Моё детство и юность

Рита Устинова
Предисловие.
Что такое пятьдесят? Шестой десяток? Позади полжизни, но впереди много чего интересного, не пережитого, что предстоит впервые осознать, увидеть, ощутить.
  Жизнь течёт, как река, то полноводная бурлящая, то тихая спокойная, без порогов и перекатов. А сколько «порогов» позади! А сколько их впереди? Главное, чтобы не было болотистых мест, засасывающих в жидкое месиво, в грязь. Дорогой мой читатель, сколько грязи пришлось мне разгрести! То в личной жизни неприятности, то в рабочей обстановке. То белая полоса, то чёрная, то вообще правда, как в болоте засасывает и тянет вниз.
  Ну, это было лирическое отступление. А сейчас о том, как всё начиналось, о том, о чём есть что вспомнить, и не рассказать нельзя.

Детство.
Детство, я сорванец.
Эх, не видел меня мой отец,
В друзьях у меня мальчишки,
С ними бегала без передышки.

В салки играли на стройках,
Висели на разных стойках.
У них я была заводилой,
С мальчишеской хваткой и силой.

А как то надела шорты,
Мама сказала: «Снимай, что ты?
Девочки носят платья,
Пусть шортики носят братья!»

И был у меня мопед,
 А до этого  велосипед.
 Как я кататься любила,
 Ох, когда это было!

Всё коротко и всё просто,
У вас возникли вопросы?
У меня всё точно и обстоятельно,
Отвечу всем обязательно!

Помню себя маленькой пацанкой, мне всегда хотелось играть с мальчишками. Они не сидели на месте, играли в вояшки, бегали с самострелами, а когда темнело, ловили лягушек. Мы с мамой переехали в новый дом в августе 1972 года. Я даже не понимала, какое это счастье, когда есть своё жильё. До этого времени мы жили в маленькой комнате с паркетным полом, буквально около полугода. Почему то мне запомнилось больше всего, как мы с соседом по комнате воевали за место на батарее, на которой можно было сидеть и кушать. Мне было 6 лет, а Игорьку года четыре - это был первый мой друг, и наша дружба продолжалась все мои школьные годы. Мы могли целыми днями пропадать в ближайшей лесопарковой зоне, которая начиналась за дорогой. Не было и пяти минут ходьбы до неё. Но не всё так гладко! Родители Игоря были против нашей дружбы, и во всех неприятностях Игоря, всегда была виновата я. Из двухкомнатной коммуналки наши семьи разъехались, но не далеко. Вновь построенные «хрущевки» стояли рядком, и мы стали соседями по домам. Игорёк подружился с соседом по этажу Виталием, и мы уже дружили втроем. Ребята заходили за мной, и мы летали по нашему посёлку и по лесу пока не стемнеет. Как-то весной ребята позвали меня на новое развлечение:
-Пошли прыгать с крыши в сугробы.
-Пошли, - я не долго думала.
Залезаем на гаражи, и, ну кто не прыгал в детстве с гаражей в сугроб? Это весело! Но не всегда. Игорь кричал и плакал.
-Что случилось?
-Рит, помоги достать сапог, я прыгнул, а сапог там, внизу.
  Я смотрю, а внизу яма, всё изрыто, и сапога не видно совсем. Я приняла решение, пойду к его родителям, всё расскажу, они может быть лопату возьмут и сапог откопают. Пришлось так и сделать. Как вы думаете, кто был во всём виноват?
  Без вопросов, нам запретили подходить друг к другу!
Прошло какое-то время, эта история забылась, я увлеклась лыжными прогулками, и ребята потянулись за мной. В выходные дни мы уходили кататься утром, и возвращались, когда начинало темнеть. Катались на Сигаевских и Мыльниковских горках. Сами делали небольшие трамплины, и прыгали на них до бесконечности. Мы не вспоминали о еде весь день, и только по возвращению назад обгладывали почки кустарников. Однажды мы с Игорем заблудились, даже отчаялись, но наш лес небольшой, прогуливающихся по лесу много, спросили дорогу, и без особых проблем вышли на родной посёлок «Элеконд».
  А ещё мы гуляли в оврагах, там, где сейчас посёлок «Элеконд-2». Тоже скатывались с горки, и там Игорёшка умудрился повредить себе позвоночник. Наверно, его родители снова вспоминали меня «добрым» словом, а может и нет. Он долго лежал, и они сами пригласили меня, чтобы я навещала их любимого сына. В школе он пропустил почти год учёбы, мы с ним учили уроки, читали книжки, я рассказывала ему про свою учёбу в музыкальной школе, и про ребят во дворе. А когда он поправился, ему вдруг понравилась девочка, моя соседка по подъезду. Она переехала в наш дом недавно, и мы с ней стали подружками, я ревновала молча. Некоторое время спустя  вся семья моего друга уехала на Украину, а несколько лет назад я узнала, что Игорь разбился на машине, так что взрослым я его так и  не увидела.

 Юность.
  Я окончила школу в 1980 году и  поступила в электротехнический техникум. Мама отдала мои документы, я успешно сдала вступительные экзамены, и училась, не задумываясь, кем я буду. Я очень любила урок физкультуры, просто обожала! И меня стал замечать наш преподаватель. Как не заметить то? Если на урок  я приходила в единственном числе, и он делал свою работу, гонял меня по лесу, подсказывая как правильно ездить на лыжах, как правильно бегать, и говорил мне, что у меня хорошая выносливость. И даже предложил мне выступать на соревнованиях за техникум.
-Устинова, завтра придёшь за лыжами, и на поляне будут соревнования, поняла?
- Конечно.
На следующий день, волнуясь, я прибежала на лыжную базу, взяла лыжи и поехала на поляну, где мы обычно начинаем урок. Но там никого не было, может быть уехали куда? Я помчалась по лыжне в одну сторону, потом в другую, встретила ещё одну такую же «ворону», и мы вместе стали наматывать круги поиска. Измотавшись, мы бросили это занятие, и пошли сдавать лыжи. А там нас уже ждут:
- И где вы были?
-На поляне ждали.
-На какой поляне?
 И тут выяснилось, что соревнования проходили в другом лесу, вот и отсоревновались!
-Ладно, не переживайте, бывает,- сказал тренер.
-Скоро будут ещё соревнования, готовьтесь!
   Я готовилась усиленно, старалась не пропускать занятия даже в морозные дни. И вот, наступил этот долгожданный день! Мы едем на соревнования. Мороз минус тридцать два градуса. Сейчас в такую погоду соревнования не проводят, а тогда, никаких поблажек.    Согласно заявке, я стартую последней, как утомительно ждать старта, время идет медленно. Участники соревнований один за другим уезжают на трассу. Нам предстоит пробежать 5 километров. Не знаю сколько прошло времени, но ног я не чувствовала, рук тоже, когда пришло время стартовать, я уже еле шевелилась. Периодически протирая очки, у меня были близорукие глаза, и без очков я не видела свою протянутую руку. Дыша на пальцы рук, только и думала, чтобы хоть до финиша  дойти, не то, что выиграть гонку, хоть бы кого-нибудь догнать. Куда там, я останавливалась, махала ногами, растирала уши, и шла дальше. С грустными мыслями, со слезами, которые наворачивались на глаза, я шла, таща палки за собой, и думала: « Почему нет даже судей, и туда ли я иду? Может я заблудилась?» Через некоторое время я услышала крики, и вышла к людям, оказывается судьи с трассы ушли. А когда поняли, что не все участники финишировали, то пошли меня искать.
  На следующий день на учёбу в техникум я несла свои уши в ладонях, это были ещё те два вареника. Распухшие, красные, они болели и чесались, пальцы ног также были слегка подморожены, и теперь при первой возможности напоминают о себе, начинают замерзать при незначительных отрицательных температурах.
   Это были мои третьи неудачные соревнования. Самая первая не удачка меня посетила в школьные годы. Меня послали в Ижевск от команды радиолюбителей города Сарапула на соревнования охоты на «лис». Бегать надо было в наушниках, и по сигналу поймать станцию, и отметиться на ней. Бегала я неплохо, но ничегошеньки не могла отличить из сигналов. В общем, меня искали, наверно полчаса, но я выбежала сама. Не забываемое ощущение, радость, что всё закончилось!
    Никакие неудачи меня не огорчали, мне нравилось бегать, играть с мальчишками в футбол. Но тренер наш уволился из техникума, и стало скучно. С уроками я справлялась легко, и хотелось чем - то заняться ещё. Я позвала Татьяну  из нашей группы в спортивный клуб:
- Тань, давай запишемся в волейбольную секцию что ли?
- Ну, пойдём, я с удовольствием!
  Мы вошли в здание, на втором этаже располагались кабинеты клуба «Сокол». Из одного из кабинетов вышел молодой мужчина.
- Девочки, что вы хотите?
- Мы хотим волейболом заниматься, - почти хором сказали мы.
- А у нас нет женского волейбола. Хотите в секцию фехтования?
-Нет, - сказала Таня.
А я подумала, и спросила:
-А куда и когда приходить?
-Ну, тогда давай знакомиться,- сказал мужчина, - меня зовут Василий Александрович.
- А я Рита Устинова, сказала я.
Наверно, в этот момент решалась судьба моей жизни. Если бы я не записалась в секцию фехтования, не началась бы моя тренерская работа, я не смогла бы найти свою нишу в жизни, ведь как оказалось, - это моя жизнь, моя судьба!
   Я часто сомневалась, заниматься мне, или нет, но Василий Александрович всегда мне говорил:
-Многие спортсмены начали заниматься уже в зрелом возрасте, и стали великими спортсменами, олимпийскими чемпионами.
   И я продолжала тренироваться, часто болели мышцы. На соревнованиях я занимала какие то места, но до призовых было далеко. И снова меня мучили сомнения, зачем это всё?
И снова слышала от своего наставника, что успешные спортсмены не всегда видят ошибки занимающихся, а  ты можешь стать отличным тренером, и твои ученики будут побеждать!
  Я благодарна Аникаеву Василию, что он поверил в меня, и внушил мне это. Я продолжала тренироваться, в праздничные и выходные дни мы занимались по две и три тренировки  в день. Я решила, что после техникума буду поступать в Университет на физкультурный факультет.
  Окончив техникум, техник-технолог холодной обработки металлов едет подавать документы в Удмуртский государственный Университет. Что вы думаете? В то время после окончания техникума, молодой специалист должен был отработать на предприятии три года! Три года, за это время можно забыть всю школьную программу. От ворот поворот, возвращаюсь в город, устраиваюсь на СЭГЗ (Сарапульский Электро-генераторный завод). Технологов уже не надо, а операторов ЭВМ не хватает. И я работаю в вычислительном отделе 75, и, видимо, снова судьба. Здесь работает мой будущий муж, но ни он, ни я об этом и не знают. Но он мне очень нравится, и почему он женат? Здесь я нахожу и подруг, и представляете, мы до сих пор дружим! Света и Оля, и наш диспетчер Галя! Девчонки, какие мы были смешные! Мы просыпали на работу, а потом прибегали в проходную и звонили, что выйдем на работу с обеда. Галка ругалась, а мы приходили,  рассказывали, кто и почему проспал.
  Я однажды опоздала потому, что мы ездили с Николаем в Ижевск за семечками, и на обратном пути у него сломалась машина. Мы толкали её  вдвоем от Элекондовского моста через железнодорожные пути до самого дома. А потом мы просто отключились, так устали! С Колей  встречались недолго, его брат занимался фехтованием, он нас и познакомил, но искры между нами не случилось, и мы разбежались.
  Давняя моя подружка тоже работала в 75 отделе, с ней мы познакомились в колхозе, в который от завода нас отправляли с регулярной постоянностью. И на уборочную, и на посевную, ну никак без нас не могли обойтись колхозники. И вот мы с ней, и с её лучшим знакомым Андреем прогуливаемся по посёлку с гитарой. Да, я уже поигрывала немножко, и мне нравились песни под гитару. Ну и что, что рано на работу. Они меня провожают до подъезда, напоследок тихонько поём, сидя на скамейке песню. Я волнуюсь, вдруг кто-то начнёт ругаться, что мы нарушаем тишину, и пожалуются моей маме, но представляете, выходят во двор люди послушать наш концерт. Когда светает, мы расходимся.
   На работе, конечно, клюю носом.
  Как- то раз я пришла на работу вовремя, не скажу, что всё у меня получалось, но допуска к самостоятельной работе на ЭВМ у меня ещё не было. Восемь часов, начало рабочего дня, а операторов кроме меня нет. Прибежала Галя, наш диспетчер, спрашивает:
 -Где девчонки?
- Не знаю, - сказала я.
  Так мы с ней и проработали до обеденного перерыва, а уж в обед пришла вся смена.   Сначала все выслушали в их адрес много чего интересного, девочки пытались изобразить очень виноватые лица, отчего было смешно, и я еле сдерживалась от смеха. Когда начальство удалилось в свой кабинет, мы не могли сдерживать хохот. Девчонки, на перебой рассказывали, как они, не договариваясь, проспали на работу. Нам частенько сходили с рук наши выходки, т.к. отдел недавно переехал в новое здание, не было табельной, мы не сдавали пропуск, когда приходили на работу.
  А скорее всего, нас, как самых молодых, всё - таки жалели, и строго не наказывали. И ещё мы были как палочки – выручалочки. Конец месяца, аврал в 25 цехе, срочно надо выполнять норму выпуска продукции, и Рита снова спасает ситуацию: крутит 2 недели гайки на моторах к самолётам, вся в машинном масле. Май, подготовка пионерского лагеря к летнему сезону. Молодёжь, комсомольцы завода ездят ежедневно ремонтировать и красить корпуса, прибираются в столовой, моют столы и стулья, подметают и чистят территорию. В июне мы - вожатые, «Будь готов - всегда готов» - это про нас. Я уже начинаю скучать по заводу, так как потом нас отправляют в колхоз. Мы и на посевную ездили, и на прополку свёклы, на уборку картофеля, работали на элеваторе, разгружали зерно с огромных машин. Почти месяц я проработала на весах, взвешивала машины, записывала, а в конце дня подводила итог, сколько зерна привезли за день. Это блатное место мне досталось не просто так. Старшая «колхозница» меня направила туда после того, как я покрылась прыщами на лице и руках, кожа зудела, покрылась коркой, но местный фельдшер мне очень помог, стала лечить мою аллергию  таблетками «димедрол», и назначила их принимать два раза в день. Я очень хотела избавиться от этой хвори, и пила их стабильно, как прописал врач. Сразу после завтрака я боролась со сном, но машины приезжали одна за другой, и я, зевая, в полудрёме записывала показания весов. К ужину сонное состояние проходило, а после того, как все умылись, поужинали и развлекались, я снова боролась со сном.
  Я не понимала что происходит, теперь то я знаю, что таблетки от аллергии имеют побочное действие седативного характера, то есть успокаивающие и сонные. Я боролась две недели, ждала с завода замену, а потом собрала вещи и уехала. На следующий день вышла на своё рабочее место в отдел.  Какое- то время спустя ко мне подошёл  мастер, и снова обрадовал:
 -С понедельника ты поедешь на уборку картофеля.
Я вообще-то воспитанный и скромный человек, но в этот момент мне хотелось нагрубить, закричать, но я тихо сказала:
 -Я не поеду, - и ушла на своё рабочее место.
 После обеда меня вызвали к заместителю начальника отдела, я поднялась на второй этаж, постучала в массивную дверь, и вошла. Кабинет был большим. Даже начальник терялся в нём, и был какой- то маленький.
- Устинова, почему ты не поедешь в колхоз?
-Я только что приехала.
- Ну и что, ты же комсомолка! Партии нужны помощники, ты кандидат в партию, когда будешь вступать?
  Я не планировала вступать в партию, давно уже шли разговоры, что партийцы только платят взносы, и не ведётся никакой работы. Я уже просрочила оплату комсомольских взносов, не платила месяца три. Мама мне напоминала про это, она очень переживала за комсомольский билет. Я тоже переживала, но не сильно, так как знала, что некоторые совсем уже выбросили свои комсомольские билеты. Политические взгляды менялись в стране, надвигались большие перемены девяностых, но мы то об этом ещё не знали…
 
  Я помню, как я гордилась тем, что вступила в ряды пионерской организации, мы долго готовились, учили устав наизусть, старались учиться и участвовать в общественной жизни школы. Мы были шефами учеников начальных классов, оставались с ними после уроков, подтягивая их в учёбе. В пионеры принимали только достойных школьников, которые хорошо учились, и имели примерное поведение. На торжественной линейке
старшеклассники нам повязали треугольные лоскутки красного знамени, и мы гордо носили их на шее со школьной формой. Я его ежедневно гладила перед тем, как идти в школу, и повязывала красивым, аккуратным узлом. Пионер – во всём пример!
  В комсомол я вступала в техникуме, кроме уплаты взносов, и обязательного ношения комсомольского значка, от нас ничего не требовалось.
  К заместителю начальника отдела присоединился ещё один человек, но я не стала дослушивать их внушения, а развернулась, и ушла.  В понедельник я проснулась с першением в горле, и  пошла в поликлинику, мне дали больничный, и проблема колхоза отпала сама собой.
   Ох уж эти колхозы!
    Со школьной скамьи нас приучали к трудовой деятельности, класса с шестого мы должны были участвовать в уборке урожая. Каждое предприятие брало шефство над каким либо совхозом или колхозом, выделяло людей и транспорт, и помогало в уборочных и посевных работах. Нас, школьников, везли на автобусе, а иногда и  в кузове грузовой машины в подшефное хозяйство. Мы ехали, собирали чаще всего картофель, немножко урожая брали  с собой в ведёрко, и после четырёх часов работы нас высаживали там, где взяли. Сколько пользы наши поездки приносили государству, я не знаю.     Мальчишки убегали в кусты покурить, на поле кидались землёй и картошкой, потом мы обедали, ожидая транспорт, наверно это было больше развлечение и  небольшое приключение вместо учёбы.
 В студенческие годы развлечение закончилось, так как перед нами ставили задачу, убрать несколько гектар урожая, прополоть всё поле, или перебрать собранные овощи. Нас увозили на месяц.  Второкурсников отправляли в деревню, где не было столовой, готовили сами на костре, в полевых условиях, спали в доме, все вместе на полу на матрасах, и девушки, и юноши. Мыться приходилось в бане «по-черному». В самой бане темно, выходишь, и обязательно что-нибудь заденешь, и  приходилось возвращаться и сажу смывать с себя  раз  по пять.
   Я  недавно начала снова есть краснодарский томатный соус, не ела его потому, что в колхозе только им  и кормили, макароны с соусом, каша с соусом. И жирный свиной суп, который без соуса, намазанного на хлеб, есть не возможно.
  А как-то на овощной базе девчонки не выходили из туалета, мы неделю перебирали помидоры. Я не люблю помидоры сорта «ракета». Их вкус  помню и сейчас.
  Ещё я не помню, чтобы мы  покупали квашеную капусту, наверно мы съездили однажды её посолить. Девчонки шинковали  и кидали капусту  в огромные ямы. А ребятам выдали высокие резиновые сапоги, и они в этих сапогах скакали и прыгали в огромной яме на нарезанной капусте.


Вы дочитали до конца? Вам было интересно? Мне очень важно это знать! Что-то не понравилось? Что-то надо объяснить? Есть вопросы? Напишите мне пожалуйста.