История аэродрома Захарково

Владимир Бровкин
Уже с 10 октября приказом командующего Полярной авиацией М. Шевелева он (В.М. Перов) утверждается в новой должности и приступает к самостоятельным полетам с подмосковного аэродрома Захарково у одноименной деревни. В то время этот аэродром находился в городе Тушино, относившемся к Московской области, и именно на нем базировалась известная МАГОН, в начале 1960 года преобразованная в 247-й летный авиаотряд (ЛАО) Управления полярной авиацией.

Нынешнему поколению читателей, и главным образом москвичам, небезынтересно будет узнать, что аэродром Захарково располагался в районе станции метро «Сходненская», где ныне проходит улица Аэродромная. Он принадлежал Минавиапрому, а конкретно тушинскому машиностроительному заводу. Завод этот был построен перед войной как авиационный и, несмотря на всякие разные перепрофилирования, до последнего времени не изменял главной теме (помните пилотируемый космический челнок «Буран»?).

Но «Захарково» был и уникальным аэродромом. Ведь на нем долгие годы базировалась знаменитая на весь мир отечественная полярная авиация. Более того, здесь было единственное в Москве место, где гидросамолеты не только могли приводняться, но и выползать на сушу. Гидроспуск — специальный, бетонный пандус, плавно уходивший в воды Химкинского водохранилища, был аэродромной изюминкой (за заброшенной сегодня спортивной гостиницей по ул. Досфлота, 10).

Как рассказывает Виктор Перов, летающие лодки — а это были, главным образом, бывшие американские «Каталины» (PBY-6A) — подруливали к гидроспуску, и там механики, облаченные в гидрокостюмы, устанавливали колесные шасси. После чего самолет вытаскивали на сушу.

Многие москвичи, любившие тогда отдыхать на водохранилище, помнят, как катера МАГОНа перед взлетом и посадкой гидросамолетов разгоняли с «трассы» гребные лодки и лихих пловцов. В 40-50-е годы гидросамолеты — «полярники» практически все базировались в столице, улетая на север весной и возвращаясь осенью.

Тут же проходили и тренировочные полеты. Конец же послевоенной Московской гидроавиации положил несчастный случай: один из летчиков, пришедший в УПА из военно-морской авиации, очень жестко приводнил самолет. Машину подбросило на несколько метров так, что второй удар о воду она не выдержала, погиб радист Александр Абрамчук, а на поверхности водохранилища остались лишь расплывшиеся бензин и масло.

После этой катастрофы Моссовет запретил полеты гидросамолетов с Химкинского водохранилища. Полярные летчики объехали все окрестные водоемы, но что-то мало-мальски пригодное отыскалось лишь в Угличе.

Однако переезд на Волгу так и не состоялся. Последние гидросамолеты доделывали в Игарке и Крестах Колымских (сейчас поселок Черский). Но после того как в 1957 году у мыса Каменный в полете загорелась лодка Бе-6 и в катастрофе погиб весь экипаж, на полярной гидроавиации был поставлен крест.

В Захарково готовились и первые советские арктические экспедиции. Аэродром был грунтовый, а короткая — метров 600 — взлетно-посадочная полоса была выложена шестиугольными бетонными плитами (возможно, их и сейчас можно отыскать где-нибудь в Тушине).

В свое время здесь на стоянках размещались «транспортники» Ли-2 (лицензионные американские «Дугласы»), ленд-лизовские американские Си-47, лодки «Консолидейтеры», «Каталины», двухмоторные чешские «Зибели», четырехмоторный немецкий «Кондор» (Ш-200), огромный английский «Шот-Стирлинг», позже — Ил-12 и Ил-14. Штаб МАГОНа располагался в двухэтажном здании, чудом сохранившемся в наши дни.

В последнее время здесь был Центр аэронавигационной информации, ранее принадлежавший Аэрофлоту и ставший самостоятельным предприятием.

Как уже отмечалось, будучи грунтовым, в межсезонье аэродром Захарково раскисал, и самолеты перебазировались на аэродром Военно-Морских Сил в Измайлове (ныне почти все улицы Парковые находятся на местах его стоянок и рулежек). Поскольку штаб МАГОНа оставался в Тушине, то сообщение с полярниками осуществлялось при помощи маленького По-2.

Путь был простое: взлетали — и прямиком к железнодорожному мосту Октябрьской дороги (тому, что через канал), от него по «железке» в сторону центра до окружной железной дороги, налево, и кольцевая железная дорога приводила прямо к строящемуся (но так и недостроенному) стадиону. За стадионом и лежал аэродром.

[ Послесловие А. Почтарева в книге: В.М. Перов «От Арктики до Антарктики»., М., 2003 ]

В 1931 г на окраине Тушина, рядом с деревнями Захарково и Алешкино, строится аэродром гражданского воздушного флота (ГВФ), названный Захарковским. В то время, когда Тушино приобрело, поистине мировую известность Захарковский аэродром ГВФ, переданный Управлению полярной авиации Главсевморпути, почти не упоминался в печати.
Между тем, он стал центром огромной работы по развитию и освоению крайнего Севера. С его площадки отправлялись в дальний путь самолеты с экспедициями, а на Химкинском водохранилище были созданы причалы для самолетов- амфибий. Особенностью самолетов, использовавшихся в полярной авиации являлось «многоликое» шасси на твердой земле это - колеса, зимой -широкие лыжи, на воде это - лодки, которые на суше заменялись на колеса или лыжи. Гидроспуск - бетонное сооружение, по которому гидросамолеты спускались на воду и вытаскивались на сушу для ремонта и - после окончания летней навигации на зимний отстой, находился в бухточке напротив Речного вокзала на Химкинском водохранилище. Многие жители деревни Захарково работали на этом аэродроме.
В 1937 г в Захаркове был организован учебный центр для летчиков Гражданского воздушного флота. Полярный аэродром приобретает известность среди авиаторов. На его базе проводятся выставки новейшей авиационной техники; в небе над аэродромом перед вылетом в Арктику опробовались новые машины.
Летчики полярной авиации пользовались особым почетом и уважением в стране, так как их работа была связана не только с романтикой первооткрывателей но и с постоянным риском. Поэтому для их отдыха недалеко от Москвы был построен дачный поселок Опалиха, а усадьба Братцево стала домом отдыха «Главсевмоспути».

Cюда, в Захарково прибывали грузовики и автобусы, груженные оборудованием, снаряжением и продуктами для полярных экспедиций. Именно сюда, «домой в родное Захарково» возвращались после выполнения очередного ответственного задания экипажи самолетов, счастливые от сознания выполненного долга. Возвращались, ориентируясь на позывные радиомаяка, сначала - в Опалихе а затем при снижении - Захарковского радиомаяка. «Особенно трудно было» - вспоминают летчики возвращаться на аэродром в годы войны. Берега Химкинского водохранилища были закамуфлированы плотами с искусственной растительностью. Усталые после выполнения боевых операций, часто в сплошной облачности мы должны были «нащупать» коридор-«вход» в Москву, а эти воздушные коридоры периодически менялись. Рассчитывали мы только на средства радиотехнического самолетовождения и «пролезали» через аэростатное заграждение на свой аэродром Сложность маневра такого слепого полета в этих узких «коридорах» доставляла нам не меньше напряжения , чем полеты над вражеской территорией. Ведь, если самолет попадал в стальную сеть аэростатов безжалостная сталь их тросов разрезала самолет пополам».

В июле 1934 г Президиум ВЦИК СССР принял решение об образовании рабочего поселка Тушино, в состав которого вошел и поселок Захарково-1. В 1938 году Тушино стало городом в составе Красногорского района, а с 1943 г - городом областного подчинения. В 1960 г Московская кольцевая автомобильная дорога, став границей города, «вовлекла» и город Тушино и Захарковский аэродром в черту Москвы. Поэтому в 1962 г полеты прекратились. Сначала здесь хотели построить большой аэродром гражданской авиации заложили в честь этого камень Но затем перенесли его к северу от Москвы. Так возник аэропорт Шереметьево. От Захарковского аэродрома сохранился ангар и небольшое двухэтажное здание на Химкинском бульваре, остатки радиомаяка на Аэродромной улице, в названии которой осталось память об аэродроме.
С начала 60-х г г территория Захарковского аэродрома стала застраиваться, на ее месте возникли бульвары - Химкинский и Яна Райниса, улицы - Аэродромная, Туристская, Свободы, Героев Панфиловцев, Планерная, Фомичевой.
И сейчас далеко не все жители Северного Тушина знают, что ходят по знаменитой земле пропитанной романтикой и героическим прошлым. Сегодня взлетная полоса застроена жилыми домами, а там, где самолет резко взмывает ввысь, находится станция метро «Планерная» (12).

[  https://tushinec.ru/album/aviatsionnoye-proshloye ]


... Судьба свела меня с Барановым в январе 1963-го. Тогда единый мощный 247-й летный отряд Полярной авиации, который базировался в аэропорту Шереметьево, разделили на два. К нам начали поступать новые тяжелые самолеты Ан-12, Ил-18, объем транспортных и пассажирских перевозок рос не по дням, а по часам — Арктика осваивалась все интенсивнее. В то же время никто не снимал с нашего отряда обязанностей вести ледовую разведку, обслуживать Северный морской путь, высокоширотные экспедиции — объем этих работ тоже рос из года в год.
Вот и решили «отпочковать» от 247-го новый (254-й) летный отряд — с местом базирования в березовой роще на краю аэродрома, со своими экипажами, самолетами и т.д., и возложить на него все штучные виды авиационных работ в высоких широтах. Это решение продиктовала сама жизнь.
Дело в том, что Полярная авиация волею судеб вынуждена выполнять и транспортные работы по обеспечению всем необходимым приисков, рудников, поселков, пушных факторий, рыболовецких артелей, полярных станций на островах, в общем, всего населения Арктики. А поскольку жизнь бурно развивалась, потоки пассажиров и грузов росли, пришлось вводить в расписание регулярные рейсы: 803 (Москва — Певек), 805 (Москва — Хатанга), 807 (Москва — Тикси). Их выполняли на самолетах Ил-14. К удивлению всего личного состава гражданской авиации, несмотря на очень жесткие погодные условия, экипажи «Полярки» считали своим долгом приводить машины в пункты назначения с точностью до минуты, причем на трассах, где полеты длились по несколько суток. Такой вот был своеобразный «кодекс чести», которому мы следовали.
Когда появились Ил-18, они взяли на себя большую долю этой работы, оставив Ил-14 полеты на малые аэродромы, в отдаленные районы, где отсутствовали взлетно-посадочные полосы для тяжелых машин, да и пассажиров-то для них не набиралось.
В самые же дальние точки летали Ан-2: зимой — на лыжах, летом — на поплавках... Вот так работала отлаженная, сложнейшая система, в которой действовали сотни самолетов, множество аэродромов, тысячи людей, «прикрывавших» собой, своим трудом Арктику. К началу 60-х годов объем работ, их диапазон расширились настолько, что одному 247-му отряду, базировавшемуся в Шереметьеве, справиться с ними становилось все труднее. Тогда 247-му отряду оставили транспортные полеты, а новому, 254-му, так называемому экспедиционному, передали авиаобеспечение высокоширотных экспедиций, все виды ледовых разведок, проводку судов по Северному морскому пути, обслуживание антарктических экспедиций и т.д.Старым полярным летчикам, к числу которых принадлежал и Баранов, сразу предложили перейти в 254-й отряд. По возрасту они уже не могли надеяться на переучивание на новые тяжелые самолеты, да и тот опыт, которым они обладали, в полной мере мог пригодиться именно в этом отряде. Нам же, молодым пилотам, дали право выбора. Откровенно говоря, причин отказаться от перехода в экспедиционный отряд у нас было более чем достаточно. Работа в отрыве от дома, от семей, жизнь месяцами в холоде, в непростых бытовых условиях, тяжелые изматывающие полеты — все это нам уже было хорошо знакомо. Поэтому многие наши «коллеги» из ВВС остались в 247-м отряде, но большинство выпускников Балашовского училища все же предпочли работать в экспедиционном.

[ Кравченко Е. Д. Карпий В. М. С Антарктидой — только на «Вы» ]

РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 2984. Приказы 1-136 УПА 1949 г. 304л.
Л. 124. Временная Инструкция по эксплуатации акватории Химкинского вдхр.
Утверждаю ИО нач. УПА Кузичкин. 24.5.1949 г. …
б) на западном берегу вдхр, против здания речного вокзала находится цементированный гидроспуск и стоянка морских судов;
в) вблизи акватории расположены сухопутные аэродромы Тушино, Захарково и Химки (?). …
Вся лётная работа по тренировке ЛС осуществляется на Пироговско-Клязьминском водохранилище, расположенном в 36 км по каналу на СВ. …
ИО командира МАГОН п/п Пушный. 18.5.1949 г.

Д. 2985. Приказы 1-111 УПА 1950 г. 258л.
Л. 101-107. Акт по проверке аэродрома Захарково в апреле 1950г. …
Аэропорт МАГОН ежегодно платит по 150 тыс. руб. за аренду земельного участка МАПу, а за обслуживание аэродрома, за эксплуатацию наземных технических средств по обслуживанию самолётов МАПа аэропорт МАГОНа счетов МАПу на оплату не представлял.

Д. 3848. Справка УПА по отдельным видам работ с 1940 по 1953 гг. 19л. …
VI. Краткое обоснование перебазирования МАГОН, строительства авиаремонтной базы в Череповце и авиаремонтных мастерских в Игарке.
В настоящее время МАГОН УПА базируется на аэродроме Захарково (г. Тушино) не принадлежащем Главсевморпути, аэродром не круглогодового действия, эксплуатируется несколькими ведомствами, тесен, расширению не подлежит. Акватория Химкинского вдхр для гидросамолётов закрыта, в районе гидроспуска выстроена школа. Дальнейшее базирование Московской АГ в Захарково таким образом невозможно и АГ планируется к переводу в район Череповца, ближайшего от Москвы аэродрома основной трассы ПА, где местные условия позволяют построить комбинированный базовый аэропорт (сухопутный и гидроаэропорт на р. Шексне). …

Ф. 87. Д. 299. Приказы №2-254 ПУГА. 335л.
Л. 215. Р-97. 7.9.1967. О территориальном размещении автобазы ОМТС ПУГА. В дополнение к приказу Р-92 от 11.8.1967 г. автобазу ПУ для обслуживания АТБ Шереметьевского ОАО сформировать при Отделе МТС ПУ ГА с местом базирования в Захарково. Шевелёв.

Д. 399. Статистические отчёты Управления и его подразделений … на 16.9.1968 г. 204 л.
На момент составления отчёта по адресу Москва, Д-363, аэродром Захарково располагались предприятия ПУГА: ОМТС и УТО-24.

Д. 2967. Приказы №1-104 УПА 1939г. 2 янв-1 июня 1939 г. 203л.
Л. 75. Начальнику УПА тов. Мазурук. 3.2.1939 г. мной был произведён инспекторский выезд на Химкинский аэродром МАГОН, при проверке обнаружено: 1. Аэродром не имеет никаких документов на право эксплуатации …

Д. 2284. м/ф 8б. Сводный годовой отчёт Главсевморпути по бюджетно-хозяйственным организациям за 1943 г, год. Отчёт УПА и полярных станций по основной деятельности за 1943 г. 551л.
(Московский АО – на Химкинском аэродроме) Аэродром в настоящее время находится в ведении РККА.

Оп. 5. Дело 339. Приказы УПА о техническом состоянии самолётного парка, об авариях, катастрофах и другим вопросам. 1946 г. 127 л.
Пр. 15с. 4.5.1946г. О поломке Пе-8 Н-395 п/у пилота 1 кл. Московской АГ Черевичного И.И.
9.4.1946г. при посадке в а/п Химки (Захарково) … и вызвало полное уничтожение самолёта Я-6 и ПО-2, принадлежащих транспортному отряду 82 завода МАП. …
Мазурук.
(К-р МАГОН Сапронов)

Приказ Р-16. 22 марта 1960 г. О перебазировании с-тов 247 АО ПА на аэродром Щереметьево и о ликвидации аэропорта Захарково.
Во исполнение пр. Нач. ГУГВФ №011 от 6 февраля с.г. ПРИКАЗЫВАЮ:
П.1. К-ру 247 АО ПА ГВФ т. Бенкунскому Г.С:
1. До 25 марта с.г. – перебазировать на аэродром Шереметьево все тяжёлые самолёты, оставив в Захарково только одномоторные самолёты и вертолёты;
- перевести на аэродром Шереметьево штаб АО и штабы АЭ для оперативного руководства лётной работой экипажей самолётов; …
2. До 1 апреля с.г. …
- оборудовать новые стоянки для одномоторных самолётов и вертолётов на аэродроме Захарково рядом со стоянками ГосНИИ ГВФ и передислоцировать пост военизированной охраны на эту площадку;
- передать Центральной базе авиационного снабжения по приёмо-сдаточному акту средства наземной механизации, необходимые для обслуживания одномоторных самолётов и вертолётов, базирующихся на аэродроме Захарково и самолётов Бе-6, базирующихся на гидроспуске, а также спецтранспорт и ГСМ;
- по окончании перебазирования самолётов на аэродром Шереметьево и передачи личного состава другим организациям, аэропорт Захарково полагать ликвидированным.
П.2. Моему заместителю тов. Данилову Ф.П.: …
- с 1 апреля с.г. организовать ремонт и реконструкцию 2-х этажного здания, освобождённого Управлением 247АО, приспособив его для учебных классов и лабораторий 24 УТО;
- договориться с АО МАП об обеспечении питанием в его столовой всех работников ПА, оставшихся в Захарково.
П.3. Нач. ОК УПА тов. Исаеву С.И.:
А) до 1 апреля укомплектовать штаты Центральной базы авиационного снабжения, 24 УТО и лёгкомоторной эскадрильи за счёт личного состава а/п Захарково и ЛЭРМ;
… Нач. УПА ГВФ М. Шевелёв.

Приказ Р-20. 3 мая 1960 г. В связи с окончанием перебазирования 247 АО в а/п Шереметьево, приказываю:
1. Организационную структуру 247 АО, объединённого с а/п Захарково упразднить с 10 мая 1960 г.
Нач. УПА ГВФ М. Шевелёв.