Глава 4

Ладо Булах
.....-Почему про доцю свою,про Анфису раньше вам не казала? Так тяжко мне было,деточки...Дюже тяжко...А теперь когда век свой доживаю, тому(укр. потому) и решилась вам рассказать... Анфиса ведь комсомолкой была як и подружки её,активисткой,огонь, а не дивчина була! Вот якась(укр.какая-то) вражина донос на неё написала шо мол она де непотребным делом занимается,гадает,мол,сама, и дивчат у то втягивает! Ну её и пропесочили знатно на собрании в школе. А Анфиса -то моя враз поняла кто донос написал! Жила тут семейка неподалик(укр. неподалёку) одна,по фамилии Шейбины,мать,Матрёна Макаровна,аки пчёлка от зари до зари трудилась,детушек пятерых поднимала, Маришу,Глашу,Домну,Владика и Ванечку. А отец ихний бетонщиком знатным был. Кто ж мог знать -то шо иуда в семье у них вырастет?! Владька за Анфисой всю школу сох,а она другого полюбила,Витюшку Сенько,с ним она в огонь и в воду! Росли вместе шо дубочок та калынонька( укр. калинушка),все мылувалыся(укр. миловались) ими и говорили что пара красивая. Сыны мои говорили нам с Тихоном часто:

-Матинко(укр. матушка) ,батьку(укр. отец) ,гляньте на Анфису и Витю,яка пара гарна(укр. какая пара хорошая)! Кращого(укр. лучшего) зятя нам у всьому свити било не знайты(укр. во всем белом свете не найти)! -.

-А так,хлопци! Так,сынки! Гарный козак Витюша! З такым(укр. с таким) парубком файным(укр. парнем прекрасным) наша Анфиса як за каменной стеной будет!-сказал Тихон.

-Правду кажеш,муже мий добрый!-ответила я.

Хто ж подумать тогда мог что ирод тот Владька злобу затаил на Анфису мою?! Як нимци пришли,той гаспид,хай горыть он у аду,трижды проклятый,у полицаи пошел,и Анфису той иуда хазяям(укр. хозяевам) своим выдал! На очах моих их обох(укр. обоих),Анфису и Витюшку,замордованых(укр. замученых) тортурамы(укр. пытками),геть змученных,але не скорэных(укр. совсем измученных,но покорённых) эсэсовцы повесили... Злодюга тот прятался долго,да не ушел от расплаты! Батько его самолично як паршиву собаку застрелил! Отак було,деточки! Я потом про то больше поведаю вам. А тогда иуду того Анфиса быстро на место поставила!  Ну а мы с Марицей пошли посмотреть на цвынтар шо там да как. А надо сказать шо за цвынтарем новым есть ещё ста-а-арый престарый цвынтар,а надгробия на нём не такие как нынче,ой не такие. А ещё капище там есть,древне-славянское! Про одно,что на острове Хортица вы знаете,а вот про то о котором я кажу нет! Я и Рада вам всё покажем потом! Ну так вот,пошли мы туды значится,а там круг,знаки в ём да руны нарисованы и будто серой тхнэ(укр. тхнёт) . А как дальше пошли мы то сморид(укр. смрад)  такой пошел шо мама,не горюй!

-Беда,Луша! Ой,беда-а-а! Крови тут пролито скоро немеряно будет! Тут хтось(укр.кто-то) с самим Сатаною видать дружбу завёл! Ты вот чего,покопайся в архивах,почитай о том чего тут лет пятьсот тому назад было,да поищи хорошенько,быть может найдёшь описания каких нибудь обрядов или что-то похожее! А я попробую хоть как -то тут раду даты(укр. хоть что нибудь сделать)! -сказала Марица.

-Добре,Марица! Я ж историк,как никак,вот и воспользуюсь этим!-ответила я.

-От и добре,Луша! Дай Боже шоб у нас всё получилось!-сказала Марица.

Только я домой пришла,аж глядь-подруга моя,тоже учительница,Люба Гнедко бежит вся в слезах.

-Любаню,подруженька,что с тобою? -бросилась я к ней.

-Беда,подруженька-а-а! Муж мий показывся(укр. взбесился) совсем! Сказал что к Эльзе уходит жить,полюбил мол ту стерву,и всё тут! А у нас ведь детушек трое малы-ы-ых! Как я сама-то их подниму-у-у! -ответила сквозь рыдания Люба.

Я аж руками всплеснула,як то услыхала! Муж Любы чубатый такой,Анисим, красавец и работяга любил её дюже,пестовал миловал,детишек обожал и что к стерве той,прости,Господи,уйти?! Не-е-ет! Я сразу допёрла где собака-то зарыта! Успокоила я Любочку,она ушла ,а я мужа поджидать стала. Тихон пришел мрачнее тучи,умылся,я ему поесть на стол подала. Он самогонки бутылку достал,выпил грамм сто пятьдесят,закусил и кажет :

-Беда,жинко моя добра! Мужики як з глузду вси зъихалы(укр. как с ума все посходили)! За Эльзой той табуном вьются! Я уж и так их пытался образумить и сяк,куды там! Я Виктору Тимофеичу про жинку евойную-то сказанул,он осерчал сперва,а потом як глянув чего она вытворяет,так врезал пару разов ей при всех и домой увёл! Во как! От только боюся Эльзе той всё не почем,будь она трижды неладна! -.

Я как то услыхала аж подпрыгнула на месте. А через пару дней мы с подругами подстерегли тую Эльзу и так отметелили шо она уехала отсюда по добру по здорову! А я столько в архивах понаходила всего что ахнула! Стала я всё изучать внимательно,а Марица обряды провела всё и успокоилось,покуда в сорок первом нимци не пришли и эта змея,Эльза с ними! Представляете?-сказала Лукерья Спиридоновна и отхлебнув чаю замолчала.

На пару минут воцарилась тишина.....