Без сита

Георгий Жаркой
Кто-то кому-то протянет руку помощи. Будет рядом в трудную минуту. Стандартные выражения, наклейки на человеческие отношения. А за ними тайна, и мне всегда так казалось. Почему протянет руку, почему будет рядом? И много ли таких людей рядом с нами?
   Человек как сито: некоторые люди проходят, не задерживаясь, а  кто-то остается. На всю жизнь. Получается, что кого-то сердце пропустит, но кого-то задержит, удержит – прикипит к нему.
   Мой знакомый прожил с женой более тридцати лет. А потом вдруг что-то случилось, и сейчас бывшие супруги общаются только по телефону. Значит, тридцать лет – ошибка сердца? Или игра интеллекта? Сито сфальшивило?  Другими словами, живешь-живешь, а в итоге «пожмем друг другу хладные ладони».  Видимо, есть отношения, которые мы принимаем за настоящее, подлинное. Но на самом деле – ошибка.  Жизненная качка с годами увеличивала незаметную трещину, и люди расстались.
   Тяжело бывает только тому, кто превращает семейную жизнь в нечто безусловное, кто связывает с ней представление о счастье: «Голубок и горлица никогда не ссорятся, дружно живут. Целый день милуются, целый день целуются, вместе умрут».  А потом – бах!  Об этом мне говорила одна мудрая женщина.  Я познакомился с ней в поезде Екатеринбург - Санкт-Петербург. Она говорила, что истинная ценность внутри нас, а не в браке.  Не в браке, если особенно один идет вперед, развивается духовно, профессионально, а второй с годами становится  покупателем,  потребителем. Тогда тоска превращается в раздражение: «Закрой рот: я уже все сказал». Или: «Ты меня не любишь, потому что тебе скучно на огороде, на котором я провожу свою жизнь. Всё куда-то стремишься и не радуешься, что картошка подросла».
   Я по выходным бываю у мамы. Ей 90 с половиной. Старенькая, сгорбленная.  Если я ошибку в жизни совершу, у нее глаза тускнеют от печали.  Ей стыдно делается, но ни  одного слова не скажет. Не упрекнет. Потому что любит.  В воскресенье с утра варит мой любимый суп, делает котлеты – для меня.  Ходит по комнате, иногда останавливается и незаметно всматривается в мои глаза – нет ли в них тревоги? И это истинная ценность без разных там «наверное». Как и истинное братство – бескорыстное и преданное. И сита не надо. Сито только для чужих.