Жерар Филип и его герои

Александр Щербаков 5
Имя этого французского артиста я впервые услышал в середине 50-х годов прошлого века, когда в поселок привезли фильм «Пармская обитель». Я был тогда еще мал, в кино ходил только на сказки, но услышал разговор моей мамы с соседкой Агнией Иннокентьевной  после возвращения с сеанса. Они восхищались его красотой, а сюжет фильма они знали по книге Стендаля. Да, в те годы в нашем северном поселке  среди тайги были и книги французских авторов, и стали показывать французские кинофильмы.

Потом мама выписала журнал «Советский экран», который я тоже стал читать. И снова имя этого французского актера  мелькало среди публикаций.  Его хвалили за хорошо сыгранные роли в фильмах «Красное и черное», «Фанфан-тюльпан», «Большие маневры».  Но об этом я мог только  читать, сам я эти фильмы в то время не видел.  Потом была опубликована небольшая заметка о смерти  артиста в молодом возрасте, ему было всего 36 лет.

Вот что написано об этом артисте в Википедии:

Жера;р Фили;п (фр. G;rard Philipe, 4 декабря 1922, Канны, Франция — 25 ноября 1959, Париж, Франция) — французский актёр театра и кино, обладатель премии «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе (1990, посмертно).

Жерар Филип родился 4 декабря 1922 года в Канне. При рождении он чуть было не умер, его чудом спас врач. Мальчик рос медленно, поздно начал ходить и говорить. Жерар учился в колледже Станислава, однако учёбу пришлось прервать, так как он заболел сухим плевритом. Поправившись, он сдал экзамен экстерном. Отец Жерара, бывший адвокат, хотел, чтобы сын учился на юриста, однако тот настоял на актёрской карьере.

На сцене дебютировал в 1942 году, после окончания актёрских курсов; широкую известность Жерару Филипу принесла роль Калигулы в пьесе Альбера Камю. Марлен Дитрих, посетившая спектакль, была восхищена его игрой. Она убеждала Филипа посвятить себя кино: «Где Вы ещё с Вашей молодостью, красотой и талантом сможете развернуться в романтическом амплуа? Романтизм в театре – дело прошлое, а в кино – будущее. С вашими данными, Жерар, на экране можно делать чудеса». С 1951 года он был ведущим актёром Национального народного театра (TNP) Жана Вилара; корнелевский «Сид», поставленный Виларом в том же году, стал знаковым как для театра, так и для Филипа, сыгравшего заглавную роль. После премьеры 15 июля 1951 года Вилар писал художнику «Сида» Леону Гишиа: «Ты просто можешь повеситься, старина. Какую мы одержали победу, а ты ее проворонил. Жерар играл ослепительно… Он создал такого Родриго, что меня бросало в дрожь. Он показал себя настоящим человеком, таким, каких любят, каким ты и я стараемся быть изо всех сил».

В 1944 году дебютировал в кино, в фильме «Малютки с набережной цветов».
Снимался в известных фильмах: «Пармская обитель» (1948, экранизация одноимённого романа Стендаля), «Красота дьявола» (1950), «Красное и чёрное» (1954, экранизация одноимённого романа Стендаля), «Большие манёвры» (1955), «Монпарнас, 19» (1958), «Опасные связи» (1959). В 1956 году выступил в качестве режиссёра — вместе с Йорисом Ивенсом снял фильм «Приключения Тиля Уленшпигеля» (совместное производство Франции и ГДР).

Наибольшую популярность актёру принесла роль Фанфана в фильме режиссёра Кристиана-Жака «Фанфан-Тюльпан» (1952). Сразу же после выхода на экраны фильм имел беспрецедентный международный успех и оставался лидером международного проката на протяжении нескольких десятилетий. Режиссёр Кристиан-Жак после премьеры картины сказал: «Именно в роли Фанфана-Тюльпана для меня раскрылся Жерар – веселый, очаровательный, полный энтузиазма проказник, подчас даже не знающий границ запретного…».

Жерар Филип вёл большую общественную работу в Союзе актёров, который он возглавлял продолжительное время, разделял левые идеи.

Некоторые биографы актёра усматривают фатальное значение цифры «3» в его жизни. Так, он трижды снимался в фильмах режиссёров Отан-Лара, Кристиан-Жака, Ива Аллегре, Рене Клера. Он трижды играл с такими партнёрами, как Рене Фор, Жан Серве, Даниель Даррьё, Пьер Брассёр, Мишлин Прель, Мишель Морган.

Умер от рака печени в Париже 25 ноября 1959 года. Врачи первоначально подозревали у него абсцесс в печени, но во время операции хирурги поняли, что у него рак. Жена решила ничего не говорить Жерару. Он до последнего не знал, что умирает. На смертном одре он был в костюме Родриго. Когда-то в Авиньоне, сыграв роль Сида, Жерар сказал своей жене Анн Фуркад: «Если вдруг умру, похороните меня в этом колете и плаще…». Скромная могила в его имении «Раматюэль», на юге Франции, стала местом паломничества.

Игру Жерара Филипа хвалили Кокто, Сартр, Камю, Превер, Садуль. Луи Арагон писал о нём: «Жерар Филип оставил после себя образ весны и молодости. Нужно уметь позавидовать ему с горечью». Роже Вадим говорил, что не встречал другого актёра, который был бы так же безоговорочно предан своей профессии. Марлон Брандо признавался, что самым любимым для него актёром был Жерар Филип: «Другого такого блестящего романтика, имеющего благороднейшую душу и сердце, в кино не появлялось. Я глубоко ценю его как актера и человека. Он умел дарить добро…».

В последние годы я живу в квартире, где нет ни телевизора, ни радио. Поэтому все, что  происходит в мире, я узнаю из Интернета.  Режим дня у меня свободный, я долгие годы пенсионер, причем со второй группой инвалидности, которая не дает возможности работать.  И поэтому мне надо было искать, чем себя занять,  найти занятие по душе.  Именно поэтому я стал писать свои заметки, статьи, рассказы и воспоминания на литературном сайте Проза.ру.  Оставалось время и для просмотра кинофильмов.  Вначале я пересматривал старые киноленты, которые мне понравились.  Но потом перешел смотреть экранизации произведений известных зарубежных писателей. 

Однажды у меня состоялся разговор с молодым человеком по поводу французского кино. Он уверенно называл фамилии таких актеров, как Ален Делон, Жан-Поль Бельмандо, Луи де Фюнес, Пьер Ришар, Жан Габен, Жан Маре и других, но почему-то не назвал Жерара Филипа. Я спросил его об этом, и он ответил, что никогда не видел его на экране.  Тогда я подумал: «Так и я же его не видел, только слышал о нем».  После этого я решил посмотреть те кинофильмы, которые принесли Жерару Филипу зрительский успех и славу.

Признаюсь, я ожидал увидеть Жерара в роли Дон-Жуана, покорителя женских сердец, во всех его картинах, которые доступны к просмотру. Но это оказалось не так, Жерар Филип действительно оказался талантливым актером, которому подвластны любые роли. Я не знаток кинематографа, но думаю, что если бы он прожил чуть больше лет, то диапазон его таланта раскрылся еще больше.

Сейчас я хочу поделиться своими впечатлениями о просмотренных кинофильмах.  Сразу скажу, что по внешнему виду Жерар Филип мне напомнил нашего Олега Стриженова. Тот тоже был шатен, с красивым, как будто выточенным из мрамора лицом, но у француза оно было более живое, что ли, в некоторых фильмах в нем можно было угадать все переживания героя. Особенно это заметно в фильме «Пармская обитель».
Действительно, в начале это фильма Жерар Филип играет легкомысленного молодого человека, избалованного вниманием женщин. Его любит его тетя, по сути дела приемная мать, герцогиня, в которую в свою очередь влюблены принц и премьер-министр, а также еще одна замужняя дама из света.  Но ему понравилась танцовщица из гастролирующей в Парме небольшой труппы. Именно с ней он и поехал развлечься на лоне природы. Но хозяин этой труппы сам имел виды на эту смазливую танцовщицу, и поехал за ними.  Межу мужчинами состоялось драка, во время которой маркиз, которого играл Жерар Филип, убил своего противника, причем ножом того. Но он был схвачен полицией. Чувствовалось, что все это было подстроено министром полиции по указу коварного принца, влюбленного в тетку маркиза.

Далее события развиваются в тюрьме. Из окна камеры маркиз мог наблюдать лишь за одним человеком – красивой дочерью начальника тюрьмы, которая жили в отдельном доме на территории тюрьмы. И Жерар Филип влюбляется в эту девушку, к которой сватается разбогатевший на продаже зерна гражданин, сумевший купить себе титул маркиза.  Вот в камере и развертывается борьба со злом,  знатного узника с тюремщиками, которые не видят в нем человека.

Как часто бывает в таких произведениях, добро побеждает зло.  Но, чтобы спасти любимого, дочка начальника тюрьмы пообещала выйти замуж за нелюбимого, но ставшего богатым маркиза из простого народа, купившего свой титул за деньги. Кстати, у которого оказалось очень благородное сердца, что видно по завершающим кадрам фильма. Но все же влюбленные смогли один раз увидеться наедине, и как можно понять, между ними была интимная близость.

Из всех увиденных мной ролей в кинофильмах с участием Жерара Филипа это была наиболее драматичная роль. Разве что в фильме «Такой красивый маленький пляж», где герой Жерара Филипа кончает жизнь самоубийством, роль более трагична. А во многих  других Жерар выступает как покоритель женских сердец,  ловелас, меняющих женщин и девушек, как перчатки. В этом отношении у него даже можно поучиться. Я даже пожалел, что в юности или молодости не видел этих кинокартин, они бы могли многому научить в отношениях молодого человека с противоположным полом. Но, увы, этой возможности я был лишен, и наделал кучу ошибок в своей жизни.

Вообще Жерар Филип до появления на киноэкранах Жана Маре, Жана-Поля Бельмандо и Алена Делона был первым и единственным красавцем, который играл роли в кинофильмах, где события разворачиваются в  салонах и спальнях XIX века, и лишь в одном из увиденных фильмов, «Дьявол во плоти», где действия происходят в период Первом мировой войны.  Там героиня фильма умирает на руках законного супруга, приехавшего с фронта, успев назвать родившего мальчика именем любовника, которого играет Жерар Филип.

Теперь поговорим о других фильмах, которые я успел посмотреть за последнее время.

«Опасные связи»
Жюльетта и Вальмон — супружеская пара со сложными отношениями. Они ищут в жизни острых ощущений и волнений, поэтому отношения на стороне для супругов обычное дело, а приобретённым сексуальным опытом они делятся друг с другом. У них лишь одно табу: никогда не влюбляться в объекты сексуальных опытов! Но однажды Вальмон нарушает правило, влюбившись по уши в девушку, встреченную на лыжном курорте…

«Чужие жены»
Предприимчивый, умный, циничный и обезоруживающе обаятельный провинциал Октав Мурэ приезжает в Париж, чтобы сделать карьеру в торговле. Вскоре его нарекают поэтом дамской одежды, а быстрое продвижение по службе он успешно сочетает с «коллекционированием» женщин, преимущественно замужних, с легкостью соблазняя одну за другой… Хорошо, что в конце фильма герой Жерара выбирает одну, вернее, это она его выбирает, став вдовой и поняв, что она любит Октава Муре.

«Ночные красавицы»
Молодой композитор Клод влачит жалкое существование в одном из бедных Кварталов захолустного городка. Он подрабатывает учителем пения в школе, - над ним смеются ученики и подшучивают друзья детства - обладатели более земных профессий, а ко всему прочему сосед, владелец автомастерской, мешает сочинять ему музыку, заглушая звуки пианино (которое вот-вот заберут за неуплату аренды) ревом моторов. Утонченный Клод убегает от удручающей реальности в свои сны, которые переносят его в разные эпохи. Там он - известный композитор, храбрый офицер, сражающийся в Африке, светский лев и одновременно революционер, мушкетер и дамский угодник. Мир снов гораздо ярче и реалистичнее мира подлинного... Этот фильм мне напомнил ранее просмотренный фильм «Великолепный»  с Жан-Полем Бельмандо в главной роли. Там тоже история писателя, который представляет в грезах себя на месте настоящего мачо, защищавшего от врагов красивую девушку, по внешнему виду напоминающего уборщицу его квартиры, и в качестве других героев выступают издатель, который мало платит, соседи и другие реальные персонажи из жизни героя Бельмандо.   Кстати, я в  этой части пошел по тому же пути, многие герои моих рассказов и новелл – реальные люди. Разве что мне не снятся сцены из моих рассказов, сны скорее дают мне новые сюжеты.

«Красное и черное»
Видимо, это самый известный фильм в репертуаре Жерара Филипа после «Фанфан-Тюльпана».
Заседание суда по делу Жюльена Сореля. Обвиняемому предоставляется заключительное слово, в котором тот не просит милости, а обличает присутствующих в желании наказать его за низкое происхождение человека, взошедшего в избранное общество. Суд удаляется на совещание.

Несколько лет назад. Отец отвозит Жюльена на службу к господину де Реналь. Между мадам де Реналь и Жюльеном зарождаются отношения. Сорель проникает в её комнату, где и проводит ночь.

Мадам де Реналь настаивает на участии Жюльена в почётном карауле, что вызывает толки в городе и среди военных. Аббат Шелан возмущён красным мундиром Жюльена, переодевает в чёрные одежды и приводит на встречу с епископом. Во время службы Жюльен понимает, что первую роль в свете играет далеко не король, а епископ. Эти мысли приводят его в семинарию Безансона. Способствует этому и анонимное письмо на имя господина де Реналя, обличающее его супругу в измене.

В Париже Сорель входит в дом маркиза де ла Моль, секретарём которого он становится. На Жюльена обращает внимание дочь маркиза Матильда. Между молодыми людьми вспыхивает сложный роман с лазаньями на свидания через окно, презрением Матильды при свете дня и страстными ночами.

Духовник госпожи де Реналь надиктовывает ей письмо для маркиза, в котором она говорит о Жюльене как о карьеристе, который идёт на всё для достижения цели. Возмущённый Жюльен возвращается в Верьер, где во время службы в церкви дважды стреляет в госпожу де Реналь.

Сорель арестован и отказывается от исповеди. Одуматься и вернуться в лоно церкви его убеждают аббат Шелан и госпожа де Реналь, которая осталась жива и пошла на поправку.

Мадам де Реналь умирает через три дня после казни Жюльена, обнимая своих детей.

Посмотрев этот французский фильм, я решил снова посмотреть старый, 1976 года выпуска,  советский фильм с таким же названием и по этому-же произведению Стендаля. Фильм поставил мэтр нашего кинематографа Сергей Герасимов, а главную роль играет молодой Николай Еременко, а его возлюбленных Наталья Бондарчук и Наталья Белохвостикова.  Наш фильм – это сериал, там более глубоко и подробно показана трагедия человека из низов, который волею судьбы так высоко взлетел, но все равно оказался на гильотине.

Конечно, я не мог не посмотреть знаменитый фильм «Фанфан-Тюльпан», в котором в главных ролях снялись суперзвезды итальянского и французского кино – Джина Лоллобриджида и Жерар Филип. Совсем молодые, красивые, да еще фильм цветной. Было интересно наблюдать за сценами схваток, погонь и другими приключениями героя фильма, который далеко не сразу решил покорить героиню. Но потом это случилось,  и фильм закончился «хэппи эндом».

В завершении своего повествования я хотел бы присоединиться к огромной массе почитателей таланта Жерара Филипа, жалеющих о преждевременной кончине этого великого актера в истории французского искусства.