2. 39. 10 Эволюция Духа и Материи

Лариса Болотова
           Дух и  материя, субъект и объект. Каждый из них эволюционирует, каждый имеет свой путь и период эволюции. Как это проявляется в религии, науке и философии?   
         
           Из Тайной Доктрины:

(Стр.291 т.2) «С одной стороны – Пураны и еврейские Писания – с другой, все они основаны на той же схеме эволюции, и если прочесть их эзотерически и передать современным языком, то они окажутся настолько же вполне научными, как и большая часть того, что рассматривается сейчас как последнее слово недавних открытий. Единственная разница между этими двумя схемами в том, что Пураны, давая не меньше, но, может быть, уделяя больше внимание причинам, чем следствиям, намекают скорее на предкосмические и предгенетические периоды, нежели на эпоху так называемого «творения», когда как Библия, сказав лишь несколько слов о предыдущем периоде, погружается тотчас же в материальное зарождение, едва касаясь Предадамических рас, и приступает к изложению аллегорий, относящихся к Пятой Расе.

Тот факт, что евреи и все христиане, как современные, так и ранних сект принимали всё изложенное в ней дословно на протяжении двух тысячелетий, доказывает их невежество и обнаруживает великую изобретательность и творческую способность посвящённых раввинов, которые сложили оба изложения – Элохическое и Иеговическое – эзотерически, намеренно запутав смысл первоначального текста глифами или словами, лишёнными гласных. Шесть Дней (Yom) творения означают шесть периодов эволюции, а седьмой день есть день кульминации или совершенства – но не покоя. Всё это относиться к семи Кругам и к семи Расам с «особым творением» в каждом…

… в то время, как в библейском Эзотеризме мы находим символизированными физиологические сексуальные мистерии и очень мало того, что требуется настоящей философией, - в Пуранах можно найти самую научную и философскую «зарю творения», которая, будучи беспристрастно анализирована и передана простыми словами, вместо сказочного языка аллегорий обнаружит, что современная зоология, геология, астрономия и почти все ветви современного знания были предварены в древней науке и были известны философам древности в своих общих чертах, если и не в таких подробностях, как сейчас.

… были ли эти арийцы такими глупцами или детьми, чтобы тратить время на записывание «сказок», какими, по-видимому, являются сейчас Пураны в глазах тех, кто не имеют отдалённейшего представления об их сокровенном смысле».
 
         Если рассматривать науку, то она занята изучением только эволюции материи и того, что с ней связано. 

(Стр.294 т.2) «В превосходном труде, озаглавленном «Современная Наука и Современная Мысль»… Автор замечает, что геология нащупала «зарю творения», следуя по линии научных изысканий:

«Начиная с наиболее раннего известного нам ископаемого … из Лаврентьевских слоёв и продолжая следовать за непрерывною цепью, каждое звено которой крепко связано через периоды: Силурийский с его изобилием моллюсков, раковидных и жизни червеобразных до первого намёка на рыб; Девонский с его преобладанием рыб и первым появлением пресмыкающихся; Мезозойский с его батрахитами; Вторичный период с его образованиями, в которых преобладали пресмыкающиеся морей, суши и воздуха, а также начали появляться и первые слабые попытки земноводных позвоночных: и, наконец, Третичный Период, в котором жизнь млекопитающихся размножилась и тип следовал за типом, и вид за видами, постепенно дифференцируясь и обосабливаясь на протяжении периодов Эоценского, Миоценского и Плиоценского до тех пор, пока мы не доходим до периодов Ледникового и доисторического, и до положительных  доказательств  существования человека».

Тот же порядок с добавлением описания животных, неизвестных современной науке, встречаются в общих чертах в Комментариях на Пураны и особенно в Книге Дзиан. Единственная разница – несомненно значительная, ибо она предпосылает духовную и божественную природу человека, независимую от его физического тела в этом иллюзорном мире, в котором лишь ложная личность и её мозговая основа известны ортодосальной психологи, - эта разница следующая. Пройдя все так называемые семь «творений», аллегорически изображающих семь эволюционных смен или, как мы можем назвать их, семь подрас первой Коренной Расы Человечества, человек в этом Круге появился на Земле с самого начала. Пройдя через все царства Природы в предыдущих трёх Кругах, его физическая форма – приспособленная к атмосферным условиям этих ранних периодов – была готова получить Божественного Странника при первой заре человеческой жизни, то есть 18 000 000 лет тому назад.  И лишь в срединной точке Третьей Коренной Расы Человек был одарён Манасом. Будучи соединены, два, а затем Три, стали Одним, ибо хотя низшие животные, от амёбы до человека, получили свои Монады, в которых все высшие качества потенциальны, всё же эти свойства должны были оставаться спящими до тех пор, пока животное не достигнет своей человеческой формы, до этой стадии Манас (ум) не мог получить развитие в них».

          Для того чтобы Дух эволюционировал, необходимо что-то в чём он мог это сделать, то есть материя. Поэтому  Дух создаёт Материю. Процесс это происходит постепенно. Структура материи усложняется. От простого атома до животного. Для самого духа этот период – период инволюции или падения в материю. При этом сознание, которым обладает материя, усложняется. Необходимо было, чтобы материя (физическое тело) достигла определённого уровня развития (создание мозга и его эволюция), только тогда  она смогла воспринять разум. Физическое тело человека это компьютер, работающий на определённых программах – инстинктах. Представьте, что вы дух – странник и  можете своим сознанием входить в те механизмы, которые мы создаём. В какой из них вы бы хотели войти? В простой станок, который выполняет заданную программу или в мощный искусственный интеллект, который способен не только выполнять многочисленные вычисления, но и ещё двигаться? Я думаю во второй. Наш мозг подобен мощному компьютеру, а наше тело даёт возможность движения этому компьютеру. Но в отличии от компьютера в человеке есть ещё один орган - душа, дающая возможность чувствовать. Она даёт возможность испытывать боль, как телесную, так и душевную. Если бы этого не было, то мы просто поубивали друг друга, нисколько не жалея об этом и не сознавая, что делаем. Сознаёт ли хищник, что он лишает свою жертву жизни, убивая её? Нет, он руководим инстинктом выживания, который заложен в его физическом теле. 

«В животных каждый принцип парализован и находится как бы состоянии утробного плода, за исключением второго принципа, принципа Жизнеспособности, и третьего – Астрального, и зачатков четвёртого – Кама, что есть желание, инстинкт, - напряжение и развитие которого разнится и  изменяется сообразно видам».

         Получается, что только в человеке начинается эволюция Духа. Как это происходит? 

«Как гласит Комментарий IX:

«Человек был закончён лишь во время своего Третьего Цикла Расы, продвигаясь к Четвёртому. Люди стали «Богами» в добре и зле и ответственными только, когда две дуги встретились (о истечению трех с половиной Кругов, приближаясь к Пятой Расе). Они были сделаны такими благодаря Нирманакаям (Духовным или Астральным останкам) Рудра-Кумаров, осуждённых вновь родиться на Земле» (что означает, что в силу наступившей для них естественной очереди он были осуждены воплотиться на высшей дуге Земного Цикла).

«Следуйте закону аналогии», - говорит Махатма. Атма-Буддхи двоичен, а Манас троичен, поскольку первый имеет да аспекта, а последний три, то есть как «принцип» per se, который тяготеет в своём высшем аспекте к Атма-Буддхи, а своей низшей природе  следует Кама, центру земных и животных желаний и страстей.

Теперь сравните эволюцию Рас. Первая и Вторая из них принадлежат к природе Атма-Буддхи и является её пассивным Духовным порождением, тогда как Третья Коренная Раса обнаруживает три различных деления или аспекта, физиологически и физически – самые первые – безгрешные, средняя часть её пробуждается к разумности, а третья и последняя часть определённо животная, то есть Манас подпадает искушениям Кама».

          Что же нужно духу в человеке, чтобы начать эволюционировать? Избавить Манас (разум) от власти Кама (желаний) животного тела.

Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.2 Е.П. Блаватской.