Анисия Александровна. глава вторая. кирилловы, пов

Роза Салах
               
      Анисию Александровну Кириллову, бабушку Ларисы,  я хорошо знаю и помню. Знают и помнят её,  фельдшера, акушерку, уроженку Куженерского района Республики Марий Эл, очень и очень многие. Анисия Александровна по наставлению отца училась и закончила   фельдшерско-акушерскую школу в Йошкар-Оле, столице Марийской Республики. В 1937 году по назначению молодая выпускница ФАШ работает фельдшером в Параньгинском районе, по приглашению и совету  друзей - однокурсников переезжает в село Шоруньжу,  где находит свою любовь, выходит замуж, и молодожёны на работу отправляются в город Казань. О  страшном событии, что гитлеровская Германия  нарушила  мирную жизнь людей, перешла  границу  Советского Союза, узнала вся страна.  Началась  Великая Отечественная война. Молодой супруг Анисии Александровны Кириллов Яков Васильевич,  один из первых выпускников строительного техникума,  добровольно уходит на войну. Молодая женщина Анисия  с маленькими сыновьями Лёней и Валентином  возвращается на родину мужа,  отца сыновей,  в  деревню Шоруньжу. Здесь она находит пристанище, приют, сама открывает фельдшерско-акушерский пункт, становится одновременно и фельдшером, и акушеркой.   Известный  фельдшер-лекарь, акушерка,  единственный спасатель жителей от смерти  во всем округе  Шоруньжинского куста: в  Шлани,  Муканае, Паймыре, Ямбатыре, Русской Гари – во время Великой Отечественной войны и после неё. Именно  к ней, женщине-фельдшеру, за помощью  шли люди из всех деревень и сёл. Очень хорошо помню то страшное раннее апрельское  утро. Об этом пишу в первой своей художественно-документальной повести «По утренней росе». Разве можно забыть, выбросить из головы эту жуткую картину из памяти?  Конечно,  никогда! Последнее утро для мамы, дорогого человека для меня, для моей сестры Риммы, маленьких, беспомощных,  оставшихся сиротами в то жестокое, холодное апрельское утро военного времени. До сих пор звенит перед моим ухом страшное для меня сообщение Настачи, для нас тёти, жены младшего брата отца Арслана Евдокима:
- Роза, твоя мать умерла. Иди, беги в Шоруньжу, к Анисии Александровне, фельдшеру, пригласи её к Вам, матери. Скажи, что она умерла.
 До Шоруньжи полтора километра. Раннее утро. Весна в разгаре, половодье. Мне лет шесть-семь, маленькая.  Надела пальтишко, обула лапти с колодками, отправилась в Шоруньжу за фельдшером Анисией Александровной. Шла прямой дорогой, иногда приходилось идти по воде, проваливалась по колено в грязь, плакала. А утро было прохладное, не то, что вчера, радостное, солнечное.
  Дошла я до Шоруньжи, нашла фельдшера Анисию Александровну. Знала её и раньше: навещала она мою больную маму, лечила, чем могла,  предлагала ей лекарства. Об этом пишу и в повести «Братья», вышедшей на свет недавно в Йошкар-Оле.
  По коридору небольшой квартиры идёт её старший сын Лёня, который тут же пригласил  меня в дом.  Анисия Александровна вышла из другой комнаты, подбежала ко мне, наклонилась, обняла, с тревогой спросила:
 - Ой, Роза, что-то случилось? Промокла-то как, ноги мокрые, провалилась что ли?  Затем обратилась к Лёне - сыну:
- Лёня, принеси свои сапоги, они подойдут девочке. Пусть не по размеру, они сухие, портянки вот эти бери.
  Фельдшер сама намотала мне портянки, поменяла обувь. Легче и теплее стало на душе.
  С Анисией Александровной судьба сводила меня бесконечно.  Она моей жизнью интересовалась и дальше. Помню день отправления нас с сестрёнкой Риммой в детский дом. И тут без наставлений и советов провожающим нас не на близкое расстояние семнадцатилетнему Миклаю и одноногому Чемыру, только что вернувшемуся из военного госпиталя,  без участия   Анисии Александровны не обошлось: дала какие-то лекарства провожающим, свёрток с продуктами в дорогу.
  Анисию Александровну не забывала я, не забывала меня она. Однажды я, уже выпускница, студентка четвёртого курса Йошкар-Олинского педучилища, от райцентра Морков в Шлань почти сорок километров шла пешком. Шагала напрямик, тропинкой через глубокий овраг и  речку от одной улицы к другой, так спешила к двоюродной сестре Лстий в деревню Шлань, к себе на малую родину, чтобы добежать  до наступления  ночи, темноты.  Тропка в сторону Шлани, моей деревни, проходила мимо дома и медпункта, где жила и работала Анисия Александровна.
- Роза, здравствуй! Вижу: опять шагаешь в свою деревню, к Лстий.  Каникулы что ли?  Ночь, видишь, какая темень! Не пущу, заходи ко мне, переночуешь, завтра с утра  и отправишься в свою Шлань.
- Анисия Александровна, здравствуйте! Спасибо Вам большое! Не хочу Вас стеснять, пойду. Дорогу вижу, темноты тоже не боюсь.
-  Волков в округе много, особенно они там, в роще, ожидают свою жертву.
  А ведь не отпустила меня, настырную девочку-подростка, выбежали в сени все трое её сыновей:  Леонид,  Валентин  и Станислав, родившийся уже после окончания войны, в 1946 году, когда вернулся с войны раненный осколками от снарядов муж, отец сыновей Яков Васильевич.  На крылечке появился  и самый младший  Гриша.      
   Эта душевная, замечательная женщина, фельдшер, вырастившая, воспитавшая трёх сыновей: Леонида, Валентина  и  Станислава, - приютила и поставила на ноги ещё и мальчишку-сироту Гришу, которому смогла дать даже высшее образование.
  Судьба продолжала сводить меня с этой прекрасной женщиной, человеком от Бога, Анисией Александровной Кирилловой, матерью, бабушкой, прабабушкой и её детьми, внуками и правнуками: Станиславом, Леонидом, Ларисой, Вадимом, Геннадием.   О  них я обязательно расскажу, допишу.