  ослабленных  голодом,  холодом,  беспризорщиной.  Чье-то  доброе  сердце  и  сильная  воля  заставили  власти  собрать  из  нескольких  детских  домов  Сибири  детей  с  больными  легкими,  почками,  сердцем  и  отправить  в  украинский  городок,  где  и  климат  теплее  и  природа  щедрее.  Ехали  в  общем  вагоне  в  сопровождении  Бориса,  двух  молодых  женщин-медсестер и  двух  милиционеров.   Дорога  была  длинной,  больше  недели.  Кормили  на  больших  станциях: заранее, по  телефону,  сообщали  о  прибытии  и  работники  станций,  в  основном  санитары  медслужб  и  милиционеры,  доставляли  в  вагон  уже  готовую  еду.  Было  хлопотно,  порой  сложно,  но...  зацепило:  Борис  впервые  за  последние  годы  почувствовал  интерес  к  жизни,  как  бы  ее  вкус, -  было  для  чего  и  для  кого  жить.
   
   Детский  дом  разместили  в  старой  помещичьей  усадьбе,  чудом  уцелевшей  в  годы  гражданской  войны  и  фашистской   оккупации.  Всем  начальникам  хотелось  отличиться  перед  властью  и,  поэтому,  денег  не  жалели.  Спешно  белили  и  красили,  завозили  столы  и  кровати,  белье  и  посуду!  Набирали  персонал:  воспитателей,  врача,  повара... Словом, первые года  три Борису, как  говорится,  некогда  было  и  вверх  посмотреть  («вгору  глянуть» - укр.).  И  всех  детей  направили  в  классы  (от  первого  до  последнего – седьмого)  в  школу,  куда   спустя  три  года  пришла  работать  пионервожатой  Галька,  Галина  Федоровна.
 
  Нелегко    ей  было, - девчонка,  ни  образования  соответствующего, ни  опыта.  А  надо  было  ладить  с  детьми,-  большая  половина  которых  были  вчерашними  беспризорниками,  узнавшими  изнанку  жизни  и  не  лучшую  сторону  человеческих  отношений, - все  прибывающими  и  прибывающими  под  заботливое  крыло  Бориса  Абрамовича.   Галька  ведь  тоже  росла  не  «в  цветах  и  перьях»  и  своим,  еще  почти  детским  сердцем,  понимала  их.  И  очень  скоро  отношение  к  ней  воспитанников  детдома  стало  доверительным,  как  бывает  только  у  детей,  хотя  панибратства  Галька  не  допускала  и  с  первого  дня  была  для  них  Галиной  Федоровной  (как  сказали  бы – «в  авторитете»),  ее  слушались!  И  Борис  невольно  стал  присматриваться  к  этой  еще  вчерашней  школьнице  с  русыми  тугими  косичками,  завернутыми  аккуратной  «корзинкой»  на  затылке,  в  строгой,   тщательно  отглаженной,  белой  ситцевой  блузочке  с  отложным  воротничком,  под  которым  алым  треугольничком  был  повязан  пионерский  галстук.  У  нее  было  чему  поучиться!  Правда,  он  пока  не  знал  и  не  видел,  как  она  порой  плакала  в  своем  закутке,  в  пионерской  комнате:  от  обиды, от  бессилия, - не  всегда  все  шло  гладко, - хотя  во  многом  помогал  директор  школы,  Лисовский,  повидавший  много  на  своем  веку.  Как-то  зашел  к  ней,  в  пионерскую  комнату:

- Я,  конечно,  не  Макаренко,  но  вот,  почитай, -  положил  на  стол  перед  ней  «Педагогическую  поэму».
 
-  Я  чита-ала... - всхлипнула  Галька.

- Ну,  и  молодец!  Учись. И  поговори  с  Борисом  Абрамовичем,  он  хоть  и  молодой,  но  мудрый,  посоветует.

- Хм...  Молодой!  Какой  же  он  молодой? Ему  скоро  сорок! - хмыкнула  Галька. – Он  уже  старый...

- Это  для  тебя  он – старый,  а  для  меня - совсем  молодой,  мальчишка,  хоть  и  войну  прошел.

   А  Галька,  вернее,- Галина  Федоровна, - к  тому  времени уже давно  обратила  внимание  на  директора  детского  дома, - он  так походил на героев  ее  любимых  книг!  Высокий,  темноволосый, с проступающей  сединой на висках  и  внимательным   взглядом  черных,  как  угли,  глаз.  А  чего  стоили  его  легкая  хромота  и  блестящая  черная  палка-трость!   При  встрече  с  ним  она  ощущала,  как  ноги  ее  становились  ватными  и  словно  прирастали к  полу, а  руки были  совершенно  лишними  и  она  не  знала,  куда  их  девать, так  же,  как  и  не  знала,   как  скрыть  свое  смущение  и   спрятать  пылающие  щеки!   И  пугалась:  «Что  со  мной?  Кто  я  для  него?  Девчонка!  Он  -  такой  взрослый,  такой  умный!  А  я?  Восемь  классов? И  те кое-как!  Он  и  говорить  со  мной  не  захочет.»

    Но  ведь  бывает  так:    он,  «…такой  взрослый,  такой  умный!»,  и  сам  не  заметил,  как  и  когда  поселилась  в  его  сердце  эта  девочка.  Он не  был  аскетом, - были  в  его  фронтовой  и  уже  в  мирной  жизни  женщины,  были  случайные  встречи, - природа  требовала  свое, - но  сердце  оставалось  глухим,  там  до  последнего  времени  жила  боль  о  жене,  о  дочери.  И  сейчас  эта  боль  не  ушла,  не  исчезла, - она  словно  превратилась  в  тугой  ком,  что  горечью  осел  в   душе.  Но  совершенно  неожиданно  там  появилась  и  радость.  Теперь  каждым  утром  он  просыпался  с  этой  радостью:  есть,  живет  здесь,  рядом, странное,    голубоглазое  существо, -  такое  нежное  и  беззащитное,  такое    невероятно  родное  и  близкое, что  хотелось  сию  же  минуту  увидеть,  обхватить  ее  всю  руками,  прижать  к  себе,  укрыть,  уберечь  от  жестокого,  скупого  на  простые  человеческие  радости,  мира...  И  он,  так  же,  как  и  она,  пугался  самого  себя: « Кто я для  нее? Потрепанный  войной,  контуженный,  хромой  старик?»
 
  И  случилось  все, как  случилось...  На  новогоднем  вечере   в  школе,  когда  уже  и  напелись,  и  наплясались,  и  умолк  детдомовский  духовой  оркестр,  он  подошел  к  ней:

- Устали?
         
  Она  подняла  к  нему  раскрасневшееся  лицо:

- Нет!  Что  вы?  Так  весело! –  глаза  ее  сияли. - Никогда  еще  не  было  так  хорошо!  Правда?   А  вам  понравилось?  Мне кажется, ребятам  всем  понравилось,  вон,  даже  малыши  танцевали! – она  засмеялась.

   И  вдруг  смутилась  под  его  взглядом,  опустила  глаза,  прижала  к  груди  маленькие  кулачки:

 - Я...  вы...  Простите!  Я  не  могу  так  больше! Я  не   могу  жить без  вас!  -  закрыла  лицо  руками.

   Он  отнял  обе  ее  руки  от  глаз,  сжал  их  в  своих  ладонях:

-  Я  провожу  вас  сегодня?

   Она  кивнула,  не  поднимая  головы.  Тихо  прошептала:

- Я  только  малышей  соберу,  отправлю  по  домам  со  старшими...

- Я  буду  ждать, - он  отпустил  ее  руки. 

    И  ни  он,  ни  она  не  заметили,  как  весь  вечер  за  ними  внимательно  наблюдали  две  пары  глаз...


   (Продолжение  следует).