По следам событий в Екатеринбурге

Лев Ольшанский
Прошло две недели со дня начала противостояния сторонников и противников строительства собора Св. Екатерины на месте сквера на Октябрьской площади г. Екатеринбурга, на которое откликнулся Президент РФ Путин В. В.

Поначалу комментаторы обрадовались сообщению о том, что Путин предложил провести опрос среди местного населения о застройке сквера. Но ведь на самом деле он совершенно чётко и недвусмысленно приказал:

1) на месте сквера поставить церковь;
2) сделать «опрос», согласно которому «большинство» якобы поддержит уничтожение сквера и строительство церкви, а «меньшинству с этим надо будет согласиться». К меньшинству, по его собственному выражению, относятся «безбожники».

А разве в 21 м веке стало стыдно быть неверующим? Верить в древние сказки, выдуманные для обмана неграмотного населения не стыдно, а отбросить их, как это сделало множество людей планеты, стыдно? И давно ли сам Путин стал таким усерным православным?

Вот что он сказал дословно.

Первое – церковь надо строить:

В.Путин: Как правило, люди просят, чтобы храм построили, а здесь кто-то возражает... Я думаю, что храм должен объединять людей, а не разъединять.

То есть для Путина вопрос – строить или не строить церковь – не обсуждается. Строить.

Второе – церковь надо построить на том же месте, этот сквер уничтожить, сделать другой сквер в другом месте:

В.Путин: ...вы сказали, предполагается снос деревьев и так далее. Ну, пусть тогда инвесторы, или кто там собирается строить ... пусть они тогда обеспечат, чтобы в нужном для людей месте, где-то рядом совсем, был высажен другой лес. Чтобы не меньше стало деревьев, а больше. Чтобы там разбили сквер, в котором люди нуждаются, там, может быть, мамочки сколясками хотят с детьми погулять.

То есть для Путина вопрос – где строить церковь – не обсуждается. На месте этого сквера. А другой сквер, для мамочек с колясками, разбивать в другом месте.

Третье – провести опрос с заданными результатами:
В. Путин: Есть простой способ: провести опрос, и меньшинство должно подчиниться большинству (то есть, "воинствующие безбожники" должны подчиниться требованиям истинно верующих). Вот в этом и состоит принцип демократии.

То есть для Путина вопрос – какими должны быть результаты «опроса» – не обсуждается. Будут такими, какими нужно.  Президент уже заранее решил, кто именно окажется в меньшинстве. А меньшинство должно подчиниться.

Как обеспечить результаты опроса, согласно которому против строительства церкви будет меньшинство, а за него будет большинство?

Да не имеет значения. Давно известно, как. Тов. Сталин в своё время сказал: «В буржуазных странах важно не как проголосуют, а как посчитают».
Как мы хорошо знаем, это истинная правда, по крайней мере, в России.

Через две недели после начала конфликта вопрос о строительстве собора фактически повис в воздухе. Не найдено решения, которое полностью устраивало бы обе стороны. Губернатор области говорит одно, мэр города считает по-другому.

Губернатор Е. Куйвашев считает, что надо исключить площадку у Театра драмы из опроса.
Мэр города А. Высокинский заявил, что не готов исключать сквер из списка площадок для строительства.
Епархия настаивает на площадке в сквере у Драмтеатра, но подождет результатов опроса.

Как видно, у каждой стороны своё мнение, только мнение противников строительства храма никому не интересно.

Однако можно сделать вывод: акции в защиту сквера в Екатеринбурге не следует считать какой-то локальной аномалией или единичным случаем. Это — признак массового неприятия официальной церкви со стороны образованных молодых горожан с активной общественной позицией. Признаков этих становится всё больше и больше, протесты распространяются по всей России.

Открытое сращивание интересов церкви, государственной власти и разбогатевших миллиардеров отторгает молодёжь, что может означать для церкви снижение притока людей молодых возрастов.

Приведу два высказывания блогеров (из множества аналогичных):

— Нет, подождите, а что, кто-то и впрямь считает, что в Екатеринбурге речь идёт просто о строительстве церкви?
Да никому те церкви не нужны в России.
Нужна земля, коммерческая застройка, потоки денег от верующих.
А церковь - это просто прикрытие безудержной жажды наживы.

—  люди устали от клерикалов, мечетей и церквей. Люди о жизни материальной думают,а не о том чтобы храм построить.

Дурной пример заразителен

Екатеринбург запустил волну протестов против храмов и застройки по всей России
После того как протестующие в сквере у Театра драмы добились своего и власти согласились перенести храм Святой Екатерины в другое место, жители разных городов стали призывать мэров и губернаторов прислушиваться к мнению общественности.

Одним из первых опыт Екатеринбурга решил перенять соседний Челябинск. Координатор «Открытой России» в Челябинске Денис Ибрагимов направил обращение к главе города, в котором предлагает запретить строительство часовни Святой Татьяны в сквере напротив Южно-Уральского госуниверситета. В противном случае, пообещал он, произойдет такая же ситуация, как в Екатеринбурге.

И это возымело действие. Владимир Елистратов, на тот момент глава города, заявил, что проект строительства часовни в сквере у ЮУрГУ временно заморозили. Градоначальник пообещал выяснить мнение челябинцев и только после этого решать судьбу храма.

Сразу после протестов в Екатеринбурге пикетировать строительство часовни в сквере вышли и жители Нижнего Новгорода.

Об угрозе повторения протестов, как на Урале, в июле заговорили в Омске. Конфликт возник из-за решения возродить в центре города Свято-Ильинский собор. Екатеринбург в разных контекстах упомянули два губернатора: бывший — Леонид Полежаев и нынешний — выходец из Свердловской области Александр Бурков.

Леонид Полежаев уверен, что храм нужно возродить, и риск повторить историю с собором Святой Екатерины — не повод отказываться от затеи:

«Силами, противодействующими воссозданию Свято-Ильинского собора, это будет, несомненно, использовано как элемент давления на власть. «Вы что хотите, чтобы было как в Екатеринбурге?» — повод для отказа в воссоздании собора. Без этого собора все, что мы делаем по реставрации исторического Омска, теряет смысл».

Александр Бурков же, наоборот, уверен, что повторять схему строительства храма без учета мнения горожан опасно: «Надо ответ получать не только у меня, а у всего общества. Это необходимо, чтобы не наступить на те же грабли, что в Екатеринбурге. Чтобы не было массовых протестов, надо начать с массового опроса омичей. Именно жителям необходимо дать ответ, нужно ли строительство».

Результатом протестов в Екатеринбурге вдохновились не только соседи, но даже Москва. В районе Очаково-Матвеевское местные жители выступили против уничтожения сквера для строительства многоэтажки по программе реновации. В итоге на стенах зданий появились надписи: «Хотите как в Екатеринбурге?»

Калининградский губернатор Антон Алиханов пообещал не застраивать остров Канта после того, как местные жители пригрозили ему «устроить второй Екатеринбург». В комментариях в Instagram глава региона ответил, что все это только слухи. «Никакой застройки», — пообещал Алиханов.

Точно такую же угрозу в адрес властей произнесли жители Ростова, выступающие против строительства многоэтажной парковки во дворе дома: «Будем стоять до последнего! Устроим второй Екатеринбург!»

В Рыбинске история со строительством часовни как две капли воды была похожа на историю с храмом Святой Екатерины в Екатеринбурге: проект прошел общественное обсуждение, его там одобрили, епархия установила забор … и начался протест.

После истории на Урале на мэра Дениса Добрякова угрозы «устроить второй Екатеринбург» подействовали. На своей странице во «ВКонтакте» он написал, что проект успешно прошел общественные слушания, а он лишь из соцсетей узнал, что большинство жителей против часовни.

«В такой ситуации предлагаю назначить еще одни публичные слушания и дать возможность жителям микрорайона обозначить свое мнение. Торопиться с проведением слушаний не будем. Епархию попрошу до момента принятия решения демонтировать забор. За это время подберем несколько альтернативных вариантов», — написал глава города.

«Вы что, хотите как в Екатеринбурге?» — звучало и на совещании в мэрии подмосковной Дубны по возможному строительству мусоросжигающего завода. Местные жители пишут, что благодарны екатеринбуржцам, которые вышли на протест и добились своего. Возможно, считают они, это заставит власть прислушиваться к мнению горожан по всей стране.

За исключением строительства многоэтажной парковки в Ростове и мусоросжигающего завода в Дубне речь идёт о намерении РПЦ застройки скверов и центров различных городов. Вместо того, чтобы расширять места отдыха горожан, Церковь стремится к их уничтожению, чтобы для мест отдыха земли не осталось и пяди.